ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость

Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.11.2020

Принята к публикации: 03.12.2020

Дата публикации в журнале: 30.12.2020

Ключевые слова: профессиональная карьера; период вхождения во взрослость; статус профессиональной идентичности; мотивация профессиональной карьеры; осмысленность жизни

Страницы: 113-124

DOI: 10.11621/npj.2020.0409

Доступно в on-line версии с: 30.10.2020

Для цитирования статьи:

Карабанова О.А., Захарова Е. И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2020

Карабанова Ольга Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Захарова Елена Игоревна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Старостина Юлия Андреевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Планирование профессиональной карьеры как важный этап профессионального самоопределения на этапе вхождения во взрослость может рассматриваться как проектирование личностью жизненного пути в условиях транзитивности современного общества. 

Цель: выявление личностных факторов построения профессиональной карьеры студентами в период вхождения во взрослость. Задачи: 1) выделение типов построения профессиональной карьеры; 2) выявление особенностей мотивации профессионального развития в зависимости от типа профессиональной карьеры; 3) анализ связи типа профессиональной карьеры и статуса профессиональной идентичности; 4) исследование связи временной перспективы и типа профессиональной карьеры; 5) изучение связи смысложизненных ориентаций как показателя осмысленности жизни и типа профессиональной карьеры. 

Описание хода исследования. Выборку исследования составили 167 студентов, обучающихся в вузах гг. Москвы и Пензы, в возрасте от 17 до 22 лет. Были использованы авторская методика опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» (СПК), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо,методика определения статуса идентичности в профессии Д. Марсиа (в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой), методика смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).

Результаты. Выделены 4 различающиеся по характеру мотивации типа профессиональных карьер: «осознанное строительство профессиональной карьеры в единстве жизненных планов личности», «центрация на профессиональной карьере», «неопределенность профессиональной карьеры» и «неопределенность профессионального выбора». Показано, что тип профессиональной карьеры связан со статусом профессиональной идентичности личности, причем статус достигнутой идентичности согласуется с осознанным строительством профессиональной карьеры, статус предрешения с центрацией на профессиональной карьере, мораторий с неопределенностью в профессиональном выборе. Обнаружено, что высокие показатели осмысленности жизни характерны для осознанного строительства профессиональной карьеры и центрации на карьере. Временная перспектива респондентов, отнесенных к типу осознанного строительства профессиональной карьеры, отличается более позитивным восприятием прошлого и устремленностью в будущее. 

Выводы. Взаимосвязь между типом профессиональной карьеры и статусом идентичности выражена в том, что зрелому типу профессиональной карьеры соответствует статус достигнутой идентичности, центрации на профессиональной карьере – предрешение, а неопределенности в профессиональном выборе – мораторий. Тип профессиональной карьеры как проект жизненного пути обуславливает особенности переживания личностью осмысленности жизни.

Литература

Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19–26.

Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. Т. 5. – № 3. С. 8597. doi: 10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7

Дидковская Я.В. Социо-культурный анализ профессионального самоопределения и карьеры молодежи. – Екатеринбург : УрФУ, 2011.172 с.

Карабанова О.А., Орестова В.Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа.2005. – № 1.С. 3990.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва : Смысл, 2000. – 18 с. 

Маркова А.К. Психология профессионализма. – Москва, 2010. 308 с.

Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.– 2008. № 4. – С. 6789.

Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности. – Москва : МААН, 2005135 с.

Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материале социологических исследований) Москва : ЦСП и М, 2014. 560 с.

Adisa, T.A., Cooke, F.L.and Iwowo, V. (2019). Mind your attitude: the impact of patriarchy on women’s workplace behavior// Career Development International, 25 (2), 146–164. doi: 10.1108/CDI-07-2019-0183

Akkermans, J., & Tims, M. (2017). Crafting your career: How career competencies relate to career success via job crafting. Applied Psychology: An International Review, 66 (1), 168–195.  doi: 10.1111/apps.12082

Asirvatham, S. and Humphries-Kil, M. (2019). Reflections on women’s career responsibilities in neoliberally driven universities //Career Development International, 25 (2), 111–129.  doi: 10.1108/CDI-01-2019-0012

Crumbaugh, J.C., & Maholick, L.T. (1964). An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology,20, 589–596. doi: 10.1002/1097-4679(196404)20:2%3C200::AID-JCLP2270200203%3E3.0.CO;2-U

Gagne, M. and Deci E.L. (2005). Self-determination theory and work motivation. Journal of Organizational Behavior,26, 331–362. doi: 10.1002/job.322

Gaile, A., Baumane-Vitolina, I., Sumilo, E., Skiltere, D. and Flores, R.M. (2019). Values and career behaviours of entrepreneurs and employees, International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 26 (7), 1607–1625. doi: 10.1108/IJEBR-06-2019-0369

Choi, B.K. and Nae, E.Y. (2020). When career success enhances employees' life satisfaction: different effects of two types of goal orientations, Personnel Review, 4. doi: 10.1108/PR-04-2020-0218

Gonzales A., Zimbardo P.G. (1985). Time in perspective: A psychology today survey report. Psychology Today, 19 (3), 21–26.

Hartung, P.J., & Taber, B.J. (2013). Career construction: Heeding the call of the heart. In B.J. Dik, Z.S. Byrne, & M.F. Steger (Eds.). Purpose and meaning in the workplace, 17–36.  doi: 10.1037/14183-002

Kahn, W.A. (1990). Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. Academy of Management Journal, 33, 692–724. doi: 10.5465/256287

Liu, C. and Yu, K. (2019). “Career adaptability and citizenship outcomes: a moderated mediation model”. Career Development International, 24 (7), 658–671. doi: 10.1108/CDI-12-2018-0312

Luken, T. (2019). Easy does it: an innovative view on developing career identity and self-direction. Career Development International, 25 (2), 130–145.  doi: 10.1108/CDI-05-2019-0110

Mao, J. and Shen, Y. (2020). Identity as career capital: enhancing employability in the creative industries and beyond, Career Development International, 25 (21), 86–203. doi: 10.1108/CDI-01-2019-0025

Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. (1966). Journal of Personality and Social Psychology,3 (5), 551–558. doi: 10.1037/h0023281

MarciaJ.E. (2002). Identity and Psychosocial Development in Adulthood. Identity,2 (1),7–28. doi: 10.1207/S1532706XID0201_02

Marsh, H.W., Hau, K-T. (2007). Applications of latent-variable models in educational psychology: The need for methodological-substantive synergies. Contemporary Educational Psychology, 32, 151–171. doi: 10.1016/j.cedpsych.2006.10.008

Martsinkovskaya T. (2019). The Dynamics Of Identity In The Information And Transitive SpaceEuropean Proceedings of Social and Behavioral SciencesFuture Academy (online), 114, 356–364. doi: 10.15405/epsbs.2019.07.46

Mazzetti, G.; Guglielmi, D.; Schaufeli, W.B. (2020). Same Involvement, Different Reasons: How Personality Factors and Organizations Contribute to Heavy Work Investment. Int. J. Environ. Res. Public Health,17,8550. doi: 10.3390/ijerph17228550

Meyer, J.P., Stanley, L.J., Vandenberg, R.J. (2013). A person-centered approach to the study of commitment. Human Resource Management Review, 23, 190–202. doi: 10.1016/j.hrmr.2012.07.007

Patton, W., & Lokan, J. (2001). Perspectives on Donald Super's construct of Career Maturity. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 1 (1–2), 31–48. doi: 10.1023/A:1016964629452

Savickas M.L.Nota L. Rossier J., Dauwalder J-P., Duarte М.Е.,  ,Van Esbroeck R., van VianenA. E.M. (2009). Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century. Journal of Vocational Behavior75 (3), 239–250  doi: 10.1016/j.jvb.2009.04.004

Schaufeli, W.B., Salanova, M., Gonzalez-Roma, V., Bakker, A.B. (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. Journal of Happiness Studies, 3, 71–92. doi: 10.1023/A:1015630930326

SpurkD., KellerA.C., HirschiA. (2019). Competition in career tournaments: Investigating the joint impact of trait competitiveness and competitive psychological climate on objective and subjective career success. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 92 (1),74–97. doi: 10.1111/joop.12238

Zimbardo, P.G., Boyd, J.N. (1999). Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 77 (6), 1271–1288.  doi: 10.1037/0022-3514.77.6.1271

Для цитирования статьи:

Карабанова О.А., Захарова Е. И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать