ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Психическая устойчивость: прочность или гибкость?

Психическая устойчивость: прочность или гибкость?

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.09.2016

Принята к публикации: 12.09.2016

Дата публикации в журнале: 30.10.2016

Страницы: 72-75

DOI: 10.11621/npj.2016.0310

Доступно в on-line версии с: 30.10.2016

Для цитирования статьи:

Караяни А. Г. Психическая устойчивость: прочность или гибкость?. // Национальный психологический журнал 2016. № 3. c.72-75. doi: 10.11621/npj.2016.0310

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2016

Караяни Александр Григорьевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Военный университет Министерства обороны РФ

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на книгу, подготовленную известными специалистами по военно-психологическим проблемам из США, Великобритании и Канады. В рецензии отмечается главное достоинство данной работы – удачное сочетание теоретического анализа проблемы психологической устойчивости и практических рекомендаций по ее формированию у военнослужащих. Приводятся конкретные статистические данные, свидетельствующие о важности и актуальности рассматриваемой проблемы. Отмечается, что читатели этого издания не только получат полное представление о психологической устойчивости и ее проявлениях, но и почерпнут сведения о сложившейся на сегодняшний день системе технологий формирования данного качества у военнослужащих. В рецензии подчеркивается, что материалы книги представляют большой интерес для российских военных и гражданских психологов, призванных повысить психологическую устойчивость специалистов, действующих в экстремальной обстановке.


Содержание книги «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих» является пре­красным примером международной коо­перации военных психологов в решении сложных военно-психологических про­блем. В ее подготовке приняли участие специалисты из США, Британии и Канады. Редакторами книги выступили известные психологи: Роберт Р. Синклер – ассоци­ированный профессор индустриальной и организационной психологии и Томас В. Бритт – профессор социальной и организационной психологии Клемсонского университета.

Отличительной чертой данной кни­ги является удачное сочетание теоре­тического анализа проблемы психоло­гической устойчивости и практических рекомендаций по ее формированию у военнослужащих.

Авторы убедительно показывают, что условия современной войны и военной службы предъявляют высокие требова­ния к психологическим качествам воен­нослужащих, оказывают мощное психо­логическое воздействие на участников боевых действий. Около 30% военнослужащих, принимавших участие в боевых событиях в Ираке и Афганистане, име­ли выраженные психологические про­блемы. В 2010 г. среди американцев этой категории был зафиксирован 281 под­твержденный случай самоубийства. Кро­ме этого, в Армии США было отмечено 413 суицидальных попыток. Между тем, лишь 14,3 % из числа суицидентов имели непосредственный боевой опыт. Война драматически влияет и на семьи военно­служащих. У жен участников боевых дей­ствий отмечается рост общего дистресса, тревоги, депрессии, по сравнению с фо­новыми показателями. У их детей на 11% возрастает риск оказаться пациентами си­стемы здравоохранения в связи с пробле­мами психического здоровья и поведения, на 18% – в связи с детскими поведенчески­ми проблемами и на 19% – в связи с дет­скими стрессовыми расстройствами. Все это обусловливает большое значение пси­хологической устойчивости участников боевых действий и членов их семей.

В книге всестороннему анализу под­вергаются существующие научные под­ходы к пониманию психологической устойчивости военнослужащих, связан­ные с целостными личностными характеристиками, отдельными личностными качествами, констелляциями различных личностных факторов, стилем поведе­ния и пр. В результате психологическая устойчивость анализируется в системе, заданной следующими координатами:

  1. требования событий;

  2. стресс и копинг;

  3. индивидуальные факторы;

  4. организационные факторы;

  5. результат.

Это дает возможность авторам рассма­тривать психологическую устойчивость как многомерный конструкт, включаю­щий множество характеристик, отража­ющий способность военнослужащего или группы восстанавливать свое состо­яние или адаптационный процесс, по­зволяющий снижать напряжение боевой обстановки и хронических стрессов. То есть, психологическая устойчивость – это не способность сохранять неизмен­ность своих кондиций, а способность «пружинить», «отскакивать», «приспоса­бливаться». Психологическая устойчи­вость солдата, по мнению авторов, про­является в наличии у него:

  • а) когнитивных ресурсов, позволяющих эффективно решать проблемы;

  • б) эмоциональных умений противосто­ять стрессу;

  • в) социальных и семейных ресурсов, ко­торые могут быть привлечены в нуж­ное время;

  • г) способности находить цель и смысл своей службы;

  • д) физической стойкости к продолжи­тельным трудностям.

Авторы подробно описывают сло­жившуюся на сегодняшний день систему технологий формирования психологи­ческой устойчивости военнослужащих, включающую:

  • Stress Management Training (тренинг управления стрессом, тренинг привив­ки стресса, медитации внимания и др.);

  • Preparatory Education – предваритель­ное обучение (программа формиро­вания боевого сознания «Battlemind», предоставление военнослужащим не­обходимой информации о психоло­гических явлениях боя);

  • Stress-Related Cognitive Appraisals – формирование эффективных копинг-стратегий;

  • Rolemodeling – использование пове­денческих образцов для подражания, опыта бывалых воинов;

  • Exposure/Mission Rehearsal Exercises – тренировка военнослужащих в вы­полнении задач в обстановке, при­ближенной к боевой, в том числе с использованием технологии виртуальной реальности;

  • Exposureto Internal Stimuli – трениров­ка аппарата стрессового реагирования.

В боевой обстановке поддержанию психологической устойчивости воен­нослужащих способствуют командиры и специалисты по психическому здоровью, которые находятся в следующих пропорциях по отношению к военно­служащим: в Британии – 1:2500–4000, в США – 1:700, в Канаде – 1:500-600. В процесс сохранения психологической устойчивости включается психологиче­ский актив – специально подготовлен­ные военнослужащие. В Британской ар­мии, например, действует Trauma Risk Management program– программа ис­пользования немедицинского персона­ла (актива) в интересах психологиче­ской поддержки сослуживцев.

По завершении боевых действий участники включаются в Third-Location Decompression Program – программу «де­компрессии», то есть, программу посте­пенного (от 36 часов в британской армии до 5 суток в канадской) психологическо­го возвращения участников боевых дейст­вий в мирные условия жизнедеятельности. 95% ветеранов считают эту программу не­обходимой и эффективной.

В рецензируемой книге интересно представлена действующая ныне в США программа формирования всесторон­ней готовности солдата – Comprehensive Soldier Fitness (CSF). На стратегическом уровне эта программа отвечает на во­прос: «Как сделать программу психологической подготовки воинов вооруженных сил такой же важной, как их физическую подготовку?». На оперативном уровне она показывает, как командирам тренировать своих подчиненных в частях и подразде­лениях. На тактическом уровне она наце­лена на обучение солдат способам прео­доления трудностей.

В книге подробно описываются четы­ре компонента CSF:

  1. Global Assessment Tool (GAT) – про­грамма оценки всесторонней готов­ности военнослужащего (опросник, насчитывающий 105 вопросов), позво­ляющая спланировать дальнейшее его развитие;

  2. Сomprehensive Resilience Modules – 24 различных онлайн-модуля, составля­ющих ядро психологической подго­товки военнослужащего, соответству­ющих уровню исходной готовности, занимаемой должности и опыты;

  3. Master Resilience Trainer Course (MRTs) – 10-дневный курс подготовки сержантов как ведущих тренинг;

  4. Institutional Training – элементы тренинга, встроенные во все виды про­фессиональной подготовки и повыше­ния квалификации военнослужащего.

Реализация этой мощной програм­мы психологической подготовки долж­на, по мнению авторов книги, изменить мировосприятие, стиль мышления и по­ведения военнослужащих на основе позитивного мировоззрения.

Положения рецензируемой книги представляют большой интерес для рос­сийских военных и гражданских психо­логов, призванных повысить психоло­гическую устойчивость специалистов, действующих в экстремальной обста­новке. В определенной степени положе­ния из рецензируемой книги созвучны тем, что излагаются в нашей военно- психологической литературе, однако имеется немало новых, оригинальных, достойных пристального внимания идей.

Литература:

Алехин И.А., Караяни А.Г., Гожиков В.Я. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого- дидактический контекст // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 3. – С. 179–188.

Караяни А.Г. Превентивно-адаптивные» технологии в психологической подготовке военнослужащих // Юридическая психология. – 2015. – № 3. – С. 11–15.

Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство: новая реальность // Безопасность Евразии. – 2015. – № 1(49). – С. 241–243.

Караяни А.Г. Психологическая модель служебной деятельности как инструмент создания системы ее психологического обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2013. – Т. 6. – С. 92–98.

Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке: практическое пособие. – Самара, 1997.

Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: монография. – Москва: ВУ, 1998.

Караяни А.Г. Страх на войне: деструктивный фактор или психологический ресурс // Российский психологический журнал. – 2015. Т. 12. – № 1. – С. 100–114.

Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. – 2013. –№ 3. – С. 22–26.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Военная психология в годы первой мировой войны // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 2. – С. 122–135.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Военно-психологическое образование: между прошлым и будущим // Военный академический журнал. – 2014. – № 1. – С. 53–62.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2014. – Т. 7. – С. 59–66.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 65–73. doi: 10.11621/npj.2014.0107

Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. – Москва: ВУ, 2011.

Караяни, А.Г., Корчемный, П.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: учебное пособие. – Москва: ВУ, 2010.

Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации. – Москва: ВУ, 2016.

Королева И.Н., Караяни А.Г., Закревский Ю.Н. Влияние психологической групповой сплоченности у моряков-подводников на выполнение задач в повседневной учебно-боевой деятельности // Армия и общество. – 2015. – Т. 4. – № 47. – С. 16–19

Building Psychological Resilience in Military Personnel: theory and practice / edited by Robert R. Sinclair and Thomas W. Britt. – Washington, 2013.

Karayani, A.G. (2015) The Power of Weakness: Review of the book by Mark Neville and Jamie Hacker Hughes «Battle Against Stigma». Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 8, 3, 157-160. doi: 10.11621/pir.2015.0312
Для цитирования статьи:

Караяни А. Г. Психическая устойчивость: прочность или гибкость?. // Национальный психологический журнал 2016. № 3. c.72-75. doi: 10.11621/npj.2016.0310

Скопировано в буфер обмена

Скопировать