ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Молодые психологи в поиске научных идей и их решений

Молодые психологи в поиске научных идей и их решений

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.07.2017

Принята к публикации: 16.07.2017

Дата публикации в журнале: 10.10.2017

Страницы: 3-5

DOI: 10.11621/npj.2017.0301

Ключевые слова: история психологии

Доступно в on-line версии с: 10.10.2017

Для цитирования статьи:

Рикель А.М. Молодые психологи в поиске научных идей и их решений. // Национальный психологический журнал 2017. № 3. c.3-5. doi: 10.11621/npj.2017.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2017

Рикель Александр Маркович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

С 29 июня по 3 июля факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова провел Международную студенческую научно-практическую конференцию — Летнюю психологическую школу факультета психологии МГУ (ЛПШ МГУ-2017).

Летняя психологическая школа фа­культета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова – это ставшее уже традиционным университетское ме­роприятие научного психологического сообщества, целями которого являются попытки найти новые подходы к реше­нию актуальных научных проблем, создание и укрепление междисциплинарных связей между различными направления­ми психологии, активизация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых. Школа способствует установлению контактов и взаимопониманию между состоявши­мися учёными и студентами, между пси­хологами разных городов, разных возра­стов и разных направлений.

Первая летняя психологическая шко­ла была организована в 1967 году на фа­культете психологии МГУ по инициативе профессора А.Н.Леонтьева. Алексей Ни­колаевич обратил внимание на то, что «обучение уж очень приобретало харак­тер именно обучения, т.е. некоторого ус­воения суммы или, лучше сказать, сис­темы знаний, иногда не очень полной, иногда фрагментарной. ... Студенческие учебные группы как бы немножко «засы­пали». И возникла естественная необходимость расшевелить эти группы, создать собственно психологические интересы студентов на темы, относящиеся к пси­хологии».

Сделать это он предложил в виде на­биравшего популярность метода «мозго­вого штурма», «мозговой атаки», «brain-storming’a». Но для этого нужно было найти такую форму работы со студен­тами, которая ничем бы не напоминала учебную работу. Была разработана фор­ма такого обучения – психологическая школа, где студенты и преподаватели вне стен университета смогли совместно об­суждать научные концепции и находить пути из воплощения в жизнь.

В течение работы школы её участники в сжатые сроки получают большой объём теоретических знаний и практических навыков. Для повышения эффективности работы они объединяются в группы по интересам и проводят совместную рабо­ту по подготовке и внедрению пилотного научно-исследовательского проекта.

В этом году пять летних дней Лет­ней психологической школы МГУ (про­ходила она в подмосковном пансионате «Красновидово») были посвящены акту­альным проблемам, с которыми может столкнуться любой человек: девиации и деформации, аддикции и социальные проблемы, деструктивные психологиче­ские новообразования и современные методы борьбы с ними.

География ЛПШ-2017 обширна: вся Россия и ближнее зарубежье – Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новоси­бирск, Ростов-на-Дону, Махачкала, Баку (Азербайджан), Ташкент (Узбекистан) – всего 148 участников (студентов и аспи­рантов) из более чем 40 городов.

На Школе выступили с лекциями и ма­стер-классами 41 преподаватель. Ее на­учными руководителями стали доктора психологических наук, заведующие ка­федрами и лабораторий факультета пси­хологии МГУ имени М.В.Ломоносова – А.Ш. Тхостов, О.А. Карабанова и В.В. Барабанщикова. В качестве приглашенных спикеров приняли участие преподавате­ли и эксперты из РГПУ им. А.И. Герцена, Психологического института РАО, Мо­сковского областного Центра социаль­ной и судебной психиатрии, Государст­венного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, ЦЭПП МЧС России и пр. Участники смогли познакомиться как с психологи­ческими подходами к изучаемой про­блематике, так и узнать мнение юристов, журналистов и психиатров.

Отличительной чертой ЛПШ-2017 стала успешная реализация 12 акту­альных научно-практических проек­тов, результаты которых уже в бли­жайшее время могут быть внедрены и использованы многими учреждения­ми и организациями. При реализации проектов разрабатываются программы превенции и реабилитации, практи­ческие рекомендации и методические инструменты для психологов, педаго­гов, родителей, позволяющих подойти к ответам на актуальные современные вопросы: как построить профилак­тику подростковых суицидов в условиях существования «Синего кита» и подобных сообществ?; как работать с людьми в экстремальных ситуациях, чтобы избежать паники?; как помочь подросткам правильно воспринимать и принимать себя; как может вы­глядеть социальная реклама, кото­рая поможет остановить буллинг?; как распознать, что близкий человек может стать членом секты и как избежать этого?; какие рекомендации можно дать учителям и психоло­гам, чтобы самоопасное поведение, к которому склонны подростки, не при­водило к трагическим последствиям?

Некоторые проекты получат продолже­ние в виде дальнейших научных работ. Ряд разработок привлекли внимание СМИ из-за их актуальности для жизни общества.


На Школе были предложены и успеш­ные внеучебные форматы взаимодейст­вия: организованы научные дискуссии и дебаты, кинопоказы с последующими комментариями специалистов и общим обсуждением, театрализованные шоу, посвященные проблематике аддикций, научные интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?»), концерты рок-группы, со­стоящей из преподавателей факультета психологии МГУ, и многое другое.

Организаторы приглашают всех за­интересованных участников на ЛПШ-2018, подготовка к которой начнется уже в ближайшее время.

Для цитирования статьи:

Рикель А.М.Молодые психологи в поиске научных идей и их решений. // Национальный психологический журнал. 2017. № 3. c.3-5. doi: 10.11621/npj.2017.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать