ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой

Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.05.2022

Принята к публикации: 07.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: кризис детства; детская субкультура; игра и игрушка; психологическая экспертиза; восприятие мультфильмов

Страницы: 60-68

DOI: 10.11621/npj.2022.0308

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Карабанова О.А. Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.60-68. doi: 10.11621/npj.2022.0308

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Карабанова Ольга Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность определена рассмотрением социокультурной ситуации современного детства и детской субкультуры, необходимостью поиска путей разрешения кризиса детства. Анализ роли игры и игрушки в развитии дошкольника, просмотра анимационных фильмов и компьютерных игр в условиях конвергентной среды развития и информационной социализации позволяет наметить стратегию выхода из кризиса посредством модернизации системы дошкольного образования. 

Цель. Анализ научного наследия доктора психологических наук, профессора Е.О. Смирновой, в трудах которой разработана оригинальная концепция игровой деятельности и игрушки в дошкольном возрасте в условиях современного детства на теоретико-методологическом и практико-ориентированном уровне. 

Результаты. Обосновано положение о том, что игра является источником становления самостоятельности и инициативы ребенка, являющимся показателем развития личности в детском возрасте. Выделены характеристики детской субкультуры, отражающие кризис детства, специальное внимание уделено тенденциям трансформации игрушек и роли мультфильмов и компьютерных игр в конвергентной среде развития. Рассмотрены причины кризиса детства, связанные с нарушением посреднической миссии взрослых в трансляции социокультурного опыта и разрыве мотивации и способов действия ребенка, отчуждении смыслов деятельности, блокировании творческой самостоятельной деятельности и инициативности ребенка, сведении развития к «ЗУНовской» парадигме обучения. Определены цели и задачи психологической экспертизы, разработаны критерии экспертной оценки игрушек и мультфильмов. Сформулированы требования к компьютерным играм, отражающим социальный запрос на создание контента развивающей, безопасной информационной среды. 

Выводы. Стратегия конструирования безопасной развивающей конвергентной среды психического развития ребенка в дошкольном возрасте на основе психологической экспертизы игрушек, мультфильмов, компьютерных игр является условием преодоления кризиса детства. Поддержка самостоятельности и инициативы в типичных видах деятельности ребенка дошкольного возраста — игровой, познавательной, восприятия анимационных фильмов в сотрудничестве с взрослым и сверстниками определяет прогресс развития личности.


Литература

Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблема детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. No 3. С. 20–29. 

Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. No 3 (31). С. 37–46. 

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Под ред. Смирновой Е.О., Абдулаевой Е.А., Рябковой И.А. и др. М.: Русское слово — учебник, 2018. 

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. No 1. С. 16–25. 

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. и др. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и об- разование. Тематический номер «Психолого-педагогические проблемы игры и игрушки». 2008. No 3. С. 5–19. 

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Игрушки детей Европы // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Т. 2, No 5. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Smirnova_Abdulaeva_Sokolova.shtml (дата обращения: 21.04.2022). 

Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психолого-педагогические исследования. 2013. No 3. [Электронный ресурс] // URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 08.08.2019). 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. No 2. С. 15–23. 

Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, No 4. С. 27–36. 

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, No 4. С. 4–11. 

Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015a. No 4. С. 25–35. 

Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015б. Т. 11, No 3. С. 9–15. doi: 10.17759/chp.2015110302 

Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, No 3. C. 42–53. doi: 10.17759/pse.2018230304 

Смирнова Е.О., Клопотова Е.Е. Психологизация дошкольного образования в работах О.М. Дьяченко (к 70-летию со дня рождения) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, No 2. С. 109–115. doi: 10.17759/chp.2018140212 

Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 79–87. doi: 10.17759/jmfp.2019080408 

Смирнова Е.О. Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, No 4. C. 79–89. doi: 10.17759/psyedu.2019110406 

Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, No 1. С. 12–26. doi: 10.17759/psyedu.2019110102 

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 2. С. 99–104. doi: 10.17759/chp.2019150212 

Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. No 2. С. 20–24. 

Тендрякова М.В. Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты, 2022. 

Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. No 2 (4). С. 6–11. 

Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. No 3. С. 7–14. 

Bandura, A. Ross, D., Ross, S.A. (1963). Imitation of film-mediated aggressive models. Journal of Abnormal and Social Psychology, 66, 3–11. 

Rasmussen, T.E. (2003). The ball — toy of gods and man. Toys in educational and socio-cultural contexts, 1.


Для цитирования статьи:

Карабанова О.А.Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.60-68. doi: 10.11621/npj.2022.0308

Скопировано в буфер обмена

Скопировать