ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей

Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.01.2018

Принята к публикации: 12.02.2018

Дата публикации в журнале: 30.03.2018

Страницы: 77-87

DOI: 10.11621/npj.2018.0107

Ключевые слова: старший подростковый возраст; предварительное профессиональное самоопределение; ориентировка; типы поддержки подростков родителями; личная профессиональная перспектива; автономия подростка в детско-родительских отношениях; профессиональная идентичность

Доступно в on-line версии с: 30.03.2018

Для цитирования статьи:

Садовникова Т.Ю., Коньшина Т. М. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. // Национальный психологический журнал 2018. № 1. c.77-87. doi: 10.11621/npj.2018.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2018

Садовникова Татьяна Юрьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Коньшина Татьяна Михайловна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Статья посвящена изучению представлений подростков о характере участия родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. Построение личной профессиональной перспективы подростка (ЛПП) (Н.С. Пряжников) рассматривается как процесс сорегулирования (Г.В. Бурменская) усилий подростка и родителей на пути выбора будущей профессии. Сотрудничество родителей и подростка определяется характером детско-родительских отношений, развитием личностной автономии подростка и его автономии в отношениях с родителями. Отмечается дефицит исследований, посвященных изучаемой проблеме.

Цель. Цель исследования – изучение связи представлений подростков о характере участия родителей в предварительном профессиональном самоопределении подростков (ППСП) с особенностями эмоциональной автономии подростков в детско-родительских отношениях.

Описание хода исследования. Представлены результаты эмпирического исследования представлений подростков о характере участия родителей в ППСП. В исследовании 2016–2017 годов приняли участие 167 детей в возрасте от 14 до 18 лет. Использовались такие методы исследования: анкетирование, авторская адаптация методики «Родительское поведение в сфере построения карьеры» (PCBC) (Keller, Whiston, 2008), авторская адаптация методики «Шкала эмоциональной автономии» (EAS) (Steinberg, Silverberg, 1986).

Результаты исследования. Выявлены представления подростков о характере участия родителей в ППСП. Определены пять типов поддержки подростков родителями. Получены данные о связи эмоциональной автономии подростков в детско-родительских отношениях с их представлениями о характере участия родителей в ППСП.

Выводы. Гипотеза исследования о связи представлений подростков о характере участия родителей в предварительном профессиональном самоопределении старшеклассников, с одной стороны, и особенностей эмоциональной автономии в подростка в отношениях с родителями, с другой стороны, подтвердилась. Выявлен нелинейный характер связи между характером участия родителей в ППСП и особенностями эмоциональной автономии подростков в отношениях с родителями. 

 
Для цитирования статьи:

Садовникова Т.Ю., Коньшина Т. М.Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. c.77-87. doi: 10.11621/npj.2018.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать