Поступила: 13.02.2020
Принята к публикации: 14.03.2020
Дата публикации в журнале: 06.10.2020
Ключевые слова: буллинг; социальная агрессия; вербальный буллинг; физический буллинг; кибербуллинг
Страницы: 63-74
DOI: 10.11621/npj.2020.0206
Доступно в on-line версии с: 06.10.2020
Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.63-74. doi: 10.11621/npj.2020.0206
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. В статье представлены результаты исследования восприятия школьного буллинга респондентами студенческого возраста. Буллинг, как одна из форм проявления агрессивного поведения, требует активного вмешательства со стороны педагогов, психологов и родителей, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения в целом. При этом работ, посвященных динамике восприятия буллинга юношами и девушками, спустя несколько лет после окончания школы крайне мало. Именно в этот период не только участие, но и интенсивность переживания школьной травли в качестве значимого события прошлого может оказывать влияние на дальнейший выбор профессии, успешность в жизни, психоэмоциональное состояние.
Цель. Исследование направлено на решение нескольких задач. Анализировалась распространенность разных типов буллинга (социальная агрессия, вербальный, физический буллинг, кибербуллинг) в старших классах школ, делалась оценка буллинга с точки зрения распределения ролей. Также изучалось влияние социально-демографических факторов на участие в буллинге, проводился сравнительный анализ двух возрастных групп (школьники старших классов и студенты начальных курсов обучения) и ретроспективный анализ восприятия Школьного буллинга студентами.
Описание хода исследования. Общий объем выборки составил около 700 человек – студентов младших курсов из нескольких городов России (12% юношей и 88% девушек). В процессе исследования применялись специально разработанная онлайн-анкета и англоязычные методики оценки буллинга: Adolescent Peer Relation Instrument, Social Bullying Involvement Scales, Cyberbullying and Online Aggression Survey.
Результаты исследования показали, что почти каждый второй из респондентов хотя бы раз принимал участие в школьной травле. Выявилась положительная взаимосвязь между ролями в буллинге (агрессор, жертва, свидетель). Каждый из участников школьной травли может занимать разные позиции или играть несколько ролей одновременно. Имеют место гендерные и социально-экономические различия между респондентами, принимавшими и не принимавшими участие в буллинге. С возрастом наблюдается тенденция на снижение количества респондентов, принимавших участие в физической травле в роли жертвы и свидетеля, но сохраняется высокий процент участия в других видах буллинга.
Выводы. Высокий уровень участия в буллинге подчеркивает необходимость проведения профилактических и коррекционных мер, направленных на профилактику агрессивного поведения, в целом, и предотвращение буллинга, в частности.
Банников К.Л. Смех и юмор в экстремальных группах (на примере некоторых аспектов доминантных отношений в современной Российской Армии) // Смех: истоки и функции / отв. ред. А.Г. Козинцев. – Санкт-Петербург: Наука, 2002. – С. 174–186.
Божко И. Культ «Колумбайна». Как два американских подростка задали моду на бойню в школах // [Электронный ресурс] //LIFEACMA: [сайт]. URL: https://life.ru/t/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C/1079738/kult_kolumbaina_kak_dva_amierikanskikh_podr...– (дата обращения 20.04.2020).
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149–159.
Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. – 2016. – № 2. – С. 99–115.
В Москве ученик пришел в школу с ножом, угрожая учителям // [Электронный ресурс] // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass.ru/proisshestviya/5877639 – (дата обращения 20.04.2020).
Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. – 2010. – № 2. – С. 55–68.
Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2 (15). [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета : [сайт]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/211/212 – (дата обращения 20.04.2020).
Карабанова О.А. Возрастная психология : конспект лекций. – Москва : Айрис-Пресс, 2005. – 240 с.
Король Н.В. Представления студентов о школьном буллинге // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. – № 2. – С. 96–100.
Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 78–97. doi: 10.17323/1814-9545-2019-2-78-97
Паламарчук М. Как наши дети берут в руки оружие и идут в школу убивать: 10 примеров // [Электронный ресурс] // LIFEACMA: [сайт]. URL: https://life.ru/p/1078812 (дата обращения 20.04.2020).
Психология девиантности. Дети. Общество. Закон : монография / под ред. А.А. Реана. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 479 с.
Психология подростка. Полное руководство / под общ. ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург, 2008. – 504 с.
Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. –2019. – Т. 97. – № 1. – С. 165–177.
Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования // Социальная психология и общество. – 2014. – Т.5. – № 2. – С. 71–86.
Цветкова Р. Та же травля. Как буллинг вошел в российские школы // [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3557397– (датаобращения20.04.2020).
Arnarsson A. & Bjarnason T. (2018). The Problem with Low-Prevalence of Bullying. Int. J. Environ. Res. Public Health, 15, 1535. doi: 10.3390/ijerph15071535
Craig W., Harel-Fisch Y., Fogel-Grinvald H.,Dastaler S., Hetland J., & Simons-Morton B. et al. (2009). A cross-national profile of bullying and victimization among adolescents in 40 countries. International Journal of Public Health,54, 216–224.doi:10.1007/s00038-009-5413-9
Estévez, E., Estévez, J.F., Segura, L., & Suárez, C. (2019). The Influence of Bullying and Cyberbullying in the Psychological Adjustment of Victims and Aggressors in Adolescence. Int. J. Environ. Res. Public Health, 16, 2080.doi: 10.3390/ijerph16122080
Ferrer-Cascales, R., Albaladejo-Blázquez, N., Sánchez-SanSegundo, M.; Portilla-Tamarit, I., Lordan, O., & Ruiz-Robledillo, N. (2019). Effectiveness of the TEI Program for Bullying and Cyberbullying Reduction and School Climate Improvement. Int. J. Environ. Res. Public Health, 16, 580.doi:10.3390/ijerph16040580
Gaby Del Valle (2019). The Largest Study on School Shooters Since Columbine Found They Have a Few Key Things in Common. VICE. Retrieved from https://www.vice.com/en_uk/article/mbmdj4/the-secret-service-just-idd-some-key-warning-signs-for-school-shooters(accessed 20.04.2020).
Hellfeldt, K., López-Romero, L., Andershed, H. (2020). Cyberbullying and Psychological Well-being in Young Adolescence: The Potential Protective Mediation Effects of Social Support from Family, Friends, and Teachers. Int. J. Environ. Res. Public Health, 17, 45. doi: 10.3390/ijerph17010045
Morcillo, C., Ramos-Olazagasti, M.A., & Blanco, C. et al. (2015). Socio-Cultural Context and Bulling Others in Childhood. J Child Fam Stud,24, 2241. doi: 10.1007/s10826-014-0026-1
Olweus D. (1994). Bullying at school: Basic Facts and Effects of a School Based Intervention Program. Journal of Child Psychology and Psychiatry,35, 1171–1190. doi: 10.1111/j.1469-7610.1994.tb01229.x
Sekol, I., & Farrington, D. P. (2016). Psychological and background correlates of bullying in adolescent residential care. Journal of Social Work, 16(4), 429–452. doi: 10.1177/1468017315581530
Šmigelskas Kastytis, et al. (2018). Sufficient social support as a possible preventive factor against fighting and bullying in school children. International journal of environmental research and public health, 15(5), 870.doi:0.3390/ijerph15050870
Troop-Gordon, W., & Ladd, G.W. (2015). Teachers’ victimization-related beliefs and strategies: Associations with students’ aggressive behavior and peer victimization. Journal of Abnormal Child Psychology, 43(1), 45–60. (USA). doi: 10.1007/s10802-013-9840
Ttofi M.M., & Farrington D.P. (2011). Effectiveness of school-based programs to reduce bullying: A systematic and meta-analytic review. Journal of Experimental Criminology, 7(1), 27–56.doi:10.1007/s11292-010-9109-1
Weng, X., Chui, W.H., & Liu, L. (2017). Bullying Behaviors among Macanese Adolescents-Association with Psychosocial Variables. Int. J. Environ. Res. Public Health, 14, 887.doi:10.3390/ijerph14080887
Zaborskis A., Cirtautiene L., & Zemaitiene N. (2005). Bullying in Lithuanian schools in 1994–2004. Medicina (Kaunas),41, 614–620.
Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С.Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.63-74. doi: 10.11621/npj.2020.0206
Скопировано в буфер обмена
Скопировать