ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя

Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.06.2019

Принята к публикации: 16.02.2020

Дата публикации в журнале: 31.03.2020

Страницы: 107-114

DOI: 10.11621/npj.2020.0110

Ключевые слова: юридическая психология; органы внутренних дел; личностные особенности; трансформационные процессы; профессиональная деятельность; руководитель

Доступно в on-line версии с: 31.03.2020

Для цитирования статьи:

Поршуков А.С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя. // Национальный психологический журнал 2020. № 1. c.107-114. doi: 10.11621/npj.2020.0110

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2020

Поршуков Андрей Сергеевич Санкт-Петербургский университет МВД России, Главное управление МВД России по Красноярскому краю

Аннотация

Актуальность. Для разработки общих принципов эффективного функционирования органов внутренних дел (ОВД) сегодня не используются в полной мере знания юридической психологии. Эти знания не востребованы в следственной, оперативной, кадровой, экспертной и других видах служебной деятельности. Особенно актуальным является развитие научно-обоснованного подхода к изучению личностных особенностей руководителей подразделений и служб органов внутренних дел.

Цель: определение значимых личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел, назначенных на должность руководителя, выявление наиболее существенных характеристик и основных черт стиля работы руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел, исследование индивидуально- психологических детерминант профессиональной адаптивности руководителей ОВД.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось в подразделениях территориальных органов внутренних дел Красноярского края в три этапа. На первом из них проводился опрос, выявляющий значимые характеристики, претендентов на должность руководителя. Выборку составили 250 респондентов со стажем работы от 3 до 25 лет. На следующем этапе было проведено анкетирования руководителей с целью определения основных черт их стиля работы (44 респондента). На заключительном этапе изучались индивидуально-психологические детерминанты профессиональной адаптивности руководителей ОВД. Для этого был подобран диагностический инструментарий и составлена батарея методик. В частности, для диагностики социальной адаптации использовались: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, полифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) для определения экстра, интроверсии и нейротизма; опросник Кокошкаровой для определения склонности к невротическим расстройствам; методика выявления проявлений агрессии Басса-Дарки; для определения нервно-психической устойчивости использовалась методика «Прогноз».

Результаты. Уровень профессиональной адаптивности руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел Красноярского края непосредственно связан с их нервно-психической устойчивостью. Наблюдаются значимые корреляционные связи профессиональной адаптивности с показателями таких негативных психических состояний, как неврастения (0,4398) и вегетативные расстройства (0,4121) по методике Кокошкаровой. По результатам проведенного математико- статистического анализа связей профессиональной адаптивности с показателями шкал по методике Кеттелла были выявлены значительные корреляции по пяти факторам: С (-0,3659) определяет рост эмоциональной устойчивости по мере развития профессиональной адаптивности, L (0,2758) указывает на развитие доверительности, Н (-0,2617) определяет развитие смелости руководителя и его психологической готовности к оправданному риску, М (0,1922) показывает, что адаптивность к повседневным условиям служебной деятельности обусловливает тенденцию развития практичности взглядов, защищает руководителя от потери связи с реальностью, N (0,1198) доказывает, что по мере развития профессиональной адаптивности, руководитель начинает демонстрировать большую прямолинейность поведения, избегая излишней хитрости или нецелесообразной гибкости.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при работе с руководителями подразделений территориальных органов внутренних дел. Апробация такой работы проводится в республиках Хакасия, Тыва, Алтайском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Томской областях. Планируется исследование влияния условий управленческой деятельности на последующие трансформации личности руководителя.

Введение

На данный момент в юридической пси­хологии отсутствует целостная концепция использования ее знаний при разработке общих принципов эффективного функ­ционирования органов внутренних дел (ОВД). Не востребованы психолого-юри­дические знания в следственной, опера­тивной, кадровой, экспертной и в других видах служебной деятельности. Попыт­ки непосредственной трансформации положений общей и социальной психо­логии создавали, скорее всего, иллюзии фактического использования психологи­ческих знаний для научного обеспечения повседневной служебной деятельности (Столяренко, 2001). Юридическая психо­логия развивалась по пути исследования в основном узкоспециальных вопросов деятельности правоохранительных ор­ганов. Поэтому субъекты управления не­достаточно системно, полно и адекват­но адаптируются к своей деятельности, что сказывается на практике в виде одних и тех же ошибок, недостатков и нерешенных проблем (Бакуменко, 2007).

Профессиональная деятельность, в частности, специфика деятельности ру­ководителей обусловливает личностные трансформации, которые существенно влияют на особенности профессиональ­ной самореализации. Трансформация личностной сферы сотрудников по­лиции на разных уровнях профессио­нальной самореализации проявляется в виде выработки устойчивых жизнен­ных стратегий, обеспечивающих возмож­ность переживать связь с миром в кон­тексте профессиональной деятельности как устойчивое отношение, которое ох­ватывает субъективное ощущение источ­ника собственного опыта (принятие решения, ответственность, выделение значимых профессиональных перспектив) (Реан, 2006).

Трансформации ценностно-смысло­вой сферы личности охватывают содер­жательно-смысловые и динамично-моти­вационные изменения работников ОВД. Стратегии трансформации ценностно- смысловой сферы делятся на положитель­ные, которые обеспечивают высокий уро­вень профессиональной самореализации, и кризисные, приводящие к деформациям и даже регрессу в отношениях с людьми и общественными (социальными) струк­турами (Alderson, 1995; Kelsen, 1961). Предпосылки изменений могут быть как внешние, так и внутренние. Если внутрен­ние причины заложены в условиях су­ществования структурного образования и обусловлены личностным потенциалом и ресурсом, то внешние отражают сте­пень адаптивности и трансформацион­ных способностей. (Greene, 1998). Транс­формационные процессы, происходящие с общественными структурами, прямо транслируются на изменения в системах иного уровня, в том числе и системах го­сударственного управления.

Деформации и трансформации в своей системе взаимосвязаны. По сути, любые изменения системной структуры – это ре­акция на определенный триггер. Под вли­янием внешних факторов система дефор­мируется, а затем в результате адаптации к новым условиям трансформируется. Иначе система не будет способна адапти­роваться к новым условиям, и может воз­никнуть вопрос о способности ее струк­туры к дальнейшему существованию (Blanchard, 1997).

В современной науке изучение изме­нений в структуре управления органами внутренних дел особо важно. Деятель­ность правоохранительных органов пред­ставляет собой отдельный вид интеллектуальной практической работы, которая предполагает повышенную активность и ответственность исполнителей. Как пра­вило, она связана с дефицитом времени и информации при подготовке отдель­ных действий, их выполнением в усло­виях внезапности, препятствий, интенсивных физических и психологических нагрузок. Выполняя свои обязанности, ру­ководители правоохранительных органов должны защищать права граждан. В то же время, они могут ограничивать права гра­ждан, если без этого невозможно выпол­нение профессиональных обязанностей, с необходимыми объяснениями по этому поводу (Super, 1971). Поэтому дальнейшее развитие научно-обоснованного подхода к организации профессиональной дея­тельности руководителей всех без исклю­чений подразделений и служб органов внутренних дел следует признать без­условно актуальным.

Проведение исследования

С целью изучения личностных особен­ностей современных руководителей органов внутренних дел нами было проведено эмпирическое исследование. При разра­ботке основных этапов мы опирались на труды отечественных (Андреева, 2008; Вахнина, 2000; Вахнина, Трубочкин, 2005; Казак, 2015; Коренев, 2002; Кубышко, 2017; Петров, Мальцева, 2013; Пряхина, 2009; Пугачева, 2011; Реан, 2006; Сомов, Мальце­ва, 2012) и зарубежных ученых (Anderson, 2000; Blanchard, 1997; Buss, Cantor, 1989; Ivkovic, 2008; Fiedler, 1992; Nickerson, Perkins, Smith, 1985; Roe, 1956; Stevens, 2001; Thibault, Lynch, McBride, 2001).

Эмпирическое исследование проводи­лось в подразделениях территориальных органов внутренних дел Красноярского края в три этапа:

  1. Проведение опроса среди сотрудников для выявления наиболее важных харак­теристик, которыми должен обладать претендент на должность руководителя;

  2. Проведение анкетирования среди руко­водителей с целью определения основ­ных черт их стиля работы;

  3. Исследование индивидуально-психо­логических детерминант адаптивно­сти руководителей ОВД. Для этого был подобран диагностический инстру­ментарий и составлена батарея методик. В частности, для диагностики со­циальной адаптации использовались: многоуровневый личностный опрос­ник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Ма­клакова и С.В. Чермянина, полифактор­ный личностный опросник Р. Кеттелла, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) для оп­ределения экстра, интроверсии и ней­ротизма; опросник Кокошкаровой для определения склонности к невротиче­ским расстройствам; методика выявле­ния проявлений агрессии Басса-Дарки; для определения нервно-психической устойчивости использовалась методика «Прогноз». Общую выборку составили 294 респондента в возрасте от 25 до 50 лет, из которых 250 (или 85,0%) – рядо­вые сотрудники, 44 (или 15,0%) – руко­водители (рис. 1).


Рис. 1. Распределение респондентов

I-й этап. Выборку составили 250 рядо­вых сотрудников ОВД со стажем работы от 3 до 25 лет (рис. 2).


Рис. 2. Распределение рядовых сотрудников в зависимости от стажа работы

Как видно из рис. 2, наибольшее коли­чество респондентов составили сотрудни­ки со стажем более 15 лет (87 человек или 34,8%). 62 респондента (или 24,8%) имели стаж от 11 до 15 лет, 54 респондента (или 21,6%) – от 3 до 6 лет, 47 респондентов (или 18,8%) – от 7 до 10 лет.

На основании опроса были выявлены наиболее существенные, на их взгляд, ха­рактеристики руководителей подразде­лений. Предлагалось присвоить степень важности 13-ти характеристикам, причем, 1 место – высшая степень, 13 место – низ­шая степень. Результаты представлены на рис. 3.


Рис. 3. Значимые характеристики руководителей подразделений территориальных ОВД Красноярского края по Гизелли, %

Как показывает рис. 3, из наиболее су­щественных характеристик выделяются «Авторитарные наклонности» (1 место – 82, 4% или 206 респондентов); «Профес­сиональные достижения» (2 место – 74% или 185 респондентов), «Самореализация» (3 место – 63,2% или 158 респондентов). По мнению респондентов, такие характе­ристики, как «Желание обладать властью» (11 место – 25,2%), «Зрелость» (12 место – 11,2%), «Физические данные» (13 место – 1,2%) не имеют большого значения для управления подразделениями территориальных органов внутренних дел Красно­ярского края.

IІ-й этап. Выборку составили 44 руко­водителя подразделений территориаль­ных органов внутренних дел Краснояр­ского края. В результате проведенного анкетирования нами выявлены основные черты стиля работы, которые, по их мне­нию, должны преобладать у руководите­лей (табл. 1).

Табл. 1. Основные черты стиля работы руководителей подразделений

Черта стиля работы

Описание

Количество респондентов, чел.

Принципиальность

Моральное качество руководителя, которое получает выражение в последовательном соблюде­нии и отстаивании определенных принципов, убеждений

37

Высокий профессионализм, чувство нового

Интегральные характеристики, которые отражают уровень и характер овладения человеком профессией и означают, что человек выполняет свою деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии. Они обеспечивают работнику высокую результативность труда, эф­фективное осуществление профессиональной деятельности во взаимодействии с другими людь­ми, наличие профессионально важных качеств личности работника

44

Деловитость

Присуща высокая идейность и сознание, настойчивость и жесткая дисциплина в работе

32

Организаторские способности

Выражаются в упорядочении, налаженности, достижении эффективности трудовой деятельности. Руководитель не только организует деятельность своих подчиненных, но и придает им опреде­ленную направленность, умеет обосновать цель, создать правильную ценностную ориентацию

41

Критическое отношение к своей работе и к оценке ее результатов

Определяет уровень самооценки руководителя

39

Высокая требовательность как к себе, так и к подчиненным в сочетании с заботой об окружающих

Высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя подчиненные, к качеству их поведения. Требовательный руководитель ожидает от них качественных проявлений: высоко­го уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры. При этом руководитель требователен к себе – ожидает (требует) вышеперечисленного, в первую очередь, от себя

35

Чувство высокой личной ответственности

Ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней готовно­стью отвечать за последствия своих действий

32

Единство слова и дела

Воспитание высокой сознательности, сознательной дисциплины и культуры поведения

37

Нетерпимость к проявлениям бюрократизма, формализма, самоудовлетворения

Проявление принуждения, контроля и угроз наказанием

31

Как видно из табл. 1, все 44 респонден­та (100%) уверенны в том, что руководи­тель должен обладать, в первую очередь, высоким профессионализмом и чувст­вом нового. 41 респондент (93,2%) утверждают, что руководитель должен уметь не только организовать деятельность сво­их подчиненных, но и придать ей опреде­ленную направленность, уметь обосновать цель, создать правильную ценностную ори­ентацию. Неотъемлемыми чертами руково­дителей подразделений территориальных органов внутренних дел Красноярско­го края 39 респондентов (88,6%) считают критическое отношение к своей работе и к оценке ее результатов, по 37 респонден­тов ( 84,09%) – принципиальность и един­ство слова и дела, 35 респондентов (79,55%) – высокую требовательность как к себе, так и к подчиненным в сочетании с заботой об окружающих, 32 респондента (72,7%) акцентируют внимание на деловитости и чувстве высокой личной ответственности, 31 респондент (70,5%) – на нетерпимости к проявлениям бюрократизма, формализ­ма, самоудовлетворения.

ІІІ-й этап. При назначении сотрудни­ка органа внутренних дел на должность руководителя важное значение имеет его профессиональная адаптивность. Нами был проведен математико-статистический анализ взаимосвязей показателя адаптивности по методике МЛО-АМ с показателями индивидуально-психологиче­ских характеристик руководителей ОВД (табл. 2). Вначале мы определили уровень проявления показателя адаптивности по усредненному профилю личности руко­водителя, который равен 48 баллам, что указывает на высокую адаптивность (следует учитывать, что по данной методике рост показателя адаптации определяется снижением его балов значения).

Табл. 2. Взаимосвязь профессиональной адаптивности (по МЛО «Адаптивность») с показателями индивидуально-психологических характеристик руководителей подразделений

Индивидуально-психологические характеристики

Профессиональная адаптивность

Итоговый результат методики «прогноз»

0,8267**

Нейротизм (тест-опросник г. Айзенка (epi))

0,4084**

Неврастения (методика Кокошкаровой)

0,4398**

Вегетативные расстройства (методика Кокошкаровой)

0,4121**

Эмоциональная устойчивость (методика Кеттелла)

-0,3659*

Подозрительность (методика Басса-Дарки)

0,3097*

** – статистически достоверна (р≤0,01)

* – статистически достоверна (р≤0,05)

Уровень профессиональной адаптивно­сти непосредственно связан с нервно-пси­хической устойчивостью, что обусловле­но наличием значимых корреляционных связей с показателем методики «Прогноз» (0,8267) и проявлением нейротизма по Айзенку (0,4084). Поэтому в такой психо­логически напряженной профессии, как правоохранительная деятельность, осно­вой адаптивности выступает стойкая нерв­ная система. Ведь именно она определяет устойчивость в стрессогенных условиях профессиональной деятельности, способ­ствует развитию эмоционально-волевого самоконтроля и стабильности поведения в психологически напряженных обстоятельствах. Если учитывать, что работа в органах внутренних дел характеризует­ся экстремальностью, то вышеуказанные индивидуально-психологические факто­ры нервно-психической устойчивости без­условно становятся предпосылкой форми­рования профессиональной адаптивности.

Это подтверждается и значимыми кор­реляционными связями профессиональ­ной адаптивности с показателями таких негативных психических состояний, как неврастения (0,4398) и вегетативные рас­стройства (0,4121) по методике Кокошка­ровой. Профессиональная адаптация, бу­дучи непосредственно связана с уровнем нервно-психической устойчивости, опре­деляет способность личности противо­стоять астеническим проявлениям и на­рушением психосоматической регуляции. Таким образом, адаптивность не только иг­рает важную роль в структуре профессио­нальной устойчивости руководителя, но и обуславливает его психологический им­мунитет в психотравмирующих условиях оперативно-служебной деятельности.

Эти результаты в полной мере под­тверждаются и соответствующим пока­зателем личностного профиля полифак­торной методики Кеттелла. Так, наиболее значимая корреляция обнаружена с показателем фактора С (-0,3659) – эмоцио­нальная устойчивость, обратный характер которой определяет рост эмоциональной устойчивости по мере развития профес­сиональной адаптивности. Выше уже от­мечались связи адаптивности с нервно- психической устойчивостью, элементом которой является эмоциональная устой­чивость, обусловленная сочетанием нерв­но-психической стабильности и разви­тым волевым потенциалом, облегчающим сохранение контроля над эмоциональ­ными проявлениями в аффективно на­сыщенных условиях деятельности. Кроме того, выявлена корреляция адаптивно­сти с показателем раздражительности как формы агрессивного реагирования по ме­тодике Басса-Дарки (0,2597), которая ука­зывает на снижение такой непродуктив­ной поведенческой реакции, благодаря эмоционально-волевой устойчивости.

По результатам проведенного матема­тико-статистического анализа связей про­фессиональной адаптивности с показа­телями шкал по методике Кеттелла нами были выявлены заслуживающие внимание корреляции еще по четырем факторам, которые мы ниже проанализируем.

Выявилась связь профессиональной адаптивности с фактором L (0,2758), ко­торая указывает на развитие доверитель­ности. Эта черта позволяет легко прео­долевать осложнения межличностного взаимодействия, благодаря проявлениям понимания и толерантности. Адаптив­ность к различным категориям объектов профессионального взаимодействия об­легчает ролевое поведение и позволяет быстрее строить доверительные отноше­ния с учетом индивидуальных особенно­стей каждого конкретного объекта и об­стоятельств контактного взаимодействия.

Обнаружена значимая корреляция адаптивности с показателем подозритель­ности по методике Басса-Дарки (0,3097), прямой характер которой указывает на тенденцию к ее уменьшению по мере раз­вития профессиональной адаптивности руководителя ОВД.

Имеет место и обратная корреляция профессиональной адаптивности с фак­тором Н (-0,2617) – смелость. Адаптив­ность определяет развитие смелости руководителя и его психологической готовности к оправданному риску. Эти чер­ты обеспечиваются соответствующим уровнем нервно-психической устойчиво­сти, высоким уровнем эмоционально-во­левой устойчивости, профессиональным опытом и профессионально-ориентиро­ванной направленностью.

Фактор М (мечтательность) также яв­ляется показателем, связанным с уров­нем профессиональной адаптивности (0,1922). Можно утверждать, что адаптив­ность к повседневным условиям служеб­ной деятельности обусловливает тенден­цию к развитию практичности взглядов, защищает руководителя от потери связи с реальностью. Это позволяет ему быст­ро решать проблемы на основе имеюще­гося опыта. Также прагматизм способст­вует адаптации работника к привычным общепринятым нормам, предоставляю­щим реалистичность и объективность его взглядам и суждениям. Это способст­вует добросовестному выполнению про­фессиональных задач, даже в условиях постоянной рутины. Другими словами, это указывает на адаптацию руководителя к повседневным нагрузкам, которые сис­тематически повторяются и сопровожда­ют его служебную деятельность.

Последний фактор, который продемон­стрировал наличие корреляционной связи с профессиональной адаптивностью – это показатель шкалы N (0,1198) – диплома­тичность. Прямой характер их связи указы­вает, что, по мере развития профессиональ­ной адаптивности, руководитель начинает демонстрировать большую прямолиней­ность поведения, избегая излишней хитро­сти или нецелесообразной гибкости. Это вовсе не означает неспособность к гибко­му маневрированию, что особенно важно при взаимодействие с различными объек­тами профессиональной деятельности. По мере приобретения опыта успешной дея­тельности в различных ситуациях полива­риантного коммуникативного взаимодей­ствия, руководителю легче достигать цели кратчайшим путем. Хотя, конечно, именно специфика профессионального взаимодействия все же определяет способность к гибкому маневрированию в собственном поведении с учетом объекта и самих обсто­ятельств взаимодействия.

Итак, профессиональная адаптирован­ность способствует формированию само­уверенности, спокойствия, энергичности и решимости на основе опыта. Руководи­телю легче сохранять хладнокровие даже в напряженных и динамических условиях деятельности. Адаптация на основе при­обретенного опыта позволяет увереннее и быстрее принимать ответственные ре­шения и воплощать их, что отражается на общей успешности руководителя и его профессиональном росте.

Заключение

Подводя итог эмпирического исследова­ния, отметим, что существенными характе­ристиками руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел Красноярского края являются авторитарные наклонности, профессиональные достиже­ния, самореализация, самоуверенность, ре­шительность, отсутствие потребности в за­щите, происхождение из рабочей среды, инициативность, отсутствие финансовой зависимости, желание обладать властью, зрелость и хорошие физические данные. На основе анкетирования выявлены основ­ные ожидаемые особенности деятельности руководителей: принципиальность, высо­кий профессионализм, ориентация на при­нятие нового, деловитость, организатор­ские способности, критическое отношение к своей работе и к оценке ее результатов, вы­сокая требовательность к себе и к подчинен­ным в сочетании с заботой об окружающих, чувство высокой личной ответственности, единство слова и дела, нетерпимость к про­явлениям формализма.

Вступление сотрудника органа вну­тренних дел на должность руководителя запускает успешные субъектные транс­формационные и эффективные управ­ленческие процессы при условии наличия высокой профессиональной адаптивно­сти на индивидуально-психологическом уровне. Профессиональная адаптивность, в свою очередь, определяется: нервно- психической и эмоциональной устойчи­востью, уверенностью в себе, низкой раз­дражительностью и подозрительностью, доверительностью, готовностью к оправ­данному риску, практичностью взглядов, прямолинейностью.

Также профессиональная адаптивность зависит от внутриличностной гармони­зации системы отношений руководителя к себе. В то же время, по мере приобре­тения профессионального опыта и фор­мирования адаптивности происходит и обратный процесс – личность обретает уверенность в сфере собственной опера­тивно-служебной деятельности и вследст­вие этого гармонизируется ее система ин­дивидуальных самооценок.

Литература

Андреева И.А., Корчмарюк В.А. Методика организации социально-психологических исследований в органах внутренних дел : методическое пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. – Москва : ЦОКР МВД России, 2008.

Бакуменко В.Д. Тенденции и факторы влияния трансформаций государственного управления на принятие государственно-управленческих решений. [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. – 2007. – Выпуск № 11.: [сайт]. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/11_2007bakumenko.htm

Вахнина В.В. Психологические особенности мотивации руководителей ОВД : автореферат дис. … канд. психол. наук. [Академия управления МВД России]. – Москва, 1999. – 26 с.

Вахнина В.В., Трубочкин В.П. Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в органах внутренних дел : научно-метод. пособие. – Москва, 2005.

Казак Т.В. Профессиональная самоактуализация и психосоциальная адаптация сотрудников органов внутренних дел : монография. – Минск : РИВШ, 2015. – 360 с.

Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов. – Москва : Московский университет МВД России, 2002.

Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 95–103. doi: 10.11621/npj.2017.0409

Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) // Альманах психологических тестов – Москва, 1995. – С. 217–224.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика : методики и тесты : учебное пособие / ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – С. 549–558.

Петров В.Е., Мальцева Т.В. Психологическое консультирование сотрудников органов внутренних дел. – Домодедово : Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013.

Прикладная юридическая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Пряхина М.В. Организация психологической службы в органах внутренних дел : учебное пособие. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009.

Пугачева Е.В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел : монография / Е.В. Пугачева, И.В. Гайдамашко. – Москва, 2011.

Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. – Санкт-Петербург : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.

Сомов А.В., Мальцева Т.В. Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 105–109.

Alderson W. (1995). Value of the Person: Theory R Concept, Pittsburgh: Value of the Person, 192–210.

Anderson T. D. (2000). Every officer is a leader. New York: St. Lucie Press, 408.

Blanchard K.H. (1997). Mission possible: Becoming a world-class organization. New York: McGrow-Hill, 366.

Buss D., & Cantor N. (Eds). (1989). Personality psychology. Recent trends and emerging directions. N.-Y., ets.: Springer-Verlag. doi: 10.1007/978-1-4684- 0634-4

Cattell R. (1965). The Scientific Analysis of Personality. London: Penguin Books, Limited, 225.

Fiedler F.E. (1992). How do you make leaders more effective: new answers to an old puzzle. Organizational Dynamics, Autumn, 3–18. doi: 10.1016/0090- 2616(72)90008-3

Greene J. (1998). Evaluating Planned Change Strategies in Modern Law Enforcement: Implementing Community-Based Policing. Brodeur J.P, 146.

Ivkovic S.K. (2008). The Contours of Police Integrity across Eastern Europe. International Criminal Justice Review, 18(1), 59–82. doi: 10.1177/1057567708315621

Kelsen H. (1961). General Theory of Low and State. New–York: Russell and Russell, 230–231.

Nickerson R.S., Perkins D.N. & Smith E.E. (1985). The teaching of thinking. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Roe A. (1956). The Psychology of occupations. N.Y.: Willey, 348. doi: 10.1037/13192-000

Stevens D.J. (2001). Community policing and managerial techniques: total quality-management techniques. The Police Journal, 74, 26–41. doi: 10.1177/0032258X0107400104

Super D.E., & Bahn M.J. (1971). Occupational psychology. London, Tavistock.

Thibault E. A., Lynch L. M., & McBride R. B. (2001). Proactive Police Management. New York: Prentice Hall, 340.

The Police Community of the Americas (Ameripol). Retrieved from: https://en.wikipedia.org/wiki/Ameripol  (accessed: 25.09.2019).

Для цитирования статьи:

Поршуков А.С.Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя. // Национальный психологический журнал. 2020. № 1. c.107-114. doi: 10.11621/npj.2020.0110

Скопировано в буфер обмена

Скопировать