Поступила: 18.12.2015
Принята к публикации: 23.01.2016
Дата публикации в журнале: 30.08.2016
Страницы: 105-113
DOI: 10.11621/npj.2016.0210
Ключевые слова: социальная зрелость; социальная идентичность; социализация; сензитивный период; интерсубъектные факторы становления социальной зрелости; индивидуальные пути становления социальной зрелости; ментальная репрезентация; педагогический эксперимент; лонгитюдное исследование ; контент-анализ
Доступно в on-line версии с: 30.08.2016
Гудзовская А.А. Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования. // Национальный психологический журнал 2016. № 2. c.105-113. doi: 10.11621/npj.2016.0210
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ первой части данной статьи приводится описание подхода к пониманию социальной зрелости и операциональных критериев ее оценки. В самом общем виде социальная зрелость определяется готовностью личности принять на себя ответственность за развитие тех общностей, в которые личность включена. Социальная идентичность с широкими социальными общностями является неотъемлемым компонентом социальной зрелости. В статье приводятся результаты анализа возраста (интрасубъектный фактор) и психолого-педагогических условий (интерсубъектный фактор) появления в метальной репрезентации себя социальной идентичности «Я-человек». Межиндивидуальная траектория становления социальной зрелости проходит через несколько «точек». В возрасте 7 лет типичным является позиция «Я», к подростковому возрасту в представления себя как человека появляется образ «Человека», чьи свойства не соотнесены с собственными качествами. В последующие годы к 25 годам у больше чем трети молодых людей в Я-концепции возникает устойчивая идентичность «Я-человек». Создание психолого-педагогических условий в начальной школе, основанных на развитии детской кооперации, развитии способностей детей к диалоговому общению с разными участниками образовательного процесса, актуализации разноуровневых социальных идентчиностей, позволяет интериоризовать идентичность «Я-человек» двум третям участников эксперимента. Результаты оказываются устойчивыми по времени (18-летний период).
Во второй части публикации приводятся результаты анализа специфики влияния ментальной репрезентации себя на последующее социально-психологическое развитие. Корреляционный анализ между показателями категориальной структуры текстов на одну тему, написанных авторами в возрасте 7 и 25 лет позволил выявить эмпирические типы путей становления социальной зрелости. Среди которых: «Я для Общества», «Я для Других», «Я для Семьи», «Я для Дела» и «Я для Себя». Приводятся основания выявленных путей, эмпирическое описание, интерпретация с точки зрения полноты социальной зрелости представителей каждого типа.
Как отмечалось в первой части публикации, проблема критериев и условий становления социальной зрелости личности является актуальной для общественного развития, стратегий развития образования, она вызывает интерес современной зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделяется лонгитюдным исследованиям, позволяющим выявить типичные траектории развития тех или иных качеств человека. Лонгитюдное исследование дает возможность сравнить не только межгрупповые результаты, но и проследить динамику личностных изменений каждого отдельного участника, определить интраиндивидуальные пути становления социальной зрелости.
С помощью контент-анализа сочинений участников исследования была получены количественные структуры, отражающая склонность каждого из них к использованию тех или иных категорий в тексте. Использование конкретной категории свидетельствует об актуальности ее содержания в репрезентации себя как человека. Разработка эмпирических критериев оценки социальной зрелости, представленных в тексте, строились с опорой на существующий опыт использования контент-анализа другими авторами. Это исследования изменений образа «Я» (Т.Б. Карцева), Я-концепции (Р. Бернс, М. Кун и Т. Макпартлэнд) и мировоззрения дошкольников (Д.Ф. Петяева), анализ нравственно-психологических словарей (К.М. Романов), а также диагностика самосознания младших школьников (И.А. Спиридонова) и мотивационно-смысловой интенции (Ж. Нюттен, М.С. Мышкина, Е.А. Павлова, Г.З. Сураева,). Критерии оценки социальной зрелости, отраженные в тексте сочинения «Я человек», и подробные результаты первого этапа исследования изложены в монографии автора (Гудзовская, 2014).
Объем анализируемых сочинений колеблется от 14 до 151 слова у детей периода начальной школы и от 13 слов до 713 слов в испытуемых в возрасте ранней взрослости. Интересной особенностью сочинений некоторых 25-летних участников исследования является наличие в них преамбулы, где автор объясняет обстоятельства, в которых он пишет это сочинение, или говорит о представленности данной темы в философской литературе. Преамбула является интересным специфическим психологическим феноменом, она может быть интерпретирована как стремление человека отдалить необходимость писать на психологически сложную для него тему или как способ установления контакта с читателем, как возможность подчеркнуть собственную индивидуальность. Преамбулы сочинений не анализировались. Не разбивались по категориям, и их объем не учитывался при подсчете количества слов в сочинении.
При анализе текстов сочинений с точки зрения оценки отраженной в них социальной зрелости было выделено более 60 категориальных единиц, объединенных в 14 типов категорий. Представим восемь из этих типов категорий, ставших значимыми для нашего исследования (после эмпирического названия типа категории в скобках приведены некоторые категориальные единицы этого типа и в кавычках даны примеры из сочинений взрослых):
понятие «Человек» (биологическая сущность: «человек это живой организм», социальная сущность: «личность», «социальная единица»);
идентичность (индивидуальность: «Я- интересный человек», социальная: «Я- человек», «Я-часть вселенной», «Я-пазл в огромной мозаике» и пр.);
свойства человека (ценности: «человек наделен ценностями», разум: «человек обладает разумом», мировоззрение, поступки, мотивация, цели, самость, эмоции, свое мнение недостатки);
люди (люди: представители разных профессий, «враги», «любители приключений» семья: «воспитывать детей», «замечательная семья»,);
долг, обязанности (саморазвитие: «человек должен заниматься развитием души», забота о близких: «уважать старших», «быть добрым», действовать на благо обществу);
результаты активности человека (дела, поступки: «можно быть человеком и Человеком», «человек ошибается», «преодолевает трудности», «имеет открытое сердце», идеи);
время (настоящее: «в наше время», прошлое: «история нашей планеты», «в юности мечтала», будущее: «последующее поколение»);
возможности, способности человека (мыслить: «человек умеет мыслить», «мыслить абстрактно», ставить цели: «могу добиваться целей», способности в сфере общения: «уметь любить людей», «чувствовать других», «оставить после себя полезное для окружающих»).
Подсчет категориальных единиц, содержащихся в текстах сочинений, позволил получить для каждого сочинения количественную категориальную структуру, передающую предпочтения автора в использовании тех или иных категорий. Количественные данные были подвергнуты статистическому анализу. В качестве математического метода, позволяющего реализовать стоящую перед нами задачу выявления интраиндивидуального пути становления социальной зрелости, выбран корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), который основан на сравнении рангов разных показателей для одного и того же испытуемого. Множественный корреляционный анализ между показателями первого и второго этапов исследования позволяет выявить значимые связи между выраженностью показателей в младшем школьном возрасте и в возрасте ранней взрослости. Корреляционному анализу была подвергнута категориальная структура сочинений, которая существенно отличается у участников исследования из разных возрастных групп.
В результате проведенного математического анализа получено большое количество значимых корреляционных связей между особенностями ментальной репрезентации себя как человека в разном возрасте. Оказалось, что использование ребенком тех или иных категорий при описании себя дает возможность прогнозировать особенности Я-концепции его взрослого. Пять категорий детских сочинений («назначение человека», «сущностные характеристики человека», «мнение», «качества личности», «вещи») дали наибольшее количество значимых связей с категориями сочинений того же автора во взрослом возрасте. Это категории послужили основаниями для эмпирического выделения пяти интраиндивидуальных путей становления социальной зрелости. Условно их можно назвать: «Я для Общества», «Я для Семьи», «Я для Дела», «Я для Других», «Я для себя».
Путь становления социальной зрелости «Я для Общества». В основе этого пути лежат представления первоклассника о назначении человека, смысле его жизни (категория «назначение человека»). Восьмилетние дети в сочинениях пишут: «человек создан помогать (всем) людям делать добро», «счастье приносить людям», «расту для своей мамы», «чтобы земля не пустовала и не были одни динозавры», «живу, чтобы учиться», «живу для природы», «живу для своего мира», «живу для своего здоровья», «живу, чтобы меня любили другие люди» и пр. Категория «назначение человека» в этом возрасте является редкой. К ней обратились всего 7,5% обследованных детей. Но она оказалась наиболее насыщенной значимыми корреляционными связями, с категориями из сочинений взрослых (см. таблицу 1).
Таблица 1. Значимые коэффициенты корреляции между показателями частоты употребления категории «назначение человека» (8 лет) с частотой категорий из взрослых сочинений (25 лет).
Категории из «взрослого» сочинения |
r S |
р |
Свойства человека, в том числе: |
||
- ценности, свои правила жизни |
0,527 |
0,01 |
- свое мнение |
0,400 |
0,05 |
- мировосприятие, накопленный опыт |
0,814 |
0,001 |
- поступки, действия |
0,449 |
0,01 |
- мотивация, нужды, |
0,373 |
0,05 |
- цели |
0,462 |
0,01 |
Обязанности долг, в том числе: |
0,461 |
0,01 |
- саморазвитие |
0,438 |
0,05 |
- забота о близких |
0,397 |
0,05 |
- действовать на благо обществу |
0,632 |
0,001 |
Корреляционные связи свидетельствуют о том, что употребление категории «назначение человека» в младшем школьном возрасте значимо связано с употреблением в сочинениях взрослых авторов категорий «мировосприятие» (0,814), «долг – действовать на благо обществу» (0,631), «ценности» (0,527) и др. Если в первом классе ребенок имеет некоторые представления о смысле жизни, назначении человека, то последующие его представления о себе, как о человеке, будут значимо связаны с категориями «свойства человека» и «обязанности и долг». Представитель этого пути становления социальной зрелости считает определяющим для понимания человеческой сущности наличие таких характерных особенностей, как «мировосприятие», «ценности», «собственное мнение», «поступки», «цели». У него есть свои представления о долге человека, компонентами которого, по его мнению, являются «необходимость развития души», «отзывчивость и забота о близких», «действия на благо обществу». Выявленная направленность личности соответствует описанию В.С. Мухиной «личностного в человеке»: «Это постоянная озабоченность проблемами человечества, постоянная обращенность на себя с точки зрения требований личности: «Кто я?», «Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для человечества?» (Мухина, 1989, С. 118). Аналогичную мысль М.М. Пришвин выразил следующим образом: «Некоторые говорят, что нужно жить для себя, другие учат жить для ближних, а я думаю, каждому следует найти такую точку применения сил, чтобы жизнь для себя сама собой выходила жизнью для ближних, для дальних, для всех» (Пришвин, 2015, С. 109).
Приведем сравнительный пример текстов сочинений, написанных Светланой С. в 8 лет и в 25 лет. Сочинения иллюстрируют путь становления социальной зрелости «Я для Общества».
Я человек. |
Я – человек! |
Я человек это значит, что я живу для своего мира. Я часть своей планеты. Я человек, который любит ездить на природу. Я человек вселенной. Я человек, который любит своих родителей. И еще я очень люблю всякие ягоды, потому что у них есть витамины. |
Я – человек! Я живу на планете, название которой – Земля! Меня окружает невероятное количество отличных от меня живых организмов: животные, птицы, растения – я чувствую себя частью этой уникальной природы. Но человеку выдано гораздо больше полномочий, относительно всего остального живого! Мы можем изменять и совершенствовать, а порой и губительно влиять на окружающую нас среду, что не может не разочаровывать! Мы – люди – существа разумные. Вот истина. Но порой наши поступки не отвечают данной истине. Мы умеем мыслить и прямо ходить на двух ногах, умеем созидать и разрушать, но до конца никто из нас не знает свое предназначение! Человек – часть огромной бездонной вселенной! |
В этих сочинениях отчетливо прослеживается удивительное сходство мотивационно смысловой направленности автора, несмотря на наличие 18-летнего периода, разделяющего два текста: «живу для своего мира» – «знать свое предназначение»; «я часть своей планеты», «часть вселенной» – «живу на планете Земля», «часть вселенной»; «человек, который любит ездить на природу» – «чувствую себя частью уникальной природы». Такое сходство сочинений характерно для многих участников исследования.
Подводя итоги анализа индивидуального пути становления социальной зрелости «Я для общества», можно отметить, что здесь социальная идентичность «Я- человек» интериоризована, она воспринимается через понимание собственной активности (субъектности) в сфере отношений (ценности, мнение, цели). Человек ставит перед собой задачи саморазвития, заботы о близком окружении и о широких общностях, в которые включен. Таким образом, представителям этой позиции понятна мысль о взаимосвязи изменений, как фундаментальной характеристики социального поведения: «изменение влечет за собой изменение социального окружения, «изменяя себя, индивид изменяет социальную среду, изменяя ее, он изменяется сам» (Андреева, 2013, С. 42). Этот путь отражает наибольшую полноту социальной зрелости личности по сравнению с другими выявленными нами путями становления.
Путь становления социальной зрелости «Я для Других». В основании этого типа пути лежит категория «качества личности». В детских сочинениях категория «качества личности» представлена следующими выражениями: «честный», «не врет», «человек (очень) хороший», «не жадина», «хитрый», «талантливый», «я человек еще не с большой буквы», «не выношу, когда на меня кричат», «заставляю себя заниматься», «отношусь к игрушкам, как к живым» и т.д.
Описанию этого типа созвучна идея Г.Э. Белицкой о том, что «осознание себя в качестве субъекта обогащает внутренний мир и укрепляет жизненные силы человека, который становится способен не только устоять в трудностях, но и помочь другим» (Белицкая, 1994, С. 27).
Содержание корреляционных связей, характерных для пути становления социальной зрелости «Я для Других», говорит о том, что, если человек в детском возрасте замечает в себе или в других индивидуальные поведенческие черты и понимает, что люди различаются качествами личности, то он вырастает во взрослого человека, для которого актуальна индивидуальность человека, его возможность быть самим собой (0,432). Для него продолжает оставаться значимой сфера общения и коммуникации (0,572), важными, характеризующими человека он считает дела, поступки (0,443). Родовая человеческая сущность для человека, развивающегося по этому пути, предстает не через социальную идентификацию с ним, а через обобщение, абстрагирование, знание (категория «понятие Человек» – 0,394).
Таблица 2. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «качества личности» с частотой категорий из взрослых сочинений.
Категории из «взрослого» сочинения |
r S |
р |
Возможности, способности человека, в том числе: |
||
- сфера общения |
0,572 |
0,001 |
Результаты активности человека, поступки, в том числе: |
||
- дела, поступки, ответственность за реализацию планов |
0,443 |
0,05 |
Понятие «Человек» |
0,394 |
0,05 |
Идентичность, в том числе: |
||
- Индивидуальность |
0,432 |
0,05 |
Значимая для этого пути становления социальной зрелости сфера общения представлена в текстах сочинений 25-летних людей следующими выражениями: «уметь любить», «способность понимать других», «сострадать», «способность разговаривать», «человек может играть разные социальные роли», «стремиться помогать окружающим людям». Здесь социальный мир человека предстает в виде отдельных конкретных людей, которые воспринимаются как собеседники, их можно понимать, любить, им можно помогать.
Тексты сочинений, написанных Ксенией Д. в 8 и в 25 лет, иллюстрируют путь становления социальной зрелости «Я для Других».
Я – человек. |
Я человек. |
Я человек у меня есть глаза, голова, нос, губы, тело, шея, руки, ноги… А самое хорошее во мне – душа! Я девочка. Я могу прыгать, играть, петь. У меня есть друзья. Они хорошие. И самое главное, они верные. Мне нравятся уроки: музыка, рисование, этика, физкультура, чтение. Я увлекаюсь чтением. Я много узнала из книг. |
Я чувствую, люблю, желаю, переживаю. Я люблю свою семью и своих друзей. Люблю природу, море и горы. Мне нравится быть свободной. Я человек – и это великая роскошь. |
Я люблю игрушки и отношусь к ним как к живым, я люблю животных… |
|
Но больше всех на свете я люблю маму и папу! У меня есть сила воли. Я заставляю себя долго заниматься музыкой, час или полтора. |
Для человека, идущего по пути становления социальной зрелости «Я для Других», важным является понимание и принятие индивидуальности своей и других людей. Социальная идентичность «я – человек» воспринимается через понимание собственной активности (субъектности) в отношении окружающих людей. Этот путь отражает достаточно выраженную социальную зрелость, которой для полноты не достает осознания своей включенности в широкие общности. Общности предстают здесь сферой коммуникации и личного общения.
Путь становления социальной зрелости «Я для Семьи». Этот путь основан на изначальной готовности ребенка обращать внимание на сущностные, родовые свойства человека: «человек живой», «у человека есть душа, совесть», «человек стареет, умирает», «я расту, вырасту», «у человека есть ум» и т.п. Это примеры из детских сочинений, те единицы анализа текстов, которые отнесены к категории «свойства человека».
Дети, развивающиеся по этому пути, взрослея, начинают считать, что для человека значимой является сфера семьи (0,455). Повзрослевшие представители этой группы отмечают, что человек считается человеком в соответствии с результатами его поступков, умением нести ответственность за свою жизненную стратегию, реализацию планов, для них актуальной является категория «времени», «прошлого» (0,380) (см. таблицу 3).
Таблица 3. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «сущностные свойства» с частотой категорий из взрослых сочинений.
Категории из «взрослого» сочинения |
r S |
р |
Семья (родители, родственники, дети, любимые) |
0,455 |
0,01 |
Результаты активности человека, поступки, в том числе: |
0,399 |
0,05 |
- дела, поступки, ответственность за реализацию планов; |
0,370 |
0,05 |
-разное, другое |
0,365 |
0,05 |
Время, в том числе: |
0,365 |
0,05 |
- прошлое |
0,380 |
0,05 |
Индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Семьи» характеризует определенную степень социальной зрелости личности. Взрослые участники исследования, прошедшие по этому пути, ясно осознают ответственность за результаты собственной активности в индивидуальном пространстве жизнедеятельности. Кроме того, актуальными для них являются отношения с близким кругом людей: родительская семья, собственная семья и дети, существующие в реальной жизни или пока только в мечтах. Ответственность, о которой пишут представители этого типа, касается поддержки и обеспечения счастья родителей, супругов, воспитания собственных детей. Сфера семейной жизни для выборки 25-летних участников оказалась не очень актуальной. Только 34,4% респондентов обращались к этой категории в своих сочинениях. Значимая корреляционная связь для категории «семья» взрослых сочинений выявлена только с этой категорией детских сочинений «свойства человека».
От предыдущих путей становления социальной зрелости индивидуальный путь «Я для Семьи» отличается тем, что в сознании представителей этой группы актуальные социальные общности ограничены семейным кругом. Акцент интересов на семье является специфической особенностью этих молодых людей. Таким образом, можно предположить, что одним из важных условий формирования стремления к семейной жизни и ответственного к ней отношения в возрасте ранней взрослости является актуализация в сознании детей младшего школьного возраста родовых, сущностных свойств человека, таких как душа, совесть, взросление, конечность жизни и т.п.
Тексты сочинений, написанных Анной А. в 8 лет и в 25 лет, иллюстрируют этот путь становления социальной зрелости.
Я человек. |
Я – человек. |
У человека есть душа и совесть. У него есть еще свое мнение и свое чувство. К примеру, у меня есть друзья и я их очень люблю, но я очень не сдерживаюсь, когда у меня что-то не получается. И я ненавижу, когда на меня кричат. Но я стараюсь все это терпеть. И у меня получается. |
Для меня это значит нести ответственность перед своей семьей. Счастливое будущее моих детей, моей семьи и мое зависит от моих поступков. Поэтому следует помнить о моральных ценностях и мне, и всем нам. Наше будущее и настоящее в наших руках. |
Тексты сочинений Александры Л.
Я человек. |
Я – человек. |
Я человек, я умный и я очень люблю мир. Я всегда останусь человеком. Я умный и я очень люблю рисовать. Я считаю, что я очень талантливый, я умный. Я хочу научиться играть на пианино. Я хочу стать очень добрым человеком. Я очень люблю жизнь, и я снова повторяю: я человек. Я человек, я человек, я человек. |
Я человек, а значит, я могу мыслить, действовать, что-то менять, на что-то влиять, могу проживать жизнь как захочу. Я человек, а значит, у меня есть душа, значит, я могу чувствовать, переживать, испытывать эмоции, приобретать знания, опыт. Я человек, а это значит, что я гражданин своей страны, чья-то дочь, сестра, внучка, чей-то друг, чья-то поддержка, любовь. Я человек, а это значит, я все могу, могу заниматься любимым делом, любым видом деятельности, могу решить любой вопрос и любую задачу, могу ставить цели и достигать их. Я человек, а это значит, я могу любить, любить людей, животных, все живое на Земле, любить мир и делать что-то хорошее для других. Я человек, а это значит, иметь возможность что-то изменить, оставить след, воспоминания. Я человек, а это значит, просыпаться каждое утро и радоваться каждому дню, событию, человеку, иметь возможность просто жить. Я человек и я ценю это. |
Тексты сочинений Дмитрия Е.
Я человек. |
Я – человек. |
Я думаю – человек может все. Я очень люблю урок Естествознание. У меня разные оценки. Правда, только друзей у меня нет. У меня есть мечта – работать водителем троллейбуса. Но мама мне не разрешает, когда вырасту, работать водителем троллейбуса. Я должен быть хорошим человеком! Добрым и уважительным, старательным, рассудительным, обязательно чтобы люди меня очень любили и уважали, завидовали. И я хочу, чтобы у меня были очень хорошие, послушные, трудолюбивые дети. Это самая, очень большая моя мечта. Я буду настоящим человеком. Я буду бороться за свою родную жизнь. |
В моем понимании, быть человеком – это значит, воспитать в себе высокие моральные качества. Вспомнилось высказывание А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и помыслы». Я думаю, что настоящий человек – это хороший друг, способный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать счастью других людей! Человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком. |
Подытоживая анализ индивидуального пути становления социальной зрелости «Я для Семьи», можно отметить, что на этом пути социальная идентичность «Я-человек» воспринимается через понимание собственной деятельной активности (дела, поступки). Человек ставит перед собой задачи заботы о близком семейном окружении. Этот путь отражает определенную полноту социальной зрелости личности, не включающую в себя актуальность более широких общностей.
Путь становления социальной зрелости «Я для Дела». Четвертый, выявленный индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Дела», проявляется в младшем школьном возрасте такой характерной особенностью, как подчеркивание в тексте сочинения собственного мнения: «я думаю», «по моему мнению» и т.п. Таких сочинений на первом этапе нашего исследования насчитывалось 11,2%. Корреляционные связи показателя, отражающего частоту использования этой категории с характеристиками взрослого сочинения, представлены в таблице 4.
Таблица 4. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «мнение» с частотой категорий из взрослых сочинений.
Категории из «взрослого» сочинения |
r S |
р |
Понятие «Человек», в том числе: |
0,387 |
0,05 |
- социальная сущность человека. |
0,349 |
0,05 |
Идентичность, в том числе: индивидуальность |
0,510 |
0,01 |
Результаты активности человека, поступки, в том числе: |
||
- дела, поступки, ответственность за реализацию планов; |
0,680 |
0,001 |
Склонность подчеркивать свое мнение уже в 7–8 лет развивается в такую характерную особенность сочинений взрослых, как подчеркивание в собственной идентичности индивидуальных личностных качеств (0,510). Выражение собственного мнения младшим школьником, проявленное в использовании категории «мнение», к 25 годам развивается в такое отношение к человеку, когда сущность человека определяется его делами, поступками и идеями, которые он реализует (0,680). Взрослые, развивающиеся по пути «Я для Дела», демонстрируют в тексте сочинений готовность раскрывать тему через формулировку понятия «Человек» («Человек это..») (0,387), в котором подчеркивается его социальная сущность (0,349).
Представления о себе как о человеке представителей этого пути становления социальной зрелости содержат некоторое противоречие – в обобщенном образе человека подчеркивается его социальная природа, а в характеристиках себя, как человека, акцент сделан на личностных характеристиках, уникальности, личной ответственности за результаты своей активности.
Тексты сочинений, написанных Александрой Л. и Дмитрием Е. в 8 лет и в 25 лет, иллюстрируют индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Дела».
Сочинения Дмитрия Е. позволяют выявить еще один феномен динамики социального развития. В этих двух текстах встречается слово «зависть», совершенно не типичное для сочинений «Я человек». Во всем массиве сочинений это слово встретилось трижды, из них – два раза у Дмитрия: в начальной школе и в возрасте 25 лет. Актуальность такого конструкта отношения к миру, осталась неизменной, а вектор чувства зависти изменился: от «хочу, чтобы мне завидовали» к «настоящий человек не завидует счастью других». Чувство «зависти» не элиминировано, но с возрастом преобразовано во вполне просоциальное чувство. Выявленный феномен требует дальнейших исследований и, вместе с тем, позволяет зафиксировать возможность положительной динамики негативных чувств.
Обобщая анализ индивидуального пути становления социальной зрелости «Я для Дела», можно отметить, что людям этого типа свойственны развитая индивидуальность, деятельная активность, осознание субъектности в отношении результатов собственной жизни. Возможность деятельной реализации Д.А. Леонтьев связывает с такими важными вопросами, как происхождение, сущность и характер творческих сил человека (Леонтьев, 1997).
Для полноты социальной зрелости представителям этого пути не достает осознания своей включенности в широкие и близкие общности, возможности влияния на развитие этих общностей.
Путь становления социальной зрелости «Я для Себя». Пятый выявленный индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Себя» основан на акцентировании в детском сочинении предметного мира, выражающемся в обращении к словам из категории «вещи». К этой категории отнесены слова, обозначающие мир предметов, о которых писали дети как о желаемых или как о имеющихся, или как о связанных с их действиями: «мне купят велосипед», «готовлю кашу», «человек может управлять машиной», «смотрю телевизор», «катаюсь на санках», «подарю букет» и пр. В младшем школьном возрасте 36,2% опрошенных учащихся использовали эту категорию. Некоторые дети употребляли категорию «вещи» в своем сочинении о человеке от 5 до 18 раз. Что является актуальным для повзрослевших детей, делающих акцент на предметном мире? Значимые корреляции представлены в таблице 5.
Таблица 5. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «вещи» с частотой категорий из взрослых сочинений.
Категории из «взрослого» сочинения |
r S |
р |
Свойства человека, в том числе: самоидентификация, самость |
0,465 |
0,01 |
Возможности, способности человека, в том числе: мыслить |
0,438 |
0,05 |
Идентичность, в том числе: индивидуальность |
0,464 |
0,01 |
Частота использования категории «вещи» (детские сочинения) значимо связана с частотой использования категорий, отражающих уникальность человека: «самоидентификация» и «самость» как сущностные свойства человека (0,465), индивидуально-личностные характеристики идентичности (0,464) (сочинения взрослых). Также выявлена значимая корреляционная связь категории «вещи» с категорией «возможности и способности», а именно, с частотой указания на «способность мыслить».
Человек, развивающийся по пути становления социальной зрелости «Я для Себя», сконцентрирован в своих представлениях о себе на собственной индивидуальности. Сфера общения, взаимодействия с другими является для них не актуальной. По мнению Т.В. Румянцевой, Т. Куна, если в идентификации наблюдается значительное преобладание личностных свойств над социальными характеристиками, то >гнн это свидетельствует об эмоциональном неблагополучии человека («шизоидный тип»). Ориентация 7–8- летнего ребенка на предметный мир не исчезает с годами, а приводит к сложностям в сфере общения, взаимодействия с теми общностями, в которые он включен.
Сочинения Алексея К. иллюстрируют индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Себя».
Я – человек. |
Я человек. |
Я умею писать, читать, но не умею плавать. Я хожу в школу во 2а класс, в школу 152. Мой лучший друг Игорь. Я люблю играть на пианино. Я был и выступал на сцене театра Оперы и балета. Я получил там приз – заводную собаку. Я выступал в городской библиотеке и получил грамоту. |
Я не уверен, что это мое сообщение потянет на полноценное сочинение, но, пожалуй, это все, что я могу предоставить на данный момент. Я не думаю, что заданная тема в принципе является актуальной в настоящее время, поскольку в повседневной жизни обывателю не приходится сталкиваться с необходимостью подобного рода самоидентификации. С таким же успехом я мог бы попытаться обозначить себя как бутерброд или кота. Однако я полагаю, что сама по себе необходимость определять собственную идентичность является специфичной только для человека и ни для кого больше. Поэтому я думаю, что в рамках заданной темы я со спокойной душой и без явных сомнений мог бы заключить, что регулярно возникающая потребность определять свою самость является основной проблемой, которую мне приходится постоянно разрешать как представителю человеческого рода, к коему я себя, безусловно, отношу, если передо мной поставить такой вопрос. |
Путь «Я для себя» можно лишь условно назвать путем становления социальной зрелости. На этом пути социальная зрелость к 25 годам не достигается. Здесь ярко выражена индивидуальность, чувство собственной уникальности. Но вместе с тем для таких людей не актуализированы чувства своей включенности в разные общности, не выражено понимание значимости себя как участника этих общностей, у них могут возникать сложности при установлении близких отношений.
Анализ путей социального становления человека является эмпирической иллюстрацией положений В. Франкла о значимости наличия смысла жизни для переживания субъективного благополучия. Результаты исследования также могут быть положены в основание гипотезы о направлениях психологической помощи и коррекционной работы с теми людьми, которые испытывают затруднения в сфере общения, установления близких отношений. Возможно, с решения проблем межличностных отношений начинается актуализации жизненных смыслов.
Нами предпринята попытка построения эмпирической типологизации путей становления социальной зрелости в возрастном периоде 7–25 лет. Безусловно, полученная типология может быть рассмотрена лишь как предварительная, эмпирическая, требующая дополнительных исследований и теоретического осмысления. Но, вместе с тем, выявленные значимые связи между категориальной структурой репрезентации себя, как человека, в текстах одного автора в разном возрасте дают информацию для размышления о закономерностях социального становления человека, ставят задачи поиска новых подходов к исследованию влияния интрасубъектных факторов развития человека.
Выявлено пять эмпирических индивидуальных путей становления социальной зрелости: «Я для Общества», «Я для Других», «Я для Семьи», «Я для Дела» и «Я для Себя». В наибольшей степени полнота становления социальной зрелости выявлена у представителей типа «Я для Общества». Для них характерны стремление к саморазвитию, к развитию близких и широких общностей, включенность в которые они осознают. Основа такого «созревания» – это понимание человеком (ребенком) смысла, назначения своей жизни.
Специфика ментальной презентации себя как человека, присущая ребенку в младшем школьном возрасте, «задает» пути его социального и нравственного развития в последующие десятилетия.
Результаты и выводы нашего исследования могут являться теоретическим основанием проектирования направленного социального развития в начальной школе и получения его относительно предсказуемых результатов к возрасту 25 лет.
Исследование подготовлено при поддержке РГНФ, проект 14-16-63004.
Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. – 2013. – №1(9). – С. 39–49. DOI: 2079-6617/2013.0106
Белицкая Г.Э. О роли субъектности в формировании социально-политических ориентаций // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 56–62.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – Москва : Прогресс, 1986. – 422 с.
Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости: монография. – Самара : СИПКРО, 2014. – 256 с.
Карцева Т. Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1989. – 158 с.
Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 180–187.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – Москва, 1997. – С. 156–175.
Мухина В.С. Индивидуализм, личность // 50/50: опыт словаря нового мышления. – Москва : Прогресс, 1989. – С. 115–119.
Мышкина М.С. Мотивационно-смысловая интенция как индикатор развития личности в условиях современного образовательного пространства : Материалы междунар. научно-практич. конференции «Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества». – Самара, 2014. – С. 120–123.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2004. – 306 с.
Павлова Е.А. Влияние образовательных сред на мотивационно-смысловую интенцию старшеклассников // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 7. – С. 61–69.
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – C. 15–30.
Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников : автореферат дис. … канд. психол. наук – Москва, 1991.
Пришвин М.М. Мудрые мысли. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.epwr.ru/quotauthor/337/txt7.php
Романов К.М. Исследование межличностного познания с помощью анализа нравственно-психологических словарей // Ежегодник Российского психологического общества. – 1997. – Т. 3. – Выпуск 1. – С. 225–226.
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре –Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 736 с.
Франкл В. Воля к смыслу. – Москва : Апрель-пресс ; Эксмо-пресс, 2000.
Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – Москва : Владос, 2001. – 160 с.
Mikhailova O.V. (2015). The value-motivational structure of the innovativeness of young students. Psychology in Russia: State of the Art, 8(1), 112-124.Гудзовская А.А.Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования. // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. c.105-113. doi: 10.11621/npj.2016.0210
Скопировано в буфер обмена
Скопировать