ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
V Фестиваль науки

V Фестиваль науки

Скачать в формате PDF

Страницы: 6-7

Ключевые слова: наука

Для цитирования статьи:

Решетникова О.В. V Фестиваль науки. // Национальный психологический журнал 2010. № 1. c.6-7.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2010

Решетникова О. В. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

С 8 по 15 октября в Москве под девизом «Прикоснись к науке» прошел V Фестиваль науки.

На центральных площадках Фестиваля: Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова, Первом учебном корпусе Университета и Центральной выставочной площадке – Экспоцентре работали более 80 площадок организацийучастников Фестиваля.

С 8 по 15 октября в Москве под де­визом «Прикоснись к науке» прошел V Фестиваль науки.

На центральных площадках Фести­валя: Интеллектуальном центре — Фун­даментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова, Первом учебном кор­пусе Университета и Центральной вы­ставочной площадке — Экспоцентре ра­ботали более 80 площадок организаций- участников Фестиваля.

В России первый Фестиваль науки прошел в 2006 году по инициативе Мос­ковского государственного университе­та имени М.В. Ломоносова и на его тер­ритории. Этот опыт оказался настолько удачным, что, начиная со следующего, 2007 года, Фестиваль вышел на город­ской уровень.

В этом году собственные научные фестивали прошли в 14 регионах и 25 городах России. Впервые в рамках мос­ковского Фестиваля при поддержке Межгосударственного фонда гумани­тарного сотрудничества стран СНГ про­шел I Фестиваль науки в странах СНГ. В нем приняли участие студенты и аспи­ранты из 20 ведущих вузов стран Содру­жества независимых государств.

Председатель Оргкомитета Фестива­ля науки, ректор МГУ имени М.В. Ломо­носова, академик Виктор Антонович Са­довничий считает, что «Фестиваль науки — это, прежде всего, возможность для ученых рассказать о новых исследовани­ях и разработках, а для всех остальных — прикоснуться к миру науки, получить новые знания. Это еще и праздник — ра­достный, яркий, незабываемый».

В программе V Фестиваля — научно­популярные лекции российских и зару­бежных ученых, демонстрации научных экспериментов и техники, выставки ин­новационных достижений разных об­ластей науки. Чтобы фестиваль был не только познавательным, но и привлека­тельным, организаторы запланировали разнообразные интерактивные меро­приятия, многочисленные конкурсы, концерты.


В.А. Садовничий уверен, что в будущем году Фестиваль станет всероссийским

В рамках Фестиваля прошли экскурсии по музеям и науч­ным лабораториям, дни открытых дверей вузов — участников фестиваля.


Одной из инициатив МГУ стал конкурс «Ученые будуще­го», проведенный совместно с компанией Intel для школьни­ков старших классов. С огромным успехом прошел конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей», на который прислали более сотни работ ребята от 4 до 14 лет.

Программа Фестиваля рассчитана на людей разного воз­раста — от юных посетителей до представителей старшего по­коления. Участникам интересны увлекательные интерактив­ные мероприятия, многочисленные конкурсы, «театр занима­тельной науки», «кафе физических чудес», удивительные оп­тические экспонаты «Зазеркалья» и многое другое.

Стенд факультета психологии в Фундаментальной библио­теке МГУ был одним из наиболее привлекательных, особен­но для молодых людей. На нем были представлены разработ­ки кафедры психофизиологии — компьютерные установки, работу которых каждый желающий мог испробовать на себе.

О том, какие установки представлены на стенде, я попро­сила рассказать Сергея Александровича Исайчева, кандида­та психологических наук, доцента кафедры психофизиологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Интерес к разработкам факультета, по его мнению, свя­зан с тем, что сейчас наблюдается ориентация на приклад­ную, практическую психологию. На стенде демонстрируется несколько новейших компьютерных установок, созданных сотрудниками кафедры психофизиологии совместно с их про­граммными разработчиками.

На одной из них, в условиях виртуальной реальности про­ходит обучение саморегуляции путем отслеживания ритма сер­дечных сокращений. Это очень эффективно, например, при снятии различных фобий у человека: с помощью специальной программы можно научиться справляться со своими эмоциями. После серии занятий у человека может навсегда исчезнуть страх полета, боязнь высоты, замкнутого пространства.

На стенде был представлен и ставший популярным сей­час детектор лжи. Полиграфический опрос активно исполь­зуют силовые структуры и даже серьезные фирмы при прие­ме сотрудников на работу. Чаще всего работодателей интере­сует наличие судимости, склонность к воровству, употребле­нию алкоголя и наркотиков.

У посетителей фестиваля этот прибор вызвал большой интерес: ведь каждому хочется обмануть полиграф. В дейст­вительности, считает С. А. Исайчев, сделать это крайне тяже­ло: все зависит от квалификации полиграфолога. А студенты факультета психологии проходят серьезную подготовку к ра­боте на этом приборе.

Еще одна установка позволяет сочетать возможности по­лиграфа и аппаратного психологического тестирования. При ответе на стандартные тесты, например, MMPI, идет отслежи­вание психофизиологических показателей испытуемого. При этом тестирование происходит не только по вегетативным по­казателям, но и по показателям активности головного мозга. Это позволяет оперативно отслеживать имеющиеся у тестируе­мого блоки проблем.

На стенде была представлена и установка для работы с пси­хосоматическими расстройствами: тревогой, депрессивными состояниями, бессонницей.

Последняя разработка кафедры направлена на компьютер­ную диагностику и коррекцию игровой зависимости. В про­цессе игры у испытуемого регистрируется уровень эмоциональ­ного напряжения, дополнительно ему задаются вопросы по выявлению интернет-зависимости. Программа позволяет определить то, насколько правдиво человек отвечает на задавае­мые ему вопросы.

Сергей Александрович уверен, что по результатам такой работы с вероятностью 98% можно определить склонность че­ловека к игровой зависимости. К сожалению, многие считают этот вид зависимости не столь опасным. Но если учесть, что большинство играющих — дети, то опасения для беспокойства более чем серьезные. Ведь именно игра формирует поведенче­ские и личностные качества ребенка.

Коррекционная работа основана на том, что все психоло­гические механизмы имеют в своей основе биохимические процессы, проходящие на нейронном уровне. Поэтому чело­века можно избавить от зависимости с помощью изменения активации головного мозга.

Длительные тренировки с регуляцией мозговых ритмов восстанавливают первоначальную структуру мозга. Ведь если человек долго играет, то он получает подкрепление в виде эмоционального напряжения, сопровождающегося усиленным синтезом различных веществ, включая адреналин. Постепен­но он к ним привыкает, а значит — становится химически зависимым.

Представленная на стенде установка обучает человека под­держивать ровное и спокойное состояние во время игры, посколь­ку при превышении допустимого уровня игра прекращается.

Мы привыкли к тому, резюмирует С. А. Исайчев, что пси­холог работает с тестами или ограничивается общением с кли­ентом. Но сейчас люди становятся все более прагматичными: им важно видеть показатели своего состояния до и после тре­нинга. А методы современной психодиагностики, представлен­ные на стенде, компьютеризированы, красивы, убедительны.


На стенде факультета психологии: можно ли обмануть детектор лжи?
Для цитирования статьи:

Решетникова О.В.V Фестиваль науки. // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. c.6-7. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать