ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан (Материалы к 80-летнему юбилею)

Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан (Материалы к 80-летнему юбилею)

Скачать в формате PDF

Поступила: 08.11.2014

Принята к публикации: 26.11.2014

Дата публикации в журнале: 30.12.2014

Страницы: 3-12

DOI: 10.11621/npj.2014.0401

Ключевые слова: история психологии; Ждан А.Н. ; П.Я.Гальперин; факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Доступно в on-line версии с: 30.12.2014

Для цитирования статьи:

Семенов И.Н. Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан (Материалы к 80-летнему юбилею). // Национальный психологический журнал 2014. № 4. c.3-12. doi: 10.11621/npj.2014.0401

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2014

Семенов И.Н.

Аннотация

В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно-исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в развитие преподавания истории психологии на кафедре общей психологии этого университета. Рассказывается о зарождении историко-психологических исследований в дореволюционной и советской психологии: в открытом при МГУ им. Ломоносова Психологическом институте (1914 год) и на факультете психологии Университета (созданном в 1966 году). Отмечена роль А.Н. Ждан в создании итоговых энциклопедических изданий, посвященных 250-летию Университета. Анализируется деятельность учителя Антонины Николаевны – Петра Яковлевича Гальперина, который первым разработал учебный курс по истории психологии, что составило основу для написания им хрестоматий и университетской программы по этой дисциплине. Показана конструктивная роль научно-педагогической деятельности А.Н. Ждан по разработке первого в стране университетского фундаментального учебника по истории психологии, которая изучается ею с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. Анализируются работы А.Н. Ждан, посвященные различным аспектам истории психологии и формулированию теоретических принципов ее изучения и развития. 

Показано значение трудов Ждан для развития методологии психологии, отмечается, что это направление исследований характеризует научную школу истории мировой и российской психологии, сформировавшуюся с ее участием.

Бурное развитие психологической науки и социальной практики в начале XXI в. сопровождается ростом интереса специалистов в области человекознания к истории психологии, необходимой для обоснования проводимых ими исследований и разработки психотехнологий. Конструктивно обогащаются традиции изучения истории психологии, зародившиеся еще в дореволюционном российском человекознании (М. Вербжболович, М. Владиславлев, Н. Лосский, М. Троицкий, Г. Челпанов и др.) и развитые в советское время (Б.Г Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, К. Рамуль, В.А. Роменец, М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, М.В. Соколов, Б.М. Теплов, О.М. Тутунджян, Е.В. Шорохова, М.Г Ярошевский и др.). В плеяде современных российских историков психологии (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, В.В. Большакова, Б.С. Братусь, А.А. Деркач, А.В. Карпов, Е.А. Климов, В.А. Кольцова, В. Лейбин, В.А. Мазилов, Т.Д. Марцинковская, О.Г. Носкова, В.И. Олешкевич, И.Н. Семенов, С.Д. Смирнов, Е.Е. Соколова, Е.Б. Старовойтенко, В.В. Умрихин, А.М. Эткинд, А.В. Юревич и др.) Антонина Николаевна Ждан занимает особое место. Она является старейшим авторитетным ученым в этой области гуманитарного знания и автором первого в стране фундаментального университетского учебника по истории психологии, который был успешно апробирован ей самой в процессе обучения студентов психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и сейчас эффективно используется во многих университетах страны.

В 2014 г. психологическая общественность отмечает 80-летний юбилей Антонины Николаевны Ждан - члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора кафедры общей психологии МГУ, члена редколлегии журнала «Методология и история психологии». Она является также «Заслуженным профессором Московского университета», членом совета московского отделения Российского психологического общества и членом редколлегии журнала «Методология и история психологии». Вклад ученой в науку и образование отмечен государственными наградами - медалями «За трудовое отличие» (1976), «Ветеран труда» (1987), «В память 850-летия Москвы» (1997).

Вся более чем полувековая научно-преподавательская деятельность А.Н. Ждан связана с МГУ им М.В. Ломоносова. Она началась на психологическом отделении философского факультета и продолжилась на факультете психологии, начиная со времени его основания (1966) вплоть до сегодняшнего дня.

Становление А.Н. Ждан как психолога происходило под влиянием плодотворных идей культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. С этими идеями она знакомилась не только по изданным впервые (во время Хрущевской оттепели в период ее научной молодости) фундаментальным трудам Л.С. Выготского (1956, 1960), но и по развивающим их докладам и воспоминаниям его непосредственных учеников (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконина), которые профессорствовали в МГУ и работали над дальнейшим творческим развитием культурно-исторического подхода в виде общепсихологической теории предметной деятельности.

Как ученый-исследователь А.Н. Ждан формировалась в научной школе педагогической психологии Петра Яковлевича Гальперина (Семенов, 2012). Под его научным руководством на основе разработанной им концепции ориентировки (как предмета психологии) и реализующего ее метода (поэтапного формирования умственных действий и понятий) молодая ученая защитила в 1968 г. в МГУ кандидатскую диссертацию «Опыт применения психологической теории о типах учения к построению учебного предмета (морфологии русского языка)» (Гальперин, 1966, 1977). Диссертация была посвящена проблеме формирования языкового мышления и развивала психолого-педагогическую концепцию П.Я. Гальперина.

Параллельно с этой работой, Петр Яковлевич привлек А.Н. Ждан к ассистированию своих лекций по истории психологии, которые он читал в 19501970-е гг. вначале на психологическом отделении философского факультета МГУ, позднее на созданном психологическом факультете. В этот период, примерно полвека назад на историко-психологических лекциях П.Я. Гальперина я и познакомился с Антониной Николаевной, которая поразила меня своим вдумчивым интересом к такой непростой и мало разработанной в то время области человекознания, как история психологической мысли в ее взаимодействии с философией и естествознанием.

В первой половине 1960-х гг. в нашей стране еще не было книг и учебников, специально посвященных истории зарубежной психологии, хотя ряд ее направлений критически анализировали в своих трудах Л.С. Выготский (1956, 1960), А.Н. Леонтьев (1959), П.Я. Гальперин (1966, 1967), С.Л. Рубинштейн (1946, 1957, 1959) и его ученики: Л.И. Анцыферова (1974), Е.В. Шорохова (1961), М.Г Ярошевский (1961, 1966). Отметим, что «История психологии» последнего вышла первым изданием лишь в 1966 г, и носила скорее монографический, чем учебный характер.

Несмотря на то, что А.Н. Ждан в этот период - период организации А.Н. Леонтьевым нового факультета психологии в МГУ - вела кропотливую научную, педагогическую и административную работу, она приняла от П.Я. Гальперина нелегкую эстафету по разработке теоретических основ, педагогических методов и дидактических средств преподавания университетского курса по истории психологии. Это вылилось в многолетнее фундированное изучение ею с начала 1970-х гг. эволюции психологического познания и в кропотливую подготовку необходимых учебных планов, университетских программ и цикла пособий по стандартному курсу «История психологии» для студентов психологических факультетов университетов. Таким образом, начав преподавание в МГУ курса «История психологии» вслед за своим учителем П.Я. Гальпериным, А.Н. Ждан органично вписалась в научно-педагогическую деятельность кафедры общей психологии психологического факультета Московского университета (Семенов, 2012), где она успешно работает и доныне.

Начало успешной работе Антонины Николаевны на данной кафедре было положено подготовкой (под руководством П.Я. Гальперина) к изданию первой в послевоенное время современной историко-психологической хрестоматии (1980), создание которой продолжало имевшиеся в отечественной науке антологические традиции издания первоисточников по психологии (Снегирев, 1893; Корнилов, 1927 и др.). Хотя на рубеже 1970-1980-х гг. в стране уже был издан ряд книг по истории русской и зарубежной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, М.В. Соколов, Е.А. Будилова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л.И. Анцыферова, А.А. Смирнов и др.), однако ее объективное и систематическое изучение затруднялось из-за недостатка переводов оригинальных первоисточников. Важность непосредственной работы с ними ученого-профессионала отмечали философы (Кузнецова и др., 1977) и это ясно понимали классики отечественного человекознания Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов. Так, последний еще до революции приложил много усилий для публикации в периодических изданиях «Вопросы философии и психологии» и «Новые идеи в философии» текстов оригинальных психологов, например, основателя Вюрцбургской школы О. Кюльпе (Семенов, 1972, 1973). Поэтому в дальнейшем в первые советские десятилетия создатель культурно-исторической теории Л.С. Выготский (Семенов, 1972) был методологически верен ее историко-научной реализации, что выразилось, в частности, в издании им под своей редакцией ряда оригинальных трудов корифеев психологической мысли (Э. Торндайка, К. Коффки, Ж. Пиаже и др.) с обширными и глубокими предисловиями, которые были потом использованы и обобщены им в фундаментальных трудах «Мышление и речь» (1934) и «Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

Именно от идей последней из указанных работ Л.С. Выготского отталкивался П.Я. Гальперин при создании периодизации истории психологии ХХ в. и при чтении в МГУ как классических, так и современных разделов соответствующего учебного курса. В связи с необходимостью историко-научного обоснования концепции ориентировки, его в истории зарубежной психологии особенно интересовала методологическая критика бихевиоризма (1967) и «пиажизма» (1966). Заочной теоретико-экспериментальной «дискуссии» с Ж. Пиаже были посвящены теоретические статьи П.Я. Гальперина (в том числе с Д.Б. Элькониным, 1969) и исследования его ученицы - известного возрастного психолога Л.Ф. Обуховой (1981). Несмотря на это, при разработке П.Я. Гальпериным с А.Н. Ждан проспекта первой хрестоматии по истории психологии 1910-1960- х гг. в ней были объективно представлены все основные подходы зарубежной психологической мысли. В дальнейшем под их совместной редакцией эта хрестоматия постоянно переиздается (2002 и др.) и пользуется заслуженным вниманием не только студентов, но и ученых-психологов, философов и других гуманитариев, поскольку она является хорошим ориентиром в процессе развития психологического познания в ХХ в.

В своих последующих историко-научных трудах А.Н. Ждан существенно вышла за первоначальные рамки рефлексии перипетий развития психологической мысли периода 1910-1960-х гг., обратившись к анализу всей панорамы истории психологии - от античности до наших дней (1990, 1999, 2005). Причем, ученая (2007, 2007, 2012, 2014 и др.) исследует историю психологии не только зарубежной, но и российской, особое внимание уделяя творчеству ряда отечественных психологов (А.В. Бруш- линский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Челпанов и др.) и развитию психологического познания на психологическом факультете МГУ (1993, 2011).

Важным направлением научной деятельности А.Н. Ждан является также изучение истории психологии в Московском университете им. М.В. Ломоносова. Результаты этой многолетней работы получили воплощение в ряде ее публикаций, в том числе, в книгах, изданных в связи с 250-летним юбилеем МГУ (2006, 2007, 2010 и др.). Так, под редакцией Антонины Николаевны вышли к этой дате энциклопедический словарь о работавших в университете ученых-психологах с множеством ее персонологических статей и позднее - антология, посвященная психологам ХХ века. Позднее ряд статей А.Н. Ждан вошли в фундаментальный энциклопедический словарь «Императорский Московский Университет. 1755-1917» (2010). Во вступительной статье к нему обозначен значительный вклад ученой в создание этого словаря. В таком социокультурном контексте для профессионального образования психологов ею созданы учебные курсы: «История психологии в Московском университете» (читается для студентов психологического факультета МГУ совместно с Б.С. Братусем), а также «Научные психологические школы Московского университета» (для магистратуры различных психологических специализаций).

Подчеркнем, что эта инициатива изучения А.Н. Ждан (2007 и др.) научных школ факультета психологии МГУ была подхвачена в Институте психологии РАН, где А.Л. Журавлев и Д.В. Ушаков (2006, 2011) с сотрудниками обратились к анализу научной школы психологии творчества Я.А. Пономарева, а также на факультете психологии Высшей школы экономики, где И.Н. Семенов (2009, 2012) обобщил достижения научных школ в изучении творчества и рефлексии. В методологическом плане анализ вклада научных школ в развитие человекознания задает новый стратегиально-парадигмальный масштаб изучению истории психологии, что соответствует тенденциям современного науковедения (С.Р. Микулинский, А.П. Огурцов, М.Г. Ярошевский), а также способствует его взаимодействию с эпистемологией (В.А. Лекторский, В.С. Степин, В.С. Швырев) и персонологией (В.А. Петровский, И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко).

Отметим, что ряд лет А.Н. Ждан (2008 и др.) в качестве члена редколлегии публиковала цикл персонологических статей к знаменательным датам по истории психологии в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики», а также по проблематике сознания и его изучения, которые используются специалистами при изучении рефлексии и творчества (Семенов и др., 2011).

Необходимость создания современного учебника по истории психологии остро возникла в 1966 г. в связи с открытием (в преддверии 18-го всемирного психологического конгресса в г. Москве) факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах, деканами-организаторами которых были академики АПН РСФСР А.Н. Леонтьев и Б.Г. Ананьев. Вышедший в это время фундаментальный труд крупнейшего российского историка психологической науки ХХ в. М.Г. Ярошевского «История психологии» (1966) еще долгое время (1974, 1986) служил основным учебным пособием по этой дисциплине. Однако для профессионального образования все же необходим был дидактически разработанный современный учебник, адаптированный для преподавания студентам гуманитарных вузов и, прежде всего, будущим психологам. Эту проблему неоднократно поднимали и обсуждали профессора ПЯ. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, А.А. Смирнов, М.Г. Ярошевский. В связи с этим вспоминаются три показательных эпизода из моей студенческой и аспирантской научной жизни.

Вместе с сокурсниками-студентами МГУ (М.К. Акимова, Т.Ф. Базылевич, Е.М. Борисова, Б.С. Братусь, И.А. Васильев, А.К. Осницкий, С.Д. Смирнов, Е.Т. Соколова, Ю.К. Стрелков и др.) я помогал преподавателям вновь созданного факультета психологии в подготовке к XVIII Психологическому конгрессу, который организовал его Ученый секретарь и куратор нашего курса доцент О.К. Тихомиров под руководством академиков А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Когда мы в рамках его подготовки обсуждали с профессором П.Я. Гальпериным (руководителем моей курсовой работы) ее план, вошли оба академика, которые среди прочего посетовали на то, что, ввиду отсутствия профильного учебника, наши студенты недостаточно ориентируются в истории психологии, особенно зарубежной, в т.ч. ее современного периода.

Пять лет спустя, учась в аспирантуре Института истории естествознания и техники АН СССР, где сектором психологии научного творчества заведовал М.Г. Ярошевский, на одном из его заседаний я был свидетелем того, как А.Н. Леонтьев вновь затронул этот вопрос в присутствии философов, науковедов и психологов Н.Г. Алексеева, А.С. Библера, П.П. Гайденко, Б.М. Кедрова, C.P Микулинского, А.П. Огурцова, Я.А. Пономарева, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. В ответ на это М.Г. Ярошевский заметил, что он постарается дидактически упростить следующее издание своей «Истории психологии». Но не в ущерб научности ее изложения - подчеркнули Б.М. Кедров и А.Н. Леонтьев, с чем естественно согласился и М.Г. Ярошевский. Действительно, ее последующие публикации (1974, 1986, 1976, 1985) были упрощены, но, на мой взгляд, в ущерб полету мысли и цельности стиля его образного выражения, присущим первому изданию (1966).

В это же время в АПН СССР готовился двухтомник по истории психологии: отечественной - А.А. Смирновым, а зарубежной - учениками С.Л. Рубинштейна Л.И. Анцыферовой и М.Г. Ярошевским. Авторские разделы я отворил А.А. Смирнову для согласования. Когда же мне доводилось присутствовать на сопровождавших эту работу дискуссиях, вновь возник вопрос о необходимости создания вузовского учебника по истории психологии, ибо труд М.Г. Ярошевского был слишком философичен для студентов: он носил скорее теоретический, чем требуемый дидактический характер.

Это может объясняться тем, что М.Г. Ярошевский тогда не читал в вузах курса лекций по истории психологии и не мог реально апробировать свою книгу в качестве учебника в конкретной образовательной практике. Он был занят организацией инновационных исследований по науковедению с С.Р. Микулинским (1969) и по психологии научного творчества (1967, 1971) с Н.Г. Алексеевым, Я.А. Пономаревым, Э.Г. Юдиным (Семенов, 2006, 2012).

В таком социокультурном контексте А.Н. Ждан под руководством П.Я. Гальперина (автора оригинального курса лекций по истории психологии в МГУ) и с учетом собственного педагогического опыта чтения этого курса на факультете психологии приступила к подготовке материалов для вузовского учебника по истории психологии, который был издан в 1990 году.

Создание А.Н. Ждан первого отечественного университетского учебника по истории психологии, специально предназначенного для профессионального образования студентов-психолого и написанного с позиций научного направления Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, является несомненной заслугой ученой. Отметим, что до этого сведения по истории психологии (особенно зарубежной) освещались, хотя и исторически объективно, но в основном с концептуальных позиций научной школы С.Л. Рубинштейна как в трудах его самого (1940, 1946, 1957, 1959), так и в работах его учеников (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский).

Важно обратить внимание на объективность науковедческого анализа историко-научного материала в книгах А.Н. Ждан. Она, хотя и учитывает содержание дискуссий (Кольцова, 1994; Семенов, 2013) между адептами деятельностного подхода двух ведущих научных психологических школ - А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна (Абульханова и др., 1998; Соколова, 2005), но все же следует в своих трудах реальным историконаучным фактам и их принципиальной, но объективной теоретической интерпретации. Так, анализируя вклад последователя С.Л. Рубинштейна его ученика А.В. Брушлинского (1967) в анализ творчества Л.С. Выготского (Семенов, 1972), А. Н. Ждан (2013) отмечает, что в его трудах еще не содержится теоретических положений о деятельности, как это порой представляется ряду последователей А.Н. Леонтьева. Как показывает история науки, подобная модернизация нередко встречается при историко-научных обоснованиях обобщенных концепций (и не только в психологии) ввиду их парадигматического и стратегиального характера (Семенов, 2013, С. 21-30).

Продолжая полуторовековые традиции отечественной истории психологии, А.Н. Ждан в своих трудах изучает историю как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом она методологически исходит из того, что: «В анализе зарубежных концепций важно... адекватно воспроизвести их теоретическое содержание, определить их специфические понятия и категории. Их анализ труден, но должен быть произведен, как этого требует конкретно исторический подход к теоретической ситуации в современной психологической науке. Задача состоит в том, чтобы увидеть тенденции в развитии еще не определившихся школ, понять, каково направление их развития» (Ждан, 1984, С.10-11).

Выступая с содержательными историко-психологическими докладами на множестве всероссийских и международных конференций, ученая существенно способствует развитию такой научной области человекознания, как история психологии. Так, ею организована в 1987 г. на психологическом факультете МГУ представительная научно-методическая конференция «Проблемы истории психологии», в работе которой приняли участие 120 исследователей, в том числе, крупные ученые из Москвы и Ленинграда (А.В. Петровский, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский, Е.А. Будилова, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, Л.И. Анцыферова, Н.А. Логинова и др.), а также из Литвы, Эстонии, Грузии, Украины. Эта, по сути, международная научная конференция получила большой резонанс в нашем сообществе психологов. На основе докладов ее участников был издан сборник материалов «Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии» (1988) под редакцией А.Н. Ждан. Сборник содержит уникальные статьи историков психологии: В.А. Роменца и В.М. Ничик (Украина), П. Тульвисте (Эстония), О.М. Тутунджяна (Армения), Ш.А. Надирашвили, И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе (Грузия), Б.В. Зейгарник (Россия) и другие интересные материалы.

Необходимо подчеркнуть, что А.Н. Ждан - одна из немногих специалистов-психологов, которые системно и продуктивно работают практически во всех жанрах историко-научных изысканий: от антологического составления комментированных хрестоматий и энциклопедических словарей (с предметными и биографическими словарными статьями) через аналитико-теоретические обзоры и концептуально-методологические статьи до диссертационно-монографических оригинальных обобщений и учебно-дидактических систематизаций. Все эти труды ориентируют современных психологов различных специализаций в историко-научной эволюции психологического познания - в развитии его подходов, средств, направлений, научных школ и традиций как оснований для постановки исследовательских проблем и проведения поисковых изысканий (от теоретических до экспериментальных и эмпирических) в данных конкретно исторических условиях.

Формирование новой Российской государственности после крушения СССР и господствовавшей в нем коммунистической идеологии остро поставило вопрос о мере использования марксистски-ориентированного в духе той эпохи теоретического наследия наших психологов советского периода отечественной психологии. В связи с этим, обобщая проявившиеся к началу XXI в. тенденции развития современной российской психологической науки, А.Н. Ждан формулирует принципиально важный вывод: «В противовес радикальной позиции ликвидаторского толка, утверждается и становится преобладающей в психологическом сообществе иная тенденция: не отказываться от сложившегося в советской психологии способа научного мышления, получивших в ней развитие концепций и подходов, продолжить разработку ее базовых методологических принципов. Вместе с тем признается необходимым освободиться от идеологически обусловленных упрощений и штампов. Специфической чертой теоретической работы в современной отечественной психологии является ее открытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской психологии» (2006-б, С. 70-71). Эти и другие, разработанные ученой методологические принципы анализа эволюции психологического познания, позволили ей создать фундаментальный учебник «История психологии: от Античности до наших дней», 6-е издание которого было опубликовано в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета имени М.В. Ломоносова (2005). Этот учебник, переиздаваемый и поныне, в 2012 г. Российское психологическое общество наградило Дипломом I степени в номинации «Лучший учебник по психологии».

Опыт теоретического изучения истории психологии и разработка его методологических принципов были обобщены А.Н. Ждан в докторской диссертации на тему «История психологии как становление ее предмета», которую она успешно защитила в 1994 г. В ней предложен оригинальный концептуальный подход к истории развития психологической науки как к процессу становления ее предмета: от возникновения первых философско-научных представлений о психике до современных - с учетом достижений медицины и педагогики, детерминированных логикой развития естествознания и человекознания в зависимости от конкретных социо-культурных условий психологического познания.

Сравнительное сопоставление обширных и глубоких вводных статей теоретического характера к подготовленным А.Н. Ждан хрестоматиям и учебным пособиям по истории психологии, а также множество ее публикаций историко-концептуального характера позволяет заглянуть в ее творческую лабораторию. Методологический анализ этих трудов А.Н. Ждан (1980, 1986, 1994 и др.) и их дальнейшая развертка в целой системе историко-научных работ и учебных пособий (1990, 1999, 2005) рельефно эксплицирует логику развития профессиональной деятельности ученой, которая выражается в постепенной трансформации ее поначалу традиционной позиции как последовательного историка науки в инновационную - осознанную позицию методолога (2012), анализирующего специфику и средства развития психологического познания. Важно подчеркнуть, что аналогичная эволюция характерна для таких корифеев истории психологии ХХ в., как С.Л. Рубинштейн, сменивший библиографическую позицию (1932) на теоретико-методологическую (1959), а также Л.И. Анциферова (1974), А.В. Петровский (1967) и М.Г. Ярошевский (1966), которые тоже перешли от характеристики истории психологии к анализу ее теории и методологии (1974, 1981, 1998).

Подобная трансформация историконаучного анализа эволюции психологии и его эпистемического углубления вплоть до экспликации логики развития психологического познания и его категориально-методологических средств является конструктивным трендом современной российской историко-психологической науки (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Ю.П. Зинченко, В.А. Кольцова,В.А. Мазилов, Т.Д. Марцинковская, Э.В. Сайко, И.Н. Семенов, С.Д. Смирнов, Е.Б. Старовойтенко, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич и др.). В этом конструктивном направлении развиваются историко-научные исследования в МГУ соратников Антонины Николаевны Ждан в изучении истории психологии, ее учеников (Е.Е. Соколова, О.В. Гордеева и др.) и коллег (О.Г. Носкова, В.В. Умрихин и др.). Это свидетельствует о зарождении - прежде всего усилиями А.Н. Ждан - еще одной (наряду со школами М.Г Ярошевского, А.В. Петровского, ВА .Кольцовой) собственно университетской научной школы на факультете психологии МГУ (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, О.В. Гордеева, А.Н. Ждан, Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Е.Е. Соколова, В.В. Умрихин и др.) по изучению истории психологии в современной российской психологической науке рубежа XX-XXI веков.

Публикации А.Н. Ждан на которые ссылается автор:

Ждан А.Н. Вклад А.В. Брушлинского в историко-психологическую науку // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. В 3-х тт. Т. 1. / А.Н. Ждан ; отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.А. Сергиенко. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. - С. 26-29.

Ждан А.Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследования и преподавание // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 2011. - № 1. - С. 3-11.

Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней : учебник для студентов психологических специальностей высших учебных заведений / А.Н. Ждан. - изд. 9-е, испр. и доп. - Москва : Акад. проект : Трикста, 2012. - 587 с. : ил., портр., табл. - (Классический университетский учебник / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).

Ждан А.Н. От античности до наших дней : учеб. для вузов по спец. «Психология» / А.Н. Ждан. - Москва : изд-во МГУ, 1990. - 366,[1] с. : ил.

Ждан А.Н. Календарь памятных психологических дат: 2008 / А.Н. Ждан // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2008. - № 1. -С. 139-147.

Ждан А.НЛ.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии / А.Н. Ждан // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 1.

Ждан А.Н. Методологические и теоретические вопросы психологии / А.Н. Ждан // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 1984. - № 4. - С.3-12.

Ждан А.Н. Методологические уроки С.Л. Рубинштейна / А.Н. Ждан // Методология и история психологии. - 2007. - № 4.

Ждан А.Н. Национальное начало в развитии науки: исследовательские традиции отечественной психологии в сопоставлении с всемирной психологической мыслью // История отечественной и мировой психологической мысли : материалы международной конференции / А.Н. Ждан ; отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М. Ин-т психологии РАН, 2010. - С. 32-37.

Ждан А.Н. Основные направления и тенденции в развитии зарубежной психологии в 30-60-е гг. ХХ в. : вступительная статья // История зарубежной психологии (30-60-е годы XX века). / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - Москва : МГУ, 1986. - С. 3-36.

Ждан А.Н. Основные тенденции развития отечественной психологии постсоветского периода // История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее : материалы Международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова и др. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - С. 69-72.

Ждан А.Н. П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 14-18.

Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (к 80-летию психологического института и 50-летию кафедры общей психологии в Московском университете) // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 1993. - № 4. - С. 80-93.

Ждан А.Н. Проблема объяснения в психологии: исторический аспект / А.Н. Ждан // Методология и история психологии. - 2008. - № 1.

Ждан А.Н. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков / А.Н. Ждан, М.М. Гохлернер. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 256 с. : ил.

Ждан А.Н. Пути и принципы исследования сознания в истории психологии // Методология и история психологии. -2009. - № 1.

Ждан А.Н. Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. - 2006. - № 1.

Ждан А.Н. Состояние и перспективы развития истории отечественной психологии / А.Н. Ждан. О.К. Тихомиров // Вестник Московского университета. - 1987. - № 3.

Ждан А.Н. Становление и пути развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова // Вестник практической психологии образования. - 2006. - № 4.

Ждан А.Н. Челпанов и его программа изучения психологии искусства // Альманах Научного архива Психологического института: юбилейный выпуск к 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Вып. 5. - Москва : ПИ РАО; МГППУ, 2012. - С. 57-60.

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.А. Кольцова и др. ; под ред. А.В. Брушлинского. - Москва, 1997. - 574 с.

Ананьев Б.Г. Очерки по истории русской психологии ХУШ и XIX веков. - Москва : Госполитиздат, 1947.

Андреева Г.М. Прогресс психологии. Критерии и признаки / Г.М. Андреева, А.Н. Ждан, И.Н. Семенов и др. ; под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2009.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / А.Г. Асмолов. - Москва ; Воронеж, 1996. - 768 с.

Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX - начало XX вв.) / В.В. Большакова. - Нижний Новгород, 1994 - 160 с.

Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология / Б.С. Братусь. - Москва, 2000.

Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. Вторая половина XIX - начало XX в. / Е.А. Будилова. -

Москва : АН СССР, 1960 - 338 с.

Вержболович М. Обзор направлений русской психологии / М. Вержболович. Харьков, 1895.

Владиславлев М.И. Современные направления в науке о душе / М.И. Владиславлев. - Санкт-Петербург, 1866.

Выготский Л. Основные течения зарубежной современной психологии / Л. Выготский, С. Геллерштейн, Б. Фингерт, М. Ширвиндт. - Москва, Ленинград, 1930.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Сочинения. Т. 1. - Москва, 1982. - С. 291- 436.

Гальперин П.Я. В какой мере понятие черного ящика применимо в психологии // Теоретические проблемы формирования умственных действий и понятий. - Москва : изд-во МГУ, 1967.

Гальперин П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие / П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин // Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. - Москва : Просвещение, 1967.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. - 1977. - № 4. - С.95- 101.

Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах / Н.Я. Грот. - Санкт-Петербург, 1870-1880.

Деркач А.А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А.А. Деркач, И.Н. Семенов, А.В. Балаева. - Москва : РАГС, 2005. - 196 с.

Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В.П. Зинченко. Е.Б. Моргунов. - Москва : Тривола, 1994. - 304 с.

Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода / Ю.П. Зинченко. - Москва : ТК Велби : Прогресс, 2003. - 144 с.

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований / Ю.П. Зинченко // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 5. - С. 42-49.

Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии : сб. ст. / под ред. А.Н. Ждан - Москва : изд-во МГУ 1988. - 168 с.

Императорский Московский университет, 1755-1917 : энциклопедический словарь / авт. проекта, сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. - Москва : РОССПЭН, 2010. - 894 с. : ил., портр.

История психологии : период открытого кризиса (нач. 10-х - середина 30-х гг. XX в.) : учеб. пособие / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - 2-е изд., доп. - Москва : изд-во МГУ, 1992. - 362 с. : ил.

История психологии. XX век / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - 6-е изд. - Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2005. - 830 с : ил., портр., табл.

Кольцова В.А. История и методология психологии / В.А. Кольцова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2005.

Кузнецова Н.И. Научный текст как источник в историко-научном исследовании / Н.И. Кузнецова, М.А. Розов // Методологические проблемы историко-научных исследований / под ред. И.С.Тимофеева. - Москва : Наука, 1982. - С. 310-319.

Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1986. - С. 109-120.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1984.

Лосский Н. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма / Н. Лосский. - Санкт-Петербург, 1903.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф. Обухова. - Москва : Изд-во МГУ 1981. - 191 с.

Олешкевич В.И. История психотехники / В.И. Олешкевич. - Москва : Академия. 2002. - 304 с.

Петровский А.В. История и теория психологии. В 2-х томах / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ротов-на-Дону : Феникс, 1996 Петровский А.В. История советской психологии : формирование основ психол. науки / А.В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1967. - 367 с., портр.

Пономарев Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии //Проблемы научного творчества в современной психологии / Я.А. Пономарев ; под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва : Наука, 1971. - С. 46-150.

Психологическая хрестоматия / под ред. К.Н. Корнилова. - Москва ; Ленинград, 1927.

Психология в Московском университете, 1755-2005 / науч. ред. А.Н. Ждан. -Москва : Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2007. - 376 с. : ил., портр.

Российская психология : антология / авт.-сост. А.Н. Ждан. - Москва : Академический проект : Альма Матер , 2009. - 1279 с., портр., табл.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва : АН СССР, 1959.

Рубинштейн С.Л. Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1930.

Семенов И.Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии / И.Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 5-6. - С. 112-133.

Семенов И.Н. Обзор научных школ психологического изучения творчества и рефлексии / И.Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - № 4.

Семенов И.Н. Психология научного творчества Я.А.Пономарева во взаимодействии с российскими учеными// Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. / под ред. Д.В.Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. - С. 597-623.

Семенов И.Н. Развитие изучения методологических проблем психологии / И.Н. Семенов //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. -2012. - № 1.

Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования / И.Н. Семенов. - Москва : Наследие ММК, 2013. - 178 с.

Семенов И.Н. Рефлексия проблем периодизации истории психологии и дифференциация этапов ее развития / И.Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 1. - С. 62-76.

Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности - Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 64 с.

Семенов И.Н. Учение П.Я. Гальперина об ориентировке как концептуальная база рефлексивной психологии/И.Н. Семенов // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия 14 «Психология». - 2012. - № 4. - С. 83-92.

Семенов И.Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в культуре Серебряного века // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д.В. Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. - С. 606-624.

Семенов И.Н. Этапы, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой / И.Н. Семенов // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 261-275.

Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР /А.А. Смирнов ; под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1975. - 352 с.

Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в Х1-ХУП вв. / М.В. Соколов. - Москва : АПН РСФСР, 1963.

Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии : учеб. пособие. - 5-е изд. - Москва : Смысл, 2005. - 685 с.

Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Т.2. - Москва : 1985. - С. 191-198.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева : монография /А.Г. Асмолов, ЮД. Бабаева, Н.Б. Березанская и др.; под ред. А.Е. Войскунского и др. - Москва : Смысл, 1999. - 429с. : ил., табл.

Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времени Бэкона и Локка / М.М. Троицкий. - Москва, 1867.

Хрестоматия по истории психологии : период открытого кризиса (нач. 10-х гг. - середина 30-х гг. XX в.) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан; [авт. предисл. А.Н. Ждан]. - Москва : изд-во МГУ, 1980. - 301 с. : ил.

Челпанов Г.И. Объективная психология в России и Америке / Г.И. Челпанов. - Москва, 1925.

Энциклопедия Московского университета. Факультет психологии : биографический словарь / ред-сост. А. Н. Ждан. - Москва : Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2006. - 227 с.

Эткинд А.М. Содом и психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А.М. Эткинд. - Москва, 1996.

Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. - Москва, 2005.

Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - Москва : Мысль , 1966 - 565 с. : ил.

Ярошевский М.Г. История психологии. - 2-е изд., перераб. - Москва : Мысль, 1976 - 463 с.

Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г.Ярошевский. - 3-е изд.. перераб. - Москва : Мысль, 1985. - 575 с.

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии : Теорет. проблемы развития психол. науки / М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., доп. - Москва : Политиздат, 1974. - 447 с.

Ярошевский М.ГПсихология в XX столетии : Теорет. проблемы развития психол. науки / М.Г. Ярошевский. - Москва : Политиздат, 1971. - 368 с.

Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М.Г. Ярошевский, Л.И. Анцыферова ; под ред. А.А. Смирнова. - Москва : Педагогика, 1974. - 303 с.

Для цитирования статьи:

Семенов И.Н.Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан (Материалы к 80-летнему юбилею). // Национальный психологический журнал. 2014. № 4. c.3-12. doi: 10.11621/npj.2014.0401

Скопировано в буфер обмена

Скопировать