ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
«Моцарт психологии». Интервью.

«Моцарт психологии». Интервью.

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.09.2016

Принята к публикации: 25.06.2016

Дата публикации в журнале: 30.11.2016

Страницы: 3-7

DOI: 10.11621/npj.2016.0301

Ключевые слова: Выготский Л.С.; Л.С. Выготский; история психологии; педагогическая психология; психология развития

Доступно в on-line версии с: 30.11.2016

Для цитирования статьи:

Вербицкая Л.А. «Моцарт психологии». Интервью.. // Национальный психологический журнал 2016. № 3. c.3-7. doi: 10.11621/npj.2016.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2016

Вербицкая Людмила Алексеевна (1936-2019)

Аннотация

В интервью раскрывается вклад Л.С. Выготского в науку и образование, рассмотрены его главные научные достижения. Показано, что его новаторские концепции в педагогике и психологии намного опередили время и по сей день являются актуальными. Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Ученый ввел в науку целый ряд понятий и концептов, на которые опирается современная психология и педагогика, такие как «высшие психические функции», «интериоризация», «опосредование», «сигнификация» и др.

Отмечается необычайная разносторонность Л.С. Выготского – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блистательных театральных рецензий и литературный критик. Также идет речь о том, как происходило становление Л.С. Выготского как ученого, приведены основные факты его биографии.

Продемонстрирована важность идей Л.С. Выготского для развития образовательного процесса. Указывается, что ученый заложил важнейшие принципы обучения ребенка, что такие разработанные им понятия, как «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «критические возрасты», «сензитивные периоды в развитии ребенка» до сих успешно используются ведущими психологами и педагогами, что он внес огромный вклад в развитие представлений о происхождении и развитии речи, о ее роли в развитии мышления.

Подчеркивается, что под непосредственным или косвенным влиянием Выготского сформировались взгляды целой плеяды известных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратниками Выготского были автор теории деятельности А.Н. Леонтьев, всемирно известный нейропсихолог А.Р. Лурия, автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин, автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин.

Отмечается широкая международная известность Л.С. Выготского – его труды переведены, как минимум, на 19 языков. Научные центры и институты, базирующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существуют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Анголе. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрессы в самых разных уголках мира.


Людмила Алексеевна, в этом году ис­полняется 120 лет со дня рождения вы­дающегося ученого – Льва Семеновича Выготского. Что значит это имя для науки и образования? Каковы главные научные достижения Выготского?

Лев Семенович Выготский – выдаю­щийся русский психолог начала XX века. Его новаторские идеи и концеп­ции в педагогике и психологии на­много опередили время.

Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений: педологию и коррекционную педаго­гику. На основании его идей была со­здана новая демократическая школа. В его трудах нашли отражение про­блемы психического развития ребен­ка, мышления и речи, эмоций, разви­тия высших психических функций – памяти, внимания, восприятия и др., патологий психического развития.

Его теоретические разработки и на­блюдения легли в основу практиче­ских систем известных педагогов (например, Д.Б. Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

Занимаясь педагогикой, ученый ув­лекся новой наукой педологией (зна­ния о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом стра­ны. Он считал, что любой педагог дол­жен строить свою работу с опорой на психологическую науку.

Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного разви­тия личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объясни­ли внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Его идеи по дефектологии по­ложили начало коррекционной педаго­гики, которая стала практически помо­гать особым детям.

Выготский не разрабатывал методику воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и си­стем.

О разносторонности ученого свиде­тельствуют названия наиболее извест­ных его работ – «Педагогическая пси­хология», «Психология искусства», «История развития высших психиче­ских функций», «Исторический смысл психологического кризиса», «Теория эмоций», «Основы дефектологии», «Мышление и речь».

Выготский ввел в науку целый ряд по­нятий и концептов, на которые опира­ется современная психология и педа­гогика, такие как «высшие психические функции», «зона ближайшего развития», «интериоризация», «опосредова­ние», «сигнификация» и др.

В чем уникальность теории, которую предложил миру Л.С. Выготский?

Лев Семенович Выготский – одна из яр­чайших звезд отечественной психоло­гии. Именно Выготский создал уникаль­ное направление, не имеющие ничего общего с существовавшими ранее трак­товками становления человеческой лич­ности. В 30-х годах в мире психологии и психиатрии каждый знал это имя – Выготский Лев Семенович. Труды этого человека произвели фурор.

В первую очередь, речь идет о необы­чайной разносторонности ученого – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блиста­тельных театральных рецензий и ли­тературный критик.

Основные труды исследователя: «Пси­хология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребен­ка», «Педагогическая психология». Круг интересов ученого со всей очевидно­стью сформировал его подход к психо­логическим исследованиям. Человек, увлеченный искусством и языкознани­ем, одаренный педагог, любящий и по­нимающий детей.

Кроме того, Выготский отличался уди­вительной работоспособностью – ка­залось бы, достижения всех мыслите­лей прошлого и его современников нашли отражение в его многочислен­ных работах.

Он был одновременно блестящим ис­следователем, выдающимся теорети­ком, практиком и ярким преподавате­лем. Не осталось, пожалуй, ни одной области в психологии и педагогике, ко­торая ускользнула бы от его внимания.

Благодаря выразительной характе­ристике, данной Выготскому британ­ским философом Стивеном Тулми­ном, весь мир называет его Моцартом психологии.

Как происходило становление Л.С. Вы­готского как ученого?

Жизненный и творческий путь Вы­готского был необыкновенно ярким и, к сожалению, очень недолгим. Дет­ство он провел в белорусском горо­де Гомеле, где получил прекрасное образование, как в лицее, так и в семье, в которой помимо него было еще семь детей.

Его отец также взял на себя заботу о детях своего умершего брата, один из которых – Давид – позднее стал из­вестным поэтом и литературоведом. По одной из версий, Лев, чья фамилия по рождению была «Выгодский», через «д», позднее изменил в своей фамилии одну букву именно для того, чтобы его не путали с уже достаточно известным к тому времени двоюродным братом.

Л.С. Выготский был настоящим по­лиглотом: уже в Гомеле он, помимо русского, изучил шесть языков – не­мецкий, английский, французский, латынь, иврит и древнегреческий. Благодаря этому, впоследствии он мог читать всю необходимую ему научную литературу в подлиннике, на разных языках. Вообще, надо отметить, что в его семье культивировался интерес к языку и литературе – две его сестры стали лингвистами и авторами рус­ско-английского и русско-французского словарей.

После окончания лицея, в 1913 году, Лев Семенович поступил в Москов­ский университет на медицинский фа­культет по желанию своих родителей, но уже через месяц перевелся на юридический факультет. Параллельно он учился на историко-филологическом факультете такого примечательного заведения, как Народный универси­тет А.Л. Шанявского, куда каждый желающий, вне зависимости от своего социального происхождения и обра­зования мог поступать без экзаменов. В этом университете преподавали В.И. Вернадский, В.Я. Брюсов, Ю.И. Айхенвальд и другие известные профес­сора, многие из которых покинули Мо­сковский университет в 1911 году в знак протеста против политики царского министра народного образования.

В период учебы в университетах глав­ным интересом Л.С. Выготского было литературоведение – он написал целый ряд критических эссе, среди которых наиболее известен анализ шекспировского «Гамлета». Этот интерес к лите­ратурному анализу положил начало разработке Львом Семеновичем основ психологии искусства, впоследствии ставшей темой его диссертации, кото­рую он защитил в Москве в 1925 году.

В родном Гомеле, куда Л.С. Выгот­ский вернулся после учебы в Москве, его главным научным интересом ста­новится психология, и ему предо­ставляется возможность на практи­ке воплощать и верифицировать свои теоретические предположения – он преподает в различных учебных заведениях, обследует детей, в том числе с дефектами развития и дает консуль­тации. Итогом его научной и практи­ческой деятельности в Гомеле стано­вится первая систематизация его идей в психологии и педагогике – работа «Педагогическая психология».

В 1924 году Выготский выступает на Всероссийском съезде по психонев­рологии в Петрограде сразу с тре­мя докладами, один из которых по­священ результатам анкетирования школьников выпускных классов в Го­меле, а второй – вопросам препода­вания психологии. Анкета, результаты которой были представлены в одном из докладов, была признана рецен­зентами «образцовой для подобного исследования». В анкете школьникам предлагалось ответить на вопросы о своих внешних данных, семье, школе, религии, национальности, професси­ональных предпочтениях, политике, любви и «половом вопросе», планах на будущее и «душевном настроении». Полученные результаты обнаружили значительный сдвиг в настроениях молодежи по отношению к старшему поколению, вызванный влиянием Ок­тябрьской революции.

Благодаря блестящему выступлению, Л.С. Выготский получает предложе­ние работать в Москве, где приступает к интенсивной разработке теоретиче­ских и прикладных проблем психоло­гии и педагогики, и где он будет ра­ботать последнее десятилетие своей жизни. В московский период он раз­рабатывает проблему сознания, кри­тически анализирует направления, существующие в психологии, занима­ется вопросами педагогической пси­хологии и дефектологии, методологическими вопросами психологии.

Сразу после прибытия в Москву он принимает активное участие в созда­нии дефектологической службы, в ре­зультате чего в 1929 году здесь будет создан Институт экспериментальной дефектологии, где Л.С. Выготский про­работает до конца своих дней. Об­учение детей с «дефектами» развития – глухонемых, отстающих в разви­тии, было важнейшей сферой его деятельности. Разработанный им прин­цип «компенсации» дефекта и сегодня лежит в основе клинической реаби­литации и педагогического подхода к обучению детей с проблемами в развитии. Институт существует по сей день под названием Института коррек­ционной педагогики.

В Москве Л.С. Выготский становится членом редколлегий множества изда­ний: его блестящие предисловия со­провождают переводы известных за­рубежных психологов и педагогов (Торндайка, Фрейда, Коффки и др.)

Именно в эти годы опубликованы его собственные важнейшие труды, как подготовленные в гомельский пери­од его жизни («Психология искусства» и «Педагогическая психология»), так и новые. В последние годы жизни Выгот­ский изучает высшие психические фун­кции (мышление, память, внимание, восприятие…) и их развитие, происхо­ждение и строение сознания, а также уделяет много времени и сил развитию психолого-педагогического подхода.

На протяжении почти половины сво­ей короткой жизни Лев Семенович страдал туберкулезом, от обострения которого и скончался в возрасте 37 лет, оставив после себя научное на­следие, которое до сих пор является предметом научных споров и источ­ником новых идей, подходов и тео­рий в различных областях гуманитар­ного знания.

Как получилось, что имя Л.С. Выгот­ского было забыто на долгие годы?

Действительно, только несколько ра­бот Л.С. Выготского были опублико­ваны вскоре после его смерти, а затем в связи с репрессиями в науке в эпо­ху сталинизма его работы и имя были под запретом на долгие 20 лет.

Нападки на Выготского начались еще при его жизни, и были связаны, в пер­вую очередь, с его работами по педоло­гии – популярному в те годы направле­нию науки, объединявшему различные подходы (медицинский, психологиче­ский, биологический, педагогический) к развитию ребенка. В 1930-е годы он наряду с другими ведущими советски­ми специалистами, развивающими это направление, был обвинен в так называемых «педологических извра­щениях». Многие специалисты были уволены со своих рабочих мест, а впо­следствии отправлены в лагеря. Есть мнение, что преждевременная смерть Л.С. Выготского спасла его от подоб­ной участи.

Только после смерти Сталина ста­ла вновь возможной публикация тру­дов Выготского: в 1956 году были опубликованы его «Избранные пси­хологические исследования», сопро­вождавшиеся вступительной статьей его ближайших коллег А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. Но лишь спустя много лет, в 1982–84 годах в издательстве «Педа­гогика» впервые вышло собрание сочи­нений Льва Семеновича в 6 томах.

Почему идеи Л.С. Выготского по-преж­нему актуальны для образовательно­го процесса?

В последние годы своей жизни Лев Се­менович сосредоточился именно на проблеме обучения и развития. Про­анализировав все известные подходы к связи обучения с умственным раз­витием детей, он заложил важнейшие принципы обучения ребенка, главный из которых заключается в том, что хо­рошее обучение не «плетется в хвосте развития», а ведет его за собой; согла­сно Выготскому, один шаг в обучении может стоить 100 шагов в развитии.

Все сделанные Л.С. Выготским откры­тия и выводы, касающиеся проблемы обучения и развития, актуальны и се­годня. Современные педагоги и пси­хологи опираются в своей деятель­ности на такие разработанные им понятия, как «зона ближайшего раз­вития», «социальная ситуация развития», «критические возрасты», «сензи­тивные периоды в развитии ребенка».

Одна из последних работ Выготского была посвящена проблемам специфи­ки обучения и умственного развития детей разных возрастов – не только в школьном, но и дошкольном возрасте. Как известно, в настоящее вре­мя дошкольному обучению в нашей стране сегодня уделяется специальное внимание, и подход Выготского не­обходимо учитывать при разработке принципов эффективного обучения и развития дошкольников.

Людмила Алексеевна, как Вы оценивае­те вклад Л.С. Выготского в проблему из­учения роли языка в развитии ребенка?

Выготский внес огромный вклад в развитие представлений о происхо­ждении и развитии речи, о соотноше­нии ее различных форм и ее роли в развитии мышления, что чрезвычай­но важно для обеспечения успешного образовательного процесса.

Одной из наиболее значительных его работ была монография «Мышле­ние и речь», опубликованная вскоре после смерти ученого. Опираясь на накопленный к тому времени в психологии фактический материал (ис­следования В. Келера, Ж. Пиаже), Вы­готский предлагает два пути изучения внутренней речи человека – одной из самых труднодоступных для изучения форм речи. Первый путь заключается в генетическом исследовании возник­новения внутренней речи, а второй – в сопоставлении трех функционально различных форм речи – письменной, диалогической устной и внутренней. В этом контексте особый интерес представляет заочная полемика Вы­готского с его современником швей­царским ученым Жаном Пиаже, опи­савшим феномен эгоцентрической речи ребенка. Сам же Пиаже, родив­шийся в том же году, что и Выготский, но проживший гораздо дольше, узнал о существовании своего оппонента и о его работах спустя десятилетия, только в конце 1950-х годов.

В отличие от Пиаже, который считал, что эгоцентрическая речь, пик кото­рой приходится на 3-летний возраст, асоциальна по своей природе и посте­пенно отмирает к школьному возра­сту, Л.С. Выготский пришел к выводу, что эгоцентрическая речь не исчезает, а интериоризируется, становится вну­тренней речью – важнейшим средст­вом мышления личности.

Примечателен тот факт, что именно в Женевском университете, где трудил­ся Пиаже, сегодня работает коллектив ученых, отстаивающих позиции Вы­готского в педагогике и педагогиче­ской психологии (профессора Бернар Шневли, Фредерик Ивон и др.).

Какое развитие получили идеи Л.С. Вы­готского в отечественной науке?

Под непосредственным или косвен­ным влиянием Выгосткого сформи­ровались взгляды целой плеяды из­вестных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратника­ми Выготского были автор теории де­ятельности Алексей Николаевич Ле­онтьев, впоследствии ставший первым деканом основанного в 1966 году фа­культета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, всемирно известный ней­ропсихолог Александр Романович Лу­рия, автор концепции психического развития ребенка Даниил Борисович Эльконин, автор теории поэтапно­го формирования умственных действий Петр Яковлевич Гальперин и мно­гие другие, чьи идеи и подходы лежат в основе современной отечественной психологии и педагогики. В свою оче­редь, на работы этих ученых опираются многие современные исследования, а также практические подходы в пси­хологии и педагогике. В основу иссле­дований и образовательного процесса на факультете психологии МГУ (декан – профессор Ю.П. Зинченко) всецело положен культурно-исторический под­ход Л.С. Выготского.

Известно ли имя Выготского зарубеж­ным специалистам? Насколько популя­рен его подход за рубежом?

Сам Выготский выезжал за пределы страны только один раз – для участия в работе Международного конгресса в Лондоне по проблеме обучения глу­хонемых в Лондоне, посетив по доро­ге Германию и Францию. Тем не менее, уже при жизни его работы издавались на иностранных языках. В настоящее же время за рубежом наблюдается на­стоящий бум, связанный с его именем и его подходом. Согласно данным аме­риканских ученых, опубликованным в 2012 году, Выготский относится к чи­слу самых цитируемых русскоязычных психологов в источниках на англий­ском языке.

В американской психологии интерес к идеям Выготского проявился еще в 1970-е годы (работы Майкла Коула, Джеймса Верча). В период с 1987 по 1999 годы в США был издан перевод на английский язык собрания сочинений Выготского в шести томах.

Переводы работ Выготского на фран­цузский язык появились значитель­но позже, но в настоящее время уче­ные из франкоязычных стран мира активно развивают совершенно осо­бый, отличный от североамерикан­ского подход к анализу и примене­нию идей Выготского (Люсьен Сэв, Бернард Шневли, Фредерик Ивон, Ми­шель Броссар, Фредерик Сосе и др.)

Труды Л.С. Выготского переведены, как минимум, на 19 языков. Произве­дение «Мышление и речь» только на английском языке переиздавалось не менее 11 раз. На эту работу в англо­язычных публикациях сделано более 20 тысяч ссылок. «Психология искус­ства» на разных языках переиздава­лась 16 раз.

Научные центры и институты, бази­рующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существу­ют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Ан­голе. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрес­сы в самых разных уголках мира. Так, в какой-либо из франкоязычных стран раз в два года проводится Науч­ный семинар «Выготский». В Порту­галии создано общество Выготского и Институт Выготского, по инициати­ве Президента которых профессора Жоакима Кинтино-Айреса, начиная с 2010 года, каждые два года проводится Международная конференция памяти Выготского.

Ведется ли дальнейшая разработка идей Л.С. Выготского?

Учитывая возраст, в котором оборва­лась жизнь ученого, кажется естест­венным, что его теория осталась не­завершенной. Этим объясняется тот факт, что разными учеными идеи Вы­готского интерпретируются по-раз­ному, и ведутся постоянные научные дискуссии, связанные с осмыслением его идей. В связи с этим необходима дальнейшая систематизация наследия Выготского, требующая сопоставле­ния подходов как отечественных, так и зарубежных ученых к пониманию его взглядов.

В настоящее время ведется работа над изучением архивов Выготского, мате­риалы из которых в скором време­ни планируется опубликовать как на русском, так и на английском языках. Популярность Выготского и его идей в России и во всем мире не только не проходит с годами, а, напротив, все возрастает.

В одном из номеров Национально­го психологического журнала – 2014, №1(13) – (главный редактор Ю.П. Зинченко) специальный раздел по­священ обсуждению научного насле­дия Льва Семеновича.

Практически каждый год в разных стра­нах мира выходят в свет научные мо­нографии, посвященные творчест­ву Выготского и анализу и развитию его идей. Так, в 2012 году под редакцией академика РАО Ю.П. Зинченко и профессора Женевского университета Ф. Ивона на французском языке вы­шел в свет сборник ранее не переведен­ных статей Выготского в сопровождении текстов известных специалистов из России и франкоязычных стран – Франции, Швейцарии, Канады, Бельгии. Сборник стал результатом многолет­него сотрудничества факультета пси­хологии МГУ имени М.В. Ломоносова, факультета образования Университе­та Монреаля и Университета Женевы. Сборник получил многочисленные от­клики и пользуется широкой популярностью среди франкоязычных специа­листов и студентов.

Существуют ли какие-то инициа­тивы по увековечиванию памяти Л.С. Выготского?

На родине Выготского, в Белоруссии, его имя уже носят улица в Минске и Государственный педагогический колледж в Гомеле, где Выготский про­вел детство и первые годы своей профессиональной деятельности после окончания Московского университета.

В Москве, где Выготский жил и работал последние, наиболее продуктивные 10 лет своей жизни, имя Выготского но­сит Институт психологии РГГУ. Для увековечивания памяти Л.С. Выготско­го Российская академия образования обратилась к мэру г. Москвы С.С. Собя­нину с инициативой о присвоении его имени одной из улиц Москвы, а к Ми­нистру образования и науки Россий­ской Федерации Д.В. Ливанову с прось­бой об учреждении ведомственной награды Министерства образования и науки Российской Федерации медали имени Л.С. Выготского.

Хотелось бы также предложить, чтобы Институту коррекционной педагоги­ки, созданному благодаря активному участию Выготского, также было при­своено его имя.
Для цитирования статьи:

Вербицкая Л.А.«Моцарт психологии». Интервью.. // Национальный психологический журнал. 2016. № 3. c.3-7. doi: 10.11621/npj.2016.0301

Скопировано в буфер обмена

Скопировать