Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи. Обращение к фасилитирующим практикам подразумевает предоставление человеку возможности собственного субъектного смыслоконструирования, а также поиск консультантом таких инструментов работы, которые позволят клиенту «идти за собой, сохраняя отношения с другим». Проблема поиска психотехнических средств адекватных сотрудничающим, диалогическим отношениям, приводит нас к обращению к комическому материалу (юмору), а именно к одной из его форм – шутке.
Цель нашей работы – опираясь на культурно-историческую концепцию и нарративный подход в психологии, а также на идеи планомерно-поэтапного формирования действий, обосновать возможности шутки как инструментального средства нарративного понимания межличностных отношений клиента и консультанта.
Описание хода исследования. Уточняется понятие «межличностного отношения». Конкретизируются характеристики самого «понимания межличностных отношений». Проводится рассмотрение «смехового действия» как действия, ведущего к пониманию межличностных отношений, а шутки как психотехнического средства, опосредствующее терапевтические отношения клиента и консультанта.
Результаты исследования. «Понимание межличностных отношений» определяется как выделение способа (схемы-ориентировки), который приводит к оформлению того или иного суждения о складывающихся отношениях. Юмор рассматривается как способ отношений и понимания (ориентации) в межличностной коммуникации, реализация которого происходит через знаково-символическую конструкцию – шутку. Помещение проблемы рассмотрения шутки в фокус нарративного подхода дает возможность увидеть дополнительные характеристики ее инструментальности, которые могут быть заведены в схему ориентировочной основы коммуникативного действия.
Выводы. Привлечение шутки в консультативное взаимодействие в качестве психотехнического средства позволяет делать определенные высказывания или утверждать необходимость каких-либо действий с позиции равенства, не ограничивая личную свободу человека. Благодаря шутке взаимодействие с консультантом становится понятным для клиента в своих интенциях, интересах, ценностно-смысловых ориентировках и, вместе с тем, сохраняется люфт для корректировки собственных суждений и действий.
Поступила: 24.01.2018
Принята к публикации: 05.09.2018
Страницы: 59-67
DOI: 10.11621/npj.2019.0106
Ключевые слова: межличностные отношения; юмор; смех; нарративный подход; психосемантика; психотехники
Авторам: Елфимова Мария Михайловна
Доступно в on-line версии с 30.04.2019
Актуальность статьи. Околосмертный опыт – измененное состояние сознания, переживаемое в момент близости к смерти. Оно имеет специфическую структуру, которая включает такие элементы как внетелесный опыт, ощущение движения в темном туннеле, видения яркого света, встречи с умершими, иных реальностей, обзор жизни и многое другое. Это состояние стало встречаться достаточно часто, в частности, из-за успехов реаниматологии и высокого уровня организации неотложной помощи. Само переживание данного опыта и обусловленные им личностные изменения порождают у людей целый ряд психологических проблем, о которых они бояться рассказывать не только медикам, но и близким из-за опасности интерпретации его околосмертных переживаний как признака душевной болезни.
Целью проведенного аналитико-теоретического исследования стало изучение накопленного в западной медицине, психологии и психотерапии опыта работы с такими пациентами, а так же знакомство с организацией процесса подготовки специалистов в этой области и особенностей психотерапевтической помощи людям, пережившим околосмертный опыт, и членам их семей.
Описание хода исследования. В статье проведен анализ зарубежных работ, посвященных проблеме обращения с пережившими околосмертный опыт и психологической помощи им. Содержащийся в работах материал структурирован и обобщен по основным проблемам в этой области.
Результаты исследования. Рассмотрена модель стадий адаптации человека после переживания околосмертного опыта, предложенная Ф. Этуотер. Выделены и интегрированы правила взаимодействия медицинского персонала и родственников с пациентами разных групп (как на этапе возможного появления околосмертного опыта, так и в период после получения данного опыта). Намечены правила обращения с пережившими этот опыт детьми. опыт организации психотерапевтической помощи пережившему и его близким.
Выводы. Соблюдение описанных в данной работе правил медиками, психотерапевтами и родными человека, пережившего околосмертный опыт, способствует ослаблению уже существующих у пациента эмоциональных и социальных проблем, а в ряде случаев – предупреждает их возникновение.
Поступила: 04.05.2018
Принята к публикации: 17.05.2018
Страницы: 75-91
DOI: 10.11621/npj.2018.0209
Ключевые слова: околосмертный опыт; измененные состояния сознания (ИСС); психотерапия; психологическая поддержка; личностная трансформация; психологическая адаптация; межличностные отношения
Авторам: Гордеева Ольга Владимировна
Доступно в on-line версии с 01.08.2018