Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 12.09.2016
Дата публикации в журнале: 30.10.2016
Страницы: 72-75
DOI: 10.11621/npj.2016.0310
Доступно в on-line версии с: 30.10.2016
Караяни А. Г. Психическая устойчивость: прочность или гибкость?. // Национальный психологический журнал 2016. № 3. c.72-75. doi: 10.11621/npj.2016.0310
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьСтатья представляет собой рецензию на книгу, подготовленную известными специалистами по военно-психологическим проблемам из США, Великобритании и Канады. В рецензии отмечается главное достоинство данной работы – удачное сочетание теоретического анализа проблемы психологической устойчивости и практических рекомендаций по ее формированию у военнослужащих. Приводятся конкретные статистические данные, свидетельствующие о важности и актуальности рассматриваемой проблемы. Отмечается, что читатели этого издания не только получат полное представление о психологической устойчивости и ее проявлениях, но и почерпнут сведения о сложившейся на сегодняшний день системе технологий формирования данного качества у военнослужащих. В рецензии подчеркивается, что материалы книги представляют большой интерес для российских военных и гражданских психологов, призванных повысить психологическую устойчивость специалистов, действующих в экстремальной обстановке.
Содержание книги «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих» является прекрасным примером международной кооперации военных психологов в решении сложных военно-психологических проблем. В ее подготовке приняли участие специалисты из США, Британии и Канады. Редакторами книги выступили известные психологи: Роберт Р. Синклер – ассоциированный профессор индустриальной и организационной психологии и Томас В. Бритт – профессор социальной и организационной психологии Клемсонского университета.
Отличительной чертой данной книги является удачное сочетание теоретического анализа проблемы психологической устойчивости и практических рекомендаций по ее формированию у военнослужащих.
Авторы убедительно показывают, что условия современной войны и военной службы предъявляют высокие требования к психологическим качествам военнослужащих, оказывают мощное психологическое воздействие на участников боевых действий. Около 30% военнослужащих, принимавших участие в боевых событиях в Ираке и Афганистане, имели выраженные психологические проблемы. В 2010 г. среди американцев этой категории был зафиксирован 281 подтвержденный случай самоубийства. Кроме этого, в Армии США было отмечено 413 суицидальных попыток. Между тем, лишь 14,3 % из числа суицидентов имели непосредственный боевой опыт. Война драматически влияет и на семьи военнослужащих. У жен участников боевых действий отмечается рост общего дистресса, тревоги, депрессии, по сравнению с фоновыми показателями. У их детей на 11% возрастает риск оказаться пациентами системы здравоохранения в связи с проблемами психического здоровья и поведения, на 18% – в связи с детскими поведенческими проблемами и на 19% – в связи с детскими стрессовыми расстройствами. Все это обусловливает большое значение психологической устойчивости участников боевых действий и членов их семей.
В книге всестороннему анализу подвергаются существующие научные подходы к пониманию психологической устойчивости военнослужащих, связанные с целостными личностными характеристиками, отдельными личностными качествами, констелляциями различных личностных факторов, стилем поведения и пр. В результате психологическая устойчивость анализируется в системе, заданной следующими координатами:
требования событий;
стресс и копинг;
индивидуальные факторы;
организационные факторы;
результат.
Это дает возможность авторам рассматривать психологическую устойчивость как многомерный конструкт, включающий множество характеристик, отражающий способность военнослужащего или группы восстанавливать свое состояние или адаптационный процесс, позволяющий снижать напряжение боевой обстановки и хронических стрессов. То есть, психологическая устойчивость – это не способность сохранять неизменность своих кондиций, а способность «пружинить», «отскакивать», «приспосабливаться». Психологическая устойчивость солдата, по мнению авторов, проявляется в наличии у него:
а) когнитивных ресурсов, позволяющих эффективно решать проблемы;
б) эмоциональных умений противостоять стрессу;
в) социальных и семейных ресурсов, которые могут быть привлечены в нужное время;
г) способности находить цель и смысл своей службы;
д) физической стойкости к продолжительным трудностям.
Авторы подробно описывают сложившуюся на сегодняшний день систему технологий формирования психологической устойчивости военнослужащих, включающую:
Stress Management Training (тренинг управления стрессом, тренинг прививки стресса, медитации внимания и др.);
Preparatory Education – предварительное обучение (программа формирования боевого сознания «Battlemind», предоставление военнослужащим необходимой информации о психологических явлениях боя);
Stress-Related Cognitive Appraisals – формирование эффективных копинг-стратегий;
Rolemodeling – использование поведенческих образцов для подражания, опыта бывалых воинов;
Exposure/Mission Rehearsal Exercises – тренировка военнослужащих в выполнении задач в обстановке, приближенной к боевой, в том числе с использованием технологии виртуальной реальности;
Exposureto Internal Stimuli – тренировка аппарата стрессового реагирования.
В боевой обстановке поддержанию психологической устойчивости военнослужащих способствуют командиры и специалисты по психическому здоровью, которые находятся в следующих пропорциях по отношению к военнослужащим: в Британии – 1:2500–4000, в США – 1:700, в Канаде – 1:500-600. В процесс сохранения психологической устойчивости включается психологический актив – специально подготовленные военнослужащие. В Британской армии, например, действует Trauma Risk Management program– программа использования немедицинского персонала (актива) в интересах психологической поддержки сослуживцев.
По завершении боевых действий участники включаются в Third-Location Decompression Program – программу «декомпрессии», то есть, программу постепенного (от 36 часов в британской армии до 5 суток в канадской) психологического возвращения участников боевых действий в мирные условия жизнедеятельности. 95% ветеранов считают эту программу необходимой и эффективной.
В рецензируемой книге интересно представлена действующая ныне в США программа формирования всесторонней готовности солдата – Comprehensive Soldier Fitness (CSF). На стратегическом уровне эта программа отвечает на вопрос: «Как сделать программу психологической подготовки воинов вооруженных сил такой же важной, как их физическую подготовку?». На оперативном уровне она показывает, как командирам тренировать своих подчиненных в частях и подразделениях. На тактическом уровне она нацелена на обучение солдат способам преодоления трудностей.
В книге подробно описываются четыре компонента CSF:
Global Assessment Tool (GAT) – программа оценки всесторонней готовности военнослужащего (опросник, насчитывающий 105 вопросов), позволяющая спланировать дальнейшее его развитие;
Сomprehensive Resilience Modules – 24 различных онлайн-модуля, составляющих ядро психологической подготовки военнослужащего, соответствующих уровню исходной готовности, занимаемой должности и опыты;
Master Resilience Trainer Course (MRTs) – 10-дневный курс подготовки сержантов как ведущих тренинг;
Institutional Training – элементы тренинга, встроенные во все виды профессиональной подготовки и повышения квалификации военнослужащего.
Реализация этой мощной программы психологической подготовки должна, по мнению авторов книги, изменить мировосприятие, стиль мышления и поведения военнослужащих на основе позитивного мировоззрения.
Положения рецензируемой книги представляют большой интерес для российских военных и гражданских психологов, призванных повысить психологическую устойчивость специалистов, действующих в экстремальной обстановке. В определенной степени положения из рецензируемой книги созвучны тем, что излагаются в нашей военно- психологической литературе, однако имеется немало новых, оригинальных, достойных пристального внимания идей.
Алехин И.А., Караяни А.Г., Гожиков В.Я. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого- дидактический контекст // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 3. – С. 179–188.
Караяни А.Г. Превентивно-адаптивные» технологии в психологической подготовке военнослужащих // Юридическая психология. – 2015. – № 3. – С. 11–15.
Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство: новая реальность // Безопасность Евразии. – 2015. – № 1(49). – С. 241–243.
Караяни А.Г. Психологическая модель служебной деятельности как инструмент создания системы ее психологического обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2013. – Т. 6. – С. 92–98.
Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке: практическое пособие. – Самара, 1997.
Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: монография. – Москва: ВУ, 1998.
Караяни А.Г. Страх на войне: деструктивный фактор или психологический ресурс // Российский психологический журнал. – 2015. Т. 12. – № 1. – С. 100–114.
Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. – 2013. –№ 3. – С. 22–26.
Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Военная психология в годы первой мировой войны // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 2. – С. 122–135.
Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Военно-психологическое образование: между прошлым и будущим // Военный академический журнал. – 2014. – № 1. – С. 53–62.
Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2014. – Т. 7. – С. 59–66.
Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 65–73. doi: 10.11621/npj.2014.0107
Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. – Москва: ВУ, 2011.
Караяни, А.Г., Корчемный, П.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: учебное пособие. – Москва: ВУ, 2010.
Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации. – Москва: ВУ, 2016.
Королева И.Н., Караяни А.Г., Закревский Ю.Н. Влияние психологической групповой сплоченности у моряков-подводников на выполнение задач в повседневной учебно-боевой деятельности // Армия и общество. – 2015. – Т. 4. – № 47. – С. 16–19
Building Psychological Resilience in Military Personnel: theory and practice / edited by Robert R. Sinclair and Thomas W. Britt. – Washington, 2013.
Karayani, A.G. (2015) The Power of Weakness: Review of the book by Mark Neville and Jamie Hacker Hughes «Battle Against Stigma». Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 8, 3, 157-160. doi: 10.11621/pir.2015.0312Караяни А. Г.Психическая устойчивость: прочность или гибкость?. // Национальный психологический журнал. 2016. № 3. c.72-75. doi: 10.11621/npj.2016.0310
Скопировано в буфер обмена
Скопировать