Поступила: 14.11.2014
Принята к публикации: 24.11.2014
Страницы: 84-89
DOI: 10.11621/npj.2014.0310
Ключевые слова: самореализация личности; виды самореализации личности; профессиональная самореализация личности
Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности. // Национальный психологический журнал 2014. № 3. c.84-89. doi: 10.11621/npj.2014.0310
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьПсихологические исследования профессиональной составляющей жизненного пути личности обычно посвящены профессиональному выбору и профессиональному становлению человека. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определением ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучение психологических особенностей и закономерности профессиональной самореализации личности.
Цель исследования - раскрыть психологические характеристики профессиональной самореализации личности в периоды взрослости.
Выборка исследования включала 100 человек, возрастные особенности выборки – 25-45 лет (период взрослости), представители различных профессий (учитель, продавец, коммерческий директор, грузчик, психолог, журналист и т.д.). В ходе исследования было установлено, что у его участников преобладает средний уровень профессиональной самореализации у респондентов выборки (63%). Высокий уровень профессиональной самореализации отмечен у 7% респондентов выборки. Низкий и очень низкий уровень профессиональной самореализации характерен для 30% респондентов выборки.
Сравнение результатов у групп с разными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармоничный, адаптивный и инертный/иррациональный), определяет ее основные показатели и позволяют выделить факторы успешной профессиональной самореализации личности – деятельностный и эмоционально-личностный. Отсутствуют значимые различия в содержании профессиональной самореализации у мужчин и женщин. Значимые различия были получены в разных возрастных группах по показателям: личностные барьеры, интернальность и социоцентризм. Также статистический анализ определил, что работники профессиональной сферы «человек-знак» отличаются более выраженными активностью, энергичностью, интернальностью в профессиональной сфере.
В современных условиях глобализации и единого межкультурного пространства качественно новым образом встает проблема развития и реализации человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к профессиональной и личностной компетентности специалиста, вызванные происходящими в обществе изменениями, поэтому проблема самореализации личности, развития и использования ее потенциала является очень актуальной в настоящее время. Самореализация личности может осуществляться по нескольким (взаимосвязанным) направлениям - это профессиональная, личностная, социальная, творческая самореализацией.
В психологических исследованиях профессиональной составляющей личности приоритет обычно отдается профессиональному выбору и профессиональному становлению человека. Однако вопрос последующего построения и реализации профессионального развития до последнего времени оставался вне поля зрения исследователей. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определением ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучать психологические особенности и закономерности профессиональной самореализации личности.
Методологической основой исследования являются современные подходы к изучению саморазвития и самореализации личности, разрабатываемые такими учеными как К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, И.Д. Егорычева, JI.A. Коростылева, Д.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, С.И. Кудинов, И.В. Костакова (Клочко, 1994; Коростылева, 2001; Леонтьев,1997; Фельдштейн, 1996; Кудинов, 2007; Костакова, 2008).
Для определения сущности профессиональной самореализации личности необходимо проанализировать ее содержание и основные характеристики, опираясь на классические и современные подходы к ее изучению.
Термин «самореализация» впервые, как отмечает Л.А. Коростылева, был приведен в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне, при этом, через 55 лет в его переиздании это определение повторяется дословно (Коростылева, 2001). С середины XX века в зарубежной науке вопросы о сущности и сущностных силах человека, об осуществлении им своего человеческого потенциала стали предметом пристального рассмотрения и изучения представителей гуманистической (К. Гольдштейн, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу) и экзистенциальной психологии (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Э. Шостром, Г. Олпорт), которые расценивали стремление к самоактуализации (выступающей в их работах в качестве синонима самореализации) как врожденное и проявляющееся в естественном «разворачивании во времени» заложенных в индивиде потенций.
Особенностями такого подхода к проблеме самореализации, на наш взгляд, является то, что здесь отсутствует стремление к определению точных научных категорий и понятий, а рассмотрение вопроса ограничивается описанием авторского понимания, без раскрытия механизмов, видов, уровней и других составляющих данного понятия.
Несколько иной методологический подход имеет место в современной отечественной науке. Здесь проблема самореализации наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, отдельные ее вопросы рассматривались в социальной психологии, что и определило развитие представлений о самореализации в целом.
Многие ученые указывают, что самореализация личности - проблема не только междисциплинарная, но и межпарадигмальная, в силу того, что в настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности (Коростылева, 2001). А.К. Исаев говорит о самореализации как о социально-индивидуальном процессе осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека (Исаев, 1993). Л.А. Цырева определяет самореализацию как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил (Цырева, 1992). Г.К. Чернявская понимает под самореализацией «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом... , самореализация... продолжается всю. жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов - «пиков» глубоко индивидуального процесса самореализации. » (Чернявская, 1994). Здесь можно провести параллель с вышеобозначенными подходами к проблеме самоактуализации в зарубежной психологии. Суть самореализации (самоактуализации) сводится к являющемуся естественным и обязательным в жизнедеятельности человека проявлению, реализации неких «сущностных сил», задатков, потенциала личности.
В отечественной психологии предпринимались попытки раскрытия детерминант самореализации. В своих работах Э.В. Галажинский и В.Е. Клочко рассматривают самореализацию человека с точки зрения теории психологических систем, в основе которой лежит синергетическая парадигма (Клочко, 1994).
Л.А. Коростылева определяет самореализацию как сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на развитие индивидных и личностных потенциалов. Рассматривая самореализацию личности в профессиональной сфере, она выделяет такие этапы: профессиональное самоопределение, становление в профессии и профессиональный рост. Ею также отмечается особая роль смысложизненных ориентаций в процессе профессиональной самореализации (Коростылева, 2008).
Д.А. Леонтьев связывает проблемы самореализации с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека и возможности их деятельной реализации (Леонтьев, 1997).
В русле целостно-функционального подхода С.И. Кудинов обозначает самореализацию как совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза и выделяет виды самореализации: профессиональная, личностная, и социальная. Профессиональную самореализацию определяет как самовыражение в различных видах деятельности, обеспечивающее высокий уровень профессиональной компетенции (Кудинов, 2007). В исследовании профессиональной самореализации личности мы опираемся на данный системно-функциональный подход и, в связи с этим, компоненты и структуру профессиональной самореализации личности рассматриваем как идентичную общей самореализации личности.
Проанализировав эти авторские подходы, мы можем сделать вывод о том, что в них самореализация в целом и, в частности, профессиональная самореализация рассматривается как деятельность (психологическая категория).
Таким образом, раскрыв содержание и особенности профессиональной самореализации личности, мы можем экспериментально изучить ее особенности.
Цель исследования: раскрыть психологические характеристики профессиональной самореализации личности в период взрослости.
Методы исследования: общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования. Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических, экспериментальных и эмпирических данных. Экспериментальные и эмпирические методы:
психодиагностические тесты и методики в бланковой форме при изучении психологических характеристик профессиональной самореализации личности: «Тест-суждений самореализации личности» С.И. Кудинова;
методы статистического анализа обработки данных с использованием описательной статистики, табличного, графического представления и качественного анализа полученных результатов.
Выборка исследования включала 100 человек в возрасте 25-45 лет - период взрослости (Фельдштейн, 1996). Среди них представители различных профессий (учитель, продавец, коммерческий директор, грузчик, психолог, журналист и т.д.).
Полученные результаты свидетельствуют о преобладании среднего уровня профессиональной самореализации у респондентов выборки (63%). Данный уровень самореализации характеризуется умеренностью в проявлениях профессиональной самореализации, однако при столкновении с трудностями в реализации профессиональной деятельности, при решении кардинально новых профессиональных задач, выбираются стратегии отказа и избегания ответственности за ее выполнение. Профессиональное развитие и достижение профессионального мастерства для таких работников не являются основополагающими целями, главный профессиональный мотив - быть не хуже других. Поэтому, следуя этому стремлению, у респондентов с данным уровнем профессиональной самореализации развитие профессиональных навыков, качеств, профессионального мастерства проявляется периодически.
Высокий уровень проявления профессиональной самореализации отмечен лишь у 7% респондентов. Для данных людей характерны гармоничное развитие, здравый рационализм, знание своих достоинств и недостатков, постоянное стремление к личностному росту, профессиональному совершенству и социальному признанию.
Низкий и очень низкий уровень профессиональной самореализации характерен для 30% респондентов, он связан с пассивностью в саморазвитии, где выполнение профессиональных функций выступает как необходимость, отсутствует стремление быть профессионально компетентным (Рис. 1).
Рисунок 1. Распределение показателей про- фессиональной самореализации личности в % соотношении (n=100)
Рассмотрев средние показатели шкал самореализации, отметим, что наибольшую выраженность имеют шкалы «осмысленность целей-ценностей самореализации», «оптимистичность», «интернальность», «креативность», «конструктивность», при этом важно заметить, что данные шкалы имеют средний и чуть выше среднего уровень выраженности (Рис. 2). Таким образом, самореализация респондентов выборки сопровождается позитивным психоэмоциональным настроем, преобладают положительные стенические эмоции: радость, удовлетворенность процессом и результатами своей деятельности. Хороший самоконтроль и самоорганизация субъектов профессиональной деятельности позволяет им хорошо управлять своим поведением в пространстве профессионального взаимодействия, прогнозировать профессиональные ситуации и их результаты, анализировать свои ошибки, полностью возлагать всю ответственность на себя как за положительный результат, так и за неудачу. Для реализации собственного потенциала, решения профессиональных задач, генерации идей респонденты используют широкий набор средств, неординарные и нестандартные способы и приемы самореализации. У них сформировано ясное понимание профессиональных и жизненных целей, способов их достижения, им присуща гибкость при переключении с одного профессионального вопроса на другой, они хорошо чувствуют обстоятельства и других людей. Вышеперечисленные факты позволяют говорить о результативности процесса профессиональной самореализации.
Рисунок 2.Средние значения респондентов по шкалам самореализации в стэнах (n=100)
Сравнение результатов у групп с разными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармоничный, адаптивный и инертный/иррациональный) определяет ее основные показатели (Рис. 3, Табл.1).
Таблица 1. Сравнительный анализ особенностей самореализации личности
Рисунок 3.Средние значения показателей самореализации по критерию уровня самореализации личности (n=100)
Примечания: C-З - осмысленность целей-ценностей самореализации; Э-Р - активность; А-Р инертность; С-Т - оптимистичность; А-С - пессимистичность; И-Н - интернальность; С-Ц социоцентризм; К-Р - креативность; К-Т - конструктивность; Д-Т - деструктивность; Л-Б - личностные барьеры самореализации).
Значимые различия были получены по шкалам самореализации: конструктивность, осмысленность целей-установок, активность и креативность. Эти переменные условно можно объединить в деятельностный блок факторов успешной профессиональной самореализации. Так, конструктивность работников определяет разную результативность профессиональной самореализации у групп с различиями в профессиональном самовыражении, удовлетворенности от процесса профессиональной деятельности, а также уровня владения и готовности к овладению профессионально-специфическими действиями, способами и приемами профессионального мастерства. У представителей инертной самореализации можно констатировать вероятность ошибок и низкую профессиональную результативность, отсутствие сформированных профессиональных компетенций. Отсюда, как следствие, происходит их разочарование в профессиональной деятельности и в самих себе, стагнация профессионального «Я».
Шкала активности у представителей гармоничной и адаптивной самореализации говорит о таком необходимом условии успешной самореализации, как быть включенными, активными и инициативными в достижении целей, обладать высокими показателями эргичности и хорошим жизненным тонусом.
Второй блок факторов успешной профессиональной самореализации можно определить как эмоционально-личностный, включающий оптимистичность, отсутствие личностных барьеров самореализации и интернальную направленность личности.
Необходимым фактором профессиональной самореализации является позитивный психоэмоциональный настрой, радость и удовлетворение от процесса и результатов собственной деятельности, проявление эмоциональной толерантности к временным профессиональным неудачам и трудностям.
Для достижения успешной профессиональной самореализации необходимы также опора на хороший контроль и самоорганизацию, ответственность в выполнении профессиональных функций, собственный вклад в общее дело. Таким людям не свойственна ориентация на социальное одобрение и жертвование собственными профессиональными и личными интересами в угоду другим. Они склонны к реализации собственного потенциала и активному позиционированию своего профессионального «Я». Данных людей отличает отсутствие глубоких личностных проблем и нарушений, работа над собой, преодоление тревожности, ригидности, неуверенности, непереносимость критики и отсутствие обидчивости.
Также был проведен сравнительный анализ профессиональной самореализации личности респондентов по критериям:
половые, возрастные различия (группы респондентов в возрасте 20-30 лет и 31-45 лет);
тип профессии («человек-человек» и «человек-знак»);
стаж работы (8 лет и менее, более 8 лет работы).
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в показателях как степени, так и содержания профессиональной самореализации отсутствуют значимые различия у мужчин и женщин. Такая тенденция в профессиональной самореализации, на наш взгляд, связана с универсальностью андрогинных особенностей поведения, актуальных для результативности профессиональной деятельности и сочетающих как маскулинные (активность, целеустремленность), так и феминные (гибкость, коммуникабельность) качества.
Значимые различия были получены в разных возрастных группах по показателям: личностные барьеры, интернальность и социоцентризм. Очевидным является факт снижения с возрастом личностных барьеров профессиональной самореализации, что обусловлено профессиональным опытом, развитием карьеры, уверенностью в себе и профессиональными достижениями специалистов. Но, несмотря на накопленный жизненный и профессиональный опыт, люди старшего возраста больше ориентируются на социальное мнение, возрастает их зависимость от социальных стереотипов, ориентация на мнение коллектива. Это может быть связано с нежеланием брать на себя ответственность при решении сложных оперативных профессиональных задач и рисковать собственной профессиональной репутацией и положением. Собственные трудности в деятельности они склонны объяснять внешними факторами (Рис. 4).
Рисунок 4. Средние значения значимых различий по критерию возраста
Значимые различия были зафиксированы также в показателях профессиональной самореализации респондентов разных типов профессий. Работники профессиональной сферы «человек-знак» отличаются более выраженными активностью, энергичностью, интернальностью в профессиональной сфере. Они более упорные, ответственные и целенаправленные, нежели представители профессий типа «человек-человек». Возможно это связано с тем, что при реализации себя в профессиях типа «человек-человек» люди оперируют не абстрактными идеями и знаками, а ориентируются на конкретных людей, взаимоадаптируются в процессе общения, учитывая их особенности и индивидуальность, выстраивают отношения сотрудничества и взаимопонимания (Рис. 5).
Рисунок 5. Средние значения значимых различий по критерию типа профессии
Что касается значимых различий показателей интернальность и социальные барьеры респондентов по показателю стаж работы, можно констатировать рост ответственности и опоры на собственное мнение и силы в профессиональной деятельности у лиц с большим стажем работы. Это можно объяснить опытом профессиональной деятельности и уверенностью в собственной компетентности. Обратная тенденция к снижению показателя социальных барьеров связана с меньшим напряжением и тревогой, обусловленными большим опытом, длительностью поддержания продуктивных профессиональных контактов и профессионального сотрудничества (Рис. 6).
Рисунок 6. Средние значения значимых различий по критерию стажа работы
Исследование актуализировало проблему профессиональной самореализации, которая определяется потребностями современного общества, его направленностью на развитие профессионального и личностного потенциала. Перспективными направлениями научных исследований по данной проблеме могут стать дальнейший научный поиск и обоснование факторов оптимизации профессиональной самореализации специалистов, а также разработка новых методов и технологий развития профессиональной самореализации на основе системно-функционального подхода.
Исаев А.К.Самореализация личности как проблема социальной философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Москва, 1993.
Клочко В.Е.Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск : Издательство Томского университета, - 154 с.
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. ... доктора психологических наук. - Санкт-Петербург, 2001.
Костакова И.В. Развитие общительности как фактор самореализации личности студентов-психологов : дис.... кандидата психологических наук. - Самара, 2008.
Кудинов С.И.Психологическая структура самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Самореализация личности в современных социокультурных условиях : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 24-25 октября. - Тольятти :Тольяттинский гос. ун-т, 2007.
Леонтьев Д.А.Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - Москва, 1997. - С. 156-175.
Фельдштейн Д.И.Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - Москва : МПСИ ; Воронеж : Модек, 1996.
Цырева Л.А.Самореализация как предмет философского исследования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / Л.А. Цырева. -Москва, 1992.
Чернявская Г.К.Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы : автореферат дис. ... доктора философских наук. - Санкт-Петербург, 1994.Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С.Психологическая основа профессиональной самореализации личности. // Национальный психологический журнал. 2014. № 3. c.84-89. doi: 10.11621/npj.2014.0310
Скопировано в буфер обмена
Скопировать