ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Эргономическое обеспечение проектирования и внедрения прибора контроля бодрствования железнодорожного машиниста

Эргономическое обеспечение проектирования и внедрения прибора контроля бодрствования железнодорожного машиниста

Скачать в формате PDF

Поступила: 06.07.2021

Принята к публикации: 16.08.2021

Дата публикации в журнале: 30.11.2021

Ключевые слова: уровень бодрствования ; электродермальная активность; инженерная психология; эргономика; анализ деятельности; способы контроля функционального состояния; железнодорожные машинисты

Страницы: 87-95

DOI: 10.11621/npj.2021.0307

Доступно в on-line версии с: 30.11.2021

Для цитирования статьи:

Михайлова Н. А., Николаев А. Ю., Носкова О.Г. Эргономическое обеспечение проектирования и внедрения прибора контроля бодрствования железнодорожного машиниста. // Национальный психологический журнал 2021. № 3. c.87-95. doi: 10.11621/npj.2021.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2021

Михайлова Наталья Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Николаев Артур Юрьевич ОАО «РЖД»

Носкова Ольга Геннадьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность темы. Статья посвящена проблеме контроля функционального состояния оператора, эта тема была и остается важной, в частности, в контексте обеспечения безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Цель исследования. Анализ проектирования и итогов внедрения в 1996 г. автоматизированной телемеханической системы контроля бодрствования железнодорожных машинистов (ТСКБМ), основанной на регистрации электродермальной активности — ЭДА (кожно-гальванической реакции).

Гипотеза исследования. Выбранный способ контроля состояния бодрствования и алгоритм действий оператора в случае диагностики нежелательных характеристик состояния при использовании ТСКБМ может создавать для машинистов дополнительные стрессовые состояния, что может негативно отражаться на профессиональной деятельности. Проведение исследования и использованные методы. В работе выполнен анализ литературных данных, а также проведено пилотное исследование: психологический анализ деятельности современных железнодорожных машинистов разных типов, анализ технической документации, метод беседы с инженерами железнодорожного профиля, метод структурированного интервью с группой машинистов-классников, повышающих квалификацию (8 человек).

Результаты исследования. Рассмотрены современные автоматические системы контроля бодрствования операторов, дано описание ТСКБМ, обсуждены психофизиологические основы ее применения, представлены данные эмпирического анализа, доказывающие справедливость гипотезы о том, что использование ТСКБМ в работе машинистов электропоезда действительно создает дополнительные проблемные ситуации и стрессовые состояния, сделан вывод о необходимости более развернутых эмпирических исследований. В итоге представлены позитивные и негативные стороны применения ТСКБМ, даны конкретные рекомендации по ее использованию и соответствующей подготовке машинистов.

Заключение. Анализ применения ТСКБМ для авторов статьи служит примером важности применения инженерно-психологических и эргономических положений в проектировании и внедрении в практику новых автоматизированных технических средств контроля функциональных состояний на основе учета их влияния на одновременное осуществление оператором его основной профессиональной деятельности.

Литература

Безденежных Б.Н., Греченко Т.Н., Шевелева И.А. Психофизиология: Учебник / Под ред. Ю.И. Александрова. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2001.

Бугаёв А.С., Герус С.В., Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Миргородский В.И., Шахнарович В.М. Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 2. С. 21–41.

Дементиенко В.В. Физические принципы построения систем безопасного мониторинга состояния человека-оператора: дисс... д-ра технич. наук. Москва, 2010.

Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Корнеева Л.Г., Марков А.Г., Шахнарович В.М. Особенности электродермальной активности при изменениях уровня бодрствования человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. Т. 49, № 6. С. 926–935.

Елякин С.В. Локомотивные системы безопасности движения: учебное пособие. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016.

Инструкция по эксплуатации локомотивных устройств безопасности № Л230. М.: Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства — филиал ОАО «РЖД». 2016.

Канеман Д. Внимание и усилие. М.: «Смысл», 2006.

Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем. М.: «МИР». 1979.

Мониторинг результатов расшифровки скоростемерных лент и электронных носителей информации параметров движения за 11 месяцев 2019 года № ОИ-1788. М.: Филиал ОАО «РЖД» Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства, 2019.

Психология труда, инженерная психология и эргономика. Учебник / Под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. М.: Юрайт, 2015.

Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5 изд. М.: «Питер», 2003.

Bernardini, R., Aff anni, A., Del Linz, L., Piras, A., Rinaldo, R., Zontone, P. (2020). Stress Evaluation in Simulated Autonomous and Manual Driving through the Analysis of Skin Potential Response and Electrocardiogram Signals. Sensors 9 (2494), 1–19.

Distefano, N., Leonardi, S., Pulvirenti, G., Romano, R., Merat, N., Boer, E., Woolridge, E. (2020). Physiological and driving behaviour changes associated to diff erent road intersections. European Transport, 77, 17–25.

Sakai, L.M., Baker, L.A., Dawson, M.E. (1992). Electrodermallability. Individual diff erences aff ecting perceptional speed. Psychophysiology, 29 (2), 207.

Venables, P.H., Mitchell, D.A. (1996). Th e eff ects of age, sex and time of testing on skin conductance activity. Biological Psychology, 43 (2). 87–101.

Whitlock, A. (2002). Driver vigilance devices: systems review. Rail Safety and Standards Board, Quintec.

Zepf, S., Hernandez, J., Schmitt, A., Minker, W., Picard, W.R. (2020). Driver Emotion Recognition for Intelligent Vehicles: A Survey. ACM Computing Surveys, 53 (3), 64–94.

Zontone, P., Aff anni, A., Bernardini, R., Piras, A. (2020). Car Driver’s Sympathetic Reaction Detection Th rough Electrodermal Activity and Electrocardiogram Measurements. IEEE transactions on biomedical engineering, 67 (12), 3413–3424.

Для цитирования статьи:

Михайлова Н. А., Николаев А. Ю., Носкова О.Г.Эргономическое обеспечение проектирования и внедрения прибора контроля бодрствования железнодорожного машиниста. // Национальный психологический журнал. 2021. № 3. c.87-95. doi: 10.11621/npj.2021.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать