ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения

Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.05.2018

Принята к публикации: 27.05.2018

Дата публикации в журнале: 01.08.2018

Страницы: 57-65

DOI: 10.11621/npj.2018.0207

Ключевые слова: арт-терапия; кинотерапия; метафора; идентификация; психологический механизм воздействия; ценностно-смысловая сфера; установка материнства

Доступно в on-line версии с: 01.08.2018

Для цитирования статьи:

Захарова Е. И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения. // Национальный психологический журнал 2018. № 2. c.57-65. doi: 10.11621/npj.2018.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2018

Захарова Елена Игоревна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Карабанова Ольга Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Однако широкому распространению метода кинотерапии препятствует недостаточная изученность механизмов его психологического воздействия. Актуальной задачей является создание проективного метода диагностики ценностно-смысловой сферы личности средствами художественной кинематографии, а также разработка технологий воздействия квази-формирующего и обучающего типа.

Целью статьи является анализ возможностей применения кинотерапии для решения психотерапевтических, диагностических, коррекционных, развивающих задач.

Описание хода исследования. Рассмотрены теоретические основания кинотерапии как вида арт-терапии, выделено сходство и различия с библиотерапией. Обсуждается развитие метода кинотерапии – от задач совладания с эмоциональными нарушениями и восстановлением баланса психодинамических сил до широкого спектра задач оптимизации личностного роста и образования. Проанализированы психологические механизмы воздействия в процессе кинотерапии: проекция, идентификация с героем, рефлексия, катарсис, социальное научение. Выделены базовые приемы личностной трансформации, применяемые в кинотерапии. Определены основные темы для группового и индивидуального обсуждения после просмотра художественного фильма. Приведены результаты пилотажного исследования, доказавшего высокую эффективность метода кинотерапии при подготовке к родительству женщин.

Результаты исследования. На основании анализа психологической практики использования средств художественной кинематографии как метода психологического воздействия можно сказать следующее. Хотя метод кинотерапии успешно зарекомендовал себя в решении психотерапевтических, развивающих, образовательных задач, однако психологические механизмы его воздействия исследованы недостаточно глубоко, а возможности кинотерапии в развитии личностного потенциала человека используются далеко не полно.

Выводы. Перспективы развития данного метода связаны с разработкой проективных методов исследования неосознаваемых имплицитных установок личности, что позволит повысить эффективность диагностической работы, а также с разработкой квази-формирующих техник психологического воздействия на ценностно-смысловую сферу человека на основе активизации его личностного потенциала и учета актуальных задач развития каждой возрастной группы.

Арт-терапия как терапия искусст­вом представляет одно из самых многообещающих, перспективных и мало изученных направлений пси­хологической практики. Можно выде­лить три подхода к интеграции искусства и терапии, по-разному раскрывающие содержание и механизмы воздействия искусства на разрешение проблем, пси­хологическое благополучие и развитие личности. В психоаналитическом подхо­де в работах пионера арт-терапии М. На­умбург акцент переносится на терапию, а арт (искусство) выступает лишь как средство, позволяющее преодолеть со­противление и прийти к осознанию бес­сознательных процессов. Здесь именно терапия является и целью, и содержанием психопрактики, а искусство лишь допол­няет арсенал методических инструмен­тов аналитика (Naumburg, 1958, 1966). В концепции Э. Крамер, которая, как и М. Наумбург, является представитель­ницей психодинамического подхода, напротив, само искусство выступает фо­кусом внимания, а терапевтический эф­фект является результатом включения пациента в процесс создания художе­ственных образов, будь то рисунок, со­чинение или восприятие произведения искусства любой формы (Kramer, 1958, 1990). По мнению Э. Крамер, необходи­мо учитывать два процесса, реализуемые в ходе художественной деятельности. Во-первых, сублимацию, позволяющую «переключить» энергию либидо на со­циально желаемые цели и тем самым вос­становить баланс психодинамических сил. Во-вторых, коммуникацию, в кото­рой рисунок, являясь посланием бессоз­нательного, принимает на себя функцию коммуникации социальному окружению скрытых, подавленных влечений и кон­фликтов пациента, способствуя более глубокому пониманию партнерами друг друга и улучшению их межличностных отношений. Третий подход отводит ре­шающую роль в арт-терапии процессам творчества и творческого воображения, полагая, что сам процесс арт-терапии порождает новые потребности челове­ка – в творчестве, поиске форм самовы­ражения, и приобретает самостоятель­ное значение и особый приоритет в его ценностно-смысловой и мотивационной сфере. Не адаптация к социальной сре­де, не улучшение системы отношений с миром, а рождение новой потребности в творчестве и соответствующая транс­формация всех жизненных отношений личности становится результатом арт-те­рапии (Бурно, 1989; Карабанова, 1977). Таким образом, в русле решения отно­сительно узкой психотерапевтической задачи возникло и окрепло новое на­правление, позволяющее выйти за преде­лы клинической практики. Арт-терапия (А. Хилл), первоначально направлен­ная на улучшение эмоционального со­стояния человека за счет снижения вну­треннего напряжения, значительно расширяет радиус возможного воздей­ствия. Объектом арт-терапевтического воздействия становится уже не больной человек (пациент), а личность, стремяща­яся не только избавиться от негативных переживаний, но раскрыть и обогатить свой творческий потенциал, ориентиро­ванная на саморазвитие и самовыраже­ние в произведениях искусства.

Арт-терапия, как способ психологи­ческого воздействия, имеет ряд преиму­ществ, по сравнению с другими психоте­рапевтическими методами. Приобщение к искусству вызывает положительные эмоции. Технические навыки (рисование, игра, сочинение и обсуждение сказок, восприятие музыкального произведения) складываются в детские годы, поэтому отличаются доступностью для широко­го круга взрослых людей. Возможность обойтись без слов создает возможность самовыражения для людей, испытываю­щих трудности в вербальном описании своих переживаний. Все это позволяет обходить «цензуру сознания», способст­вуя выражению скрытых желаний, идей, состояний, поведения, которые в обыч­ной жизни не проявляются.

В конце ХХ-го века психотерапевт Берни Вудер разрабатывает еще одно направление арт-терапии – кинотера­пию, используя новый метод для лечения эмоциональных проблем своих пациен­тов (депрессивных состояний, фобий, зависимостей, суицидальных намере­ний). Использование метода кинотера­пии было востребовано в первую очередь в русле психоаналитического подхода (Berg, URL: http://www.uspress.edu/books/pages/6945.html; Gabbard, 2001; Kluge, URL: http://www.dspp.com/papers/kluge.htm). Стремительное развитие кинемато­графа способствовало обогащению прие­мов психоанализа. Дана Намди обращает внимание на их взаимопроникновение, позволившее, с одной стороны, популя­ризировать идеи психоанализа, с дру­гой, способствовало появлению новой тематики художественных произведений (Дмитриева, Одинцова, Намди, 2016). Стимульным материалом для работы ста­новится заранее отобранный по опреде­ленной тематике фильм, просмотр ко­торого сопровождается, как правило, групповым обсуждением под руководством психолога. Обсуждение поступков и переживаний персонажей фильма могут помочь клиентам получить бо­лее адекватное и полное представление о собственной жизни, соприкоснуться с чувствами и эмоциями, увидеть ситуа­цию с другой точки зрения. Это позво­ляет преодолеть страх и тревогу, создает ситуацию эмоциональной безопасности для обсуждения собственных проблем на основе идентификации с героями филь­ма, чье сходство судьбы с собственной историей осознается либо самими кли­ентами, либо с помощью терапевта. Ге­рои фильма сталкиваются с теми же про­блемами, что и зрители в своей реальной жизни: утратой, неудачей, несправедли­востью, изменой, отвержением и изоля­цией, низкой самооценкой и др. Исполь­зование метафоры как художественного средства позволяет значительно ускорить процессы инсайта – глубокого и целост­ного постижения сущности проблемной ситуации и возможностей ее разреше­ния (Sharp, Smith & Cole, URL: https://doi.org/10.1080/09515070210140221). Преи­мущества арт-терапии как дополнитель­ного метода работы связаны с тем, что использование метафорического вы­ражения проблемы позволяет перейти к ее анализу и обсуждению, в то время как прямой директивный подход провоцирует защитные реакции клиента, не позволяя выйти на ее осознание и про­работку. Это положение получило убеди­тельное подтверждение в сравнительном исследовании эффекта двух форм интер­венции с целью оптимизации деструк­тивных детско-родительских отношений в групповой работе с пятнадцатилетними девушками-подростками. Было показано, что просмотр художественных фильмов содействует открытому обсуждению про­блем материнско-дочерних отношений и отношений с отсутствующим отцом, в то время как попытка прямого разгово­ра об этих отношениях вызывает сопро­тивление, отказ и негативные аффектив­ные реакции (Bierman, 2003).

Кинотерапия имеет явное сходство с библиотерапией, которая строится как обсуждение и совместный анализ спе­циальным образом отобранных книг и историй, что, однако, не исключает их различий. Существенным преимущест­вом фильмов перед книгами является ис­пользование совокупности различных модальностей: музыки, цвета, яркости изображений, динамики развертывания перед глазами зрителя историй, что по­зволяет говорить о глубинном эмоциональном уровне воздействия. Воссозда­ние истории на основе визуализации позволяет прочувствовать и осознать психологическую коллизию в опреде­ленном заданном создателем фильма ключе, сохраняя, тем не менее, широкие возможности личностного осмысления и интерпретации увиденного.

Анализируя психологические механиз­мы воздействия на зрителя, исследовате­ли обращаются к процессу идентифика­ции зрителя с героем художественного произведения. Зритель выбирает героя, который ему наиболее близок на данном этапе жизни по типу поведения, по спо­собу решаемой задачи, по сходной жиз­ненной ситуации или стоящей перед ним психологической проблеме. Это обеспе­чивает ему возможность эмоционально­го включения (Психологическое консуль­тирование …, 2017). Результатом такой идентификации становится «заражение» эмоциональным состоянием героя с по­следующим глубоким катарсисом. Худо­жественное произведение не только по­зволяет зрителю преодолеть защитные механизмы и испытать «страсти и жела­ния», подавляемые в повседневной жиз­ни, но в метафорической форме предлага­ет способ решения проблемной ситуации. Соответственно, существенным услови­ем эффективности терапевтического воз­действия является наличие сходства сю­жета с актуальной жизненной ситуацией, в которой находится клиент (Прокофье­ва, URL: http://kinoterapia.info/theoretics-cinematherapy/method-of-kinoterapia/). Кроме того, возможность идентифика­ции с героем достигается особыми прие­мами возбуждения симпатии, обеспечивая возможность возникновения сопережива­ния зрителя. Герой не только должен ока­заться в опасной ситуации, вызывающей волнение и сопереживание у зрителя, но и быть наделен как особыми способно­стями, так и узнаваемыми недостатками, и слабостями. Эффект узнавания усилива­ется, если герой фильма действует в знако­мой зрителю ситуации (Червинский, URL: https://kinodramaturg.ru/a-chervinskij-kak-xorosho-prodat-xoroshij-scenarij/).

Таким образом, проблема воздейст­вия искусства на развитие и психоло­гическое состояние личности разра­батывалась функциональной теорией в рамках «онтологии самого искусства» (Крупник, 1999). Психологической мо­дификацией функциональной теории искусства является направление, опираю­щееся на объективно-аналитический ме­тод анализа, предложенный в свое время Л.С. Выготским для изучения психологии искусства. Представители этого направ­ления рассматривали художественное произведение как систему художественно-выразительных средств, «сознательно и преднамеренно организованных с та­ким расчетом, чтобы вызвать эстети­ческую реакцию» и тем самым воздей­ствовать на реципиента (Выготский, 2010). Однако психология искусст­ва не может рассматриваться в отрыве от личности, на которую оказывается воздействие. По мнению Е.В. Крупни­ка, в процессе знакомства с художест­венным произведением у субъекта воз­никает «художественное сознание» как особого рода отношение к произведе­нию искусства. Воздействие искусст­ва на личность представляет собой, та­ким образом, целостный системный акт, в котором воздействие стимула (произ­ведение искусства с его системой вы­разительных средств) преломляется че­рез художественное сознание личности, что и определяет, в конечном счете, эффект «последействия» художественного произведения на личностную органи­зацию человека (Крупник, 1999). Возни­кающие под влиянием художественного фильма переживания свидетельствуют о том, что происходящие события при­обретают для каждого человека особый личностный смысл. Отношение к герою и его жизненной ситуации определяется, в первую очередь, проекцией собствен­ных ценностных установок, личностных черт и актуальных переживаний. В связи с этим, анализ переживаний, возникших в ходе просмотра кинофильма, способ­ствует осознанию зрителем собствен­ной жизненной ситуации и личностной позиции, открывая это содержание для развития и коррекции.

Данный подход к психотерапевти­ческой работе посредством кинемато­графии был поддержан и существенно обогащен в онтопсихологии Антонио Ме­негетти, который сосредотачивает вни­мание не только на просмотре фильма, но и на последующем его обсуждении в группе зрителей (Менегетти, 2014а, 2014б). Подчеркивая, что кино являет­ся «самым распространенным в современном мире и самым могущественным средством коммуникации», он вызыва­ет зрителя на разговор, направленный на выявление проективного характера пе­реживаний, при этом, позволяя ему по­нять, насколько его личное восприятие расходилось с объективным содержани­ем образа. По мнению А. Менегетти, «пра­вильно» созданный фильм раскрывает широкое пространство для переживаний, чувств и эмоций. В процессе группово­го обсуждения человек постигает специ­фику собственных переживаний, совер­шая акт самопознания (Менегетти, 2001). С помощью средств художественного произведения режиссер создает яркие, выразительные образы, но они являют­ся лишь материалом для образов, созда­ваемых воображением самого зрителя. Они, по мнению Менегетти, позволяют проявиться внутреннему миру человека, поскольку «сквозь вереницу сменяющих­ся образов мы улавливаем проявление ин­тенциональности бессознательного, но не режиссера, а зрителя» (Менегетти, 2014а). Фильм становится средством выражения бессознательного как отдельного индиви­да, так и группы участников. Организован­ное после просмотра фильма обсуждение позволяет каждому зрителю понять, на­сколько его личное восприятие расходи­лось с объективным содержанием образа. Следовательно, по мнению автора, с по­мощью данного метода можно диагно­стировать и с очевидностью представлять субъекту его бессознательное. Участни­ку дискуссии открывается скрытое содер­жание его личности. Полученное знание можно использовать и для лечения чело­века, и для содействия его дальнейшему личностному росту. В рамках онтопсихо­логии появляется новое название мето­да – кинемалогия (от греческого «кинео» – двигаю, двигаюсь и латинского «логос» – наука, познание), в котором акцент сме­щается на возможности самопознания. Показаниями к использованию данного метода являются эмоциональные наруше­ния, скрытые неосознаваемые и открытые осознанные неурегулированные внутри­личностные и межличностные конфлик­ты, низкий уровень развития самосозна­ния и самооценки, аддикции, в том числе эмоциональная зависимость и зависи­мость от психоактивных веществ, недо­статочный уровень осознания и понима­ния собственного поведения, конфликтов в межличностных отношениях и их при­чин, утрата, посттравматическое стрес­совое расстройство, депрессии, тревож­ные расстройства социального генеза, все виды расстройства пищевого поведения.

История использования метода ки­нотерапии в нашей стране непродолжи­тельна. Несмотря на то, что в Большой медицинской энциклопедии еще в 1949 году впервые появилась статья о кинотерапии, как новом методе лечения с помо­щью просмотра специально отобранных фильмов, оказывающих психотерапевти­ческий эффект, в России его использова­ние не получило широкого распростра­нения (Пензин, 2003). В настоящее время обращение к данному средству психологического воздействия происходит все чаще. Е.Н. Павлова, анализируя современ­ную практику использования кино в тера­певтических целях, описывает несколько вариаций этого метода. Наибольшей по­пулярностью, по ее мнению, пользует­ся использование кинофильма (или его фрагмента) в качестве иллюстрации об­суждаемого способа поведения. Киноф­рагменты используются на когнитивных тренингах для формирования образов успешного и неуспешного поведения. Яр­кие художественные образы способству­ют закреплению паттернов собственного поведения и помогают точнее распозна­вать значение поведения других людей (Павлова, https://kinoterapiya.ru/method). В качестве вспомогательного приема мо­жет быть рекомендован самостоятель­ный просмотр фильма. В ряде случаев для помощи клиенту может быть состав­лена программа индивидуального прос­мотра в течение месяца. Использование кинофильма в качестве отправной точки для последующей дискуссии требует осо­бого мастерства терапевта. На сегодняшний день опыт такого индивидуального творчества недостаточно операционали­зирован, так как практикующие терапев­ты редко занимаются анализом и систе­матизацией своего опыта, как это делал А. Менегетти. Вместе с тем, можно выде­лить ряд приемов, которые составляют основу психотерапевтической работы. К ним относятся:

  • прием децентрации, позволяющий увидеть проблемную ситуацию как открывающую новые возможности и перспективы, изучить различные ва­рианты решения сложной проблемы и выбора поведения;

  • прием реконструкции нарушенных межличностных отношений на осно­ве принятия нормы диалога в обще­нии, эмпатии, сострадания к другим и себе, терпимости и принятия других такими, какими они есть, преодоления старых обид и проявления открытости к любви;

  • переосмысление жизненных целей и постановка новых целей на основе осознания ригидных, ограничивающих свободу выбора убеждений, определе­ния того, что действительно является важным для клиента, и отказа от лож­ных установок, формирования умения рассматривать воспринимаемые пре­пятствия как возможности для роста;

  • фасилитация самопознания и повыше­ние самооценки, благодаря обретению умения видеть себя в новом свете, при­нимать себя, открывать в себе новое;

  • прием трансформации чувств клиента от тревоги, страхов и депрессии к надежде, радости и вдохновению;

  • прием осознания неэффективного ро­левого поведения, ориентация на кон­структивные ролевые модели и обуче­ние соответствующему поведению;

  • переживание утраты и неразрешен­ного горя на основе кристаллизации позитивного опыта и примирения со смертью и со своим прошлым.

Круг вопросов, которые становятся предметом обсуждения после просмотра фильма, включают следующие темы:

  • чувства, эмоции переживания, испы­тываемые во время просмотра фильма, прежде всего, наиболее интенсивные, вызывающие беспокойство, диском­форт, кажущиеся несовместимыми с событиями, происходящими в фильме (например, смех во время трагической сцены или злость и грусть в позитив­ной ситуации);

  • наиболее значимые символы;

  • идентификация с одним из героев фильма, выяснение, с кем именно и по­чему;

  • черты персонажей фильма, вызвавшие восхищение или зависть;

  • кто из героев фильма не понравился и почему;

  • сцены, вызвавшие сильные эмоции – что происходило и что было сказано;

  • какое воздействие оказал финал фильма;

  • кто из героев фильма напомнил о ком- то из прошлого клиента или настоящего;

  • что больше всего понравилось в фильме;

  • что меньше всего понравилось в фильме;

  • сцены, вызвавшие отторжение, неже­лание смотреть фильм;

  • сцены, наиболее запомнившиеся, кото­рые произвели наиболее сильное впе­чатление;

  • основная мысль фильма, его посыл, миссия;

  • что именно в фильме хотелось бы при­менить в своей собственной жизни.

Особые возможности содержит в себе подход к кинотерапии, при котором ис­пользуется не готовое художественное произведение, а организуется съемка ко­роткого сюжета, главным героем кото­рого становится сам клиент (В. Эдигер). Для такой работы психотерапевт должен совмещать профессии психолога и кине­матографиста. Воплощая фантазии кли­ента, психолог способствует «прорыву бессознательного», раскрывая его для по­следующего рационального анализа.

Мы видим, что, возникнув как пси­хотерапевтический метод, кинотерапия в настоящее время широко использует­ся как метод психологического воздей­ствия в ходе развивающей работы и для решения образовательных задач. В реше­нии задач оптимизации личностного раз­вития используются такие возможности кинематографического воздействия, как активизация самопознания, способствую­щая формированию идентичности таких личностных качеств, как толерантность и эмпатия. В целом ряде исследований по­казано, что являясь «самым массовым из искусств», кино оказывает существенное влияние на развитие мировосприятия, формирование системы семейных цен­ностей, моральное и нравственно-этиче­ское развитие, формирование социаль­ной (социально-ролевой, гражданской, гендерной) и личностной идентичности, и эмоционально-личностное развитие молодого человека (Бочаров, 2008; Маке­ева С.А., Макеева А.А., 2017).

Использование кинематографическо­го воздействия является наиболее адек­ватной формой работы с молодежной возрастной группой, так как отвечает акту­альной задаче развития молодежи – самопознанию и саморазвитию. Активизирую­щее воздействие кинематографа основано на возможности трансляции молодому че­ловеку социокультурного опыта и лич­ностных смыслов, создания условий вну­треннего диалога. В исследовании Т.М. Батула показано влияние дискурса кине­матографа на идентичность. По мнению автора, кино создает условия для усвоения представлений о культурных и идеологи­ческих конструктах, причем транслируе­мое содержание воспринимается зрите­лем как естественное и адекватное (Batool, 2010). В условиях специально организо­ванной процедуры кинотренинга, которая предполагает использование киносредств, заранее подобранных с учетом наиболее значимых для участников тренинга лич­ных жизненных проблем, и дальнейшего их обсуждения удается существенно по­высить уровень эмпатии молодых людей (Ахмедзянова, 2011). В исследовании по­казано, что эмпатийному реагированию и повышению показателя эмпатии студен­тов-гуманитариев способствует актуализа­ция основных механизмов когнитивной, эмоциональной и поведенческой эмпа­тии: интерпретации, децентрации, иден­тификации, эмоционального заражения. Успешной оказалась и работа, направлен­ная на повышение степени толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями (Кожухарь, Арапов, URL: http://kinoterapia.info/arapov_koguhar/). Анализ результатов использования пси­хологического воздействия с помощью средств художественной кинематографии показал достоверные различия у испытуе­мых в оценке образа человека с особенно­стями в развитии, изменения социальной дистанции с данной группой людей, рост толерантного отношения к ним, а также тенденции к динамике эмоционального интеллекта. Раскрыты преимущества ки­нотерапии как доступного широкому кру­гу лиц, относительно не затратного и до­статочно успешного метода работы.

Убедительно доказана эффективность использования кинотерапии как метода интервенции в работе с проблемными семьями и супружескими парами. В ис­следовании М. Баллард было продемон­стрировано, что семьи, испытывающие трудности в решении задач развития при переходе на новую стадию жизненно­го цикла семьи, в силу ригидности и ог­раниченности семейных установок ока­зываются не готовы к обсуждению этих проблем с психотерапевтом. Просмотр кинофильмов инициирует обсуждение семейных проблем и конфликтов и об­легчает переход к анализу проблем соб­ственной семьи, их осознанию и поиску путей решения (Ballard, 2012; Kluge, URL: http://www.dspp.com/papers/kluge.htm).

Специальной задачей является отбор фильмов, отвечающих содержанию про­блем и индивидуально-психологическим, возрастным и личностным, в том числе этнокультурным особенностям участни­ков психотерапевтического процесса. Так, например, в исследовании особен­ностей переживания развода родителей тремя детьми предподросткового возра­ста были обнаружены нетипичные и не­ожиданные реакции в ответ на хорошо зарекомендовавшие себя в предшеству­ющей практике кинотерапии фильмы. Таким образом, и отбор фильмов, и выстраивание сценария психотерапевтиче­ской работы требует «тонкой настрой­ки» процедур и временного регламента с учетом адресности применения (Marsick, URL: https://doi.org/10.1080/154 01383.2010.527789).

В исследовании, проведенном под ру­ководством Н.Л. Карповой, была разра­ботана подробная карта психотерапев­тических паттернов, наличие которых в кинофильме делает эффективным воздействие на человека, с точки зрения же­лаемых для него изменений (Карпова и др., 2011). Используя специально по­добранные средства, исследователи осу­ществляли комплексную коррекцию девиантного поведения подростков. Ре­зультаты работы позволяют сделать за­ключение о том, что использование фильмотерапии при работе с девиантны­ми подростками позволяет достичь та­ких положительных результатов, как раз­витие их эмоциональной, когнитивной, мотивационно-потребностной, волевой, коммуникативной сфер, осознание ими внутренних конфликтов и возможных путей их решения.

Не менее широкие возможности пре­доставляет использование кинематогра­фии в решении образовательных задач. Использование кинематографа в обра­зовательных целях стало возможным практически с момента его возникнове­ния. Уже с начала прошлого века ставил­ся вопрос об образовательном и воспита­тельном значении кино. Об этом писали В. Готвальд в работе «Кинематограф – его происхождение, устройство и будущее об­щественное и научное значение» (1909 г.), Е. Самуйленко в книге «Кинематограф и его просветительская роль» (1912 г.), Е. Майрин в работе «Кинематограф в пра­ктической жизни» (1916 г.). В первой по­ловине 1930-х годов советскими психоло­гами Б.М. Тепловым и О.И. Никифоровой очень широко исследовалась роль кине­матографии в развитии детей и подрост­ков (цит. по Карпова и др., 2011).

В русле исследований теории соци­ального научения А. Бандуры было до­казано, что сюжет кинофильма может выступать для участников группы мо­делью сложных жизненных ситуаций, а в ряде случаев даже алгоритмом их разрешения. Убедительно показано, что ребенок может копировать поведение понравившегося персонажа при совокуп­ности определенных условий, а именно, когда поведение на экране демонстриру­ется как обоснованное или вознагражда­емое, когда персонаж харизматичен или привлекателен для ребенка, и если ситу­ация отражает реальную жизнь, близкую личному опыту ребенка (Bandura, 1977). Взрослый же человек, просматривая ху­дожественный фильм, узнает события, определенные жизненные ситуации, которые встречались в его собственной жизни, что открывает для него новые воз­можности разрешения сложных жизнен­ных ситуаций.

С позиции культурно-исторического подхода становится возможным говорить о том, что не столько само художествен­ное произведение, сколько его обсужде­ние стимулирует собственную актив­ность участников работы. В отличие от пассивного восприятия содержания лек­ции, переживания, вызванные просмо­тром художественного произведения, и их последующее обсуждение обеспечивают личностную включенность зрителя, что находит отражение в успешном ус­воении тех идей и положений, которые заданы контентом произведения. Так, использование кинематографического воздействия и его последующего обсу­ждения при подготовке к родительству женщин, ожидающих рождения ребен­ка, показало его высокую эффективность в работе по формированию позиции ма­тери, по сравнению с традиционной лек­ционной формой работы (Захарова, Дол­гих, 2018). Просмотр художественного фильма позволяет направить внимание аудитории на обсуждение актуальных проблем предстоящего материнства. На­ибольший отклик аудитории встретили такие темы, как специфика материнской позиции, средства воспитания ребенка, изменения мотивационной направлен­ности женщины, связанное с появлени­ем ребенка, возможность возникновения ценностного конфликта. Это свидетель­ствует об актуальности данных тем для современной женщины. В ходе обсу­ждения специально подобранных ки­нофильмов были обнаружены установ­ки женщин по отношению материнству, не совпадающие с декларируемыми ими установками, выявленными в ходе пред­варительного опроса. Это свидетельст­вует о том, что задействованный в ки­нотерапии механизм психологической проекции позволяет получить более до­стоверную информацию, по сравнению с получаемой посредством опроса, где ска­зывается влияние социальной желатель­ности. Важнейшим результатом работы можно считать осознание участница­ми исследования (30%) противоречиво­сти установок по отношению материнст­ва, выявленных и объективированных в ходе группового обсуждения и деклари­руемых ими в предварительном опросе. Таким образом, преимуществом обуче­ния с использованием метода киноте­рапии является возможность актуализи­ровать латентные установки личности, препятствующие присвоению содержа­ния, заложив основу их последующей трансформации.

На основании анализа психологиче­ской практики использования средств художественной кинематографии как метода психологического воздействия можно сделать следующие выводы. Хотя метод кинотерапии успешно зарекомен­довал себя в решении психотерапевтиче­ских, развивающих, образовательных за­дач, однако психологические механизмы его воздействия исследованы недостаточ­но глубоко, а возможности кинотерапии в развитии личностного потенциала чело­века используются далеко не полно.

Перспективы развития данного мето­да связаны с разработкой проективных методов исследования неосознаваемых имплицитных установок личности, что позволит повысить эффективность диагностической работы, а также с раз­работкой квази-формирующих техник психологического воздействия на цен­ностно-смысловую сферу человека на основе активизации его личностного потенциала и учета актуальных задач развития каждой возрастной группы.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18- 013-01213 «Роль художественной кинематографии в формировании установки на реализацию родительской деятельности и образа эффективного родительства у современной молодежи»)

Литература:

Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: на примере студентов гуманитарного профиля: диссертация ... кандидата психологических наук. – Казань, 2011. – 157 с.

Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2003. – 112 с.

Бочаров А.К. Разработка кинотерапевтического тренинга, направленного на психологическую помощь подросткам в процессе самоопределения // Психологические исследования : сборник науч. трудов. Выпуск 6. – Самара: Универс групп, 2008. – С. 316–322.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – Москва: Медицина, 1989.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Лабиринт, 2010. – 352с.

Дмитриева В.А., Одинцова В.В., Намди Д.М. Психология кино: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016.

Захарова Е.И., Долгих А.Г. Использование средств художественной кинематографии в подготовке беременных женщин к материнству // XXIV Всероссийский конгресс с международным участием «Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья» : сборник тезисов / под ред. Г.Т. Сухих, В.Н. Прилепской. – Москва, 2018. – 124 с.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – Москва: Роспедагентство, 1977.

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №3. – С. 54–62.

Карпова Н.Л., Данина Н.В., Кисельникова А.И., Шувиков А.И. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 87–97.

Кожухарь Г.С., Арапов В.И. Влияние просмотра кинофильма на отношение старшеклассников к людям с особенностями физического развития [Электронный ресурс] // Кинотерапия и кинотренинг : [сайт]. URL : http://kinoterapia.info/arapov_koguhar/ – (дата обращения 06.05.2018).

Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 2. : [сайт]. URL : http://psychol.ras.ru/ippp_pfr – (дата обращения 06.05.2018).

Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. – Москва : Институт психологии РАН, 1999. – 240 с.

Макеева С.А., Макеева А.А. Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми // Молодой ученый. – 2017. – №1.1. – С. 76–78.

Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. – Санкт-Петербург : Онтопсихология, 2014. – 563 с.

Менегетти А. Мир образов. – Санкт-Петербург : Онтопсихология, 2014. – 100 с.

Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. – Москва : Онтопсихология, 2001. – 384 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж, 2003. – 176 с.

Плескачевская А.А. Кинотренинг и сфера его применения // Психологическая газета. – 1998. – № 8(35) – № 9(36).

Павлова Е.Н. Описание метода кинотерапии, анализ использования в практике психологического консультирования и коучинга, особенности применения и эффекты [Электронный ресурс] // Кинотерапия и кинотренинг : [сайт]. URL: https://kinoterapiya.ru/method. – (дата обращения 06.05.2018).

Психологическое консультирование: практическое пособие для вузов / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина; под ред. Е.П. Кораблиной. – Москва : Юрайт, 2017. – 323 с.

Прокофьева Н. Кинотерапия как инструмент личностного развития [Электронный ресурс] // Кинотерапия и кинотренинг : [сайт]. URL: http://kinoterapia.info/theoretics-cinematherapy/method-of-kinoterapia/ – (дата обращения 06.05.2018).

Червинский А. Как хорошо продать хороший сценарий [Электронный ресурс] // Кинодраматург : [сайт]. URL: https://kinodramaturg.ru/a-chervinskij-kak-xorosho-prodat-xoroshij-scenarij/ – (дата обращения 06.05.2018).

Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери: Третий лишний? – Москва : Ин-т общегум. исслед., 2011. – 448 с.

Юнтунен О. Как выбрать фильм для проведения сеанса кинотерапии/кинотренинга. [Электронный ресурс] // Кинотерапия и кинотренинг : [сайт]. URL: http://kinoterapia.info/psychoanalysis-of-film/kak-vybrat-film-dla-kinoterapii/ – (дата обращения 06.05.2018).

Ballard, M.B. (2012) The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cinematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication. Journal of Creativity in Mental Health. 7(2), 212–219. doi: 10.1080/15401383.2012.685004

Bandura, A. (1977) Social Learning Theory. Englewood Cliffs. N: Prentice Hall.

Batool, T.M. (2010) Creation of ideology through the language of cinema: a feminist study of media education. Procedia – Soc. and Behav. Scien, 2(2), 4592–4596.

Bayanova L.F., Chulyukin K.S. (2018). The impact of cultural congruence on the creative thinking of primary school children. Psychology in Russia: State of the Art, 11 (1), 61–70. doi: 10.11621/pir.2018.0105

Berg, B. (1999) Film Theory, Psychoanalysis and Figuration: On Endless Night: Cinema and Psychoanalysis, Parallel Histories.. Retrieved from: http://www.uspress.edu/books/pages/6945.html. (accessed May 6, 2018).

Bierman, J.S. (2003) Group Cinematherapy as a Treatment Modality for Adolescent Girls. Residential Treatment For Children & Youth. 21(1), 1–15. 10.1300/J007v21n01_01

Budyakova T. P. (2017). Psychological and legal aspects of the offensiveness of male and female cartoons and collages. Psychology in Russia: State of the Art, 10(2), 149–164. doi: 10.11621/pir.2017.0210

Dermer, S.B. et al. (2000) Utilizing Movies in Family Therapy: Applications for Individuals, Couples, and Families. The American Journal of Family Therapy, 28(2), 163–180. doi: 10.1080/019261800261734

Deyneka O.S., Isaeva E.R. (2017). Adaptation resources in subjects with social and psychosomatic disadaptation: a comparative analysis. Psychology in Russia: State of the Art, 10(1), 130–144. doi: 10.11621/pir.2017.0110

Gabbard, G.O. (2001) Psychoanalysis and Film, an Introduction. International Journal of Psychoanalysis. Key Papers Series, London and New York.

Kluge, D. (1999) Psychoanalysis and Film. Retrieved from: http://www.dspp.com/papers/kluge.htm. (accessed May 6, 2018).

Kramer, E. (1958) Art Therapy in a Childrens Community. Sprinfield. I11.Thomas.

Kramer, E. (1990) Positive Endings in Psychotherapy. San-Fancisco, Jossey-Bass.

Marsick, E. Film Selection in a Cinematherapy Intervention With Preadolescents Experiencing Parental Divorce. Journal of Creativity in Mental Health, 5(201), 374–388. Retrieved from: https://doi.org/10.1080/15401383.2010.527789. (accessed May 6, 2018). doi: 10.1080/15401383.2010.527789

Naumburg, M. (1958) Art Therapy: Its Scope and Function. In E.F.Hammer (ed.) Clinical Application of projective Drawings. Springfield. I11: Thomas.

Naumburg, M. (1966) Dinamically Oriented Art Therapy: Its Principles and Practicies. New York: Grune and Stratton.

Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V., Temnova L.V. (2017). A study of Generation Z’s involvement in virtual reality. Psychology in Russia: State of the Art, 10(4), 134–143. doi: 10.11621/pir.2017.0412

Sharp, C., Smith, J.V. & Cole, A. (2010) Cinematherapy: Metaphorically promoting therapeutic change, 269–276. Retrieved from: https://doi.org/10.1080/09515070210140221. (accessed May 6, 2018). doi: 10.1080/09515070210140221

Velichkovsky B.M. (2017). Cognitive science: The art and its implications. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (3), 2–7. doi: 10.11621/pir.2017.0300
Для цитирования статьи:

Захарова Е. И., Карабанова О.А.Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения. // Национальный психологический журнал. 2018. № 2. c.57-65. doi: 10.11621/npj.2018.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать