Поступила: 20.11.2020
Принята к публикации: 03.12.2020
Дата публикации в журнале: 30.12.2020
Ключевые слова: профессиональная карьера; период вхождения во взрослость; статус профессиональной идентичности; мотивация профессиональной карьеры; осмысленность жизни
Страницы: 113-124
DOI: 10.11621/npj.2020.0409
Доступно в on-line версии с: 30.10.2020
Карабанова О.А., Захарова Е. И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность (контекст) тематики статьи. Планирование профессиональной карьеры как важный этап профессионального самоопределения на этапе вхождения во взрослость может рассматриваться как проектирование личностью жизненного пути в условиях транзитивности современного общества.
Цель: выявление личностных факторов построения профессиональной карьеры студентами в период вхождения во взрослость. Задачи: 1) выделение типов построения профессиональной карьеры; 2) выявление особенностей мотивации профессионального развития в зависимости от типа профессиональной карьеры; 3) анализ связи типа профессиональной карьеры и статуса профессиональной идентичности; 4) исследование связи временной перспективы и типа профессиональной карьеры; 5) изучение связи смысложизненных ориентаций как показателя осмысленности жизни и типа профессиональной карьеры.
Описание хода исследования. Выборку исследования составили 167 студентов, обучающихся в вузах гг. Москвы и Пензы, в возрасте от 17 до 22 лет. Были использованы авторская методика опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» (СПК), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо,методика определения статуса идентичности в профессии Д. Марсиа (в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой), методика смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).
Результаты. Выделены 4 различающиеся по характеру мотивации типа профессиональных карьер: «осознанное строительство профессиональной карьеры в единстве жизненных планов личности», «центрация на профессиональной карьере», «неопределенность профессиональной карьеры» и «неопределенность профессионального выбора». Показано, что тип профессиональной карьеры связан со статусом профессиональной идентичности личности, причем статус достигнутой идентичности согласуется с осознанным строительством профессиональной карьеры, статус предрешения с центрацией на профессиональной карьере, мораторий с неопределенностью в профессиональном выборе. Обнаружено, что высокие показатели осмысленности жизни характерны для осознанного строительства профессиональной карьеры и центрации на карьере. Временная перспектива респондентов, отнесенных к типу осознанного строительства профессиональной карьеры, отличается более позитивным восприятием прошлого и устремленностью в будущее.
Выводы. Взаимосвязь между типом профессиональной карьеры и статусом идентичности выражена в том, что зрелому типу профессиональной карьеры соответствует статус достигнутой идентичности, центрации на профессиональной карьере – предрешение, а неопределенности в профессиональном выборе – мораторий. Тип профессиональной карьеры как проект жизненного пути обуславливает особенности переживания личностью осмысленности жизни.
Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19–26.
Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. –Т. 5. – № 3. –С. 85–97. doi: 10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7
Дидковская Я.В. Социо-культурный анализ профессионального самоопределения и карьеры молодежи. – Екатеринбург : УрФУ, 2011.–172 с.
Карабанова О.А., Орестова В.Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа.–2005. – № 1.–С. 39–90.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). –Москва : Смысл, 2000. – 18 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – Москва, 2010. –308 с.
Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.– 2008. –№ 4. – С. 67–89.
Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности. – Москва : МААН, 2005–135 с.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материале социологических исследований) –Москва : ЦСП и М, 2014. –560 с.
Adisa, T.A., Cooke, F.L.and Iwowo, V. (2019). Mind your attitude: the impact of patriarchy on women’s workplace behavior// Career Development International, 25 (2), 146–164. doi: 10.1108/CDI-07-2019-0183
Akkermans, J., & Tims, M. (2017). Crafting your career: How career competencies relate to career success via job crafting. Applied Psychology: An International Review, 66 (1), 168–195. doi: 10.1111/apps.12082
Asirvatham, S. and Humphries-Kil, M. (2019). Reflections on women’s career responsibilities in neoliberally driven universities //Career Development International, 25 (2), 111–129. doi: 10.1108/CDI-01-2019-0012
Crumbaugh, J.C., & Maholick, L.T. (1964). An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology,20, 589–596. doi: 10.1002/1097-4679(196404)20:2%3C200::AID-JCLP2270200203%3E3.0.CO;2-U
Gagne, M. and Deci E.L. (2005). Self-determination theory and work motivation. Journal of Organizational Behavior,26, 331–362. doi: 10.1002/job.322
Gaile, A., Baumane-Vitolina, I., Sumilo, E., Skiltere, D. and Flores, R.M. (2019). Values and career behaviours of entrepreneurs and employees, International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 26 (7), 1607–1625. doi: 10.1108/IJEBR-06-2019-0369
Choi, B.K. and Nae, E.Y. (2020). When career success enhances employees' life satisfaction: different effects of two types of goal orientations, Personnel Review, 4. doi: 10.1108/PR-04-2020-0218
Gonzales A., Zimbardo P.G. (1985). Time in perspective: A psychology today survey report. Psychology Today, 19 (3), 21–26.
Hartung, P.J., & Taber, B.J. (2013). Career construction: Heeding the call of the heart. In B.J. Dik, Z.S. Byrne, & M.F. Steger (Eds.). Purpose and meaning in the workplace, 17–36. doi: 10.1037/14183-002
Kahn, W.A. (1990). Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. Academy of Management Journal, 33, 692–724. doi: 10.5465/256287
Liu, C. and Yu, K. (2019). “Career adaptability and citizenship outcomes: a moderated mediation model”. Career Development International, 24 (7), 658–671. doi: 10.1108/CDI-12-2018-0312
Luken, T. (2019). Easy does it: an innovative view on developing career identity and self-direction. Career Development International, 25 (2), 130–145. doi: 10.1108/CDI-05-2019-0110
Mao, J. and Shen, Y. (2020). Identity as career capital: enhancing employability in the creative industries and beyond, Career Development International, 25 (21), 86–203. doi: 10.1108/CDI-01-2019-0025
Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. (1966). Journal of Personality and Social Psychology,3 (5), 551–558. doi: 10.1037/h0023281
MarciaJ.E. (2002). Identity and Psychosocial Development in Adulthood. Identity,2 (1),7–28. doi: 10.1207/S1532706XID0201_02
Marsh, H.W., Hau, K-T. (2007). Applications of latent-variable models in educational psychology: The need for methodological-substantive synergies. Contemporary Educational Psychology, 32, 151–171. doi: 10.1016/j.cedpsych.2006.10.008
Martsinkovskaya T. (2019). The Dynamics Of Identity In The Information And Transitive Space. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, Future Academy (online), 114, 356–364. doi: 10.15405/epsbs.2019.07.46
Mazzetti, G.; Guglielmi, D.; Schaufeli, W.B. (2020). Same Involvement, Different Reasons: How Personality Factors and Organizations Contribute to Heavy Work Investment. Int. J. Environ. Res. Public Health,17,8550. doi: 10.3390/ijerph17228550
Meyer, J.P., Stanley, L.J., Vandenberg, R.J. (2013). A person-centered approach to the study of commitment. Human Resource Management Review, 23, 190–202. doi: 10.1016/j.hrmr.2012.07.007
Patton, W., & Lokan, J. (2001). Perspectives on Donald Super's construct of Career Maturity. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 1 (1–2), 31–48. doi: 10.1023/A:1016964629452
Savickas M.L.Nota L. Rossier J., Dauwalder J-P., Duarte М.Е., ,Van Esbroeck R., van VianenA. E.M. (2009). Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century. Journal of Vocational Behavior, 75 (3), 239–250 doi: 10.1016/j.jvb.2009.04.004
Schaufeli, W.B., Salanova, M., Gonzalez-Roma, V., Bakker, A.B. (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. Journal of Happiness Studies, 3, 71–92. doi: 10.1023/A:1015630930326
SpurkD., KellerA.C., HirschiA. (2019). Competition in career tournaments: Investigating the joint impact of trait competitiveness and competitive psychological climate on objective and subjective career success. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 92 (1),74–97. doi: 10.1111/joop.12238
Zimbardo, P.G., Boyd, J.N. (1999). Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 77 (6), 1271–1288. doi: 10.1037/0022-3514.77.6.1271
Карабанова О.А., Захарова Е. И., Старостина Ю.А.Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал. 2020. № 4. c.113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409
Скопировано в буфер обмена
Скопировать