ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Опыт психологического портрета М.В. Ломоносова

Опыт психологического портрета М.В. Ломоносова

Скачать в формате PDF

Страницы: 55-56

Ключевые слова: М. В. Ломоносов; психологический портрет; феномены; психологический феномен; личность

Для цитирования статьи:

Ильченко А. И., Ильченко В. И. Опыт психологического портрета М.В. Ломоносова. // Национальный психологический журнал 2012. № 1. c.55-56.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2012

Ильченко Анна Игоревна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Ильченко Валентин Иванович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Предпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.

19 ноября 2011 года вся Россия и Московский государственный универ­ситет торжественно отметили 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

О Ломоносове писали и говорили многие выдающиеся люди России и каж­дый из них находил оттенки нового в его личности, творчестве и мировоззрении. Можно считать, что досконально иссле­дованы и объективно оценены как науч­ные работы Ломоносова в естествозна­нии и гуманитарном знании, так и его литературные произведения.

Однако нет работ, в которых бы жизнь, деятельность и личность Ломо­носова специально исследовались психологической наукой. Почему?

Авторы настоящей статьи полагают, что:

  • во-первых, пока не нашлось ученого-психолога, который был бы про­фессионально заинтересован в анализе многосторонней, сложной жиз­ни и весьма противоречивой личности Ломоносова;

  • во-вторых, на потенциальных иссле­дователей оказывают сильное давле­ние общественно усвоенные стереоти­пы («гений», «первый русский акаде­мик», «энциклопедист» и пр.), преодоление которых дается нелегко. П.Л. Капица предпослал своей статье о Ломоносове в качестве эпиграфа сло­ва Зигмунда Фрейда: «Гений и послу­шание — две вещи несовместимые»;

  • в-третьих, поскольку Ломоносов не вел дневников и не оставил воспоми­наний, исследователям приходится опираться на то, что было сказано о нем его современниками, а это, по большей части, были его недруги.

Наша статья представляет собой краткий обзор некоторых основных идей, так или иначе связанных с исследованиями в рамках психологии жизни и деятельности Ломоносова и Московс­кого университета и попытку связать их в единое целое, опираясь на методоло­гию системного подхода.

Исходной посылкой для авторов служат слова о Ломоносове, сказанные В.В. Розановым и А.С. Пушкиным.

Василий Васильевич Розанов, воспи­танник историко-филологического фа­культета Московского университета и один из крупнейших отечественных фи­лософов конца XIX — первой четверти XX века, писал: «В самом деле, в духе Ло­моносова и совокупности дел его содер­жался целый метод, хотя он и не упоми­нал его, не возводил в теорию и не навя­зывал как теорию никому».

Отсюда напрашивается подход к дальнейшему исследованию фигуры Ло­моносова как целостного психологичес­кого феномена нашего общества, масш­табы которого существенно меняются по мере удаления от времени, в котором он жил и творил.

Эту феноменальность увидел еще А.С. Пушкин, который писал: «Ломо­носов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. Но в сем университете профессор поэзии и элок­венции не что иное, как исправный чи­новник, а не поэт...»

Итак, для Пушкина — Ломоносов в университете «исправный чиновник, а не поэт...» (подчеркнем, что Пушкин говорит не о Московском университете конкретно, а об университете вообще как некоей универсальной ценности). Розанов также не говорит о литератур­ных и научных талантах Ломоносова — он их обобщает, подчеркивая, что «в духе... и совокупности дел его содержал­ся целый метод», «теория».

Пушкин писал о Ломоносове спустя почти 70 лет после его смерти. На этот момент Московскому университету тоже почти 80 лет, он уже заявил о себе в пол­ную силу. Однако Пушкин знает Ломоносова, в первую очередь, как знамени­того русского поэта. Тогда о Ломоносове мало кто думал как о ученом-естествоиспытателе, эта сторона его многогран­ной личности была практически забыта.

Розанов же пишет о Ломоносове спустя уже 70 лет после Пушкина, ког­да Московский университет подошел к своему 150-летию и имел огромные зас­луги перед страной. В.В. Розанов гово­рит: «Московский университет — цент­ральный в России; Москва собрала, выковала, выучила как-никак Россию».

Однако и Пушкина и Розанова объе­диняет общая идея о феномене Ломоно­сова как некоей целостности для россий­ской государственности, общности и ментальности.

Между этими двумя именами — Пуш­кина и Розанова можно расположить имена других известных авторов, кото­рые мыслят о Ломоносове также, но ста­вят в центр своего внимания более част­ные стороны личности Ломоносова, что только обогащает красками и психоло­гическим разнообразием эту давно уже легендарную фигуру. Для упрощения со­здания психологического портрета Ло­моносова разделим этих авторов на две группы: гуманитарии и естественники.

В первой группе выделим такие наи­более авторитетные имена, как: А.Н. Ра­дищев (1749—1802), М.П. Погодин (1800-1875), В.Г. Белинский (1811­1848), С.М. Соловьев (1820-1879), М.К. Любавский (1860-1936), Г.В. Пле­ханов (1856-1918), Ю.М. Лотман (1922­1993).

Во второй это: В.И. Вернадский (1863-1945), С.И. Вавилов (1891-1951), П.Л. Капица (1894-1984), М.В. Келдыш (1911-1978), В.А. Садовничий.

Можно, конечно, значительно рас­ширить этот список, но и названных выше имен достаточно для того, чтобы предпринять попытку найти удовлетво­рительный ответ на поставленную в ста­тье задачу.

Отметим особо, что группа авторов-гуманитариев - это люди XIX века (ис­ключая Ю.М. Лотмана), а естествоиспы­татели - не просто люди XX века, но еще и советские люди.

В работах гуманитариев о Ломоносо­ве преобладает тенденция слияния его образа с высшей властью - императора­ми, императрицами и вельможами, на­пример, с И.И. Шуваловым. Здесь Ломо­носов психологически предстает как че­ловек, принимающий эту власть и служащий ей. И это верно.

В работах естественников о Ломоно­сове чаще наблюдается слияние его об­раза с народом, более точно - с русским народом, подчеркивается и особо выде­ляется его крестьянское происхождение, постоянно цитируются слова Ломоносо­ва, «что может собственных Платонов и чистых разумом Невтонов российская земля рождать», что «нет таких наук, ко­торые бы были непосильны русскому уму». И это, как показало все после-ломоносовское время, тоже справедливо.

Итак, в психологическом отношении портрет Ломоносова может быть охарак­теризован как национально-российский феномен, суть которого в олицетворении единства власти и народа, в целостном воплощении известной тирады «само­державие - православие - народность».

«Феномен, - согласно Словарю рус­ского языка С.И. Ожегова, - это человек или явление, выдающееся, исключитель­ное в каком-нибудь отношении. Феноме­нальный - выдающийся, небывалый, исключительный (феноменально умен)».

Феномен Ломоносова, как факт, - это слияние власти и народа. Он «мате­риализован» через Московский университет, учрежденный личным указом императрицы Елизаветы Петровны, который по плану Ломоносова-Шувало­ва был подчинен только Сенату (а это - высшая власть) и имел две гимназии - одну для дворян, а другую для разночин­цев (а это - народ). В дальнейшем связь имени Ломоносова с Московским уни­верситетом расширяется и укрепляется. В 1803 году университету дается статус Императорского, а в первые годы советской власти - статус государственного. В 1940 г. эта связь приобретает явную форму. По инициативе Ученого совета университета правительство СССР Мос­ковскому университету присваивает имя М.В. Ломоносова. И все это время рек­тор университета - номенклатура выс­шей власти: в дореволюционное время императора, в советское время - По­литбюро ЦК КПСС.

Возникает вопрос - а были ли еще в России люди, личности, которых мож­но было бы поставить в этом смысле ря­дом с Ломоносовым? Ответ авторов - нет! Второго человека такого в истории России пока не было.

Для подхода к созданию психологи­ческого портрета Ломоносова важно принимать во внимание то обстоятельство, что его феномен открывался и переоткрывался как минимум 3-4 раза, и каждый раз весьма односторонне:

  • в XVIII веке он был открыт как гума­нитарий - поэт, историк, автор «Рус­ской грамматики», «Истории Российского государства» и др.;

  • в первой половине XIX века как поэт и историк Ломоносов был практи­чески забыт, но был открыт как идеолог российского просвещения, «по чертежам» которого строилась в основном вся система российского об­разования от низшей ступени (цер­ковно-приходской школы) до уни­верситетов;

  • в конце XIX - начале XX в. Ломо­носова вновь открыли, но уже как ученого-естествоиспытателя (для

  • В.И. Вернадского он - «русский на­туралист»), когда его труды, писан­ные на латыни и немецком языке, были переведены на русский и стали достоянием нашей научной общественности, а затем и зарубежья. Здесь свои проблемы: Ломоносов в научных работах пользуется образ­ным, порой лирическим, а не строго научным языком. И по большей час­ти мысли Ломоносова чаще звучат как научные гипотезы, на доказательстве которых он не останавливается;

  • в советское время имя Ломоносова приобрело социальное звучание как великого гражданина, борца за все русское и русских.

И каждое из этих последовательных открытий Ломоносова добавляло новые краски в его психологический портрет. Но пока все, что есть - это всего лишь эскизы к портрету.

Авторы убеждены, что проведение в отечественной психологической науке специального исследования феномена Ломоносова - проблема по-прежнему актуальная, что и показало празднование 300-летия со дня его рождения.

Список литературы:

Ломоносов. К 300-летию со дня рожде­ния. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 314 с.

Для цитирования статьи:

Ильченко А. И., Ильченко В. И.Опыт психологического портрета М.В. Ломоносова. // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. c.55-56. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать