Поступила: 19.02.2021
Принята к публикации: 12.03.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2021
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; утрата; психологическое сопровождение пострадавших; психологическая служба МЧС России
Страницы: 115-126
DOI: 10.11621/npj.2021.0110
Доступно в on-line версии с: 30.03.2021
Шойгу Ю. С., Толубаева Н.В., Варфоломеева Е.И., Соколова А.А., Курилова Е.В., Кармилова М.Е. Клинико-психологическая разработка медико-санитарного дискурса с учетом особенностей поведенческого реагирования детей и подростков в ситуации пандемии C0VID-19. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.115-126. doi: 10.11621/npj.2021.0110
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Специалисты служб, занимающиеся чрезвычайными ситуация, которым приходится сообщать о смерти родственникам погибших, столкнулись с необходимостью психологической подготовки для осуществления данной деятельности, а также психологического сопровождения родственников погибших в следующий за сообщением острый период. Актуальность изучения факторов, влияющих на динамику состояния родственников погибших, обусловлена важностью изучения особенностей процесса их психологического сопровождения и наличием ряда этических сложностей построения такого рода исследований. Анализ профессионального опыта специалистов психологической службы МЧС России, осуществляющих психологическое сопровождение родственников и близких людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, представляет значительную практическую ценность.
Цель: изучение общего состояния проблемы психологического сопровождения родственников погибших, факторов, влияющих на адаптацию к утрате и возможностей раннего психологического сопровождения.
Описание хода исследования. Рассмотрен зарубежный опыт процесса сообщения о смерти близким и практический опыт специалистов психологической службы МЧС России. Представлены возможности реализации системного подхода при оказании экстренной психологической помощи при переживании утраты в острый период.
Результаты исследования. Сформулирован ряд характеристик, учет которых необходим при выборе стратегии работы с пострадавшим переживающим утрату в острый период. Выделены три фактора, учет которых необходим при выборе специалистом стратегии работы с утратой в острый период: 1) особенности ситуации; 2) особенности пострадавшего (переживающего утрату); 3) особенности специалиста. Описан процесс психологического сопровождения пострадавших, включающий оценку и учет объективных характеристик ситуации, личностных особенностей и способа реагирования пострадавшего, индивидуальных характеристик самого специалиста.
Заключение. Интерпретация взаимосвязи и влияния вышеуказанных факторов на динамику состояния человека, переживающего утрату, дает возможность психологу выбрать наиболее эффективную стратегию оказания помощи. Основой успешного оказания помощи человеку является наличие не только профессиональных знаний и опыта психолога, но и такой важной составляющей их деятельности, как «этика», включающей сочетание личностных характеристик и сформированной профессиональной позиции специалиста.
Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. Москва, 1991. С. 230-247.
Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями и дополнениями): Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868. [Электронный ресурс] // Гарант : [сайт]. URL: https://base.garant.ru/187212/ (дата обращения 20.12.2020).
Ворден В. Консультирование и терапия горя: пособие для специалистов в области психического здоровья. Москва : Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020. 330с.
Карапетян Л.В. Готовность психологов к оказанию экстренной психологической помощи: возможности диагностики и формирования // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 196-198.
Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. Москва: Смысл, 2012. 570 с.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. Москва : Академический проект, 2009. 943 с.
Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. Москва: Издво Моек, ун-та, 1984. 288 с.
О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794. [Электронный ресурс] // Гарант : [сайт]. URL: https://base.garant.ru/186620 (дата обращения 20.12.2020);
Об утверждении порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах: Приказ МЧС РФ от 20 сентября 2011 г. № 525. [Электронный ресурс] // Гарант : [сайт]. URL: https://base.garant.ru/55172473 (дата обращения 20.12.2020).
Решетников М.М. Общие закономерности в динамике состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: отдаленные последствия и реабилитация пострадавших // Вестник психотерапии. 2004. № 12. С. 97-111.
Судаков К.В. Социальные и биологические аспекты психоэмоционального стресса: пути защиты от его нежелательных последствий // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2006. № 1. С. 8-14.
Фомина Е.В., Оленко Е.С., Кодочигова А.И., Филиппов Д.Ю. Влияние стресса на когнитивные способности здорового человека: нейрофизиологические аспекты // Психосоматические и интегративные исследования. 2019. Т. 5. № 4. С. 402-406. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 131-133.
Шойгу Ю.С. Психологическая служба МЧС России: актуальное состояние и перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 3. С. 29-33.
Шойгу Ю.С. Система сохранения психического здоровья в чрезвычайных ситуациях //От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сборник материалов юбилейной конференции в 5 т. Т. 3 / отв. ред. Богоявленская Д.Б. Москва: Когито-Центр, 2005. С. 305-311.
Шойгу Ю.С., Павлова М.В. Культурно-специфические и культурно-неспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестник СПбГУ Сер. 12. 2010. № 1. С. 300-306.
Josef I. Ruzek, Melissa J. Brymer, Anne K. Jacobs, Christopher M. Layne, Eric M. Vernberg, Patricia J. Watson (2007). Psychological First Aid. Journal of Mental Health Counseling,29 (1) January, 17-49. doi: 10.17744/mehc.29.1.5racqxjueafabgwp
Ombres R., Montemorano L., Becker D. (2017). Death Notification: Someone Needs To Call the Family. Journal of palliative medicine,20 (6), 672-675. doi: 10.1089/jpm.2016.0481
Schwabe, L., Joels, M., Roozendaal, B., et al. (2012). Stress effects on memory: An update and integration. Neurosci Biobehav Rev., Aug; 36 (7), 1740-9. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.07.002;
Gage Stermensky II and Robert R. Moss (2017). Cognitive symptoms and effects of stress. Stress in the Modern World: Understanding Science and SocietyChapter: 12Publisher: ABC-CLIO, January, pp. 95-103.
Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Курилова Е.В. Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (на примере работы специалистов психологической службы МЧС России в школе № 127 г. Пермь) // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 55-63. doi: 10.11621/npj.2019.0210;
Шойгу Ю.С., Толубаева Н.В., Тимофеева Л.Н. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи при различных чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации // Устный доклад на XVI Европейском психологическом конгрессе, Москва, 2-5 июля 2019. URL: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/233649834/ (дата обращения 30.04.2021)
Шойгу Ю.С., Филиппова М.В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 3. С. 108-116. doi: 10.11621/vsp.2015.03.108Экстренная психологическая помощь: настольная книга психолога МЧС России / под ред. Ю.С. Шойгу. Москва, 2012. 320 с.
Bacque, М-Е (2008). The notification of a death. Studies on death, 15 (134), 99-104;
Ronald S. Benenson, MD, Marc L. Pollack, MD. (2003), PhD Evaluation of Emergency Medicine Resident Death Notification Skills by Direct Observation.Acad emerg medd, March, 10 (3), 219-223. doi: 10.1111/j.l553-2712.2003.tb01994.x
John H. Ehrenreich (2001). Coping with disasters. A guidebook to psychosocial intervention. (Revised Edition). October. Laborie, J-M., Haegel, A., Carli, P. (2002). Notifying the family of a death in the context of hospital and pre-hospital emergencies. European Emergency Journal, 15, 5-14.
Lupien, S., McEwen, B., Gunnar, M., & Heim, C. (2009). Effects of stress throughout the lifespan on the brain, behaviour and cognition. Nature Reviews Neuroscience, 10 (6), 434-445. doi:10.1038/nrn2639;
Richard J. McNally, Richard A. Bryan and Anke Ehlers (2003). Does early psychological intervention promote recovery from posttraumatic stress? Psychological science in the public interest,4 (2) November, 44-78. doi: 10.1111/1529-1006.01421
Ministere de la Justice (2019). How can we improve the death notification process. Delegation interministerielle a l’aide aux victimes. Ministere de la justice de la Republique Fran^aise.Septembre. 48. [сайт]. URL: http://www.justice.gouv.fr/delegation-interministerielle-daide-aux-victimes-12894/remise-du-rapport-... (дата обращения 27.04.2021);
Parrish G, Holdren K, Skiendzielewski J, Lumpkin O. (1987). Emergency department experience with sudden death: a survey of survivors. Ann Emerg Med. doi: 10.1016/S0196-0644(87)80577-2
Шойгу Ю. С., Толубаева Н.В., Варфоломеева Е.И., Соколова А.А., Курилова Е.В., Кармилова М.Е.Клинико-психологическая разработка медико-санитарного дискурса с учетом особенностей поведенческого реагирования детей и подростков в ситуации пандемии C0VID-19. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.115-126. doi: 10.11621/npj.2021.0110
Скопировано в буфер обмена
Скопировать