Главная → Список ключевых слов
Статья посвящена возможностям использования потенциала теории П.Я. Гальперина о планомерно-поэтапном формировании умственных действий при изучении развития социального познания и социального интеллекта в детском возрасте.
Выделяются три основных направления исследований, которые могут применить положения теории П.Я. Гальперина. Первое опирается на использование этого метода в практике обучения. Второе посвящено изучению того, как социальное взаимодействие в процессе формирования умственных действий влияет на процесс планомерно-поэтапного формирования и на характеристики формируемых действий. В рамках третьего направления данный метод может быть использован для изучения развития социального познания в детском возрасте.
Эвристичным потенциалом в этом случае обладает предмет психологического исследования, под которым понимается изучение ориентировки ребенка в проблемной межличностной ситуации и формирование сложных коммуникативных навыков методом поэтапного формирования. Приводятся примеры экспериментального моделирования коммуникативных ситуаций как условия разворачивания процессов ориентировки в целях их изучения и последующего формирования социально-интеллектуальных стратегий разрешения проблемных коммуникативных ситуаций.
Делается вывод о том, что теория и метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий позволяет наметить новые пути исследования социального познания в детском возрасте по всем трем вышеназванным направлениям. Это такие пути, как изменение традиционных практик тренинга коммуникативных навыков применительно к детскому возрасту, формирование когнитивного компонента социо-эмоциональной и коммуникативной компетентности, описание и создание соответствующих возрасту условий развития способностей к ориентировке в сложных комммуникативных ситуациях и к планированию своих действий. Все это является необходимым условием развития социального интеллекта.
Поступила: 03.07.2017
Принята к публикации: 17.07.2017
Страницы: 103-112
DOI: 10.11621/npj.2017.0312
Ключевые слова: метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий; ориентировка в межличностной ситуации; социальное познание; социальный интеллект; Гальперин П. Я. ; теория П.Я. Гальперина
Авторам: Чеснокова Ольга Борисовна; Мартиросова Юлия Викторовна
Доступно в on-line версии с 10.10.2017
Статья посвящена обсуждению филогенетических предпосылок социального интеллекта в сложных социальных системах, а также выделению уровней, форм и типов социального интеллекта у человека. На основе экспериментальных исследований социального интеллекта в онтогенезе ребенка выделены высокий, средний и низкий уровни социального интеллекта. Показана необходимость выделения уровней, форм и типов социального интеллекта у детей для решения ряда теоретических и практических вопросов подготовки современного ребенка к эффективному освоению и функционированию внутри сложных социальных систем.
Страницы: 22-29
Ключевые слова: социальный интеллект; социальная компетентность; филогенез; онтогенез; уровни, формы и типы
Авторам: Чеснокова Ольга Борисовна; Субботский Евгений Васильевич
Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали. Показано, что у детей применение социального интеллекта в форме обмана взрослого составляет необходимую предпосылку возникновения свободного морального выбора и последующе" го появления внутренней нравственной мотивации.
Страницы: 8-13
Ключевые слова: социальный интеллект; обман; манипуляция; моральный выбор; моральное развитие детей; нравственная мотивация; эмоциональная идентификация
Авторам: Субботский Евгений Васильевич; Чеснокова Ольга Борисовна