Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи.. Тема психологических последствий массовых бедствий для детей и подростков (жертв природных и техногенных катастроф, военных конфликтов, терроризма), а также соответствующих рисков, угроз для их психического развития недостаточно освещена в современной психологии. Трудности осуществления исследований обуславливают их относительную малочисленность применительно к детской популяции.
Цель проведенного аналитико-теоретического исследования: изучение общего состояния проблемы и наиболее обсуждаемых современных моделей влияния опыта переживания массовых бедствий на психологическое самочувствие детей и подростков – жертв и очевидцев массовых природных, социоантропогенных и техногенных катаклизмов; культурно-исторический анализ проблематики; обсуждение центральных дискуссионных вопросов в отношении профилактики деструктивных психологических реакций у подрастающего поколения.
Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно рассмотрена палитра представлений о психологических последствиях массовых бедствий для подрастающего поколения от наиболее исторически ранних к современным. Представлен критический анализ основных методологий, на основе которых построена большая часть современных исследований, и наконец, в завершении статьи показаны возможности системного культурно-исторического анализа в рамках данной проблематики, включая вопросы превенции деструктивных психологических реакций.
Результаты исследования. Проведенный анализ обнаружил частичность и разнообразие исследовательских моделей, нередкую противоречивость выводов, сделанных на основе их исследовательской разработки; дискуссионность в отношении вопросов профилактического вмешательства.
Выводы. Показаны интегративные возможности культурно-исторического анализа, в том числе, и по отношению к методологии ранее осуществленных исследований, возможностей проектирования профилактических и превентивных мер, повышающих психологическую устойчивость детей и подростков к травматическим последствиям переживания экстремальных ситуаций. Суть предлагаемого подхода состоит в культурно-историческом понимании внутренних и внешних причин и механизмов порождения разнообразных травматических реакций и расстройств (ПТСР), характера помощи и работы с ними, а также в возможностях диагностики «слабых мест», готовностей к развитию таких расстройств в условиях определенного общества.
Поступила: 20.12.2017
Принята к публикации: 10.01.2018
Страницы: 17-29
DOI: 10.11621/npj.2018.0102
Ключевые слова: дети и подростки; психологические последствия переживания массовых катастроф и бедствий; психическое развитие; порождения разнообразных травматических реакций и расстройств (ПТСР); культурно-исторический анализ; психопрофилактика; проектирование развития
Авторам: Бурлакова Наталья Семеновна
Доступно в on-line версии с 30.03.2018
В статье подчеркивается необходимость дифференцированного культурно-исторического анализа развития ребенка в условиях социальной и культурной стратификации современного российского общества. Это требует рассмотрения культурно-исторических сред существования различных социальных слоев, страт, субкультурных образований, внутри которых происходит развитие ребенка, и которые обуславливают специфику конкретной семьи.
Материалы статьи дают объективное представление о современной культурно-исторической социальной ситуации развития детей-дошкольников (5,5-7 лет) из высокоресурсных семей средне-высшей социальной страты мегаполиса. На основе эмпирических данных с учетом определенной структуры семьи обсуждается образ ребенка, выделяются его наиболее желательные для родителей и подчеркиваемые ими качества, связанные с ценностными приоритетами данной группы. Показано, что в соответствии с ними родители осуществляют выбор организации развития своего ребенка.
В фокусе обсуждения авторов находятся стратегии организации развития детей одного из престижных дошкольных образовательных учреждений: анализируются кредо центра, основная педагогическая стратегия с использованием «волшебных сказок», характер типичных взаимоотношений педагогов центра с ребенком. Обращение к нарративной продукции детей дает возможность выделить особенности восприятия детьми данной педагогической технологии. Результаты проведенного исследования позволяют обозначить серьезные области риска в эмоционально-личностном развитии детей данной группы, а также предоставляют возможность осмысления полученных результатов в более широкой культурно-исторической перспективе.
Поступила: 20.10.2014
Принята к публикации: 12.11.2014
Страницы: 123-133
DOI: 10.11621/npj.2015.0213
Ключевые слова: психологическое здоровье ребенка; культурно-исторический анализ; ; дети старшего дошкольного возраста; дошкольное образование
Авторам: Бурлакова Наталья Семеновна; Быкова Полина Сергеевна
Доступно в on-line версии с 30.08.2015