ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Психологическая основа профессиональной самореализации личности

Психологическая основа профессиональной самореализации личности

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.11.2014

Принята к публикации: 24.11.2014

Страницы: 84-89

DOI: 10.11621/npj.2014.0310

Ключевые слова: самореализация личности; виды самореализации личности; профессиональная самореализация личности

Для цитирования статьи:

Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности. // Национальный психологический журнал 2014. № 3. c.84-89. doi: 10.11621/npj.2014.0310

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2014

Костакова И.В. Тольяттинский государственный университет

Белоусова (Григорьева) С.С. Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Психологические исследования профессиональной составляющей жизненного пути личности обычно посвящены профессиональному выбору и профессиональному становлению человека. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определением ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучение психологических особенностей и закономерности профессиональной самореализации личности.

Цель исследования - раскрыть психологические характеристики профессиональной самореализации личности в периоды взрослости.

Выборка исследования включала 100 человек, возрастные особенности выборки – 25-45 лет (период взрослости), представители различных профессий (учитель, продавец, коммерческий директор, грузчик, психолог, журналист и т.д.). В ходе исследования было установлено, что у его участников преобладает средний уровень профессиональной самореализации у респондентов выборки (63%). Высокий уровень профессиональной самореализации отмечен у 7% респондентов выборки. Низкий и очень низкий уровень профессиональной самореализации характерен для 30% респондентов выборки.

Сравнение результатов у групп с разными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармоничный, адаптивный и инертный/иррациональный), определяет ее основные показатели и позволяют выделить факторы успешной профессиональной самореализации личности – деятельностный и эмоционально-личностный. Отсутствуют значимые различия в содержании профессиональной самореализации у мужчин и женщин. Значимые различия были получены в разных возрастных группах по показателям: личностные барьеры, интернальность и социоцентризм. Также статистический анализ определил, что работники профессиональной сферы «человек-знак» отличаются более выраженными активностью, энергичностью, интернальностью в профессиональной сфере.

В современных условиях глобализации и единого межкультурного пространства качественно новым образом встает проблема раз­вития и реализации человеческого потенциала. Предъявляются более высо­кие требования к профессиональной и личностной компетентности специа­листа, вызванные происходящими в об­ществе изменениями, поэтому пробле­ма самореализации личности, развития и использования ее потенциала являет­ся очень актуальной в настоящее время. Самореализация личности может осу­ществляться по нескольким (взаимосвязанным) направлениям - это профес­сиональная, личностная, социальная, творческая самореализацией.

В психологических исследовани­ях профессиональной составляющей личности приоритет обычно отдается профессиональному выбору и профес­сиональному становлению человека. Однако вопрос последующего постро­ения и реализации профессионального развития до последнего времени оста­вался вне поля зрения исследователей. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определе­нием ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучать психо­логические особенности и закономер­ности профессиональной самореализа­ции личности.

Методологической основой иссле­дования являются современные подходы к изучению саморазвития и саморе­ализации личности, разрабатываемые такими учеными как К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, И.Д. Егорычева, JI.A. Коростылева, Д.А. Леон­тьев, Д.И. Фельдштейн, С.И. Кудинов, И.В. Костакова (Клочко, 1994; Коросты­лева, 2001; Леонтьев,1997; Фельдштейн, 1996; Кудинов, 2007; Костакова, 2008).

Для определения сущности профес­сиональной самореализации личности необходимо проанализировать ее со­держание и основные характеристики, опираясь на классические и современ­ные подходы к ее изучению.

Термин «самореализация» впервые, как отмечает Л.А. Коростылева, был при­веден в словаре по философии и психо­логии, изданном в 1902 г. в Лондоне, при этом, через 55 лет в его переиздании это определение повторяется дословно (Коростылева, 2001). С середины XX века в зарубежной науке вопросы о сущности и сущностных силах человека, об осу­ществлении им своего человеческого по­тенциала стали предметом пристального рассмотрения и изучения представителей гуманистической (К. Гольдштейн, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу) и экзистенциальной психологии (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Э. Шостром, Г. Олпорт), которые расценивали стремление к самоактуали­зации (выступающей в их работах в каче­стве синонима самореализации) как вро­жденное и проявляющееся в естественном «разворачивании во времени» заложен­ных в индивиде потенций.

Особенностями такого подхода к про­блеме самореализации, на наш взгляд, является то, что здесь отсутствует стрем­ление к определению точных научных категорий и понятий, а рассмотрение вопроса ограничивается описанием ав­торского понимания, без раскрытия механизмов, видов, уровней и других со­ставляющих данного понятия.

Несколько иной методологический подход имеет место в современной оте­чественной науке. Здесь проблема само­реализации наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, от­дельные ее вопросы рассматривались в социальной психологии, что и опреде­лило развитие представлений о саморе­ализации в целом.

Многие ученые указывают, что са­мореализация личности - проблема не только междисциплинарная, но и межпарадигмальная, в силу того, что в насто­ящее время не существует единой пара­дигмы представления о самореализации личности (Коростылева, 2001). А.К. Исаев говорит о самореализации как о социаль­но-индивидуальном процессе осознан­ного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедея­тельности данного конкретного челове­ка (Исаев, 1993). Л.А. Цырева определяет самореализацию как раскрытие в дея­тельности человека его сущностных сил (Цырева, 1992). Г.К. Чернявская понима­ет под самореализацией «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характе­ра через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом... , саморе­ализация... продолжается всю. жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов - «пиков» глубоко индивидуально­го процесса самореализации. » (Черняв­ская, 1994). Здесь можно провести парал­лель с вышеобозначенными подходами к проблеме самоактуализации в зарубеж­ной психологии. Суть самореализации (самоактуализации) сводится к являю­щемуся естественным и обязательным в жизнедеятельности человека прояв­лению, реализации неких «сущностных сил», задатков, потенциала личности.

В отечественной психологии пред­принимались попытки раскрытия де­терминант самореализации. В своих работах Э.В. Галажинский и В.Е. Клочко рассматривают самореализацию человека с точки зрения теории психологических систем, в основе которой лежит синерге­тическая парадигма (Клочко, 1994).

Л.А. Коростылева определяет саморе­ализацию как сбалансированное и гар­моничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекват­ных усилий, направленных на развитие индивидных и личностных потен­циалов. Рассматривая самореализацию личности в профессиональной сфере, она выделяет такие этапы: профессио­нальное самоопределение, становление в профессии и профессиональный рост. Ею также отмечается особая роль смысложизненных ориентаций в процес­се профессиональной самореализации (Коростылева, 2008).

Д.А. Леонтьев связывает проблемы са­мореализации с вопросами о происхо­ждении, сущности и характере творче­ских сил человека и возможности их деятельной реализации (Леонтьев, 1997).

В русле целостно-функциональ­ного подхода С.И. Кудинов обознача­ет самореализацию как совокупность инструментально-стилевых и мотиваци­онно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению лично­сти в различных сферах жизнедеятель­ности в процессе онтогенеза и выделяет виды самореализации: профессиональ­ная, личностная, и социальная. Профес­сиональную самореализацию опреде­ляет как самовыражение в различных видах деятельности, обеспечивающее высокий уровень профессиональной компетенции (Кудинов, 2007). В исследовании профессиональной самореали­зации личности мы опираемся на дан­ный системно-функциональный подход и, в связи с этим, компоненты и структу­ру профессиональной самореализации личности рассматриваем как идентич­ную общей самореализации личности.

Проанализировав эти авторские под­ходы, мы можем сделать вывод о том, что в них самореализация в целом и, в частности, профессиональная са­мореализация рассматривается как дея­тельность (психологическая категория).

Таким образом, раскрыв содержание и особенности профессиональной самореализации личности, мы можем экспе­риментально изучить ее особенности.

Цель исследования: раскрыть психо­логические характеристики профессио­нальной самореализации личности в пе­риод взрослости.

Методы исследования: общенауч­ные методы теоретического, экспери­ментального и эмпирического исследо­вания. Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобще­ние теоретических, экспериментальных и эмпирических данных. Эксперимен­тальные и эмпирические методы:

  • психодиагностические тесты и мето­дики в бланковой форме при изуче­нии психологических характеристик профессиональной самореализации личности: «Тест-суждений самореали­зации личности» С.И. Кудинова;

  • методы статистического анализа об­работки данных с использованием описательной статистики, таблично­го, графического представления и ка­чественного анализа полученных результатов.

Выборка исследования включала 100 человек в возрасте 25-45 лет - период взрослости (Фельдштейн, 1996). Среди них представители различных профессий (учитель, продавец, коммерческий дирек­тор, грузчик, психолог, журналист и т.д.).

Полученные результаты свидетель­ствуют о преобладании среднего уров­ня профессиональной самореализации у респондентов выборки (63%). Данный уровень самореализации характеризуется умеренностью в проявлениях про­фессиональной самореализации, одна­ко при столкновении с трудностями в реализации профессиональной деятель­ности, при решении кардинально новых профессиональных задач, выбираются стратегии отказа и избегания ответственности за ее выполнение. Профессиональное развитие и достижение профессионального мастерства для таких работников не являются основопола­гающими целями, главный профессиональный мотив - быть не хуже других. Поэтому, следуя этому стремлению, у ре­спондентов с данным уровнем профес­сиональной самореализации развитие профессиональных навыков, качеств, профессионального мастерства прояв­ляется периодически.

Высокий уровень проявления про­фессиональной самореализации отме­чен лишь у 7% респондентов. Для дан­ных людей характерны гармоничное развитие, здравый рационализм, знание своих достоинств и недостатков, посто­янное стремление к личностному росту, профессиональному совершенству и со­циальному признанию.

Низкий и очень низкий уровень про­фессиональной самореализации харак­терен для 30% респондентов, он связан с пассивностью в саморазвитии, где вы­полнение профессиональных функций выступает как необходимость, отсутст­вует стремление быть профессионально компетентным (Рис. 1).

Рисунок 1. Распределение показателей про- фессиональной самореализации личности в % соотношении (n=100)


Рассмотрев средние показатели шкал самореализации, отметим, что наи­большую выраженность имеют шкалы «осмысленность целей-ценностей самореализации», «оптимистичность», «интернальность», «креативность», «кон­структивность», при этом важно заме­тить, что данные шкалы имеют средний и чуть выше среднего уровень выра­женности (Рис. 2). Таким образом, самореализация респондентов выборки сопровождается позитивным психоэмо­циональным настроем, преобладают положительные стенические эмоции: ра­дость, удовлетворенность процессом и результатами своей деятельности. Хоро­ший самоконтроль и самоорганизация субъектов профессиональной деятель­ности позволяет им хорошо управлять своим поведением в пространстве про­фессионального взаимодействия, про­гнозировать профессиональные ситу­ации и их результаты, анализировать свои ошибки, полностью возлагать всю ответственность на себя как за положи­тельный результат, так и за неудачу. Для реализации собственного потенциала, решения профессиональных задач, ге­нерации идей респонденты использу­ют широкий набор средств, неординар­ные и нестандартные способы и приемы самореализации. У них сформировано ясное понимание профессиональных и жизненных целей, способов их достижения, им присуща гибкость при пере­ключении с одного профессионального вопроса на другой, они хорошо чувству­ют обстоятельства и других людей. Вышеперечисленные факты позволяют говорить о результативности процесса профессиональной самореализации.

Рисунок 2.Средние значения респондентов по шкалам самореализации в стэнах (n=100)

Сравнение результатов у групп с раз­ными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармонич­ный, адаптивный и инертный/иррацио­нальный) определяет ее основные пока­затели (Рис. 3, Табл.1).

Таблица 1. Сравнительный анализ особенностей самореализации личности


Рисунок 3.Средние значения показателей самореализации по критерию уровня самореализа­ции личности (n=100)


Примечания: C-З - осмысленность целей-ценностей самореализации; Э-Р - активность; А-Р инертность; С-Т - оптимистичность; А-С - пессимистичность; И-Н - интернальность; С-Ц социоцентризм; К-Р - креативность; К-Т - конструктивность; Д-Т - деструктивность; Л-Б - личностные барьеры самореализации).

Значимые различия были получены по шкалам самореализации: конструк­тивность, осмысленность целей-устано­вок, активность и креативность. Эти пе­ременные условно можно объединить в деятельностный блок факторов успеш­ной профессиональной самореализа­ции. Так, конструктивность работников определяет разную результативность профессиональной самореализации у групп с различиями в профессиональ­ном самовыражении, удовлетворенно­сти от процесса профессиональной де­ятельности, а также уровня владения и готовности к овладению профессио­нально-специфическими действиями, способами и приемами профессиональ­ного мастерства. У представителей инер­тной самореализации можно констатировать вероятность ошибок и низкую профессиональную результативность, отсутствие сформированных профессиональных компетенций. Отсюда, как следствие, происходит их разочарова­ние в профессиональной деятельности и в самих себе, стагнация профессио­нального «Я».

Шкала активности у представителей гармоничной и адаптивной самореа­лизации говорит о таком необходимом условии успешной самореализации, как быть включенными, активными и инициативными в достижении целей, обла­дать высокими показателями эргичности и хорошим жизненным тонусом.

Второй блок факторов успешной профессиональной самореализации можно определить как эмоционально­-личностный, включающий оптимистич­ность, отсутствие личностных барьеров самореализации и интернальную на­правленность личности.

Необходимым фактором профессио­нальной самореализации является пози­тивный психоэмоциональный настрой, радость и удовлетворение от процесса и результатов собственной деятельнос­ти, проявление эмоциональной толе­рантности к временным профессио­нальным неудачам и трудностям.

Для достижения успешной професси­ональной самореализации необходимы также опора на хороший контроль и са­моорганизацию, ответственность в вы­полнении профессиональных функций, собственный вклад в общее дело. Та­ким людям не свойственна ориентация на социальное одобрение и жертвова­ние собственными профессиональными и личными интересами в угоду другим. Они склонны к реализации собственного потенциала и активному позиционирова­нию своего профессионального «Я». Данных людей отличает отсутствие глубоких личностных проблем и нарушений, рабо­та над собой, преодоление тревожности, ригидности, неуверенности, непереносимость критики и отсутствие обидчивости.

Также был проведен сравнительный анализ профессиональной самореали­зации личности респондентов по кри­териям:

  • половые, возрастные различия (груп­пы респондентов в возрасте 20-30 лет и 31-45 лет);

  • тип профессии («человек-человек» и «человек-знак»);

  • стаж работы (8 лет и менее, более 8 лет работы).

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в показателях как степени, так и содержания профессиональной самореализации отсутствуют значимые различия у мужчин и женщин. Такая тенденция в профессиональной самореализации, на наш взгляд, связана с универсальностью андрогинных особенностей поведения, актуаль­ных для результативности профессио­нальной деятельности и сочетающих как маскулинные (активность, целеустремленность), так и феминные (гибкость, коммуникабельность) качества.

Значимые различия были получены в разных возрастных группах по показа­телям: личностные барьеры, интернальность и социоцентризм. Очевидным является факт снижения с возрастом личностных барьеров профессиональной самореализации, что обусловлено про­фессиональным опытом, развитием ка­рьеры, уверенностью в себе и професси­ональными достижениями специалистов. Но, несмотря на накопленный жизнен­ный и профессиональный опыт, люди старшего возраста больше ориентиру­ются на социальное мнение, возрастает их зависимость от социальных стерео­типов, ориентация на мнение коллекти­ва. Это может быть связано с нежеланием брать на себя ответственность при реше­нии сложных оперативных профессиональных задач и рисковать собственной профессиональной репутацией и положением. Собственные трудности в дея­тельности они склонны объяснять внеш­ними факторами (Рис. 4).

Рисунок 4. Средние значения значимых различий по критерию возраста


Значимые различия были зафик­сированы также в показателях про­фессиональной самореализации ре­спондентов разных типов профессий. Работники профессиональной сферы «человек-знак» отличаются более выра­женными активностью, энергичностью, интернальностью в профессиональной сфере. Они более упорные, ответствен­ные и целенаправленные, нежели представители профессий типа «человек-че­ловек». Возможно это связано с тем, что при реализации себя в профессиях типа «человек-человек» люди оперируют не абстрактными идеями и знаками, а ори­ентируются на конкретных людей, взаимоадаптируются в процессе общения, учитывая их особенности и индивидуаль­ность, выстраивают отношения сотруд­ничества и взаимопонимания (Рис. 5).

Рисунок 5. Средние значения значимых различий по критерию типа профессии


Что касается значимых различий пока­зателей интернальность и социальные ба­рьеры респондентов по показателю стаж работы, можно констатировать рост от­ветственности и опоры на собственное мнение и силы в профессиональной дея­тельности у лиц с большим стажем работы. Это можно объяснить опытом профес­сиональной деятельности и уверенностью в собственной компетентности. Обратная тенденция к снижению показателя соци­альных барьеров связана с меньшим на­пряжением и тревогой, обусловленными большим опытом, длительностью поддер­жания продуктивных профессиональных контактов и профессионального сотруд­ничества (Рис. 6).

Рисунок 6. Средние значения значимых различий по критерию стажа работы


Исследование актуализировало про­блему профессиональной самореали­зации, которая определяется потреб­ностями современного общества, его направленностью на развитие профессионального и личностного потенци­ала. Перспективными направлениями научных исследований по данной про­блеме могут стать дальнейший научный поиск и обоснование факторов оптими­зации профессиональной самореализации специалистов, а также разработка новых методов и технологий развития профессиональной самореализации на основе системно-функционального подхода.

Список литературы:

Исаев А.К.Самореализация личности как проблема социальной философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Москва, 1993.

Клочко В.Е.Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск : Издательство Томского университета, - 154 с.

Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. ... доктора психологических наук. - Санкт-Петербург, 2001.

Костакова И.В. Развитие общительности как фактор самореализации личности студентов-психологов : дис.... кандидата психологических наук. - Самара, 2008.

Кудинов С.И.Психологическая структура самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Самореализация личности в современных социокультурных условиях : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 24-25 октября. - Тольятти :Тольяттинский гос. ун-т, 2007.

Леонтьев Д.А.Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - Москва, 1997. - С. 156-175.

Фельдштейн Д.И.Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - Москва : МПСИ ; Воронеж : Модек, 1996.

Цырева Л.А.Самореализация как предмет философского исследования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / Л.А. Цырева. -Москва, 1992.

Чернявская Г.К.Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы : автореферат дис. ... доктора философских наук. - Санкт-Петербург, 1994.
Для цитирования статьи:

Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С.Психологическая основа профессиональной самореализации личности. // Национальный психологический журнал. 2014. № 3. c.84-89. doi: 10.11621/npj.2014.0310

Скопировано в буфер обмена

Скопировать