Поступила: 23.03.2018
Принята к публикации: 03.09.2018
Дата публикации в журнале: 30.04.2019
Страницы: 34-46
DOI: 10.11621/npj.2019.0104
Ключевые слова: аддикции; интернет-зависимость; интернет-зависимость подростков; психология Интернета; юношеский возраст; социальные сети
Доступно в on-line версии с: 30.01.2019
Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И. (2019). Интернет–активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте. Национальный психологический журнал, (1) , 34-46. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0104
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность (контекст) тематики статьи. Проблема интернет-зависимости активно обсуждается в отечественной и зарубежной психологии в течение двух последних десятилетий. Однако у специалистов так и не сложилось общего мнения о содержании понятия «интернет-зависимость». Для обозначения дисгармоничной связи человек-интернет используются различные термины: «проблемное использование интернета», «излишнее применение интернета», «компульсивное применение интернета» и др. Большее единодушие психологи демонстрируют в описании признаков (симптомов) интернет-зависимости. Обобщение этих признаков дает возможность создавать диагностические инструменты.
Цель. Исследование направлено на определение компонентного состава проблемного использования интернета в юношеском возрасте с помощью разработанного авторами опросника, а так же на установление связи этих компонентов с использованием различных интернет-сервисов.
Описание хода исследования. На основе анализа психологической литературы были выделены признаки проблемного использования интернета, составившие содержательную область разработанного авторами опросника. С помощью корреляционного и факторного анализа выявлялись компоненты проблемного использования интернета и связь выявленных компонентов с использованием интернет-сервисов и приложений. Выборку исследования составили 150 человек в возрасте от 16 до 23 лет: 64 старшеклассника и 86 студентов младших курсов университета. Сбор данных осуществлялся в период с октября по ноябрь 2017 года.
Результаты исследования. Изучение симптоматики и признаков проявлений чрезмерного пользования интернетом у старшеклассников и студентов позволило разработать шкалу проблемного использования интернета, объединившую пять компонентов: сверхценность активности в сети, фрустрация витальных потребностей, предвкушение вхождения в сеть, снижение контроля над временем, снижение значимости событий за пределами сети. Описаны особенности пользования интернет-сервисами в зависимости от пола и возраста. Установлены корреляции проблемного использования интернета с видами активности в сети – наиболее тесно компоненты проблемного использования интернета связаны с использованием коммуникативных (социальных) сервисов.
Выводы. Результаты исследования позволяют предложить пятикомпонентную модель проблемного использования интернета и выделить связь его компонентов с использованием сервисов интернета и приложений.
Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И.Интернет–активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. , 34-46. doi: 10.11621/npj.2019.0104
Скопировано в буфер обмена
Скопировать