ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
«Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Итервью

«Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Итервью

Скачать в формате PDF

Поступила: 22.09.2016

Принята к публикации: 26.09.2016

Дата публикации в журнале: 30.11.2016

Страницы: 33-35

DOI: 10.11621/npj.2016.0304

Ключевые слова: история психологии; высшая школа; психология; отрасли психологии; психологическая практика

Доступно в on-line версии с: 30.11.2016

Для цитирования статьи:

Асмолов А.Г. «Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Итервью. // Национальный психологический журнал 2016. № 3. c.33-35. doi: 10.11621/npj.2016.0304

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2016

Асмолов Александр Григорьевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Автор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.

Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии, такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране, психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.

Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.

Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями.


Александр Григорьевич, десять лет назад, когда мы отмечали 40-летний юбилей факультета, психологическая наука и практика были иными. Измени­лась ли, на Ваш взгляд, роль психологии в жизни общества?

Каждый раз, когда думаешь о миссии психологии, то косвенным призна­ком ее роли является вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях. Сегодня в разных слож­ных ситуациях все привычно говорят: «приглашаем психологов», «помогают психологи». Показательным является и появление на экранах большого ко­личества фильмов, героями которых являются менталисты, например, «Ме­тод Фрейда». Хотя я не очень рад этому.

Сегодня наряду с психологией как на­укой о душе, развивается движение когнитивных наук, ментальных наук, возникает психология как гибридная когнитивная наука, формируется ментальная наука как ведущая наука о чело­веке, которая, по словам А.Н. Леонтьева, может стать не только «деятельност­ной, но и действенной» наукой о че­ловеке. Сегодня это происходит. Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке.

Всегда ли у нее это получается? Не приведут ли наши ожидания, говоря языком Эриха Фромма, к «революции обманутых надежд»? Если в 1983–1984 годах я писал, что практическая пси­хология похожа на «улыбку чеширско­го кота»: улыбка есть, а кота нет, то се­годня психология стала реальностью и к различным ее направлениям отно­сятся как к «архитектору» ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране.

Какие наиболее существенные дости­жения появились в психологии за по­следние годы?

Первое, что хотелось бы отметить: за последние 25 лет сформировалась практическая психология образова­ния, поддерживающая индивидуаль­ность личности учителя, ученика, ре­бенка, родителя. Психолог все больше берет на себя волшебную роль «масте­ра по разнообразию». Появление практической психологии образования как движущей силы развития образова­ния – это то, что является достижени­ем современной психологии. Второе – любые современные образовательные стандарты спроектированы с опорой на культурно-деятельностную мето­дологию познания Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Александра Лурия, Петра Гальперина, Василия Давыдова, Владимира Зинченко, Даниила Элько­нина, Николая Поддьякова и других блистательных исследователей.

Не всеми рефлексируется то, что сов­ременная модель образования пере­шла от адаптивной традиционной «ЗУНосвкой» модели к универсаль­ной модели вариативного развиваю­щего смыслового образования. Здесь ключевую роль сыграла психология и, прежде всего, культурно-историче­ская, культурно-деятельностная пси­хология, в том числе, системно-де­ятельностный подход к познанию, который создан на факультете психо­логии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Третье – психология сегодня, как никог­да, входит в мир когнитивной науки. Не когнитивной науки, которая становится наукой о познании, ментальной наукой (они гибридны по отношению к психологии). Но любые исследования по сложным моделям искусственного ин­теллекта, по нейролингвистике, по ней­робиологии так или иначе вырастают из психологической наук, в том числе – из психофизиологии.

Я хочу сказать, что еще до появления термина «нейронаука», который яв­ляется современным дискурсом, или «нейрокогнитивная наука» появился за­мечательный конструкт – «нейропсихология», предложенный А.Р. Лурия как определение науки о развитии и распа­де высших психических функций. И то, что имя А.Р. Лурия, наряду с именем У.Г. Пенфилда, не становится менее значи­мым, и то, что подходы нейропсихоло­гии (в широком смысле слова) к пони­манию сознания резко отличаются от упрощенных к нему подходов – это не­вероятно важный шаг вперед.

Появилось такое направление практи­ческой психологии как психология чрезвычайных ситуаций. Очень важ­но, что психологи стали мастерами как предотвращения конфликтов, так и помощи людям, социальным группам и нациям в ситуациях психологиче­ских травм. Иногда не только личность, но и целые социальные группы, даже целые этносы испытывают тяжелейшие травмы, в том числе, травмы депортации.

Наконец, достижением современ­ной психологи я считаю то, что она превращается в конструктивную ре­конструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантно­сти в обществе как нормы по поддер­жке многообразия. Это способствует уменьшению рисков ксенофобии, национализма, в том числе нацизма, в нашей стране.

В этом году факультету психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, с которым связана вся Ваша жизнь, исполняет­ся 50 лет. Какую роль сыграл факуль­тет в развитии психологии в стране и мире?

Из своих 67 лет около пятидеся­ти я провел на факультете психоло­гии МГУ.В 1969 году в моей трудовой книжке было отмечено, что я офор­млен там в замечательной роли лабо­ранта лаборатории психофизики.

Все годы, начиная со своего образова­ния в 1966 году, факультет психологии был и остается тем, что в современной методологии конструирования реаль­ности называют «think tank» – «моз­говым трестом» развития человека и общества. И когда мы говорим о куль­турно-деятельностном движении, мы имеем в виду не только замкнутую определенными рамками научную школу. Культурно-деятельностная пси­хология – это конструирование ре­альности, это движение, которое се­годня имеет «широкую диаспору» во многих странах мира.

Если вы посмотрите Штаты, где бли­стательно работают наши выпускники, посмотрите Голландию, где есть рост­ки концепции Л.С. Выготского, возь­мете наиболее цитируемые в мировой научной периодике работы, то обнару­жится, что по-прежнему «пальму пер­венства» держат цитаты из А.Р. Лурия о культурно-деятельностном подходе. Их используют те, кто общался и развивался в общении с выпускниками на­шего факультета. Это, например, Юрий Энгестрём – один из самых цитируе­мых авторов центра деятельностного анализа Хельсинского университета. Идеи, развитые на факультете психо­логии, становятся мировыми идеями. В мире большой популярностью пользуются работы выпускницы факультета Анны Стаценко, которая разрабатыва­ет интереснейший подход к проблеме сознания. Она была ученицей А.А. Ле­онтьева. Елена Григоренко – автор работ, которые уникальны по всем индек­сам цитирования. Этот список можно продолжать очень долго.

Почему я с этого начал?

Созданный в 1966 году факультет пси­хологии МГУ был и остается центром психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и разви­тии. Сегодня факультет психологии от­личают разные направления и подходы к психологии. Придерживаясь форму­лы Н.А. Бернштейна «задача рождает ор­ган», я думаю, что в ближайшее время, отзываясь на ключевые вызовы современности, отличающиеся неопределен­ностью, сложностью, разнообразием, на факультете будут отчетливо отреф­лексированны новыми поколениями исследователей такие направления, как психология неопределенности (его и сейчас ведут замечательные ученые Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, Г.У. Солдато­ва), психология сложности (ей занима­ется выпускник факультета, профессор Высшей школы экономики А.Н. Подья­ков), психология разнообразия (сейчас это направление разрабатывают М.С. Егорова, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов и еще целый ряд исследователей).

Почему я говорю, прежде всего, об этих зонах, связанных с психологией без­опасности? Они уже выходят за рамки факультета, и факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Концепция универсальных действий, решающая задачу как «научить учиться», и приво­дящая, в конечном счете, к изменению ментальности учителя, поскольку она делает его современным человеком, разрабатывалась в исследованиях кафе­дры детской психологии и опиралась на работы П.Я. Гальперина, Д.Б. Элько­нина, И.И. Ильясова. Эта концепция яв­ляется ключом при ответе на вопрос: как научить учиться Она помогает уви­деть, что ведущей линией в образова­нии является «компетентность к обнов­лению компетенции», которая является трендом современной жизни.

Наши блистательные нейропсихологи, мастера в области специального кор­рекционного образования, специаль­ной психологии востребованы там, где речь идет о восстановлении психиче­ских функций. Они определяют имидж факультета, это его замечательная пра­ктика. Сбываются предсказания Л.С. Вы­готского о том, что камнем, который за­ложили строители науки психологии, который они поставили «во главу угла» является практическая психология, методология проектирования культурных психотехник и практик, определяющих развитие человека и общества. Она идет через кафедры возрастной, детской пси­хологии, психологии личности, общей психологии, через работы кафедр инже­нерной, организационной психологии. И, безусловно, она идет через уникаль­ные работы по функциональному со­стоянию, по стрессу, через интересней­шие работы по пониманию и поддержке личности, принадлежащие кафедре клинической психологии, в частности, ин­тереснейшие работы А.Ш. Тхостова. Осо­бо выделил бы изучение роли аффекта в жизни человека и аномалий дизонто­генеза, которые начинались в исследова­ниях В.В. Лебединского.

Для меня сверхважна клиническая пси­хология личности, которая ярко пред­ставлена крупнейшими фундамен­тальными исследованиями поведения человека в ситуации неопределенно­сти, приводящей как к дистрессам, так и к использованию неопределенно­сти как ресурса развития. Это работы Е.Т. Соколовой. Очень интересны сов­ременные работы по пониманию информационной социализации лично­сти, принадлежат перу Г.У. Солдатовой. В близких плоскостях идут работы по социальной психологии, социальной психологии личности. Этим направле­нием занимаются Т.Г. Стефаненко, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. В об­ласти когнитивной науки также про­водятся серьезные исследования. Ин­тересны исследования А.Н. Гусева по поведению человека в ситуации нео­пределенности, конструктивно-дея­тельностный подход к когнитивной науке М.В. Фаликман.

Я долго мог бы те перечислять работы, которыми можно было бы в букваль­ном смысле слова гордиться. Все это показывает, что Л.С. Выготский, А.Н. Ле­онтьев и А.Р. Лурия задали факультету психологии, как мозговому центру, все эти зоны ближайшего развития.

Что бы Вы пожелали факультету в ка­нун его 50-летия?

Одним из главных моментов твор­ческой эволюции любого мозгового треста является критическое мышле­ние, критическая рефлексия, для того, чтобы любой сотрудник факультета испытывал постоянное стремление к развитию, стал бы человеком пер­спективным.

Мне очень хочется, чтобы мы в боль­шей мере обрели особую идентич­ность, идентичность факультета психо­логии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова как нашу профессиональную и нрав­ственную идентичность. И четко могли бы отвечать на вопрос: «Что твоя Ро­дина?» – «Моя Родина – это факультет психологии». А он начинается с таких дел, где мы конструируем профессио­нальную общность и мыслим психоло­гию как конструктивную науку.

Для цитирования статьи:

Асмолов А.Г.«Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Итервью. // Национальный психологический журнал. 2016. № 3. c.33-35. doi: 10.11621/npj.2016.0304

Скопировано в буфер обмена

Скопировать