Поступила: 02.06.2021
Принята к публикации: 15.07.2021
Дата публикации в журнале: 29.11.2021
Ключевые слова: представления о материнстве; образ идеальной мамы; нравственность; нравственные ориентации
Страницы: 3-14
DOI: 10.11621/npj.2021.0301
Доступно в on-line версии с: 29.11.2021
Мерзлякова С. В., Голубева М. Г., Бибарсова Н. В. Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек. // Национальный психологический журнал 2021. № 3. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0301
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Решение практических задач по преодолению семейно-демографического кризиса, по повышению авторитета родительства в современном обществе определяют актуальность исследований социально- психологических факторов, детерминирующих развитие брачно-семейных представлений молодежи в условиях информационной социализации.
Цель. Анализ особенностей представлений о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.
Описание хода исследования. Эмпирическое исследование, в котором приняли участие 490 студентов (126 юношей, 364 девушки), проводилось с помощью психодиагностических методик: «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Купрейченко, модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. На основе корреляционного анализа с последующим ранжированием была определена иерархия содержательных характеристик в представлениях о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.
Результаты исследования. Показано, что нравственные ориентации личности являются существенным дифференцирующим фактором формирования представлений о материнстве у юношей и девушек. Образ идеальной мамы отличается наличием когнитивных искажений у девушек с эгоцентрической (негативное отношение к совместному семейному отдыху: r = –0,46, р = 0,009) и группоцентрической (установка на низкую активность при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции в семье: r = –0,425, р = 0,012) ориентациями.
Заключение. Материалы проведенного исследования указывают на необходимость коррекции брачно- семейных представлений и целенаправленного формирования позитивной нравственной позиции у студентов. Становление гуманистической и миросозидательной ориентации личности будет способствовать развитию полных, адекватных и гармоничных представлений о содержании родительской сферы у современных юношей и девушек.
Акимова М.К., Галстян О.А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 51–61.
Аношкин И.В., Сычев О.А. Связь семейных ценностей молодежи с гедонизмом и эвдемонией // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 90–111. doi: 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111
Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 46–64.
Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125–141. doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141
Горлова Е.Л. Представления о семье у подростков разного психологического возраста // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 24–32. doi: 10.17759/chp.2018140203
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007.
Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А. Представленность семейной и профессиональной карьер в жизненных планах девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 203–209. doi: 10.26170/po20-06-23
Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А., Долгих А.Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. [Электронный ресурс] // URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/829 (дата обращения: 27.05.2021).
Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 9.
Карабанова О.А., Захарова Е.И., Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 24–37.
Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116–138. doi: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138
Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013.
Лопатухина Т.А., Рынкевич А.В. Педагогическая контентная трехфакторная модель подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности // Образование и наука. 2016. Т. 136, № 7. С. 56–72. doi: 10.17853/1994-5639-2016-7-56-72
Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Гендерные различия в принятии моральных решений // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 124–133.
Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. C. 22–35. doi: 10.17759/pse.2019240402
Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 77–86. doi: 10.17759/ pse.2018230508
Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. doi: 10.17759/pse.2019240301
Нозикова Н.В. Анализ функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 65–77. doi: 10.17759/chp.2018140108
Попова Н.В., Попова Е.В. Благотворительность как фактор формирования нравственных норм молодежи // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 10. С. 139–155. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155
Потанина Л.Т., Гусев А.Н. Прагматическое / непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 23–32.
Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 52–61.
Усова О.В., Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Скаво К. Социальная репрезентация благополучия/неблагополучия современной российской семьи и поведение обучающегося: восприятие явления педагогами // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 102–136. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-102-136
Шабалин А.П., Первушина О.Н. Использование метода дилемм в эмпирических исследованиях морали // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 78–87.
Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 5–14.
Cotney, J., Banerjee, R. (2017). Adolescents’ Conceptualizations of Kindness and its Links with Well-being: A Focus Group Study. Journal of Social and Personal Relationships, 36 (2), 599–617. [Electronic resource] // URL: https://doi.org/10.1177/0265407517738584 (review date: 27.05.2021).
Crocetti, E., Moscatelli, S., Kaniušonytė, G. et al. (2019). Developing Morality, Competence, and Sociability in Adolescence: A Longitudinal Study of Gender Diff erences. Journal of Youth and Adolescence, 48, 1009–1021. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-019-00996-2 (review date: 27.05.2021).
Karabanova, O.A., Almazova, O.V., Burmenskaya, G.V., Molchanov, S.V., Sadovnikova, T.Yu., Zakharova, E.I., & Dolgikh A.G. (2018). Assumptions as a basis for attitude forming to mother’s position in girls. Th e European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 43, 634–642. doi: 10.15405/epsbs.2018.07.84
Merzlyakova, S.V., & Bibarsova N.V. (2020). Ideas of Motherhood Depending on Structure of Students’ Valuable Orientations. European Proceedings of Educational Sciences, 1, 112–124. [Electronic resource] // URL: https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epes.20121.14 (review date: 27.05.2021) doi: 10.15405/epes.20121.14
Merzlyakova, S.V., Golubeva, M.G., & Eremitskaya, I.A. (2019). Features of a Cognitive Image of Motherhood among Student’s Youth. Th e European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 74, 199–206. [Electronic resource] // URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.02.24 (review date: 27.05.2021)
Veselova, E.K., & Korzhova, E.Yu. (2020). Ethical and Moral Levels in the Functioning of the Personality of the Educational Psychologist. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (1), 22–32.
Мерзлякова С. В., Голубева М. Г., Бибарсова Н. В.Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек. // Национальный психологический журнал. 2021. № 3. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0301
Скопировано в буфер обмена
Скопировать