Поступила: 12.07.2017
Принята к публикации: 16.07.2017
Дата публикации в журнале: 10.10.2017
Страницы: 3-5
DOI: 10.11621/npj.2017.0301
Ключевые слова: история психологии
Доступно в on-line версии с: 10.10.2017
Рикель А.М. Молодые психологи в поиске научных идей и их решений. // Национальный психологический журнал 2017. № 3. c.3-5. doi: 10.11621/npj.2017.0301
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьС 29 июня по 3 июля факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова провел Международную студенческую научно-практическую конференцию — Летнюю психологическую школу факультета психологии МГУ (ЛПШ МГУ-2017).
Летняя психологическая школа факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова – это ставшее уже традиционным университетское мероприятие научного психологического сообщества, целями которого являются попытки найти новые подходы к решению актуальных научных проблем, создание и укрепление междисциплинарных связей между различными направлениями психологии, активизация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых. Школа способствует установлению контактов и взаимопониманию между состоявшимися учёными и студентами, между психологами разных городов, разных возрастов и разных направлений.
Первая летняя психологическая школа была организована в 1967 году на факультете психологии МГУ по инициативе профессора А.Н.Леонтьева. Алексей Николаевич обратил внимание на то, что «обучение уж очень приобретало характер именно обучения, т.е. некоторого усвоения суммы или, лучше сказать, системы знаний, иногда не очень полной, иногда фрагментарной. ... Студенческие учебные группы как бы немножко «засыпали». И возникла естественная необходимость расшевелить эти группы, создать собственно психологические интересы студентов на темы, относящиеся к психологии».
Сделать это он предложил в виде набиравшего популярность метода «мозгового штурма», «мозговой атаки», «brain-storming’a». Но для этого нужно было найти такую форму работы со студентами, которая ничем бы не напоминала учебную работу. Была разработана форма такого обучения – психологическая школа, где студенты и преподаватели вне стен университета смогли совместно обсуждать научные концепции и находить пути из воплощения в жизнь.
В течение работы школы её участники в сжатые сроки получают большой объём теоретических знаний и практических навыков. Для повышения эффективности работы они объединяются в группы по интересам и проводят совместную работу по подготовке и внедрению пилотного научно-исследовательского проекта.
В этом году пять летних дней Летней психологической школы МГУ (проходила она в подмосковном пансионате «Красновидово») были посвящены актуальным проблемам, с которыми может столкнуться любой человек: девиации и деформации, аддикции и социальные проблемы, деструктивные психологические новообразования и современные методы борьбы с ними.
География ЛПШ-2017 обширна: вся Россия и ближнее зарубежье – Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Махачкала, Баку (Азербайджан), Ташкент (Узбекистан) – всего 148 участников (студентов и аспирантов) из более чем 40 городов.
На Школе выступили с лекциями и мастер-классами 41 преподаватель. Ее научными руководителями стали доктора психологических наук, заведующие кафедрами и лабораторий факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова – А.Ш. Тхостов, О.А. Карабанова и В.В. Барабанщикова. В качестве приглашенных спикеров приняли участие преподаватели и эксперты из РГПУ им. А.И. Герцена, Психологического института РАО, Московского областного Центра социальной и судебной психиатрии, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, ЦЭПП МЧС России и пр. Участники смогли познакомиться как с психологическими подходами к изучаемой проблематике, так и узнать мнение юристов, журналистов и психиатров.
Отличительной чертой ЛПШ-2017 стала успешная реализация 12 актуальных научно-практических проектов, результаты которых уже в ближайшее время могут быть внедрены и использованы многими учреждениями и организациями. При реализации проектов разрабатываются программы превенции и реабилитации, практические рекомендации и методические инструменты для психологов, педагогов, родителей, позволяющих подойти к ответам на актуальные современные вопросы: как построить профилактику подростковых суицидов в условиях существования «Синего кита» и подобных сообществ?; как работать с людьми в экстремальных ситуациях, чтобы избежать паники?; как помочь подросткам правильно воспринимать и принимать себя; как может выглядеть социальная реклама, которая поможет остановить буллинг?; как распознать, что близкий человек может стать членом секты и как избежать этого?; какие рекомендации можно дать учителям и психологам, чтобы самоопасное поведение, к которому склонны подростки, не приводило к трагическим последствиям?
Некоторые проекты получат продолжение в виде дальнейших научных работ. Ряд разработок привлекли внимание СМИ из-за их актуальности для жизни общества.
На Школе были предложены и успешные внеучебные форматы взаимодействия: организованы научные дискуссии и дебаты, кинопоказы с последующими комментариями специалистов и общим обсуждением, театрализованные шоу, посвященные проблематике аддикций, научные интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?»), концерты рок-группы, состоящей из преподавателей факультета психологии МГУ, и многое другое.
Организаторы приглашают всех заинтересованных участников на ЛПШ-2018, подготовка к которой начнется уже в ближайшее время.
Рикель А.М.Молодые психологи в поиске научных идей и их решений. // Национальный психологический журнал. 2017. № 3. c.3-5. doi: 10.11621/npj.2017.0301
Скопировано в буфер обмена
Скопировать