ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков

Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков

Скачать в формате PDF

Поступила: 13.02.2019

Принята к публикации: 03.03.2019

Дата публикации в журнале: 30.04.2019

Страницы: 47-58

DOI: 10.11621/npj.2019.0105

Ключевые слова: подростки; подростковый возраст; личностная автономия; юношеский возраст; автономия подростка в детско-родительских отношениях

Доступно в on-line версии с: 30.04.2019

Для цитирования статьи:

Горлова Н.В. Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков. // Национальный психологический журнал 2019. № 1. c.47-58. doi: 10.11621/npj.2019.0105

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2019

Горлова Наталья Владимировна Сибирский федеральный университет

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Среди различных теоретических подходов, рассматривающих задачи развития на подростково-юношеском этапе взросления особую актуальность приобретают особенности присвоения подростками личностной автономии. Современный транзитивный, быстро меняющийся мир также ожидает от подростков самостоятельности и инициативности.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования: изучение общего состояния проблемы и наиболее обсуждаемых теоретических подходов к исследованию личностной автономии подростков, подробный анализ подхода к изучению личностной автономии с точки зрения разрешения конфликтов автономии.

Описание хода исследования. Анализ подходов к изучению личностной автономии показал существование внутриличностных и межличностных источников развития автономии. В статье рассмотрен подход к изучению личностной автономии подростков, в котором конфликт полагается механизмом развития. Подробно рассмотрены теория социально-когнитивных областей Дж.Г. Сметана и теория суверенности С.К. Нартовой-Бочавер, утверждающие, что личностная автономия присваивается неравномерно: в одних сферах подростки становятся более автономными, в других они еще не очень самостоятельны. Представлена модель психологической готовности к разрешению конфликтов автономии на основе конструктивной психологии конфликта, позволяющей обнаружить возможности актуализации и разрешаются конфликтов автономии как во внутриличностном, так и в межличностном плане.

Результаты исследования. Анализ классических и современных исследований показал, что личностная автономия присваивается подростками через разрешение ими конфликтов в разных областях психологического пространства. Выявлено, что в основании конфликтов автономии лежат противоречия: «внешний контроль - своя воля» и «зависимость - независимость». С опорой на положения нескольких теоретических подходов выявлено, что в основании конфликтов автономии лежат противоречие «внешне контролируемое функционирование-функционирование по собственной воле» и противоречие «зависимость-независимость». Было предложено авторское видение проблемы исследования личностной автономии подростков на основе изучение психологической готовности к разрешению конфликтов автономии на диспозиционном уровне.

Выводы. Показаны возможности исследования личностной автономии подростков посредством изучения разрешения ими конфликтов автономии в разных областях психологического пространства. Конфликты автономии вызваны контролирующими или запрещающими действиями близких (родителей) относительно некоторых сфер, права на которые может предъявлять уже сам подросток. Модель психологической готовности к разрешению конфликтов автономии на основе конструктивной психологии конфликта позволяет обнаружить, каким образом актуализируются и разрешаются конфликты автономии как во внутриличностном, так и в межличностном плане.

Полная версия статьи доступна в pdf-формате.
Для цитирования статьи:

Горлова Н.В.Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков. // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. c.47-58. doi: 10.11621/npj.2019.0105

Скопировано в буфер обмена

Скопировать