Страницы: 55-56
Ключевые слова: М. В. Ломоносов; психологический портрет; феномены; психологический феномен; личность
Ильченко А. И., Ильченко В. И. Опыт психологического портрета М.В. Ломоносова. // Национальный психологический журнал 2012. № 1. c.55-56.
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьПредпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.
19 ноября 2011 года вся Россия и Московский государственный университет торжественно отметили 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
О Ломоносове писали и говорили многие выдающиеся люди России и каждый из них находил оттенки нового в его личности, творчестве и мировоззрении. Можно считать, что досконально исследованы и объективно оценены как научные работы Ломоносова в естествознании и гуманитарном знании, так и его литературные произведения.
Однако нет работ, в которых бы жизнь, деятельность и личность Ломоносова специально исследовались психологической наукой. Почему?
Авторы настоящей статьи полагают, что:
во-первых, пока не нашлось ученого-психолога, который был бы профессионально заинтересован в анализе многосторонней, сложной жизни и весьма противоречивой личности Ломоносова;
во-вторых, на потенциальных исследователей оказывают сильное давление общественно усвоенные стереотипы («гений», «первый русский академик», «энциклопедист» и пр.), преодоление которых дается нелегко. П.Л. Капица предпослал своей статье о Ломоносове в качестве эпиграфа слова Зигмунда Фрейда: «Гений и послушание — две вещи несовместимые»;
в-третьих, поскольку Ломоносов не вел дневников и не оставил воспоминаний, исследователям приходится опираться на то, что было сказано о нем его современниками, а это, по большей части, были его недруги.
Наша статья представляет собой краткий обзор некоторых основных идей, так или иначе связанных с исследованиями в рамках психологии жизни и деятельности Ломоносова и Московского университета и попытку связать их в единое целое, опираясь на методологию системного подхода.
Исходной посылкой для авторов служат слова о Ломоносове, сказанные В.В. Розановым и А.С. Пушкиным.
Василий Васильевич Розанов, воспитанник историко-филологического факультета Московского университета и один из крупнейших отечественных философов конца XIX — первой четверти XX века, писал: «В самом деле, в духе Ломоносова и совокупности дел его содержался целый метод, хотя он и не упоминал его, не возводил в теорию и не навязывал как теорию никому».
Отсюда напрашивается подход к дальнейшему исследованию фигуры Ломоносова как целостного психологического феномена нашего общества, масштабы которого существенно меняются по мере удаления от времени, в котором он жил и творил.
Эту феноменальность увидел еще А.С. Пушкин, который писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. Но в сем университете профессор поэзии и элоквенции не что иное, как исправный чиновник, а не поэт...»
Итак, для Пушкина — Ломоносов в университете «исправный чиновник, а не поэт...» (подчеркнем, что Пушкин говорит не о Московском университете конкретно, а об университете вообще как некоей универсальной ценности). Розанов также не говорит о литературных и научных талантах Ломоносова — он их обобщает, подчеркивая, что «в духе... и совокупности дел его содержался целый метод», «теория».
Пушкин писал о Ломоносове спустя почти 70 лет после его смерти. На этот момент Московскому университету тоже почти 80 лет, он уже заявил о себе в полную силу. Однако Пушкин знает Ломоносова, в первую очередь, как знаменитого русского поэта. Тогда о Ломоносове мало кто думал как о ученом-естествоиспытателе, эта сторона его многогранной личности была практически забыта.
Розанов же пишет о Ломоносове спустя уже 70 лет после Пушкина, когда Московский университет подошел к своему 150-летию и имел огромные заслуги перед страной. В.В. Розанов говорит: «Московский университет — центральный в России; Москва собрала, выковала, выучила как-никак Россию».
Однако и Пушкина и Розанова объединяет общая идея о феномене Ломоносова как некоей целостности для российской государственности, общности и ментальности.
Между этими двумя именами — Пушкина и Розанова можно расположить имена других известных авторов, которые мыслят о Ломоносове также, но ставят в центр своего внимания более частные стороны личности Ломоносова, что только обогащает красками и психологическим разнообразием эту давно уже легендарную фигуру. Для упрощения создания психологического портрета Ломоносова разделим этих авторов на две группы: гуманитарии и естественники.
В первой группе выделим такие наиболее авторитетные имена, как: А.Н. Радищев (1749—1802), М.П. Погодин (1800-1875), В.Г. Белинский (18111848), С.М. Соловьев (1820-1879), М.К. Любавский (1860-1936), Г.В. Плеханов (1856-1918), Ю.М. Лотман (19221993).
Во второй это: В.И. Вернадский (1863-1945), С.И. Вавилов (1891-1951), П.Л. Капица (1894-1984), М.В. Келдыш (1911-1978), В.А. Садовничий.
Можно, конечно, значительно расширить этот список, но и названных выше имен достаточно для того, чтобы предпринять попытку найти удовлетворительный ответ на поставленную в статье задачу.
Отметим особо, что группа авторов-гуманитариев - это люди XIX века (исключая Ю.М. Лотмана), а естествоиспытатели - не просто люди XX века, но еще и советские люди.
В работах гуманитариев о Ломоносове преобладает тенденция слияния его образа с высшей властью - императорами, императрицами и вельможами, например, с И.И. Шуваловым. Здесь Ломоносов психологически предстает как человек, принимающий эту власть и служащий ей. И это верно.
В работах естественников о Ломоносове чаще наблюдается слияние его образа с народом, более точно - с русским народом, подчеркивается и особо выделяется его крестьянское происхождение, постоянно цитируются слова Ломоносова, «что может собственных Платонов и чистых разумом Невтонов российская земля рождать», что «нет таких наук, которые бы были непосильны русскому уму». И это, как показало все после-ломоносовское время, тоже справедливо.
Итак, в психологическом отношении портрет Ломоносова может быть охарактеризован как национально-российский феномен, суть которого в олицетворении единства власти и народа, в целостном воплощении известной тирады «самодержавие - православие - народность».
«Феномен, - согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, - это человек или явление, выдающееся, исключительное в каком-нибудь отношении. Феноменальный - выдающийся, небывалый, исключительный (феноменально умен)».
Феномен Ломоносова, как факт, - это слияние власти и народа. Он «материализован» через Московский университет, учрежденный личным указом императрицы Елизаветы Петровны, который по плану Ломоносова-Шувалова был подчинен только Сенату (а это - высшая власть) и имел две гимназии - одну для дворян, а другую для разночинцев (а это - народ). В дальнейшем связь имени Ломоносова с Московским университетом расширяется и укрепляется. В 1803 году университету дается статус Императорского, а в первые годы советской власти - статус государственного. В 1940 г. эта связь приобретает явную форму. По инициативе Ученого совета университета правительство СССР Московскому университету присваивает имя М.В. Ломоносова. И все это время ректор университета - номенклатура высшей власти: в дореволюционное время императора, в советское время - Политбюро ЦК КПСС.
Возникает вопрос - а были ли еще в России люди, личности, которых можно было бы поставить в этом смысле рядом с Ломоносовым? Ответ авторов - нет! Второго человека такого в истории России пока не было.
Для подхода к созданию психологического портрета Ломоносова важно принимать во внимание то обстоятельство, что его феномен открывался и переоткрывался как минимум 3-4 раза, и каждый раз весьма односторонне:
в XVIII веке он был открыт как гуманитарий - поэт, историк, автор «Русской грамматики», «Истории Российского государства» и др.;
в первой половине XIX века как поэт и историк Ломоносов был практически забыт, но был открыт как идеолог российского просвещения, «по чертежам» которого строилась в основном вся система российского образования от низшей ступени (церковно-приходской школы) до университетов;
в конце XIX - начале XX в. Ломоносова вновь открыли, но уже как ученого-естествоиспытателя (для
В.И. Вернадского он - «русский натуралист»), когда его труды, писанные на латыни и немецком языке, были переведены на русский и стали достоянием нашей научной общественности, а затем и зарубежья. Здесь свои проблемы: Ломоносов в научных работах пользуется образным, порой лирическим, а не строго научным языком. И по большей части мысли Ломоносова чаще звучат как научные гипотезы, на доказательстве которых он не останавливается;
в советское время имя Ломоносова приобрело социальное звучание как великого гражданина, борца за все русское и русских.
И каждое из этих последовательных открытий Ломоносова добавляло новые краски в его психологический портрет. Но пока все, что есть - это всего лишь эскизы к портрету.
Авторы убеждены, что проведение в отечественной психологической науке специального исследования феномена Ломоносова - проблема по-прежнему актуальная, что и показало празднование 300-летия со дня его рождения.
Ломоносов. К 300-летию со дня рождения. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 314 с.
Ильченко А. И., Ильченко В. И.Опыт психологического портрета М.В. Ломоносова. // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. c.55-56. doi:
Скопировано в буфер обмена
Скопировать