Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи. Наиболее обсуждаемая тема исследований развития творческого мышления в детском возрасте – массовое снижение показателей креативности у большой популяции современных детей в различных странах по результатам измерения на основе батареи тестов творческого мышления (TTCT) Е.Р. Торренса. Методологическая ограниченность тестового подхода и дескриптивных методов затрудняет поиск ответа на вопрос об условиях развития разных сторон креативности в детском возрасте, поэтому данная проблема не получает достаточного рассмотрения в современной психологии развития.
Цель проведенного теоретико-аналитического исследования – изучение общего состояния и современных подходов к проблеме творческого мышления ребенка, обоснование методологии «планомерно-формирующего» направления, раскрывающего линию функционального развития логических и творческих действий в возрастном развитии его психики, обсуждение прикладных вопросов, связанных с преодолением кризисных ситуаций в области креативности у современных детей.
Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно обосновывается методология «планомерно-формирующего» направления как система объективных требований к психическому процессу («идеальная форма») и условий, обеспечивающих выполнение этих требований (присвоение орудия деятельности в ориентировочной функции); раскрывается идея функционального развития психики ребенка применительно к творческому мышлению. Обсуждается ограниченность психометрического тестового метода в решении проблемы развития креативности у детей на протяжении ХХ века и в нынешнее время.
Результаты исследования. Проведенный анализ применения методологии «планомерно-формирующего» направления показал, каким образом создаются условия для опосредствования и роста показателей продуктивности в решении дивергентной задачи Picture Construction Test (Torrance, 1966) у дошкольников в направлении приближения к установленной заранее «идеальной форме». В ходе выполнения заданий обнаружены качественно различные типы поведения детей в направлении повышения свойств их действий: инициативности, рефлексивности, управляемости. Оценивание результатов показало, что качественные расхождения в типах продуктивности решения дивергентной задачи дошкольниками значимо связаны с уровнем их интеллектуальной готовности.
Выводы. Показана перспективность идеи функционального и возрастного развития психики ребенка для исследования теоретических и прикладных проблем развития творческого мышления в онтогенезе. Применение гальперинской концепции ориентировки к нестандартным (дивергентным) задачам позволило рассмотреть наиболее известные тесты творческой одаренности, предложенные Е.П. Торренсом, в аспекте выявления креативного потенциала у любого нормально развивающегося ребенка.
Поступила: 08.02.2018
Принята к публикации: 21.02.2018
Страницы: 88-97
DOI: 10.11621/npj.2018.0108
Ключевые слова: креативность; продуктивность; творческое мышление; художественно-творческая одаренность; дивергентные задачи; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; функциональное и возрастное развитие психики ребенка; дошкольный возраст
Авторам: Чурбанова Светлана Михайловна
Доступно в on-line версии с 30.03.2018
Статья посвящена анализу результативности тренинговой программы, составленной на основе авторской интегральной концепции творческого мышления, трактующей его не как проявление одаренности (то есть вида мышления), а как высший, интегральный уровень мышления, в структуру которого входят системное, логическое, дивергентное, прогностическое, продуктивное, абстрактное, образное, словесное, теоретическое, практическое, лабильное мышление. Кластерный анализ позволил выделить три вида творческого мышления: системно-теоретическое, образно-практическое и лабильно-логическое.
На основе интегральной концепции творческого мышления и доказанной в результате кластерного анализа типологии творческого мышления была создана специальная развивающая программа, в ходе которой творческое мышление подростков целенаправленно формируется за счет развития и взаимной интеграции своих составляющих. Развивающая программа была разработана с использованием тренинговых и обучающих программ, созданных для стимуляции отдельных видов мышления, однако основной акцент был сделан на целенаправленную интеграцию видов мышления в структуре творческого.
Апробация проводилась на базе нескольких средних школ г. Ангарска в 2009-2010 гг. Апробируемая программа показала высокую эффективность как относительно количественных интегральных показателей творческого мышления, так и относительно его качественных характеристик, а также в отношении всех трех видов творческого мышления с разными вариантами внутренней структуры. Доказана не только результативность целенаправленной развивающей работы с творческим мышлением через интеграцию его компонентов, но целесообразность типологического подхода к построению соответствующих развивающих программ.
Поступила: 11.10.2012
Принята к публикации: 24.03.2014
Страницы: 102-109
DOI: 10.11621/npj.2014.0111
Ключевые слова: творчество; творческое мышление; виды мышления; интегральная концепция творческого мышления
Авторам: Чернецкая Надежда Игоревна