ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков

Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.10.2013

Принята к публикации: 02.11.2013

Дата публикации в журнале: 30.12.2013

Страницы: 36-43

DOI: 10.11621/npj.2013.0405

Ключевые слова: тревога; учителя; подростковый возраст; восприятие тревоги взрослыми; родители

Доступно в on-line версии с: 30.12.2013

Для цитирования статьи:

Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков. // Национальный психологический журнал 2013. № 4. c.36-43. doi: 10.11621/npj.2013.0405

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2013

Кириллина Светлана А. Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

В статье сделана попытка нового подхода к рассмотрению феномена тревоги, а именно, выделение социально-психологических детерминант переживания тревоги подростками. Сопоставляются позиции самих учащихся, их педагогов и родителей по отношению к тому, какие ситуации являются для подростков наиболее тревогогенными.

Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Дана трактовка феномена тревоги, показано различие понятий тревога и страх, рассмотрены некоторые причины тревоги, выделяемые авторами. Рассматриваются различные виды тревоги: ситуативная и личностная, адекватная и неадекватная. Тревога, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности человека, и, в частности, школьная тревожность.

В статье представлены также результаты эмпирического исследования коммуникативных ситуаций, в которых подростки испытывают тревогу. Приведены оценки этих ситуаций педагогами и родителями.

Исследование состояло из нескольких этапов: осуществление фокусированных интервью с учителями, а затем с родителями подростков. Проведение фокус- групп с подростками (вопросы, предлагаемые всем категориям испытуемых, представлены в соответствующих разделах). В исследовании приняли участие 6 учителей, 6 родителей и 15 подростков в возрасте 12-14 лет. На основе полученных данных был определен набор ситуаций, которые вызывают тревогу у подростков, а также проанализировано восприятие этих ситуаций родителями и учителями. Раскрываются сходства и различия в восприятии коммуникативной тревоги у вышеуказанных трех категорий испытуемых.

На основании результатов исследования показано, что к ситуациям межличностного взаимодействия, вызывающим тревогу у подростков, относятся, прежде всего, ситуации, связанные с социальной оценкой подростка сверстниками и взрослыми.

Проблема тревоги широко рас­сматривается как отечествен­ными, так и зарубежными авто­рами. Несмотря на изученность многих аспектов данной темы, интерес к ней не угасает. Специфические реалии совре­менного общества, нарастающий объ­ем информации, который обрушивается на детей с раннего возраста, общая со­циальная неопределенность и высокий темп общественных изменений – все эти факторы способствуют росту тре­вожности, что обуславливает неизмен­ную актуальность данной тематики для психологической науки.

В нашей работе понимание тревоги и тревожности основано на определе­ниях, данных А.М. Прихожан. Под тре­вогой подразумевается эмоциональное переживание, носящее ярко выраженный негативный оттенок и связанное с предчувствием опасности, как пра­вило, имеющее ситуативный характер, а под тревожностью – устойчивое свой­ство личности (Прихожан, 2000, С. 9). Схожих взглядов придерживается и Ч.Д. Спилбергер. Он подчеркивает, что си­туативная тревога возникает при обсто­ятельствах, воспринимаемых человеком как опасные, угрожающие. Длительность тревоги в таких случаях зависит от про­должительности нахождения в травмирующих условиях. Тревожность, при­сущая личности как черта (личностная тревожность), может не проявляться в поведении человека, ее уровень мож­но определить, выявив, насколько часто и сильно проявляется тревога. Люди с бо­лее высоким уровнем личностной тре­вожности склонны воспринимать мир более опасным, чем люди с низким ее уровнем, что приводит первых к большей подверженности стрессу, а значит, и бо­лее частому и интенсивному пережива­нию тревоги (Спилбергер, 2008, С. 86).

Также в литературе широко представ­лено понятие страха. З. Фрейд писал, что страх проявляется при столкновении с конкретной и известной опасностью, в то время как тревожность – при неизвестных индифферентных раздражите­лях, это сигнал ожидаемой опасности, при этом человеку свойственны беспо­мощность и чувство неопределенности (Фрейд, 2008). Эту точку зрения разделяет и А.М. Прихожан (Прихожан, 2000, С. 14). Другие авторы (О.Х. Мауэр, Дж. Уотсон, В. Джемс, К. Ланге) рассматривают трево­гу как продолжение страха и предполага­ют использование лишь одного термина.

При выделении причин тревожно­сти мнения авторов также расходятся. Одни исследователи считают источни­ком тревоги особенности нервной систе­мы и повторяющиеся стрессовые ситуации (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Б.Н. Фил­липс, Н.Г. Мартин), трудности и нарушения при межличностном общении (К. Хорни, Г.С. Салливан), наличие внутриличностных конфликтов (К. Роджерс, В.Н. Мясищев).

Остановимся на видах тревожности, выделяемых авторами. Как мы упомина­ли ранее, Ч.Д. Спилбергер, Р. Кэттел, Ю.Л. Ханин предлагают разделять ситуатив­ную и личностную тревожность. Первая – реакция на реальную ситуацию, вторая является свойством личности. При этом можно выделить объективную или ре­альную тревогу на существующую угро­зу и неадекватную тревогу, проявляющу­юся в нейтральных ситуациях (Большой психологический словарь, 2006, С. 552). Л.И. Божович, В.Р. Кисловская пишут об адекватной и неадекватной тревожности. Адекватная проявляется при неблагополу­чии в конкретной сфере жизнедеятельно­сти, неадекватная – в благополучных усло­виях (Большой психологический словарь, 2006, С. 553).

А.М. Прихожан предлагает выделять устойчивую тревожность в какой-ли­бо сфере (экологическая, школьная, эк­заменационная или тестовая, межлич­ностная) и общую генерализованную тревожность, при которой тревогу вы­зывают разные объекты, в зависимости от значимости их для личности в раз­ные периоды жизни. Также автор пишет об адаптивной тревоге, которая помога­ет приспособиться к окружающей среде, и дезадаптивной, которая мешает это­му, дезорганизует поведение (Микляева, 2007, С. 19-20).

А.В. Микляева, П.В. Румянцева подроб­но описывают школьную тревожность, возникающую, по их мнению, в резуль­тате школьного неблагополучия, кото­рое может быть связано со множеством аспектов. Это повышенная сложность учебной программы и, как следствие, учебные перегрузки, неадекватные тре­бования родителей, конфликты с учите­лями, трудности при взаимодействии со сверстниками (Микляева, 2007, С. 26-30).

Проведенный нами анализ литерату­ры по проблеме тревожности позволяет утверждать, что в современной психо­логии эти проблемы рассматриваются преимущественно в контексте возрастной и общей психологии. Новый ракурс в анализе данной проблематики может предложить изучение тревожности в ру­сле социальной психологии.

Значимой социально-психологиче­ской детерминантой тревожности мо­жет являться специфика конкретной си­туации межличностного взаимодействия. Так, А.М. Прихожан предлагает рассматри­вать тревогу как состояние в различных жизненных контекстах, выделяя при этом школьную, в частности, тестовую тревогу. Школьная тревожность – весьма обшир­ное понятие. А.В. Микляева и П.В. Румян­цева обращают большое внимание на фи­зиологические и поведенческие аспекты школьной тревожности, М. Раттер счита­ет, что в данных ситуациях имеет место внутриличностный конфликт. Однако в целом социально-психологические де­терминанты ситуативной и личностной тревожности, в том числе, типология ком­муникативных ситуаций, вызывающих тревогу, практически не изучены.

Ряд авторов рассматривают влияние различных характеристик личности, таких как пол, возраст, культурные осо­бенности проявления тревоги, изуча­ют уровень тревоги, возникающей при необходимости просить помощь, в том числе, у преподавателей (Baloğlu, Deniz, Kesici). Некоторые работы (B.K. Biggs, T.M. Luis, R.E. Varela) посвящены связи стиля семейного воспитания и особенностей проявления тревоги у студентов при адаптации. Другие освещают влия­ние типа привязанности на тревожность детей (T.M. Luis, K.W. Moore).

Особый интерес представляет выде­ление коммуникативного контекста тре­вожности в подростковом возрасте, так как этот период характеризуется суще­ственными изменениями в коммуника­тивной сфере: сама деятельность обще­ния со сверстниками становится на этом этапе крайне значимой, тогда как обще­ние со взрослыми существенно отходит на второй план (Личко, 1999). Выде­ление подобных тревогогенных ситу­аций у подростков также ставит перед нами еще одну социально-психологи­ческую проблему: насколько совпадает восприятие данных ситуаций самими подростками и взрослыми (педагогами и родителями), с которыми подростки взаимодействуют. Таким образом, ана­лиз социально-психологических детер­минант представляет собой новый под­ход к изучению тревоги.

Итак, в нашем исследовании пред­принята попытка раскрыть социаль­но-психологические аспекты тревоги у подростков, а именно, ситуации меж­личностного взаимодействия, в которых она проявляется, а также выявить спе­цифику восприятия данных ситуаций взрослыми и самими подростками.

Гипотезами нашего исследования вы­ступили следующие предположения:

  1. Социально-психологический кон­текст имеет существенное значение при оценки коммуникативных ситуа­ций как «тревогогенных».

  2. К ситуациям межличностного взаи­модействия как со сверстниками, так и со взрослыми, вызывающим наи­большую тревогу, сами подростки от­носят ситуации, связанные:

    • с риском негативной оценки со сто­роны сверстников (своего или про­тивоположного пола) и взрослых,

    • с самораскрытием перед сверстни­ками и взрослыми,

    • с ожиданием наказания от родителей,

    • с переживанием несправедливости при взаимодействии с учителями.

  3. К ситуациям межличностного взаи­модействия, вызывающим наиболь­шую тревогу у подростков, родители относят ситуации, преимущественно связанные с взаимодействием со свер­стниками и с предъявлением требо­ваний со стороны взрослых, причем, взаимодействие в семье не рассматри­вают как тревогогенное.

  4. К ситуациям межличностного взаимо­действия, вызывающим тревогу у под­ростков, педагоги относят следующие ситуации: конфликты со сверстника­ми, получение нежелательной оценки, неуспехи в учебе.

Исследование состояло из трех эта­пов. На первом было проведено интервью с родителями подростков, на втором – интервью с учителями, а на последнем этапе были проведены фокус-группы с подростками. \

Всего в исследовании приняло учас­тие 27 человек. Выборку составили 6 учителей московской общеобразова­тельной школы (трое из них молодые специалисты, трое – учителя со стажем работы более 15 лет), 6 родителей, 15 учеников в возрасте 12-14 лет.

Процедура первого и второго этапов исследования

Первый этап заключался в исследо­вании восприятия учителями и родите­лями проявлений тревоги у подростков, а именно, в выявлении ситуаций, которые, по мнению учителей и родителей, явля­ются тревогогенными для детей. На этом этапе исследования нами использовался метод интервью. Интервью протекало в форме свободной беседы по 20-30 мин., данные фиксировались с помощью дикто­фона. Затем были составлены транскрип­ты по каждому респонденту, что помогло выделить категории и кластеры в каждом случае и составить список ситуаций, вы­зывающих трудности у подростков. Ниже представлен перечень проблемных вопросов для учителей, на которые мы опи­рались в ходе беседы:

  • Как вы думаете, в каких ситуациях под­ростки чувствуют себя некомфортно?

  • Что именно подростки при этом чув­ствуют?

  • Какие дети наиболее склонны испы­тывать беспокойство, волнение?

  • Как вы думаете, как именно проявля­ется беспокойство? В каких ситуаци­ях беспокойство проявляется наиболее сильно?

  • Как подростки себя ведут, когда чувст­вуют беспокойство, напряжение?

  • Проблемные вопросы, обсуждаемые с родителями, затрагивали проявле­ния тревоги именно у их ребенка. А именно:

  • Бывают ли такие ситуации, в которых ваш ребенок чувствует себя неком­фортно? Что это за ситуации?

  • Что ребенок при этом чувствует?

  • В каких ситуациях беспокойство про­является наиболее сильно? Как это вы­глядит? Приведите примеры.

Анализ результатов первого и второго этапов исследования

В результате анализа транскрип­тов интервью нами был составлен спи­сок ситуаций, в которых подростки, по мнению педагогов, склонны испыты­вать тревогу. Рассмотрев эти ситуации, мы выделили основные содержательные кластеры, отражающие сферы жизни, в которых, по мнению взрослых, дети испытывают тревогу. Данные кластеры представлены в ниже таблице № 1.

Приведем примеры высказываний, относящихся к различным кластерам.

Кластер «Общение и взаимодействие со сверстниками» представлен следую­щими высказываниями:

  • а) педагоги

  • «Для одного ребенка это приемле­мо, для другого нет и здесь начина­ется момент напряжения, момент конфликтов: один имеет представ­ление о чем-то в одном ключе, дру­гой о том же самом – в другом».

  • «Есть часть детей, для которых са­мое главное – самоутвердиться в коллективе, и если это не получает­ся, это для них волнение».

  • «Они волнуются, когда нужно идти до победы. А не все это могут. И когда ребенок не победил, это большое волнение».

  • «Некомфортно чувствуют, когда в коллективе их как-то подавляют, об­зывают, пристают и, с другой сторо­ны, если на них не обращают вни­мание».

  • б) родители

  • «Волнуется, если собирается какая- то компания, она даже не пойдет. Ни на дискотеку в школу, ни в кино. Выпускной в начальной школе тоже. Она сходила на часок и вернулась».

  • «Если с девчонками поссорится, очень переживает, волнуется, что не сможет помириться».

  • «Чаще всего, когда другие люди, осо­бенно подружки, выставляют ее в ка­ком-то нехорошем свете, предают, кто-то что-то сказал про нее, сделал не так».

Следующий кластер – это «Ситуации, связанные с процессом обучения». Для него характерны такие высказывания:

  • а) педагоги

  • «Есть часть детей, которым нужно, чтобы их не трогали, и если их начи­наешь вызывать к доске или ставить в ситуацию, когда надо принимать решение, для них это очень тревожно, некомфортно. Они сразу теряют­ся, не знают что делать, замыкаются».

  • «Когда они пишут контрольные ра­боты, некоторые даже ногти грызут, руки трясутся».

  • б) родители

  • «Когда что-то не получается, когда не достигнет желаемых результатов. И в спорте, и в учебе».

  • «Он еще может волноваться из-за болезни, у него аллергия, когда не­рвничает, все лицо может покрыть­ся сыпью. Лицо, руки. Наверно он этого стесняется. Вдруг при ребятах начнется аллергия».

Также нами был выделен кластер «Взаимоотношения со взрослыми». Ниже также приведены высказывания респондентов:

  • а) педагоги

  • «Они начинают волноваться, когда рассказываешь об их неудачах их родителям, они боятся не оправдать ожидания родителей, или того, что их начнут ругать, отберут компью­тер, телефон».

  • «Их выводит из себя несправедли­вость. Например, учитель не прове­рил задания, они начинают негодо­вать, качать права».

  • б) родители

  • «Когда ее ругают. Очень нервничает. Если ей что-то грубо сказать, сра­зу начинается паника, она не знает, как реагировать, что сказать, потом начинается самобичевание, что она не знала как себя вести. Ногти сразу грызет. И сразу чувствует себя очень неуверенно».

Ситуации, которые взрослые обозна­чали как тревогогенные, систематизиро­вались нами в соответствии с данными кластерами. Полученные нами результа­ты представлены в таблице 1. Ситуации перечислены в соответствии с их значи­мостью для респондентов.


Сферы жизни

Учителя

Родители

Общение и взаимодействие со сверстниками

  • столкновение мнений с одноклассниками;

  • самоутверждение в коллективе;

  • взаимоотношения со сверстника­ми противоположного пола;

  • трудности при взаимодействии с одноклассниками

  • общение со сверстниками противоположного/того же пола;

  • неформальное общение

  • с одноклассниками (поездки, праздники, выпускной);

  • конфликты, ссоры с друзьями;

  • самоутверждение в коллективе (необходимость быть лидером)

Ситуации, связан­ные с процессом обучения

  • неготовность к уроку, ответ у доски;

  • получение нежелательной оценки;

  • контрольные и проверочные работы;

  • выступления перед классом, школой

  • не достижение желаемых результатов;

  • выступление на публике;

  • получение нежелательной оценки

Взаимоотношения со взрослыми

  • повышенные требования взрослых;

  • несправедливость со стороны учителя;

  • повышение голоса на уроке, дома;

  • обсуждение результатов ученика в присутствии других детей;

  • необходимость нести ответственность

  • открытое требование взрослых (невозможность отказаться);

  • разлука с родителями (лагерь, поездки);

  • повышение голоса взрослыми («ругают»)


Таблица № 1 Восприятие учителями и родителями ситуаций, в которых подростки

Из таблицы № 1 мы видим, что препо­даватели и родители выделили схожий набор ситуаций, которые могут вызы­вать тревогу у подростков, однако оцен­ка взрослыми этих ситуаций несколь­ко различается. Например, в категории «Общение со сверстниками» учителя на первое место ставят конфликты с одно­классниками, в то время как родители – взаимоотношения с ребятами противоположного пола. В категории «Ситуации, связанные с процессом обучения» учите­ля отмечают неготовность к уроку и по­лучение нежелательной оценки, родите­ли же больше подчеркивают страх при выступлении на публике, в частности, от­вет у доски. При этом в категории «Взаи­моотношения со взрослыми» обе группы респондентов считают, что наибольшую тревогу вызывает открытое требование взрослых. Также опрошенные взрослые описали, как они видят проявления тре­воги: подросток в таких ситуациях ста­новится замкнутым, легко раздражается, становится более активным, даже злым, проявляется недовольство.

Таким образом, в результате прове­денного интервью с родителями и учи­телями мы выделили три сферы жиз­недеятельности, в которых, по мнению взрослых, у подростков проявляется тревога особенно сильно. Кроме того, анализ транскриптов показал, что учи­телям с небольшим опытом работы (2-3 года) труднее дифференцировать ситуа­ции, связанные с тревогой у подростков. У молодых преподавателей возникали трудности в ходе беседы, они затрудня­лись ответить на вопросы, часто проти­воречили ранее высказанному мнению («так сходу сложно сформулировать, за­трудняюсь ответить»). Преподаватели со стажем (15-20 лет) легко выделяли ситу­ации, приводили примеры, комменти­ровали поведение подростков.

Интервьюируемые родители также испытывали сложности в ходе беседы. Сложности вызывали просьбы привести примеры, более развернуто ответить на вопрос, описать конкретную ситуацию. Часто родители ограничивались про­стым перечислением, что, возможно, свидетельствует о недостаточной реф­лексии в этих вопросах.

Процедура третьего этапа исследования

Данный этап заключался в проведе­нии фокус-групп с подростками 12-14 лет (ученики 7-9 классов). Опираясь на результаты интервью с родителями и учителями, мы определили набор про­блемных ситуаций, описание которых предъявлялось участникам на карточках и обсуждалось. Перечислим их:

Посещение дня рождения друга (при условии, что все ребята знакомые/не­знакомые);

  • Экскурсия с классом;

  • Перемена;

  • Вызов к доске;

  • Конфликт с учителем;

  • Ссора с родителями;

  • Ситуация, в которой переживаю боль­ше всего.

Данные ситуации относятся ко всем трем выделенным нами категориям (об­щение со сверстниками, взрослыми, процесс обучения). Цель третьего этапа заключалась в выявлении мнения самих подростков о ситуациях, в которых они наиболее остро переживают тревогу.

Анализ результатов третьего этапа исследования

По результатам проведенных фокус- групп с подростками мы выделили неко­торые особенности переживания трево­ги в каждой из предложенных ситуаций.

Вначале рассмотрим ситуации, свя­занные с общением и взаимодействием со сверстниками. Подростки выделили такие ситуации, вызывающие у них тре­вогу:

  • «Вот тебя пригласили на день рожде­ния и ты волнуешься, понравится по­дарок или нет».

  • «Страшно сделать глупость, когда ешь. Вдруг стошнит еще. Поперхнуться или разлить что-то у всех на глазах. Роди­тели друзей это увидят, будешь плохо выглядеть в их глазах».

  • «При знакомстве страшно показаться дураком или занудой. Или еще хуже – вдруг мы уже знакомы, а я забыл».

  • «Страшно как-то нелепо упасть, спо­тыкнуться, все будут смотреть, смеять­ся. Девушки увидят, тоже будут думать, какой ты неуклюжий».

  • «На экскурсии страшно все испортить, вдруг скажешь что-то не то, обидишь кого-то и испортишь всем день».

В таблице № 2 представлены обо­бщенные результаты, связанные с тре­вогой в межличностном общении под­ростков.


Негативная оценка со стороны сверстников

  • произвести плохое впечатление (сказать глупость, выглядеть странным, испортить мероприятие, укачает в транспорте);

  • испортить мнение о себе;

  • оказаться неловким, нелепым;

  • быть высмеянным;

  • не оправдать оживания друзей;

  • не влиться в компанию, быть одному, чувствовать себя лишним;

  • не о чем поговорить.

Конфликты, ссоры с друзьями

  • выдать чужой секрет/выдадут твой секрет;

  • ссора;

  • предательство.

Общение со сверстниками противоположного пола

  • ссора с девушкой/парнем;

  • «опозориться».


Таблица № 2. Ситуации, в которых подростки испытывают тревогу при общении и взаимодейст­вии со сверстниками.

Из таблицы № 2 мы видим, что при общении со сверстниками подростки чувствуют тревогу в ситуациях негатив­ной оценки сверстниками, в случаях кон­фликтов с друзьями, при общении со сверстниками противоположного пола. Во время фокус-групп подростки почти на каждую предложенную ситуацию го­ворили следующее: «страшно опозорить­ся, будут смеяться, сделаю что-то не так». Также мы видим, что ученики пережива­ют в ситуациях, где могут оказаться нелепыми, неловкими. Это соответствует нор­мативному протеканию подросткового возраста, когда меняются пропорции тела и подростки чувствуют себя неуклю­жими. Ученики отмечали, как важно быть услышанным, найти тему для разговора, оправдать ожидания друзей. На основе этих ответов учеников можно предполо­жить, что наибольшую тревогу при обще­нии со сверстниками вызывают ситуации самопрезентации, когда надо поддержать разговор, вести себя уместно, при этом не быть «занудой». Возможно, тревога в таких случаях обусловлена недостаточно развитыми навыками самопрезентации, слабым ролевым репертуаром действий, а также характерными для возраста неу­клюжестью и неловкостью.

Далее перейдем к рассмотрению си­туаций, связанных с процессом обуче­ния. Здесь подростки сформулировали следующие тревожащие их ситуации:

  • «Страшно, когда вызывают к доске, вдруг все перепутаешь, а потом все за­бываешь».

  • «Неприятно идти к доске, все будут рассматривать».

  • «Волнуюсь, когда выхожу к доске, вдруг я получу плохую оценку, и само­оценка падает».

  • «Страшно, когда стоишь у доски, нуж­но решить пример, а как, ты не зна­ешь. И молча стоишь и ждешь».

Анализируя эти высказывания, мож­но выделить несколько групп ситуаций, в которых подростки чувствуют тревогу: ситуации, связанные непосредственно с учебным результатом (плохие оценки, успеваемость в целом), ситуации, при­водящие к конфликтам с учителями и родителями, ситуации, в которых (по мнению подростков) остальные учени­ки оценивают и обсуждают их. При этом ученики отмечали, что им не хватает поддержки со стороны как учителей, так и родителей.

И, наконец, рассмотрим ситуации, связанные со взаимоотношениями со взрослыми: родителями и учителями. Приведем примеры ситуаций, которые подростки считают вызывающими у них тревогу:

  • «Учитель часто несправедлив, не хо­чет разбираться, не хочет слушать».

  • «Когда в чем-то ошибся или плохо по­ступил и учитель знает об этом, очень неприятно».

  • «Они (учителя) по-разному ругают за один и тот же проступок, если ты пло­хо учишься, то тебя ругают за все: за «сменку», форму, опоздание. А отлич­никам получается все это можно, их не трогают».

  • «Родители не понимают, всему клас­су поставили двойку, а ругают только меня. Я и так расстроен, зачем еще на­гнетать».

  • «Расстраиваюсь, когда не оправды­ваю ожиданий родителей».

В таблице № 3 обобщены ситуации, вызывающие тревогу и беспокойство подростков при общении со взрослыми.


Необходимость нести ответственность

  • ожидание наказания за проступок;

  • вызов родителей в школу;

  • не выпустят гулять.

Несправедливость со стороны взрослых

  • повышают голос;

  • неравное отношение к ученикам;

  • осуждают, разговаривают с другими учителями о тебе;

  • непоследовательное отношение («делаешь - плохо, не делаешь - плохо»).

Конфликт со взрослыми

  • не оправдал ожиданий;

  • ожидание длительного наказания;

  • ожидание лишения каких-либо благ.


Таблица № 3. Ситуации, в которых подростки чувствуют тревогу при взаимодействии со взрослыми.

Из таблицы №3 мы видим, что тре­вога в отношениях со взрослыми носит антиципирующий характер: подрост­ки больше переживают во время ожида­ния наказания, чем непосредственно в момент его наступления. При этом уче­ники испытывают волнение, когда им кажется, что взрослые обсуждают их с другими взрослыми, боятся не оправ­дать ожиданий.

Следует также отметить, что обработ­ка материалов фокус-групп показала су­ществующие трудности в дифференци­ации эмоций и ситуаций у подростков 12-14 лет. Ученики с большим трудом определяют для себя, что такое состоя­ние тревоги, страха, дискомфорта или раздражения. Подростки часто называ­ли не столько ситуации, в которых ис­пытывают тревогу и волнуются, сколь­ко перечисляли все ситуации, в которых возникают какие-либо трудности. Так, одной из тем стало обсуждение справед­ливого и равного отношения учителей к разным ученикам, возможность диалога с учителем.

Итак, на основе полученных данных мы выделили основные виды ситуаций, которые родители и учителя воспри­нимают потенциально тревожными для подростков, а также ситуации, которые сами дети считают таковыми. При срав­нении мнений взрослых и подростков мы видим, что взрослые склонны бо­лее подробно и четко дифференциро­вать ситуации. Например, в категории конфликты со сверстниками учителя и родители перечисляют тематику та­ких конфликтов, пытаются определить конкретные причины (самоутвержде­ние, столкновение мнений), в то время как подростки в основном используют понятие «ссора» для всех случаев кон­фликтов. Также мы видим, что есть набор ситуаций, которые подробно опи­сывают подростки, но мало затрагивают взрослые. К таким ситуациям относится «Риск негативной оценки сверстника­ми». Подросткам важно сохранить свой особый статус, не упасть в глазах свер­стников, в том числе, в результате ссор и споров. Учителя и родителя здесь дают общее описание происходящего, не конкретизируя особенности каждой си­туации.

Проанализировав все категории, по­лученные в результате обработки дан­ных, мы можем выделить следующие си­туации, вызывающие тревогу:

  1. Ситуации, в которых тревога возника­ет из-за недостаточно развитых навы­ков самопрезентации, неустойчивой самооценки.

  2. Социально-психологические ситу­ации, связанные с возникновением конфликтов, ситуации риска нега­тивной оценки как сверстниками, так взрослыми.

Здесь важно отметить разницу вос­приятия ситуаций подростками и взро­слыми: по мнению учителей и родителей тревогу вызывает сама ситуация неуспе­ха (невозможность отстоять свое мне­ние, получение нежелательной оценки, конфликт с одноклассниками), подрост­ки же чувствуют тревогу в тех случаях, когда возникает вероятность социаль­ной оценки другими людьми. То есть, взрослые склонны недооценивать соци­ально-психологический контекст трево­ги у подростков.

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. К ситуациям межличностного взаимо­действия, вызывающим тревогу у под­ростков, относятся ситуации, обуслов­ленные социально-психологическим контекстом, а именно, ситуации, связанные с социальной оценкой свер­стниками и взрослыми.

  2. Учителя при оценки ситуаций, вызы­вающих тревогу у подростка, склон­ны описывать ситуации возможного неуспеха (связанного как с обучени­ем, так и с общением ученика со сверстниками и взрослыми), при этом не учитывая социально-психологиче­ский контекст ситуаций, а именно, со­циальное восприятие и оценку со сто­роны других людей.

  3. Родители при оценке ситуаций, вы­зывающих тревогу детей, выделяют ситуации межличностного общения подростка со сверстниками своего и противоположного пола, а также си­туации, связанные с самопрезентацей, при этом они не затрагивают ситуа­ции, связанные с семейным воспита­нием, а также ситуации социальной перцепции.

Представляет важным отметить неко­торые ограничения нашего исследова­ния. Во время обработки данных нами были проанализированы предъявляемые ученикам ситуации, но при построении беседы и при проведении фокус-групп нами не были учтены некоторые аспек­ты жизни подростков, такие как написа­ние контрольных работ, нахождение в детском лагере, необходимость быть ли­дером (организатором). Таким образом, выделенные категории ситуаций нельзя считать достаточно полными, необхо­димо расширение выборки с учетом до­полнительных вопросов для обсуждения с подростками.

Литература:

Айзенк Х. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 217-239.

Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 151-161.

Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург : ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с. – (Большая университетская библиотека).

Изард К. Страх и виды тревожности // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 104-118.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студентов вузов. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва : Сфера, 2008 – 464 с.

Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 75-85.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – Москва : АПРЕЛЬ ПРЕСС ; ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с. – (Психология – XX век).

Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 248 с. : ил.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва : Академия, 2009. – 638 с.

Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Москва : Моск. психолого-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с. – (Библиотека педагога-практика).

Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 85-100.

Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии / А.М. Улановский // Методология и история психологии. – 2008. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 129-139.

Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Алетейя, 1999.

Фрейд З. Страх // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 30-42.

Хекхаузен Х. Тревожность // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 118-129.

Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2008. – С. 161-175.

Baloğlu M., Deniz E., Kesici S. A descriptive study of individual and cross-cultural differences in statistics anxiety – URL : http://www.sciencedirect.com/

Biggs B.K., Luis T.M., Sanchez-Sosa J.J., Varela R.E. Parenting strategies and socio-cultural influences in childhood anxiety: Mexican, Latin American descent, and European American families – URL : http://www.sciencedirect.com/

Luis T.M., Moore K.W., Varela R.E. Parenting practices and childhood anxiety reporting in Mexican, Mexican American, and European American families – URL : http://www.sciencedirect.com/

Для цитирования статьи:

Кириллина С. А.Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков. // Национальный психологический журнал. 2013. № 4. c.36-43. doi: 10.11621/npj.2013.0405

Скопировано в буфер обмена

Скопировать