ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Влияние представлений чувственно-ориентированных образов на параметры вертикальной позы и биоэлектрической активности головного мозга у актеров в процессе перевоплощения (пилотное исследование)

Влияние представлений чувственно-ориентированных образов на параметры вертикальной позы и биоэлектрической активности головного мозга у актеров в процессе перевоплощения (пилотное исследование)

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.05.2020

Принята к публикации: 07.06.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: стабилометрия; ЭЭГ; имажинация; пластическая выразительность; подготовка актеров

Страницы: 148-157

DOI: 10.11621/npj.2020.0211

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Нижельской В.А., Ковалева А. В., Панова Е.Н. Влияние представлений чувственно-ориентированных образов на параметры вертикальной позы и биоэлектрической активности головного мозга у актеров в процессе перевоплощения (пилотное исследование). // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.148-157. doi: 10.11621/npj.2020.0211

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Нижельской Виктор Александрович ФГБУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина» РАМН, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Ковалева Анастасия Владимировна Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта, ФГБУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина» РАМН

Панова Елена Николаевна ФГБУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина» РАМН

Аннотация

Актуальность. На сегодняшний день известны исследования психофизиологических особенностей имажинации в процессе художественного творчества с использованием ЭЭГ, фМРТ, стабилоплатформы. Однако комплексные исследования процесса актерского перевоплощения этими методами пока не приобрели широкого распространения. В данном пилотном исследовании можно выделить психофизиологические основания актерского перевоплощения как объект исследования. В качестве предмета исследования рассмотрены аспекты влияния представления чувственно-эмоционального образа на двигательную активность в процессе актерского перевоплощения.

Целью настоящего исследования было определение характера влияния воображения на показатели целенаправленного физического действия и активность головного мозга на примере сохранения вертикальной позы актерами в условиях представления процесса перевоплощения в чувственно противоположно-ориентированные образы. 

Задачи исследования: сопоставить стабилометрические и электрофизиологические показатели, оценить их связь и характер системных перестроек при имажинациии вхождении в образ, оценить степень отождествления себя с этими образами.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в течение двух дней на 12 добровольцах (4 юношии 8 девушек, возраст 20–22 года)–студентах Высшей школы сценических искусств (Театральная школа К. Райкина) г. Москва. В качестве объектов для перевоплощения участникам были предложены два образа: образ медузы и образ высокой устойчивой башни. Их описания были составлены на основе ряда синонимов и характеризовали чувственную противоположность этих объектов. Участникам предлагалось выполнять задания «проба Ромберга» на стабилоплатформе (европейская установка стоп), представляя движения и действия, которые актер мог бы производить на сцене, чтобы выявить заданный образ. Все действия должны были выполняться исключительно ментально, в воображении, сохраняя исходное вертикальное положение тела. Одновременно с выполнением заданий на стабилоплатформе проходила регистрация ЭЭГ.

Результаты исследования. В результате сравнения стабилометрических показателей испытуемых в образе медузы и образе башни оказалось, что нормированный индекс энергозатрат (Av) и площадь колебаний центра давления (S) достоверно ниже при поддержании вертикальной позы в процессе представления образа башни, по сравнению с представлением образа медузы (p<0.05 по непараметрическому критерию Вилкоксона).
Остальные показатели (индекс энергозатрат А и скорость перемещения центра давления V) также были ниже в образе башни, но уровня статистической значимости не достигали (p>0.05). Результаты статистического анализа влияния воображаемых образов на спектральные параметры ЭЭГ показали, что представление образа медузы, по сравнению с образом башни, характеризуется статистически значимо (p<0.01) меньшей мощностью частот 3–4 Гц в правом полушарии, частот 8–9 Гц в передне-височных отведениях симметрично (кроме Fp1 и Fp2), 11–12 Гц симметрично везде, кроме задних отведений (О1, О2, Т5, Т6), 12–13 Гц в правом полушарии кроме Fp1 и Fp2 и, наконец, меньшей мощностью высоких частот 20–21 Гц почти по всем отведениям (кроме Fp1 и Fp2), 24-25 Гц справа (кроме Fp2) и частот более 24 Гц в обоих затылочных отведениях.

Выводы. Мысленное представление образов башни и медузы при неизменном положении тела (положение стоя) оказывает влияние на стабилометрические показатели следующим образом: представление образа башни положительно влияет на устойчивость вертикальной позы и снижает энергозатраты этого процесса. Выявлены некоторые различия в центральных механизмах (по параметрам ЭЭГ) поддержания вертикальной позы при мысленном представлении различных образов. Основные различия между ЭЭГ в образе башни и медузы наблюдались в центрально-теменных отведениях, соответствующих локализации соматосенсорной коры, вестибулярных зон и представлениям о схеме собственного тела. Данное исследование носит пилотный характер, но оно может лечь в основу методов объективизации эффективности разных программ идеомоторных тренингов актеров.


Литература

Айламазьян А.М. Практика музыкального движения как метод самопознания и развития творческой личности // Национальный
психологический журнал. - 2019. - № 4(36). - С. 114-127. doi: 10.11621/npj.2019.0411

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. - Москва : Дрофа: Рус. яз.-Медиа, 2010. - 564, [3] с.

Антифеев И.Е. Мысленная имитация движения как возможная основа для создания биологической обратной связи, используемой в процессе
подготовки спортсменов / И.Е. Антифеев, О.Б. Крысюк, Е.И. Гальперина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. -
№7(101). - С. 7-13. doi: 10.5930/issn.l994-4683.2013.07.101.p7-13

Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психосоматике. - Москва : Институт Общегуманитарных
Исследований, 2013. - 160 с.

Болдырева Г.Н., Шарова Е.В., Жаворонкова Л.А. и др. Структурно-функциональные особенности работы мозга при выполнении и
представлении двигательных нагрузок у здоровых людей (ЭЭГ- и фМРТ-исследования) // Журнал высшей нервной деятельности. - 2013. - Т.
63.-№3.-С. 316-327.

Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - Москва : Культурно-просветительский центр Прикосновение, 2005. - 476 с.

Бызова В.М., Перикова Е.И. Исследование роли когнитивных стилей в преодолении визуальной неопределенности: кросскультурный аспект //
Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-1. - С. 183-192.

Ведясова О.А., Моренова К.А. Особенности электроэнцефалограммы у левшей при воображении и выполнении движений ногами
// Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 360-368. doi:10.23888/

PAVLOVJ2018263360-368

Гальпер Р.Г. Образное мышление как фактор формирования двигательной культуры, выразительности и артистизма в технико-эстетических
видах спорта // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта : сб. науч. трудов Моек. обл. гос. ин-та физ. культуры / под ред. В.Б.
Коренберга. - Малаховка, 1991. - С. 143-150.

Гроховский С.С., Кубряк О.В. Метод интегральной оценки эффективности регуляции позы человека // Медицинская техника. - 2018. - № 2. -
С. 49-52. doi: 10.1007/sl0527-018-9799-7

Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей
коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С.
80-91.

Дикая Л.А., Наумова М.И., Наумов И.В. Психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизационного танца // Российский
психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 4. - С. 110-126.

Дмитриев С.В., Быстрицкая Е.В., Бурзанова И.Ю., Неверкович С.Д. Экстралингвистика, методы здоровьетворчества, межличностного
взаимодействия в сфере спортивной и адаптивной педагогики // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической
культуры и спорта. - 2019. -№ 14(4). - С. 8-21.

Карпов В.В., Дикая Л.А. Электрофизиологические показатели образной творческой деятельности у художников // Северо-Кавказский
психологический вестник. - 2015 - № 13/2. - С. 29-33.

Кубряк О.В., Гроховский С.С. Изменение параметров вертикальной позы человека при демонстрации разных изображений // Физиология
человека. - 2015. - Т. 41. - № 2. - С. 60-63. doi: 10.7868/S0131164615010087

Малых С.Б. Генетически информативные исследования нейрофизиологических характеристик // Геномика поведения: детское развитие и
образование. - Томск, 2016. - С. 332-381. doi: 10.1057/9781137437327_12

Манжей И.В., Чаюн Д.В. Психологическое сопровождение подготовки спортсменов в аэробной гимнастике // Вестник Томского
государственного университета. - 2018. - № 434. - С. 155-161. doi: 10.17223/15617793/434/21

Митрофанов А.А. Компьютерная система анализа и топографического картирования электрической активности мозга с нейрометрическим
банком ЭЭГ-данных (описание применения). - Москва, 2018.

Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. - Москва : Искусство, 1964. - 612 с.

Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. - Москва: Теория и практика физ. культуры, 2004. - 247 с.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. - Москва: ACT, 2018. - 480 с.

Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение. - Москва: Когито-Центр, 2009. - 221 с.

Чехов М.А. О технике актера. - Москва: ACT, 2018. - 288 с.

Abbruzzese, G, Avanzino, L, Marchese, R, & Pelosin, E. (2015). Action Observation and Motor Imagery: Innovative Cognitive Tools in the Rehabilitation
of Parkinsons Disease. Parkinsons Dis.,124-214. doi:10.1155/2015/124214

Amo Usanos, C., Boquete, L., de Santiago, L., Barea Navarro, R., & Cavaliere, C. (2020). Induced Gamma-Band Activity during Actual and Imaginary
Movements: EEG Analysis. Sensors,20. doi: 10.3390/s20061545

Andrea Orlandi, Silvia D’Inca & Alice Mado Proverbio (2020). Muscular effort coding in action representation in ballet dancers and controls:
electrophysiological evidence, Brain Research,doi: 10.1016/j.brainres.2020.146712.

Appiah-Kubi, K. O., Galgon, A., Tierney, R., Lauer, R., & Wright, W. G. (2020). Effects of Vestibular Training on Postural Control of Healthy Adults.
CommonHealth, 1(1), 31-36. doi: 10.15367/ch.vlil.299

Barollo, F. et al. (2018). Postural control adaptation and habituation during vibratory proprioceptive stimulation: an HD-EEG investigation of cortical
recruitment and kinematics. IEEE Transactions on Neural Systems and Rehabilitation Engineering.

Cross, E.S., Hamilton, A.F., Grafton, S.T. (2006). Building a motor simulation de novo: observation of dance by dancers. Neuroimage, 31(3), 1257-1267.
doi: 10.1016/j .neuroimage.2006.01.033

Fink, A., Graif, B., Aljoscha, C., & Neubauer, A. (2009). Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice
dancers. Neuroimage, 46(3), 854-862. doi: 10.1016/j.neuroimage.2009.02.036

Grafton, S.T., & Tipper, C.M. (2012). Decoding intention: a neuroergonomic perspective. Neuroimage,59(1), 14-24. doi: 10.1016/j.
neuroimage.2011.05.064

Hanton, S., Fletcher, D., & Coughlan, G. (2005). Stress in Elite Sport Performers: Comparative Study of Competitive and Organizational Stressors. Journal of Sports Sciences,23(10), 1129-1141. doi: 10.1080/02640410500131480

Labriffe, M., Annweiler, C., & Amirova, L.E., et al. (2017). Brain Activity during Mental Imagery of Gait Versus Gait-Like Plantar Stimulation: A Novel
Combined Functional MRI Paradigm to Better Understand Cerebral Gait Control. Front Hum Neurosci.,11,106. doi: 10.3389/fnhum.2017.00106
Macintyre, T.E., Moran, A.P., Collet, C., Guillot, A. (2013). An emerging paradigm: a strength-based approach to exploring mental imagery. Front Hum
Neurosci,7,104. doi: 10.3389/fnhum.2013.00104

Munzert, J. (2009). Cognitive motor processes: the role of motor imagery in the study of motor representations. In Munzert, J. Lorey, B., & ZentgrafK.
Brain Res Rev.,60(2), 306-326. doi: 10.1016/j.brainresrev.2008.12.024

Murphy, S.M., Nordin, S.M. & Cumming, J. (2008). Imagery in Sport, Exercise and Dance. In T. Horn (Ed.) Advances in Sport Psychology, 3rd ed.
Champaign, IL: Human Kinetics,297-324. doi: 10.1007/978-4-431-55729-6_3

Nakagawa, K, Inui, K, & Kakigi, R. (2016). Somatosensory System. Basic Function. In eds.. Tobimatsu, S. & Kakigi, R. Clinical Applications of
Magnetoencephalography, Pt. Ill, Ch.3. Tokyo etc.: Springer,55-71.

Pfurtscheller, G., Brunner, C., Schlogl, A., & Lopes, da Silva F. H. (2006). Mu rhythm (de) synchronization and EEG single-trial classification of different
motor imagery tasks. Neuroimage,31,153-159. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.12.003

Poikonen, H., Toiviainen, P. & Tervaniemi, M. (2016). Early auditory processing in musicians and dancers during a contemporary dance piece. Sci Rep,6,
33056. doi: 10.1038/srep33056

Ruffino, C, Papaxanthis, C, & Lebon, F. (2017). Neural plasticity during motor learning with motor imagery practice: Review and perspectives.
Neuroscience,341, 61-78. doi: 10.1016/j.neuroscience.2016.11.023

Yongjie, Zhu & Chi, Zhang (2020). Exploring Frequency-Dependent Brain Networks from Ongoing EEG Using Spatial ICA During Music Listening.
Brain Topography,doi: 10.1007/sl0548-020-00758-5

Zhengyan, Sheng, & Xiao, Yao (2019). Analysis Motion Imagination EEG Signal in Spatiotemporal-energy domain. CSAI2019: Proceedings of the 2019
3rd International Conference on Computer Science and Artificial Intelligence,December, 2019, 268-272. doi: 10.1145/3374587.3374639
Для цитирования статьи:

Нижельской В.А., Ковалева А. В., Панова Е.Н.Влияние представлений чувственно-ориентированных образов на параметры вертикальной позы и биоэлектрической активности головного мозга у актеров в процессе перевоплощения (пилотное исследование). // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.148-157. doi: 10.11621/npj.2020.0211

Скопировано в буфер обмена

Скопировать