Поступила: 22.09.2016
Принята к публикации: 26.09.2016
Дата публикации в журнале: 30.11.2016
Страницы: 33-35
DOI: 10.11621/npj.2016.0304
Ключевые слова: история психологии; высшая школа; психология; отрасли психологии; психологическая практика
Доступно в on-line версии с: 30.11.2016
Асмолов А.Г. «Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Итервью. // Национальный психологический журнал 2016. № 3. c.33-35. doi: 10.11621/npj.2016.0304
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАвтор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.
Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии, такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране, психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.
Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.
Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями.
Александр Григорьевич, десять лет назад, когда мы отмечали 40-летний юбилей факультета, психологическая наука и практика были иными. Изменилась ли, на Ваш взгляд, роль психологии в жизни общества?
Каждый раз, когда думаешь о миссии психологии, то косвенным признаком ее роли является вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях. Сегодня в разных сложных ситуациях все привычно говорят: «приглашаем психологов», «помогают психологи». Показательным является и появление на экранах большого количества фильмов, героями которых являются менталисты, например, «Метод Фрейда». Хотя я не очень рад этому.
Сегодня наряду с психологией как наукой о душе, развивается движение когнитивных наук, ментальных наук, возникает психология как гибридная когнитивная наука, формируется ментальная наука как ведущая наука о человеке, которая, по словам А.Н. Леонтьева, может стать не только «деятельностной, но и действенной» наукой о человеке. Сегодня это происходит. Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке.
Всегда ли у нее это получается? Не приведут ли наши ожидания, говоря языком Эриха Фромма, к «революции обманутых надежд»? Если в 1983–1984 годах я писал, что практическая психология похожа на «улыбку чеширского кота»: улыбка есть, а кота нет, то сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране.
Какие наиболее существенные достижения появились в психологии за последние годы?
Первое, что хотелось бы отметить: за последние 25 лет сформировалась практическая психология образования, поддерживающая индивидуальность личности учителя, ученика, ребенка, родителя. Психолог все больше берет на себя волшебную роль «мастера по разнообразию». Появление практической психологии образования как движущей силы развития образования – это то, что является достижением современной психологии. Второе – любые современные образовательные стандарты спроектированы с опорой на культурно-деятельностную методологию познания Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Александра Лурия, Петра Гальперина, Василия Давыдова, Владимира Зинченко, Даниила Эльконина, Николая Поддьякова и других блистательных исследователей.
Не всеми рефлексируется то, что современная модель образования перешла от адаптивной традиционной «ЗУНосвкой» модели к универсальной модели вариативного развивающего смыслового образования. Здесь ключевую роль сыграла психология и, прежде всего, культурно-историческая, культурно-деятельностная психология, в том числе, системно-деятельностный подход к познанию, который создан на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Третье – психология сегодня, как никогда, входит в мир когнитивной науки. Не когнитивной науки, которая становится наукой о познании, ментальной наукой (они гибридны по отношению к психологии). Но любые исследования по сложным моделям искусственного интеллекта, по нейролингвистике, по нейробиологии так или иначе вырастают из психологической наук, в том числе – из психофизиологии.
Я хочу сказать, что еще до появления термина «нейронаука», который является современным дискурсом, или «нейрокогнитивная наука» появился замечательный конструкт – «нейропсихология», предложенный А.Р. Лурия как определение науки о развитии и распаде высших психических функций. И то, что имя А.Р. Лурия, наряду с именем У.Г. Пенфилда, не становится менее значимым, и то, что подходы нейропсихологии (в широком смысле слова) к пониманию сознания резко отличаются от упрощенных к нему подходов – это невероятно важный шаг вперед.
Появилось такое направление практической психологии как психология чрезвычайных ситуаций. Очень важно, что психологи стали мастерами как предотвращения конфликтов, так и помощи людям, социальным группам и нациям в ситуациях психологических травм. Иногда не только личность, но и целые социальные группы, даже целые этносы испытывают тяжелейшие травмы, в том числе, травмы депортации.
Наконец, достижением современной психологи я считаю то, что она превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия. Это способствует уменьшению рисков ксенофобии, национализма, в том числе нацизма, в нашей стране.
В этом году факультету психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, с которым связана вся Ваша жизнь, исполняется 50 лет. Какую роль сыграл факультет в развитии психологии в стране и мире?
Из своих 67 лет около пятидесяти я провел на факультете психологии МГУ.В 1969 году в моей трудовой книжке было отмечено, что я оформлен там в замечательной роли лаборанта лаборатории психофизики.
Все годы, начиная со своего образования в 1966 году, факультет психологии был и остается тем, что в современной методологии конструирования реальности называют «think tank» – «мозговым трестом» развития человека и общества. И когда мы говорим о культурно-деятельностном движении, мы имеем в виду не только замкнутую определенными рамками научную школу. Культурно-деятельностная психология – это конструирование реальности, это движение, которое сегодня имеет «широкую диаспору» во многих странах мира.
Если вы посмотрите Штаты, где блистательно работают наши выпускники, посмотрите Голландию, где есть ростки концепции Л.С. Выготского, возьмете наиболее цитируемые в мировой научной периодике работы, то обнаружится, что по-прежнему «пальму первенства» держат цитаты из А.Р. Лурия о культурно-деятельностном подходе. Их используют те, кто общался и развивался в общении с выпускниками нашего факультета. Это, например, Юрий Энгестрём – один из самых цитируемых авторов центра деятельностного анализа Хельсинского университета. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями. В мире большой популярностью пользуются работы выпускницы факультета Анны Стаценко, которая разрабатывает интереснейший подход к проблеме сознания. Она была ученицей А.А. Леонтьева. Елена Григоренко – автор работ, которые уникальны по всем индексам цитирования. Этот список можно продолжать очень долго.
Почему я с этого начал?
Созданный в 1966 году факультет психологии МГУ был и остается центром психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Сегодня факультет психологии отличают разные направления и подходы к психологии. Придерживаясь формулы Н.А. Бернштейна «задача рождает орган», я думаю, что в ближайшее время, отзываясь на ключевые вызовы современности, отличающиеся неопределенностью, сложностью, разнообразием, на факультете будут отчетливо отрефлексированны новыми поколениями исследователей такие направления, как психология неопределенности (его и сейчас ведут замечательные ученые Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, Г.У. Солдатова), психология сложности (ей занимается выпускник факультета, профессор Высшей школы экономики А.Н. Подьяков), психология разнообразия (сейчас это направление разрабатывают М.С. Егорова, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов и еще целый ряд исследователей).
Почему я говорю, прежде всего, об этих зонах, связанных с психологией безопасности? Они уже выходят за рамки факультета, и факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Концепция универсальных действий, решающая задачу как «научить учиться», и приводящая, в конечном счете, к изменению ментальности учителя, поскольку она делает его современным человеком, разрабатывалась в исследованиях кафедры детской психологии и опиралась на работы П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, И.И. Ильясова. Эта концепция является ключом при ответе на вопрос: как научить учиться Она помогает увидеть, что ведущей линией в образовании является «компетентность к обновлению компетенции», которая является трендом современной жизни.
Наши блистательные нейропсихологи, мастера в области специального коррекционного образования, специальной психологии востребованы там, где речь идет о восстановлении психических функций. Они определяют имидж факультета, это его замечательная практика. Сбываются предсказания Л.С. Выготского о том, что камнем, который заложили строители науки психологии, который они поставили «во главу угла» является практическая психология, методология проектирования культурных психотехник и практик, определяющих развитие человека и общества. Она идет через кафедры возрастной, детской психологии, психологии личности, общей психологии, через работы кафедр инженерной, организационной психологии. И, безусловно, она идет через уникальные работы по функциональному состоянию, по стрессу, через интереснейшие работы по пониманию и поддержке личности, принадлежащие кафедре клинической психологии, в частности, интереснейшие работы А.Ш. Тхостова. Особо выделил бы изучение роли аффекта в жизни человека и аномалий дизонтогенеза, которые начинались в исследованиях В.В. Лебединского.
Для меня сверхважна клиническая психология личности, которая ярко представлена крупнейшими фундаментальными исследованиями поведения человека в ситуации неопределенности, приводящей как к дистрессам, так и к использованию неопределенности как ресурса развития. Это работы Е.Т. Соколовой. Очень интересны современные работы по пониманию информационной социализации личности, принадлежат перу Г.У. Солдатовой. В близких плоскостях идут работы по социальной психологии, социальной психологии личности. Этим направлением занимаются Т.Г. Стефаненко, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. В области когнитивной науки также проводятся серьезные исследования. Интересны исследования А.Н. Гусева по поведению человека в ситуации неопределенности, конструктивно-деятельностный подход к когнитивной науке М.В. Фаликман.
Я долго мог бы те перечислять работы, которыми можно было бы в буквальном смысле слова гордиться. Все это показывает, что Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия задали факультету психологии, как мозговому центру, все эти зоны ближайшего развития.
Что бы Вы пожелали факультету в канун его 50-летия?
Одним из главных моментов творческой эволюции любого мозгового треста является критическое мышление, критическая рефлексия, для того, чтобы любой сотрудник факультета испытывал постоянное стремление к развитию, стал бы человеком перспективным.
Мне очень хочется, чтобы мы в большей мере обрели особую идентичность, идентичность факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова как нашу профессиональную и нравственную идентичность. И четко могли бы отвечать на вопрос: «Что твоя Родина?» – «Моя Родина – это факультет психологии». А он начинается с таких дел, где мы конструируем профессиональную общность и мыслим психологию как конструктивную науку.
Асмолов А.Г.«Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Итервью. // Национальный психологический журнал. 2016. № 3. c.33-35. doi: 10.11621/npj.2016.0304
Скопировано в буфер обмена
Скопировать