Поступила: 08.10.2022
Принята к публикации: 21.11.2022
Дата публикации в журнале: 30.12.2022
Ключевые слова: статус профессиональной идентичности; психологическая адаптация; базисные убеждения; ценностные ориентации; юношеский возраст
Страницы: 19–28
DOI: 10.11621/npj.2022.0403
Доступно в on-line версии с: 30.12.2022
Карабанова О.А., Молчанов С.В. Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.19–28. doi: 10.11621/npj.2022.0403
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель — исследование связи статуса профессиональной идентичности личности в юношеском возрасте с особенностями психологической адаптации. Задачи: 1) изучение взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и базисных убеждений личности как показателей психологической адаптации; 2) изучение особенностей ценностных ориентаций личности в связи со статусами профессиональной идентичности и уровнем психологической адаптации.
Методы. Использованы методика базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман в адаптации М.А. Падун, А.В. Котельниковой; методика определения статуса идентичности в области профессионального самоопределения Д. Марсиа в модификации О.А. Карабановой, В.Р. Орестовой; опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца.
Выборка. 102 респондента, из них 35,4% юношей, 54,4% — девушек в возрасте от 16 до 18 лет.
Результаты. Методом К-средних выделены 2 кластера, различающиеся по уровню психологической адаптации. Выявлены различия в уровне базисных убеждений и ценностных ориентаций у групп со статусом диффузии и моратория, диффузии и достигнутой идентичности (критерий Манна — Уитни, р ≤ 0,05). Выявлены различия ценностных ориентаций между группами с разным уровнем психологической адаптации (критерий Манна — Уитни, р ≤ 0,05).
Выводы. Статус профессиональной идентичности в юношеском возрасте связан с уровнем психологической адаптации личности. Высоким статусам идентичности (достигнутой идентичности и мораторию) соответствует высокий уровень психологической адаптации, диффузии идентичности — низкий уровень. Высокий уровень психологического благополучия и адаптации, определяется сбалансированностью ценностей автономии и самоутверждения и универсальных ценностей социальных интересов и общественного благополучия.
Информация о финансировании. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ проект No 22-18- 00230 «Предикторы психологической адаптации личности в ситуации глобальных рисков цифрового мира: межпоколенный и гендерный анализ».
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, No 40 (1). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.06.2020).
Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, No 4. С. 299–304.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2001.
Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1996.
Карабанова О.А., Орестова В.Р. Методы исследования идентичности в концепции Д. Марсиа // Психология и школа. 2005. No 1. С. 39–50.
Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, No 5. С. 16–26.
Карабанова О.А., Захарова Е.И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 4, No 40. С. 113–124.
Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека. Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976.
Падун М.А., Котельникова А.В. Методика исследования базисных убеждений личности. Лаборатория психологии и психотерапии посттравматического стресса. М.: ИПРАН, 2007.
Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. No 1. С. 15–26.
Петровский В.А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) // Мир психологии. 2020. No 2 (102). С. 20–31.
Пряжников Н.С. Профориентология. М.: Юрайт, 2019.
Фоломеева Т.В., Серегина И.С. Социальные представления о благополучии // Мир психологии. 2004. No 3. С. 122–132.
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. No 2. С. 24–43.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006.
Archer, S.L., Waterman, A.S. (1990). Varieties of Identity Diffusions and Foreclosures: An Exploration of Subcategories of the Identity Statuses. Journal of Adolescent Research, 5 (1), 96–111. https://doi.org/10.1177/074355489051009
Becht, A.I., Luyckx, K., Nelemans, S.A., Goossens, L., Branje, S.J., Vollebergh, W.A., Meeus, W.H. (2019). Linking identity and depressive symptoms across adolescence: A multisample longitudinal study testing within-person effects. Developmental Psychology, 55 (8), 1733–1742. https://doi.org/10.1037/dev0000742
Berzonsky, M., Kuk, L. (2000). Identity Status, Identity Processing Style, and the Transition to University. Journal of Adolescent Research, 15 (1), 81–98.
Consorti, F., Consorti, G. (2022). Elements and Determinants of Professional Identity During the Pandemic: A Hermeneutic Qualitative Study, Teaching and Learning in Medicine. Teaching and learning medicine, 16, 1–14. doi: 10.1080/10401334.2022.208 0068
Crocetti, E., Luyckx, K., Scrignaro, M., Sica, L.S. (2011). Identity formation in Italian emerging adults: A cluster-analytic approach and associations with psychosocial functioning. European Journal of Developmental Psychology, 8 (5), 558–572. https://doi.org/1 0.1080/17405629.2011.576858
Crocetti, E., Schwartz, S.J., Fermani, A., Meeus, W. (2010). The Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS). European Journal of Psychological Assessment, 26 (2), 172–186. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000024
Fitzgerald, A. (2020). Professional identity: A concept analysis. Nursing Forum, 55 (3), 447–472. doi: 10.1111/nuf.12450 Havighurst, R.J. (1953).
Human development and education. Longmans: Green.
Huzeeva, G., Ayanyan, A., Golubeva, N., & Martsinkovskaya, T. (2019). The Dynamics Of Identity In The Information And Transitive Space. In T.D. Martsinkovskaya, & V.R. Orestova (Eds.), Psychology of Subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development, 64. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 356–364). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.46
Kasperiuniene, J., Zydziunaite, V. (2019). A Systematic Literature Review on Professional Identity Construction in Social Media. SAGE Open, 9 (1). https://doi.org/10.1177/2158244019828847
Marcia, J.E. (1996). Development and validation of ego identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 3 (5), 551–558.
Marcia, J.E. (1980). Identity in adolescence. Handbook of adolescent psychology. In J. Adelson (Eds.), (pp. 159–187). New York: Wiley.
Waterman, S. (1999). Identity, the Identity Statuses, and Identity Status. Development: A Contemporary Statement. Developmental Review, 19, 591–621.
Zimmermann, G., Biermann, E., Mantzouranis, G., Genoud, P.A., Crocetti, E. (2012). Brief Report: The Identity Style Inventory (ISI-3) and the Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS): Factor structure, reliability, and convergent validity in French-speaking college students. Journal of Adolescence, 35, 461–465. doi: 10.1016/j.adolescence.2010.11.013
Карабанова О.А., Молчанов С.В.Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. c.19–28. doi: 10.11621/npj.2022.0403
Скопировано в буфер обмена
Скопировать