ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования

Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.12.2015

Принята к публикации: 23.01.2016

Дата публикации в журнале: 30.08.2016

Страницы: 105-113

DOI: 10.11621/npj.2016.0210

Ключевые слова: социальная зрелость; социальная идентичность; социализация; сензитивный период; интерсубъектные факторы становления социальной зрелости; индивидуальные пути становления социальной зрелости; ментальная репрезентация; педагогический эксперимент; лонгитюдное исследование ; контент-анализ

Доступно в on-line версии с: 30.08.2016

Для цитирования статьи:

Гудзовская А.А. Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования. // Национальный психологический журнал 2016. № 2. c.105-113. doi: 10.11621/npj.2016.0210

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2016

Гудзовская Алла Анатольевна

Аннотация

В первой части данной статьи приводится описание подхода к пониманию социальной зрелости и операциональных критериев ее оценки. В самом общем виде социальная зрелость определяется готовностью личности принять на себя ответственность за развитие тех общностей, в которые личность включена. Социальная идентичность с широкими социальными общностями является неотъемлемым компонентом социальной зрелости. В статье приводятся результаты анализа возраста (интрасубъектный фактор) и психолого-педагогических условий (интерсубъектный фактор) появления в метальной репрезентации себя социальной идентичности «Я-человек». Межиндивидуальная траектория становления социальной зрелости проходит через несколько «точек». В возрасте 7 лет типичным является позиция «Я», к подростковому возрасту в представления себя как человека появляется образ «Человека», чьи свойства не соотнесены с собственными качествами. В последующие годы к 25 годам у больше чем трети молодых людей в Я-концепции возникает устойчивая идентичность «Я-человек». Создание психолого-педагогических условий в начальной школе, основанных на развитии детской кооперации, развитии способностей детей к диалоговому общению с разными участниками образовательного процесса, актуализации разноуровневых социальных идентчиностей, позволяет интериоризовать идентичность «Я-человек» двум третям участников эксперимента. Результаты оказываются устойчивыми по времени (18-летний период).

Во второй части публикации приводятся результаты анализа специфики влияния ментальной репрезентации себя на последующее социально-психологическое развитие. Корреляционный анализ между показателями категориальной структуры текстов на одну тему, написанных авторами в возрасте 7 и 25 лет позволил выявить эмпирические типы путей становления социальной зрелости. Среди которых: «Я для Общества», «Я для Других», «Я для Семьи», «Я для Дела» и «Я для Себя». Приводятся основания выявленных путей, эмпирическое описание, интерпретация с точки зрения полноты социальной зрелости представителей каждого типа.

Как отмечалось в первой части пу­бликации, проблема критериев и условий становления социальной зрелости личности является актуальной для общественного развития, стратегий развития образования, она вызывает ин­терес современной зарубежной и отече­ственной психологии. Особое внимание уделяется лонгитюдным исследованиям, позволяющим выявить типичные траек­тории развития тех или иных качеств человека. Лонгитюдное исследование дает возможность сравнить не только межгрупповые результаты, но и просле­дить динамику личностных изменений каждого отдельного участника, опреде­лить интраиндивидуальные пути станов­ления социальной зрелости.

Методы исследования

С помощью контент-анализа сочине­ний участников исследования была по­лучены количественные структуры, от­ражающая склонность каждого из них к использованию тех или иных категорий в тексте. Использование конкретной ка­тегории свидетельствует об актуально­сти ее содержания в репрезентации себя как человека. Разработка эмпирических критериев оценки социальной зрелости, представленных в тексте, строи­лись с опорой на существующий опыт использования контент-анализа други­ми авторами. Это исследования измене­ний образа «Я» (Т.Б. Карцева), Я-концеп­ции (Р. Бернс, М. Кун и Т. Макпартлэнд) и мировоззрения дошкольников (Д.Ф. Пе­тяева), анализ нравственно-психологи­ческих словарей (К.М. Романов), а так­же диагностика самосознания младших школьников (И.А. Спиридонова) и мо­тивационно-смысловой интенции (Ж. Нюттен, М.С. Мышкина, Е.А. Павлова, Г.З. Сураева,). Критерии оценки социальной зрелости, отраженные в тексте сочине­ния «Я человек», и подробные результа­ты первого этапа исследования изло­жены в монографии автора (Гудзовская, 2014).

Объем анализируемых сочинений ко­леблется от 14 до 151 слова у детей пе­риода начальной школы и от 13 слов до 713 слов в испытуемых в возрасте ран­ней взрослости. Интересной особенно­стью сочинений некоторых 25-летних участников исследования является нали­чие в них преамбулы, где автор объясня­ет обстоятельства, в которых он пишет это сочинение, или говорит о представ­ленности данной темы в философской литературе. Преамбула является интере­сным специфическим психологическим феноменом, она может быть интерпрети­рована как стремление человека отдалить необходимость писать на психологиче­ски сложную для него тему или как способ установления контакта с читателем, как возможность подчеркнуть собственную индивидуальность. Преамбулы сочинений не анализировались. Не разбивались по категориям, и их объем не учитывался при подсчете количества слов в сочинении.

При анализе текстов сочинений с точки зрения оценки отраженной в них социальной зрелости было выделено более 60 категориальных единиц, объ­единенных в 14 типов категорий. Представим восемь из этих типов категорий, ставших значимыми для нашего иссле­дования (после эмпирического назва­ния типа категории в скобках приведе­ны некоторые категориальные единицы этого типа и в кавычках даны примеры из сочинений взрослых):

  1. понятие «Человек» (биологическая сущность: «человек это живой орга­низм», социальная сущность: «лич­ность», «социальная единица»);

  2. идентичность (индивидуальность: «Я- интересный человек», социальная: «Я- человек», «Я-часть вселенной», «Я-пазл в огромной мозаике» и пр.);

  3. свойства человека (ценности: «чело­век наделен ценностями», разум: «че­ловек обладает разумом», мировоз­зрение, поступки, мотивация, цели, самость, эмоции, свое мнение недо­статки);

  4. люди (люди: представители разных профессий, «враги», «любители при­ключений» семья: «воспитывать де­тей», «замечательная семья»,);

  5. долг, обязанности (саморазвитие: «че­ловек должен заниматься развити­ем души», забота о близких: «уважать старших», «быть добрым», действовать на благо обществу);

  6. результаты активности человека (дела, поступки: «можно быть человеком и Человеком», «человек ошибается», «преодолевает трудности», «имеет от­крытое сердце», идеи);

  7. время (настоящее: «в наше время», прошлое: «история нашей планеты», «в юности мечтала», будущее: «после­дующее поколение»);

  8. возможности, способности человека (мыслить: «человек умеет мыслить», «мыслить абстрактно», ставить цели: «могу добиваться целей», способно­сти в сфере общения: «уметь любить людей», «чувствовать других», «оста­вить после себя полезное для окружающих»).

Подсчет категориальных единиц, со­держащихся в текстах сочинений, по­зволил получить для каждого сочинения количественную категориальную струк­туру, передающую предпочтения автора в использовании тех или иных ка­тегорий. Количественные данные были подвергнуты статистическому анализу. В качестве математического метода, по­зволяющего реализовать стоящую перед нами задачу выявления интраиндиви­дуального пути становления социаль­ной зрелости, выбран корреляционный анализ (коэффициент ранговой корре­ляции Спирмена), который основан на сравнении рангов разных показателей для одного и того же испытуемого. Мно­жественный корреляционный анализ между показателями первого и второго этапов исследования позволяет выявить значимые связи между выраженностью показателей в младшем школьном воз­расте и в возрасте ранней взрослости. Корреляционному анализу была подвер­гнута категориальная структура сочине­ний, которая существенно отличается у участников исследования из разных воз­растных групп.

В результате проведенного математи­ческого анализа получено большое коли­чество значимых корреляционных свя­зей между особенностями ментальной репрезентации себя как человека в раз­ном возрасте. Оказалось, что использо­вание ребенком тех или иных категорий при описании себя дает возможность прогнозировать особенности Я-концеп­ции его взрослого. Пять категорий дет­ских сочинений («назначение человека», «сущностные характеристики человека», «мнение», «качества личности», «вещи») дали наибольшее количество значимых связей с категориями сочинений того же автора во взрослом возрасте. Это катего­рии послужили основаниями для эмпирического выделения пяти интраиндиви­дуальных путей становления социальной зрелости. Условно их можно назвать: «Я для Общества», «Я для Семьи», «Я для Дела», «Я для Других», «Я для себя».

Индивидуальные пути становления социальной зрелости

Путь становления социальной зрело­сти «Я для Общества». В основе этого пути лежат представления первоклассника о назначении человека, смысле его жизни (категория «назначение человека»). Вось­милетние дети в сочинениях пишут: «че­ловек создан помогать (всем) людям делать добро», «счастье приносить людям», «расту для своей мамы», «чтобы земля не пустовала и не были одни динозавры», «живу, чтобы учиться», «живу для приро­ды», «живу для своего мира», «живу для своего здоровья», «живу, чтобы меня лю­били другие люди» и пр. Категория «на­значение человека» в этом возрасте явля­ется редкой. К ней обратились всего 7,5% обследованных детей. Но она оказалась наиболее насыщенной значимыми кор­реляционными связями, с категориями из сочинений взрослых (см. таблицу 1).

Таблица 1. Значимые коэффициенты корреляции между показателями частоты употребления категории «назначение человека» (8 лет) с частотой категорий из взрослых сочинений (25 лет).

Категории из «взрослого» сочинения

r S

р

Свойства человека, в том числе:

- ценности, свои правила жизни

0,527

0,01

- свое мнение

0,400

0,05

- мировосприятие, накопленный опыт

0,814

0,001

- поступки, действия

0,449

0,01

- мотивация, нужды,

0,373

0,05

- цели

0,462

0,01

Обязанности долг, в том числе:

0,461

0,01

- саморазвитие

0,438

0,05

- забота о близких

0,397

0,05

- действовать на благо обществу

0,632

0,001

Корреляционные связи свидетельст­вуют о том, что употребление катего­рии «назначение человека» в младшем школьном возрасте значимо связано с употреблением в сочинениях взрослых авторов категорий «мировосприятие» (0,814), «долг – действовать на благо об­ществу» (0,631), «ценности» (0,527) и др. Если в первом классе ребенок имеет не­которые представления о смысле жизни, назначении человека, то последующие его представления о себе, как о челове­ке, будут значимо связаны с категория­ми «свойства человека» и «обязанности и долг». Представитель этого пути ста­новления социальной зрелости считает определяющим для понимания челове­ческой сущности наличие таких харак­терных особенностей, как «мировосприятие», «ценности», «собственное мнение», «поступки», «цели». У него есть свои пред­ставления о долге человека, компонента­ми которого, по его мнению, являются «необходимость развития души», «отзыв­чивость и забота о близких», «действия на благо обществу». Выявленная направлен­ность личности соответствует описанию В.С. Мухиной «личностного в человеке»: «Это постоянная озабоченность пробле­мами человечества, постоянная обращен­ность на себя с точки зрения требований личности: «Кто я?», «Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для человечества?» (Мухина, 1989, С. 118). Аналогичную мысль М.М. Пришвин вы­разил следующим образом: «Некоторые говорят, что нужно жить для себя, другие учат жить для ближних, а я думаю, каждо­му следует найти такую точку примене­ния сил, чтобы жизнь для себя сама собой выходила жизнью для ближних, для даль­них, для всех» (Пришвин, 2015, С. 109).

Приведем сравнительный пример текстов сочинений, написанных Светла­ной С. в 8 лет и в 25 лет. Сочинения ил­люстрируют путь становления социаль­ной зрелости «Я для Общества».

Я человек.

Я – человек!

Я человек это значит, что я живу для своего мира. Я часть своей планеты. Я человек, который любит ездить на природу. Я человек вселенной. Я человек, который любит сво­их родителей. И еще я очень люблю всякие ягоды, потому что у них есть витамины.

Я – человек! Я живу на планете, название которой – Земля! Меня окружает невероятное количе­ство отличных от меня живых организмов: животные, птицы, растения – я чувствую себя частью этой уникальной природы. Но человеку выдано гораздо больше полномочий, относительно все­го остального живого! Мы можем изменять и совершенствовать, а порой и губительно влиять на окружающую нас среду, что не может не разочаровывать! Мы – люди – существа разумные. Вот истина. Но порой наши поступки не отвечают данной истине. Мы умеем мыслить и прямо ходить на двух ногах, умеем созидать и разрушать, но до конца никто из нас не знает свое предназначение! Человек – часть огромной бездонной вселенной!

В этих сочинениях отчетливо про­слеживается удивительное сходство мо­тивационно смысловой направленности автора, несмотря на наличие 18-летнего периода, разделяющего два текста: «живу для своего мира» – «знать свое предназ­начение»; «я часть своей планеты», «часть вселенной» – «живу на планете Земля», «часть вселенной»; «человек, который любит ездить на природу» – «чувствую себя частью уникальной природы». Та­кое сходство сочинений характерно для многих участников исследования.

Подводя итоги анализа индивидуаль­ного пути становления социальной зре­лости «Я для общества», можно отметить, что здесь социальная идентичность «Я- человек» интериоризована, она воспри­нимается через понимание собствен­ной активности (субъектности) в сфере отношений (ценности, мнение, цели). Человек ставит перед собой задачи са­моразвития, заботы о близком окруже­нии и о широких общностях, в которые включен. Таким образом, представите­лям этой позиции понятна мысль о вза­имосвязи изменений, как фундамен­тальной характеристики социального поведения: «изменение влечет за собой изменение социального окружения, «изменяя себя, индивид изменяет социаль­ную среду, изменяя ее, он изменяется сам» (Андреева, 2013, С. 42). Этот путь отражает наибольшую полноту социаль­ной зрелости личности по сравнению с другими выявленными нами путями ста­новления.

Путь становления социальной зре­лости «Я для Других». В основании это­го типа пути лежит категория «качества личности». В детских сочинениях кате­гория «качества личности» представлена следующими выражениями: «честный», «не врет», «человек (очень) хороший», «не жадина», «хитрый», «талантливый», «я человек еще не с большой буквы», «не выношу, когда на меня кричат», «застав­ляю себя заниматься», «отношусь к иг­рушкам, как к живым» и т.д.

Описанию этого типа созвучна идея Г.Э. Белицкой о том, что «осознание себя в качестве субъекта обогащает внутрен­ний мир и укрепляет жизненные силы человека, который становится способен не только устоять в трудностях, но и по­мочь другим» (Белицкая, 1994, С. 27).

Содержание корреляционных связей, характерных для пути становления со­циальной зрелости «Я для Других», гово­рит о том, что, если человек в детском возрасте замечает в себе или в других индивидуальные поведенческие черты и понимает, что люди различаются ка­чествами личности, то он вырастает во взрослого человека, для которого акту­альна индивидуальность человека, его возможность быть самим собой (0,432). Для него продолжает оставаться значи­мой сфера общения и коммуникации (0,572), важными, характеризующи­ми человека он считает дела, поступки (0,443). Родовая человеческая сущность для человека, развивающегося по это­му пути, предстает не через социальную идентификацию с ним, а через обобще­ние, абстрагирование, знание (катего­рия «понятие Человек» – 0,394).

Таблица 2. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «качества личности» с частотой категорий из взрослых сочинений.

Категории из «взрослого» сочинения

r S

р

Возможности, способности человека, в том числе:

- сфера общения

0,572

0,001

Результаты активности человека, поступки, в том числе:

- дела, поступки, ответственность за реализацию планов

0,443

0,05

Понятие «Человек»

0,394

0,05

Идентичность, в том числе:

- Индивидуальность

0,432

0,05

Значимая для этого пути становле­ния социальной зрелости сфера обще­ния представлена в текстах сочинений 25-летних людей следующими выраже­ниями: «уметь любить», «способность понимать других», «сострадать», «спо­собность разговаривать», «человек мо­жет играть разные социальные роли», «стремиться помогать окружающим лю­дям». Здесь социальный мир человека предстает в виде отдельных конкретных людей, которые воспринимаются как со­беседники, их можно понимать, любить, им можно помогать.

Тексты сочинений, написанных Ксе­нией Д. в 8 и в 25 лет, иллюстрируют путь становления социальной зрелости «Я для Других».

Я – человек.

Я человек.

Я человек у меня есть глаза, голова, нос, губы, тело, шея, руки, ноги… А самое хорошее во мне – душа! Я девочка. Я могу прыгать, играть, петь. У меня есть друзья. Они хорошие. И самое главное, они верные. Мне нравятся уроки: музыка, рисование, этика, физкультура, чтение. Я увлекаюсь чтением. Я много узнала из книг.

Я чувствую, люблю, желаю, переживаю. Я лю­блю свою семью и своих друзей. Люблю при­роду, море и горы. Мне нравится быть сво­бодной. Я человек – и это великая роскошь.

Я люблю игрушки и отношусь к ним как к живым, я люблю животных…

Но больше всех на свете я люблю маму и папу! У меня есть сила воли. Я заставляю себя долго за­ниматься музыкой, час или полтора.

Для человека, идущего по пути ста­новления социальной зрелости «Я для Других», важным является понимание и принятие индивидуальности своей и других людей. Социальная идентичность «я – человек» воспринимается че­рез понимание собственной активности (субъектности) в отношении окружаю­щих людей. Этот путь отражает доста­точно выраженную социальную зре­лость, которой для полноты не достает осознания своей включенности в ши­рокие общности. Общности предстают здесь сферой коммуникации и личного общения.

Путь становления социальной зре­лости «Я для Семьи». Этот путь основан на изначальной готовности ребенка об­ращать внимание на сущностные, родо­вые свойства человека: «человек живой», «у человека есть душа, совесть», «человек стареет, умирает», «я расту, вырасту», «у человека есть ум» и т.п. Это примеры из детских сочинений, те единицы анализа текстов, которые отнесены к категории «свойства человека».

Дети, развивающиеся по этому пути, взрослея, начинают считать, что для че­ловека значимой является сфера семьи (0,455). Повзрослевшие представители этой группы отмечают, что человек считается человеком в соответствии с ре­зультатами его поступков, умением не­сти ответственность за свою жизненную стратегию, реализацию планов, для них актуальной является категория «време­ни», «прошлого» (0,380) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «сущностные свойства» с частотой категорий из взрослых сочинений.

Категории из «взрослого» сочинения

r S

р

Семья (родители, родственники, дети, любимые)

0,455

0,01

Результаты активности человека, поступки, в том числе:

0,399

0,05

- дела, поступки, ответственность за реализацию планов;

0,370

0,05

-разное, другое

0,365

0,05

Время, в том числе:

0,365

0,05

- прошлое

0,380

0,05

Индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Семьи» ха­рактеризует определенную степень со­циальной зрелости личности. Взрослые участники исследования, прошедшие по этому пути, ясно осознают ответствен­ность за результаты собственной актив­ности в индивидуальном пространстве жизнедеятельности. Кроме того, акту­альными для них являются отношения с близким кругом людей: родительская се­мья, собственная семья и дети, существующие в реальной жизни или пока толь­ко в мечтах. Ответственность, о которой пишут представители этого типа, каса­ется поддержки и обеспечения счастья родителей, супругов, воспитания соб­ственных детей. Сфера семейной жиз­ни для выборки 25-летних участников оказалась не очень актуальной. Только 34,4% респондентов обращались к этой категории в своих сочинениях. Значи­мая корреляционная связь для катего­рии «семья» взрослых сочинений выявлена только с этой категорией детских сочинений «свойства человека».

От предыдущих путей становления социальной зрелости индивидуальный путь «Я для Семьи» отличается тем, что в сознании представителей этой группы актуальные социальные общности огра­ничены семейным кругом. Акцент инте­ресов на семье является специфической особенностью этих молодых людей. Таким образом, можно предположить, что одним из важных условий формиро­вания стремления к семейной жизни и ответственного к ней отношения в воз­расте ранней взрослости является ак­туализация в сознании детей младшего школьного возраста родовых, сущност­ных свойств человека, таких как душа, совесть, взросление, конечность жизни и т.п.

Тексты сочинений, написанных Ан­ной А. в 8 лет и в 25 лет, иллюстрируют этот путь становления социальной зре­лости.

Я человек.

Я – человек.

У человека есть душа и совесть. У него есть еще свое мнение и свое чувство. К примеру, у меня есть друзья и я их очень люблю, но я очень не сдерживаюсь, когда у меня что-то не получается. И я ненавижу, ког­да на меня кричат. Но я стараюсь все это терпеть. И у меня получается.

Для меня это значит нести ответственность перед своей семьей. Счаст­ливое будущее моих детей, моей семьи и мое зависит от моих поступ­ков. Поэтому следует помнить о моральных ценностях и мне, и всем нам. Наше будущее и настоящее в наших руках.

Тексты сочинений Александры Л.

Я человек.

Я – человек.

Я человек, я умный и я очень люблю мир. Я всегда останусь человеком. Я умный и я очень люблю рисовать. Я считаю, что я очень талантливый, я умный. Я хочу на­учиться играть на пианино. Я хочу стать очень добрым человеком. Я очень люблю жизнь, и я снова повторяю: я человек. Я человек, я человек, я человек.

Я человек, а значит, я могу мыслить, действовать, что-то менять, на что-то влиять, могу проживать жизнь как захочу. Я человек, а значит, у меня есть душа, значит, я могу чувствовать, переживать, ис­пытывать эмоции, приобретать знания, опыт. Я человек, а это значит, что я гражданин своей стра­ны, чья-то дочь, сестра, внучка, чей-то друг, чья-то поддержка, любовь. Я человек, а это значит, я все могу, могу заниматься любимым делом, любым видом деятельности, могу решить любой вопрос и любую задачу, могу ставить цели и достигать их. Я человек, а это значит, я могу любить, любить людей, животных, все живое на Земле, любить мир и делать что-то хорошее для других. Я человек, а это значит, иметь возможность что-то изменить, оставить след, воспоминания. Я человек, а это значит, просыпаться каждое утро и радоваться каждому дню, событию, человеку, иметь возмож­ность просто жить. Я человек и я ценю это.

Тексты сочинений Дмитрия Е.

Я человек.

Я – человек.

Я думаю – человек может все. Я очень люблю урок Естествознание. У меня разные оценки. Правда, только друзей у меня нет. У меня есть мечта – работать водителем троллейбуса. Но мама мне не разреша­ет, когда вырасту, работать водителем троллейбуса. Я должен быть хорошим человеком! Добрым и уважительным, старательным, рассудительным, обязательно чтобы люди меня очень любили и уважали, завидовали. И я хочу, чтобы у меня были очень хорошие, послушные, трудолюбивые дети. Это самая, очень большая моя мечта. Я буду на­стоящим человеком. Я буду бороться за свою родную жизнь.

В моем понимании, быть человеком – это значит, воспитать в себе вы­сокие моральные качества. Вспомнилось высказывание А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и помыслы». Я думаю, что настоящий человек – это хороший друг, способ­ный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать счастью других людей! Человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком.

Подытоживая анализ индивидуально­го пути становления социальной зрело­сти «Я для Семьи», можно отметить, что на этом пути социальная идентичность «Я-человек» воспринимается через по­нимание собственной деятельной актив­ности (дела, поступки). Человек ставит перед собой задачи заботы о близком семейном окружении. Этот путь отража­ет определенную полноту социальной зрелости личности, не включающую в себя актуальность более широких об­щностей.

Путь становления социальной зре­лости «Я для Дела». Четвертый, выявлен­ный индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Дела», про­является в младшем школьном возрасте такой характерной особенностью, как подчеркивание в тексте сочинения соб­ственного мнения: «я думаю», «по моему мнению» и т.п. Таких сочинений на первом этапе нашего исследования насчитывалось 11,2%. Корреляционные связи показателя, отражающего частоту ис­пользования этой категории с характе­ристиками взрослого сочинения, пред­ставлены в таблице 4.

Таблица 4. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «мнение» с частотой категорий из взрослых сочинений.

Категории из «взрослого» сочинения

r S

р

Понятие «Человек», в том числе:

0,387

0,05

- социальная сущность человека.

0,349

0,05

Идентичность, в том числе: индивидуальность

0,510

0,01

Результаты активности человека, поступки, в том числе:

- дела, поступки, ответственность за реализацию планов;

0,680

0,001

Склонность подчеркивать свое мне­ние уже в 7–8 лет развивается в такую характерную особенность сочинений взрослых, как подчеркивание в собст­венной идентичности индивидуальных личностных качеств (0,510). Выражение собственного мнения младшим школьником, проявленное в использовании категории «мнение», к 25 годам развива­ется в такое отношение к человеку, когда сущность человека определяется его де­лами, поступками и идеями, которые он реализует (0,680). Взрослые, развиваю­щиеся по пути «Я для Дела», демонстри­руют в тексте сочинений готовность раскрывать тему через формулиров­ку понятия «Человек» («Человек это..») (0,387), в котором подчеркивается его социальная сущность (0,349).

Представления о себе как о челове­ке представителей этого пути становле­ния социальной зрелости содержат не­которое противоречие – в обобщенном образе человека подчеркивается его со­циальная природа, а в характеристиках себя, как человека, акцент сделан на личностных характеристиках, уникально­сти, личной ответственности за резуль­таты своей активности.

Тексты сочинений, написанных Алек­сандрой Л. и Дмитрием Е. в 8 лет и в 25 лет, иллюстрируют индивидуальный путь становления социальной зрелости «Я для Дела».

Сочинения Дмитрия Е. позволяют вы­явить еще один феномен динамики со­циального развития. В этих двух текстах встречается слово «зависть», совершен­но не типичное для сочинений «Я человек». Во всем массиве сочинений это сло­во встретилось трижды, из них – два раза у Дмитрия: в начальной школе и в возра­сте 25 лет. Актуальность такого конструк­та отношения к миру, осталась неизмен­ной, а вектор чувства зависти изменился: от «хочу, чтобы мне завидовали» к «насто­ящий человек не завидует счастью дру­гих». Чувство «зависти» не элиминиро­вано, но с возрастом преобразовано во вполне просоциальное чувство. Выявлен­ный феномен требует дальнейших иссле­дований и, вместе с тем, позволяет зафик­сировать возможность положительной динамики негативных чувств.

Обобщая анализ индивидуального пути становления социальной зрелости «Я для Дела», можно отметить, что лю­дям этого типа свойственны развитая индивидуальность, деятельная актив­ность, осознание субъектности в отно­шении результатов собственной жизни. Возможность деятельной реализации Д.А. Леонтьев связывает с такими важны­ми вопросами, как происхождение, сущ­ность и характер творческих сил чело­века (Леонтьев, 1997).

Для полноты социальной зрелости представителям этого пути не достает осознания своей включенности в широ­кие и близкие общности, возможности влияния на развитие этих общностей.

Путь становления социальной зрело­сти «Я для Себя». Пятый выявленный ин­дивидуальный путь становления соци­альной зрелости «Я для Себя» основан на акцентировании в детском сочине­нии предметного мира, выражающем­ся в обращении к словам из категории «вещи». К этой категории отнесены сло­ва, обозначающие мир предметов, о ко­торых писали дети как о желаемых или как о имеющихся, или как о связанных с их действиями: «мне купят велосипед», «готовлю кашу», «человек может управ­лять машиной», «смотрю телевизор», «катаюсь на санках», «подарю букет» и пр. В младшем школьном возрасте 36,2% опрошенных учащихся использовали эту категорию. Некоторые дети употре­бляли категорию «вещи» в своем сочи­нении о человеке от 5 до 18 раз. Что яв­ляется актуальным для повзрослевших детей, делающих акцент на предметном мире? Значимые корреляции представ­лены в таблице 5.

Таблица 5. Значимые корреляционные связи частоты употребления категории «вещи» с часто­той категорий из взрослых сочинений.

Категории из «взрослого» сочинения

r S

р

Свойства человека, в том числе: самоидентификация, самость

0,465

0,01

Возможности, способности человека, в том числе: мыслить

0,438

0,05

Идентичность, в том числе: индивидуальность

0,464

0,01

Частота использования категории «вещи» (детские сочинения) значимо связана с частотой использования ка­тегорий, отражающих уникальность человека: «самоидентификация» и «самость» как сущностные свойства челове­ка (0,465), индивидуально-личностные характеристики идентичности (0,464) (сочинения взрослых). Также выявлена значимая корреляционная связь катего­рии «вещи» с категорией «возможности и способности», а именно, с частотой указания на «способность мыслить».

Человек, развивающийся по пути ста­новления социальной зрелости «Я для Себя», сконцентрирован в своих пред­ставлениях о себе на собственной ин­дивидуальности. Сфера общения, взаи­модействия с другими является для них не актуальной. По мнению Т.В. Румянце­вой, Т. Куна, если в идентификации на­блюдается значительное преобладание личностных свойств над социальными характеристиками, то >гнн это свиде­тельствует об эмоциональном неблаго­получии человека («шизоидный тип»). Ориентация 7–8- летнего ребенка на предметный мир не исчезает с годами, а приводит к сложностям в сфере обще­ния, взаимодействия с теми общностя­ми, в которые он включен.

Сочинения Алексея К. иллюстрируют индивидуальный путь становления со­циальной зрелости «Я для Себя».

Я – человек.

Я человек.

Я умею писать, читать, но не умею плавать. Я хожу в школу во 2а класс, в школу 152. Мой лучший друг Игорь. Я люблю играть на пианино. Я был и выступал на сцене театра Оперы и балета. Я получил там приз – заводную собаку. Я выступал в городской библиотеке и получил грамоту.

Я не уверен, что это мое сообщение потянет на полноценное сочинение, но, пожалуй, это все, что я могу предоставить на данный момент. Я не думаю, что заданная тема в принципе является актуальной в настоящее время, поскольку в повседневной жизни обывателю не приходится стал­киваться с необходимостью подобного рода самоидентификации. С таким же успехом я мог бы попытаться обозначить себя как бутерброд или кота. Однако я полагаю, что сама по себе необхо­димость определять собственную идентичность является специфичной только для человека и ни для кого больше. Поэтому я думаю, что в рамках заданной темы я со спокойной душой и без явных сомнений мог бы заключить, что регулярно возникающая потребность определять свою самость является основной проблемой, которую мне приходится постоянно разрешать как представите­лю человеческого рода, к коему я себя, безусловно, отношу, если передо мной поставить такой вопрос.

Путь «Я для себя» можно лишь услов­но назвать путем становления социаль­ной зрелости. На этом пути социальная зрелость к 25 годам не достигается. Здесь ярко выражена индивидуальность, чувст­во собственной уникальности. Но вместе с тем для таких людей не актуализирова­ны чувства своей включенности в разные общности, не выражено понимание значимости себя как участника этих общно­стей, у них могут возникать сложности при установлении близких отношений.

Заключение

Анализ путей социального станов­ления человека является эмпирической иллюстрацией положений В. Франкла о значимости наличия смысла жизни для переживания субъективного благо­получия. Результаты исследования так­же могут быть положены в основание гипотезы о направлениях психологической помощи и коррекционной работы с теми людьми, которые испытывают затруднения в сфере общения, установле­ния близких отношений. Возможно, с решения проблем межличностных отношений начинается актуализации жиз­ненных смыслов.

Нами предпринята попытка постро­ения эмпирической типологизации пу­тей становления социальной зрелости в возрастном периоде 7–25 лет. Безуслов­но, полученная типология может быть рассмотрена лишь как предварительная, эмпирическая, требующая дополнитель­ных исследований и теоретического ос­мысления. Но, вместе с тем, выявленные значимые связи между категориальной структурой репрезентации себя, как че­ловека, в текстах одного автора в раз­ном возрасте дают информацию для размышления о закономерностях соци­ального становления человека, ставят задачи поиска новых подходов к иссле­дованию влияния интрасубъектных фак­торов развития человека.

Выявлено пять эмпирических инди­видуальных путей становления социаль­ной зрелости: «Я для Общества», «Я для Других», «Я для Семьи», «Я для Дела» и «Я для Себя». В наибольшей степени пол­нота становления социальной зрелости выявлена у представителей типа «Я для Общества». Для них характерны стрем­ление к саморазвитию, к развитию близ­ких и широких общностей, включен­ность в которые они осознают. Основа такого «созревания» – это понимание человеком (ребенком) смысла, назначе­ния своей жизни.

Специфика ментальной презентации себя как человека, присущая ребенку в младшем школьном возрасте, «задает» пути его социального и нравственного развития в последующие десятилетия.

Результаты и выводы нашего иссле­дования могут являться теоретическим основанием проектирования направ­ленного социального развития в на­чальной школе и получения его относительно предсказуемых результатов к возрасту 25 лет.

Исследование подготовлено при поддержке РГНФ, проект 14-16-63004.

Литература:

Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. – 2013. – №1(9). – С. 39–49. DOI: 2079-6617/2013.0106

Белицкая Г.Э. О роли субъектности в формировании социально-политических ориентаций // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 56–62.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – Москва : Прогресс, 1986. – 422 с.

Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости: монография. – Самара : СИПКРО, 2014. – 256 с.

Карцева Т. Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1989. – 158 с.

Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 180–187.

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – Москва, 1997. – С. 156–175.

Мухина В.С. Индивидуализм, личность // 50/50: опыт словаря нового мышления. – Москва : Прогресс, 1989. – С. 115–119.

Мышкина М.С. Мотивационно-смысловая интенция как индикатор развития личности в условиях современного образовательного пространства : Материалы междунар. научно-практич. конференции «Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества». – Самара, 2014. – С. 120–123.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2004. – 306 с.

Павлова Е.А. Влияние образовательных сред на мотивационно-смысловую интенцию старшеклассников // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 7. – С. 61–69.

Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – C. 15–30.

Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников : автореферат дис. … канд. психол. наук – Москва, 1991.

Пришвин М.М. Мудрые мысли. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.epwr.ru/quotauthor/337/txt7.php

Романов К.М. Исследование межличностного познания с помощью анализа нравственно-психологических словарей // Ежегодник Российского психологического общества. – 1997. – Т. 3. – Выпуск 1. – С. 225–226.

Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре –Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 736 с.

Франкл В. Воля к смыслу. – Москва : Апрель-пресс ; Эксмо-пресс, 2000.

Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – Москва : Владос, 2001. – 160 с.

Mikhailova O.V. (2015). The value-motivational structure of the innovativeness of young students. Psychology in Russia: State of the Art, 8(1), 112-124.
Для цитирования статьи:

Гудзовская А.А.Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования. // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. c.105-113. doi: 10.11621/npj.2016.0210

Скопировано в буфер обмена

Скопировать