ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы

Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы

Скачать в формате PDF

Поступила: 13.02.2020

Принята к публикации: 14.03.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: буллинг; социальная агрессия; вербальный буллинг; физический буллинг; кибербуллинг

Страницы: 63-74

DOI: 10.11621/npj.2020.0206

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.63-74. doi: 10.11621/npj.2020.0206

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Реан Артур Александрович Московский педагогический государственный университет, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Новикова М.А. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Кошелева Екатерина Сергеевна Фонд поддержки культурных инициатив «Собрание» Москва, Россия

Аннотация

АктуальностьВ статье  представлены результаты исследования восприятия школьного буллинга респондентами студенческого возраста. Буллинг, как одна из форм проявления агрессивного поведения, требует активного вмешательства со стороны педагогов, психологов и родителей, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения в целом. При этом работ, посвященных динамике восприятия буллинга юношами и девушками, спустя несколько лет после окончания школы крайне мало. Именно в этот период не только участие, но и интенсивность переживания школьной травли в качестве значимого события прошлого может оказывать влияние на дальнейший выбор профессии, успешность в жизни, психоэмоциональное состояние. 

Цель. Исследование направлено на решение нескольких задачАнализировалась распространенность разных типов буллинга (социальная агрессия, вербальный, физический буллинг, кибербуллинг) в старших классах школ, делалась оценка буллинга с точки зрения распределения ролей. Также изучалось влияние социально-демографических факторов на участие в буллинге, проводился сравнительный анализ двух возрастных групп (школьники старших классов и студенты начальных курсов обучения) и ретроспективный анализ восприятия Школьного буллинга студентами. 

Описание хода исследования. Общий объем выборки составил около 700 человек – студентов младших курсов из нескольких городов России (12% юношей и 88% девушек). В процессе исследования применялись специально разработанная онлайн-анкета и англоязычные методики оценки буллинга: Adolescent Peer Relation Instrument, Social Bullying Involvement Scales, Cyberbullying and Online Aggression Survey.

Результаты исследования показали, что почти каждый второй из респондентов хотя бы раз принимал участие в школьной травле. Выявилась положительная взаимосвязь между ролями в буллинге (агрессор, жертва, свидетель). Каждый из участников школьной травли может занимать разные позиции или играть несколько ролей одновременно. Имеют место гендерные и социально-экономические различия между респондентами, принимавшими и не принимавшими участие в буллинге. С возрастом наблюдается тенденция на снижение количества респондентов, принимавших участие в физической травле в роли жертвы и свидетеля, но сохраняется высокий процент участия в других видах буллинга. 

Выводы. Высокий уровень участия в буллинге подчеркивает необходимость проведения профилактических и коррекционных мер, направленных на профилактику агрессивного поведения, в целом, и предотвращение буллинга, в частности.

Литература

  1. Банников К.Л. Смех и юмор в экстремальных группах (на примере некоторых аспектов доминантных отношений в современной Российской Армии) // Смех: истоки и функции / отв. ред. А.Г. Козинцев. – Санкт-Петербург: Наука, 2002. – С. 174–186. 

  2. Божко И. Культ «Колумбайна». Как два американских подростка задали моду на бойню в школах // [Электронный ресурс] //LIFEACMA: [сайт]. URL: https://life.ru/t/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C/1079738/kult_kolumbaina_kak_dva_amierikanskikh_podr...– (дата обращения 20.04.2020).

  3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149–159.

  4. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. – 2016. – № 2. – С. 99–115.

  5. В Москве ученик пришел в школу с ножом, угрожая учителям // [Электронный ресурс] // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass.ru/proisshestviya/5877639 – (дата обращения 20.04.2020).

  6. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. – 2010. – № 2. – С. 55–68.

  7. Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2 (15). [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета : [сайт]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/211/212 – (дата обращения 20.04.2020).

  8. Карабанова О.А. Возрастная психология : конспект лекций. – Москва : Айрис-Пресс, 2005. – 240 с.

  9. Король Н.В. Представления студентов о школьном буллинге // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. – № 2. – С. 96–100.

  10. Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 78–97. doi: 10.17323/1814-9545-2019-2-78-97

  11. Паламарчук М. Как наши дети берут в руки оружие и идут в школу убивать: 10 примеров // [Электронный ресурс] // LIFEACMA: [сайт]. URL: https://life.ru/p/1078812 (дата обращения 20.04.2020). 

  12. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон : монография / под ред. А.А. Реана. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 479 с.

  13. Психология подростка. Полное руководство / под общ. ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург, 2008. – 504 с.

  14. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. –2019. – Т. 97. – № 1. – С. 165–177.

  15. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования // Социальная психология и общество. – 2014. – Т.5. – № 2. – С. 71–86.

  16. Цветкова Р. Та же травля. Как буллинг вошел в российские школы // [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3557397– (датаобращения20.04.2020).

  17. Arnarsson A. & Bjarnason T. (2018). The Problem with Low-Prevalence of Bullying. Int. J. Environ. Res. Public Health, 15, 1535.   doi: 10.3390/ijerph15071535

  18. Craig W., Harel-Fisch Y., Fogel-Grinvald H.,Dastaler S., Hetland J., & Simons-Morton B. et al. (2009). A cross-national profile of bullying and victimization among adolescents in 40 countries. International Journal of Public Health,54, 216–224.doi:10.1007/s00038-009-5413-9

  19. Estévez, E., Estévez, J.F., Segura, L., & Suárez, C. (2019). The Influence of Bullying and Cyberbullying in the Psychological Adjustment of Victims and Aggressors in Adolescence. Int. J. Environ. Res. Public Health, 16, 2080.doi: 10.3390/ijerph16122080

  20. Ferrer-Cascales, R., Albaladejo-Blázquez, N., Sánchez-SanSegundo, M.; Portilla-Tamarit, I., Lordan, O., & Ruiz-Robledillo, N. (2019). Effectiveness of the TEI Program for Bullying and Cyberbullying Reduction and School Climate Improvement. Int. J. Environ. Res. Public Health, 16, 580.doi:10.3390/ijerph16040580

  21. Gaby Del Valle (2019). The Largest Study on School Shooters Since Columbine Found They Have a Few Key Things in Common. VICE. Retrieved from https://www.vice.com/en_uk/article/mbmdj4/the-secret-service-just-idd-some-key-warning-signs-for-school-shooters(accessed 20.04.2020).

  22. Hellfeldt, K., López-Romero, L., Andershed, H. (2020). Cyberbullying and Psychological Well-being in Young Adolescence: The Potential Protective Mediation Effects of Social Support from Family, Friends, and Teachers. Int. J. Environ. Res. Public Health, 17, 45. doi: 10.3390/ijerph17010045

  23. Morcillo, C., Ramos-Olazagasti, M.A., & Blanco, C. et al. (2015). Socio-Cultural Context and Bulling Others in Childhood. J Child Fam Stud,24, 2241. doi: 10.1007/s10826-014-0026-1

  24. Olweus D. (1994). Bullying at school: Basic Facts and Effects of a School Based Intervention Program. Journal of Child Psychology and Psychiatry,35, 1171–1190. doi: 10.1111/j.1469-7610.1994.tb01229.x

  25. Sekol, I., & Farrington, D. P. (2016). Psychological and background correlates of bullying in adolescent residential care. Journal of Social Work, 16(4), 429–452.  doi: 10.1177/1468017315581530

  26. Šmigelskas Kastytis, et al. (2018). Sufficient social support as a possible preventive factor against fighting and bullying in school children. International journal of environmental research and public health, 15(5), 870.doi:0.3390/ijerph15050870

  27. Troop-Gordon, W., & Ladd, G.W. (2015). Teachers’ victimization-related beliefs and strategies: Associations with students’ aggressive behavior and peer victimization. Journal of Abnormal Child Psychology, 43(1), 45–60. (USA). doi: 10.1007/s10802-013-9840

  28. Ttofi M.M., & Farrington D.P. (2011). Effectiveness of school-based programs to reduce bullying: A systematic and meta-analytic review. Journal of Experimental Criminology7(1), 27–56.doi:10.1007/s11292-010-9109-1

  29. Weng, X., Chui, W.H., & Liu, L. (2017). Bullying Behaviors among Macanese Adolescents-Association with Psychosocial Variables. Int. J. Environ. Res. Public Health, 14, 887.doi:10.3390/ijerph14080887

  30. Zaborskis A., Cirtautiene L., & Zemaitiene N. (2005). Bullying in Lithuanian schools in 1994–2004. Medicina (Kaunas),41, 614–620.

Для цитирования статьи:

Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С.Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.63-74. doi: 10.11621/npj.2020.0206

Скопировано в буфер обмена

Скопировать