ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек

Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.06.2021

Принята к публикации: 15.07.2021

Дата публикации в журнале: 29.11.2021

Ключевые слова: представления о материнстве; образ идеальной мамы; нравственность; нравственные ориентации

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2021.0301

Доступно в on-line версии с: 29.11.2021

Для цитирования статьи:

Мерзлякова С. В., Голубева М. Г., Бибарсова Н. В. Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек. // Национальный психологический журнал 2021. № 3. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2021

Мерзлякова Светлана Васильевна Астраханский государственный университет

Голубева Марина Герасимовна Астраханский государственный университет

Бибарсова Надия Витальевна Астраханский государственный университет

Аннотация

Актуальность. Решение практических задач по преодолению семейно-демографического кризиса, по повышению авторитета родительства в современном обществе определяют актуальность исследований социально- психологических факторов, детерминирующих развитие брачно-семейных представлений молодежи в условиях информационной социализации.

Цель. Анализ особенностей представлений о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование, в котором приняли участие 490 студентов (126 юношей, 364 девушки), проводилось с помощью психодиагностических методик: «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Купрейченко, модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. На основе корреляционного анализа с последующим ранжированием была определена иерархия содержательных характеристик в представлениях о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.

Результаты исследования. Показано, что нравственные ориентации личности являются существенным дифференцирующим фактором формирования представлений о материнстве у юношей и девушек. Образ идеальной мамы отличается наличием когнитивных искажений у девушек с эгоцентрической (негативное отношение к совместному семейному отдыху: r = –0,46, р = 0,009) и группоцентрической (установка на низкую активность при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции в семье: r = –0,425, р = 0,012) ориентациями.

Заключение. Материалы проведенного исследования указывают на необходимость коррекции брачно- семейных представлений и целенаправленного формирования позитивной нравственной позиции у студентов. Становление гуманистической и миросозидательной ориентации личности будет способствовать развитию полных, адекватных и гармоничных представлений о содержании родительской сферы у современных юношей и девушек.

Литература

Акимова М.К., Галстян О.А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 51–61.

Аношкин И.В., Сычев О.А. Связь семейных ценностей молодежи с гедонизмом и эвдемонией // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 90–111. doi: 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111

Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 46–64.

Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125–141. doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141

Горлова Е.Л. Представления о семье у подростков разного психологического возраста // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 24–32. doi: 10.17759/chp.2018140203

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007.

Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А. Представленность семейной и профессиональной карьер в жизненных планах девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 203–209. doi: 10.26170/po20-06-23

Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А., Долгих А.Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. [Электронный ресурс] // URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/829 (дата обращения: 27.05.2021).

Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 9.

Карабанова О.А., Захарова Е.И., Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 24–37.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116–138. doi: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138

Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013.

Лопатухина Т.А., Рынкевич А.В. Педагогическая контентная трехфакторная модель подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности // Образование и наука. 2016. Т. 136, № 7. С. 56–72. doi: 10.17853/1994-5639-2016-7-56-72

Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Гендерные различия в принятии моральных решений // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 124–133.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. C. 22–35. doi: 10.17759/pse.2019240402

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 77–86. doi: 10.17759/ pse.2018230508

Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. doi: 10.17759/pse.2019240301

Нозикова Н.В. Анализ функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 65–77. doi: 10.17759/chp.2018140108

Попова Н.В., Попова Е.В. Благотворительность как фактор формирования нравственных норм молодежи // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 10. С. 139–155. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155

Потанина Л.Т., Гусев А.Н. Прагматическое / непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 23–32.

Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 52–61.

Усова О.В., Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Скаво К. Социальная репрезентация благополучия/неблагополучия современной российской семьи и поведение обучающегося: восприятие явления педагогами // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 102–136. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-102-136

Шабалин А.П., Первушина О.Н. Использование метода дилемм в эмпирических исследованиях морали // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 78–87.

Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 5–14.

Cotney, J., Banerjee, R. (2017). Adolescents’ Conceptualizations of Kindness and its Links with Well-being: A Focus Group Study. Journal of Social and Personal Relationships, 36 (2), 599–617. [Electronic resource] // URL: https://doi.org/10.1177/0265407517738584 (review date: 27.05.2021).

Crocetti, E., Moscatelli, S., Kaniušonytė, G. et al. (2019). Developing Morality, Competence, and Sociability in Adolescence: A Longitudinal Study of Gender Diff erences. Journal of Youth and Adolescence, 48, 1009–1021. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-019-00996-2 (review date: 27.05.2021).

Karabanova, O.A., Almazova, O.V., Burmenskaya, G.V., Molchanov, S.V., Sadovnikova, T.Yu., Zakharova, E.I., & Dolgikh A.G. (2018). Assumptions as a basis for attitude forming to mother’s position in girls. Th e European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 43, 634–642. doi: 10.15405/epsbs.2018.07.84

Merzlyakova, S.V., & Bibarsova N.V. (2020). Ideas of Motherhood Depending on Structure of Students’ Valuable Orientations. European Proceedings of Educational Sciences, 1, 112–124. [Electronic resource] // URL: https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epes.20121.14 (review date: 27.05.2021) doi: 10.15405/epes.20121.14

Merzlyakova, S.V., Golubeva, M.G., & Eremitskaya, I.A. (2019). Features of a Cognitive Image of Motherhood among Student’s Youth. Th e European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 74, 199–206. [Electronic resource] // URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.02.24 (review date: 27.05.2021)

Veselova, E.K., & Korzhova, E.Yu. (2020). Ethical and Moral Levels in the Functioning of the Personality of the Educational Psychologist. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (1), 22–32.

Для цитирования статьи:

Мерзлякова С. В., Голубева М. Г., Бибарсова Н. В.Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек. // Национальный психологический журнал. 2021. № 3. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать