ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
К вопросу о механизмах усвоения и развития

К вопросу о механизмах усвоения и развития

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.12.2012

Принята к публикации: 17.01.2013

Дата публикации в журнале: 30.03.2013

Страницы: 25-32

DOI: 2079-6617/2013.0104

Ключевые слова: парадигма; развитие ; эволюции психики; деятельностный подход; культурно-историческая теория деятельности; А.Н. Леонтьев

Для цитирования статьи:

Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.25-32. doi: 2079-6617/2013.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2013

Решетова Зоя Алексеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В своем докладе автор рассматривает психологию с необычного ракурса – как науку об изменчивости, науку, занимающуюся генерированием, порождением разнообразия. Он кратко останавливается на первых, к сожалению, недооцененных, работах, выполненных в русле данной проблематики, среди авторов которых Бернштейн, Северцев, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Вернадский, Бергсон, Берг и др. 

Cформулированы основные проблемы историко-эволюционного подхода социального конструктивизма: выделение анализа категории целенаправленной деятельности как универсальной формы существования жизни, выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, интерпретируемой как основа существования биологических, социальных и психических систем. 

Раскрывается понятие деятельности как процесса генерирования разнообразия на разных уровнях системы. Говорится о работах ученых (Гуревича, Баткина Джерджена и пр.), которые помогают увидеть эволюционный смысл деятельности как нарастания разнообразия. Поскольку, чем выше человек поднимается по линии эволюции, тем больше расходятся типовые программы его поведения и появляется набор вариативных программ. 

Автор показывает, что через деятельностный подход понимаются многие феноменологии культуры, что развитие культурно-деятельностной парадигмы приводит к тому, что психология выходит за рамки отдельной науки и выступает как уникальная парадигма будущего. Поскольку А.Н. Леонтьев рассматривал психологию как своеобразную мастерскую поддержки разнообразия, где психолог выступает как специалист по конструированию миров, автор делает вывод о том, что исследования деятельности, под которыми подразумевается разработка генерирования разнообразия в нашем мире неопределенности невероятно важна.

http://npsyj.ru/pdf/npj_no9_2013/npj_no9_2013_25-32.Pdf
Для цитирования статьи:

Решетова З.А.К вопросу о механизмах усвоения и развития. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.25-32. doi: 2079-6617/2013.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать