ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности.

Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности.

Скачать в формате PDF

Страницы: 71-74

Ключевые слова: психология спорта; спортивная деятельность; спортивный психолог; психологическая подготовка спортсменов; психологическое обеспечение спорта; спорт высших достижений

Доступно в on-line версии с: 04.02.2014

Для цитирования статьи:

Сафонов В.К. Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности.. // Национальный психологический журнал 2012. № 2. c.71-74.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2012

Сафонов Владимир Константинович Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В качестве системообразующего фактора научного обеспечения спорта определяются психологические основы. Главной причиной функционального и психологического травматизма называется функционирование психики в ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Формулируются задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов: индивидуализация приемов управления спортивной деятельностью; психологический контроль переносимости тренировочных нагрузок и готовности к соревнованию; восстановление психической свежести и функциональной работоспособности; индивидуальное и групповое консультирование; оптимизация социально-психологического климата в спортивном коллективе.

"

С легкой руки Пьера де Кубертена и его сподвижников в XX веке спорт стал социальным явлением. (С особым удовольствием каждый раз повто­ряю, что автором термина «психология спорта» является этот знаменитый пси­хотерапевт и основоположник современ­ного олимпийского движения.) Начиная с олимпиады 1936 года, спорт приобрел политическое значение в масштабе всей планеты. В прошлом веке это особенно ярко наблюдалось в 50-80 годы. Сегодня, в XXI веке, мы становимся свидетелями нового взлета социальной значимости достижений спортсменов. В спорт вкла­дываются огромные финансовые средст­ва, постоянно ведутся научные исследо­вания, все чаще говорится о психологии спорта и спортивных психологах, вновь поднимается вопрос о специализирован­ной подготовке кадров, лицензировании практической деятельности специалистов (с 1982 по 1991 годы научном управ­лением Спорткомитета СССР проводи­лась аттестация психологов для работы в сборных командах страны).

Находясь под впечатлением от уча­стия в работе международного конгрес­са «Медицина спорту - 2011» и V съезда Российского психологического общест­ва, считаю необходимым включиться в обсуждение актуальных вопросов науки и практики психологии спорта.

Научное обеспечение любой дея­тельности представляет собой сово­купность научно обоснованных мероприятий по учету факторов, прямо или косвенно влияющих на деятельность человека. Спорт является объектом ис­следования многих научных дисци­плин. В сферу интересов спортивной педагогики, например, входит рассмо­трение фактов ряда научных дисци­плин, обусловливающих конкретные основы спортивной деятельности - педагогические, физиологические, би­омеханические, экологические, эрго­номические и психологические (Зациорский, 1982; Плахтиенко, Блудов, 1983). Названные основы условно де­лятся на внутренние и внешние по от­ношению к спортсмену. К числу первых относятся биохимические процессы (гомеостаз), физиологические (сома­тические) процессы и биомеханиче­ские процессы, включающие собствен­но выполнение движений. Внешние основы включают экологические (условия внешней среды) и эргономические особенности (экипировка и снаряже­ние спортсмена, особенности спор­тивного сооружения). Педагогические и психологические основы спортив­ной деятельности можно назвать внеш­не-внутренними, поскольку речь идет, с одной стороны, о воздействии трене­ра на спортсмена, а с другой - о том, насколько это воздействие продуктивно, насколько оно воспринимается спортсменом.

Хочется вспомнить слова А.Ц. Пуни, который говорил, что объектом управ­ления и регуляции у спортсмена яв­ляется собственный организм. Между выделяемыми научными основами прослеживается лишь относительная связь. Такое положение вызвано, прежде всего, нечеткостью определения самих основ, их системной организацией (об этом говорилось на симпозиумах конгресса). В большей степени это касается имен­но психологических основ физкуль­турно-спортивного движения. Спорт, безусловно, - объект междисциплинар­ного изучения, но между разными нау­ками должна быть определена функци­ональная взаимосвязь, вскрывающая суть механизмов исследуемого явления. Коль скоро спортивная деятельность представляет собой целостное явление в жизнедеятельности человека, выделя­емые структурные элементы (основы) должны функционально объединять­ся системообразующим фактором, без которого вся структура теряет смысл, свою системность и целостность. Таким фактором могут быть только психологические основы (Ильин, Кисе­лев, Сафонов, 1989). В отличие от всех названных научных основ спортив­ной деятельности только психологиче­ские и педагогические рассматривают человека с позиций субъекта. При этом эффективность педагогики полно­стью зависит от учета психологических факторов.

С 20-30-х годов XX столетия спорт стал объектом психологических иссле­дований. В этой сфере накоплен боль­шой практический опыт. Вместе с тем, необходимо сказать об отсутствии чет­кости не только в использовании пси­хологической терминологии, но и в по­нимании сути психологических основ спортивной деятельности. Так, став­ший модным в последнее время термин «психологическая подготовка» часто рассматривает все многообразие за­дач подготовки спортсменов. Существует достаточное количество публикаций, в которых говориться, что по одному-трем показателям (чаще - психофизи­ологическим) можно делать заключение о готовности спортсмена к старту, о его функциональном и психическом состо­янии. Все это свидетельствует об уровне компетентности тех, кто имеет отноше­ние к подготовке спортсменов. Причинами такой ситуации следует признать недостаточность проработки науч­ных основ психологии применительно к спорту, низкий уровень психологического образования специалистов, заня­тых в подготовке спортсменов.

Современная спортивная деятель­ность (спорт высших достижений, мас­совые формы занятия спортом, детско-юношеский спорт как средство физического развития, как этап спор­тивного совершенствования, рекреаци­онная физкультура) насчитывает немно­гим более ста лет. В современном мире спорт является одним из эффективных средств охраны общественного здоровья, хотя в XXI веке он стал еще и одним из самых выгодных в финансовом отно­шении видов бизнеса. Хотя сегодня пос­тоянно увеличивается интенсивность тренировочных нагрузок, обновляют­ся рекордные достижения, опровер­гая представления о пределах возмож­ностей человека, практика подготовки спортсменов свидетельствует о низкой эффективности учебно-тренировочно­го процесса.

Данные, накопленные в лаборато­рии спортивной психологии факульте­та психологии СПбГУ, демонстрируют, что спортсмены от уровня кандидата в мастера спорта и выше часто нуждают­ся в психокоррекционной работе. Это проблема психологического травматиз­ма в спорте.

Можно констатировать, что в XXI веке, как и 30 лет назад, имеет место пре­небрежительное отношение к психо­логическому обеспечению подготовки спортсменов со стороны спортивных функционеров. Яркий пример тому - последние олимпиады нашего века, когда задача психологии в спорте фор­мулировалась однозначно - настро­ить спортсмена на победу. При этом забывается, что психика осуществляет регуляцию соматики организма. Фун­кциональный травматизм всегда сопря­жен с проявлением неадекватных реак­цией психики на стрессовые ситуации спортивной деятельности. Спортив­ные нагрузки приводят к психологическому перенапряжению и, как следствие, снижению адаптивных (прежде всего мобилизационных) возможно­стей психики. В результате происходит увеличение функциональных затрат на выполнение деятельности, снижение функциональных возможностей спор­тсмена, возрастает вероятность фун­кциональной травмы.

Длительное напряжение психики без психологического восстановления приводит к состоянию психологического пресыщения (потеря интереса, появление раздражения, даже отвращения к выполняемым заданиям), состо­янию психического (эмоционального) выгорания (возникает чувство опусто­шенности, исчерпанности своих воз­можностей), невротическим состоя­ниям (страх выполнения спортивного упражнения, повышенная раздражи­тельность, мнительность). Приведем некоторые результаты психологического обследования легкоатлетов кан­дидатов и членов сборной России (48 заслуженных мастеров спорта (ЗМС), 89 мастеров спорта (МС), 67 кан­дидатов в мастера спорта (КМС) - все­го 204 спортсмена) (Сафонов, Шаболтас, 2004):

  • 63 спортсмена с выраженным то­нусом состояния компенсируемой (контролируемой сознанием) психической напряженности (ситуативное проявление капризности, неустойчи­вости настроения, повышенной раз­дражительности, появления непри­ятных ощущений в мышцах, желудке, голове);

  • 31 спортсмен в состоянии некомпенсируемой психической напря­женности (независимо от ситуации нарастающая и несдерживаемая раз­дражительность, агрессивные формы поведения в отношении близких, эмо­циональная неустойчивость, повы­шенная возбудимость, беспокойство, ожидание неприятностей);

  • 21 спортсмен в состоянии общего де­прессивного настроения (подавлен­ность, угнетенность, заторможен­ность, пассивность, снижение общего тонуса, неверие в свои силы, обидчи­вость, уменьшение или отказ от тре­нировочной работы).

Это результаты 56 % от общего чи­сла обследованных легкоатлетов. При­чина такой малоутешительной ситуации не столько в величине тренировочных нагрузок, и, тем более, не в ущербности психики спортсменов, сколько в игно­рировании их психологических особен­ностей, постоянном мобилизацион­ном напряжении психики, приводящем к психическому истощению и, как след­ствие, к психическим расстройствам, срывам. Во всех перечисленных слу­чаях необходимо внесение изменений в организацию тренировочных и вос­становительных режимов работ, нуж­на организация индивидуальных психоконсультативных мероприятий для спортсменов.

Другой аспект проблемы травматиз­ма - мотивационная сфера спортсмена. По статистике всего 0,004% физически одаренных детей и подростков доходят до уровня мастера спорта международного класса. 70% спортсменов, прекра­тивших занятия спортом на уровне до КМС, основной причиной завершения спортивной карьеры называют потерю интереса к занятиям и осложнение от­ношений с тренером. Кроме этого, все подчеркивают свое негативное отно­шение к спорту высших достижений. Исследования мотивационной сферы спортсменов юношеского возраста по­казывают, что главная причина разви­тия непростых отношений с тренером заключается в расхождении целей дея­тельности тренера и спортсмена. Тре­нера постоянно интересует одно - результат (мотив «достижение успеха»), у спортсменов же наблюдается динамика мотивов. Если на начальных ста­диях тренировок цели совпадают, то спустя 3-4 года начинают расходить­ся. Спортсмен задумывается над тем, как осуществляется тренировочный процесс (социально-познавательный мотив). У него формируется личный смысл (осознание личной значимости) занятия спортом, где ведущими стано­вятся мотивы самоутверждения (Шаболтас, 1998).

Кто же должен под кого подстра­иваться: спортсмен под тренера или тренер под спортсмена? Период спортивного совершенствования - это пе­риод развития, формирования лично­сти спортсмена. При всей значимости высоких спортивных результатов для него, весьма актуальным становит­ся стремление к социальному само­утверждению. Чем старше спортсмен, чем выше он поднялся в спортивной иерархии, тем значимее для него по­требность самоутверждения не толь­ко в спорте, но и в других сферах жизнедеятельности. Непонимание этого тренером, спортивным руководством порождает у спортсмена чувство неу­довлетворенности, провоцирует пси­хическую напряженность, снижает его стремление к самореализации в спор­те. До 90% спортсменов МС и МСМК (мастер спорта международного клас­са) отмечают неудовлетворенность не только своими спортивными до­стижениями, но и самим фактом многолетнего занятия спортом. Затем, по степени значимости соответственно называются: размытость или отсутствие личных перспектив, как в спорте, так и после завершения занятий спортом; неудовлетворительные взаимоотноше­ния в спортивных коллективах. И толь­ко на третьем месте - условия и орга­низация занятий спортом.

Особенно острая проблема, ведущая к психологическому травматизму, - окончание спортивной карьеры. Спор­тсмены отмечают трудности лич­ностной адаптации к новым условиям жизни. Назовем только психологиче­ские факторы: неадекватность оцен­ки себя, своих возможностей в новых условиях; низкий темп профессио­нального становлении по сравнению со сверстниками; чувство одиночества, отсутствие поддержки в решении жиз­ненных проблем и, как уже отмечалось выше, неудовлетворенность своими спортивными достижениями.

Другой негативный аспект спорта - его непопулярность в детском, юноше­ском возрасте, среди молодежи. В обще­стве плохо развита физическая культура как культура тела, культура здорового образа жизни. Проводимые нами опро­сы показывают, что только 20% занима­ющихся в группах здоровья регулярно посещают занятия на протяжении мно­гих лет, остальные занимаются лишь от 3 до 8 месяцев. Причины прекращения занятий: обострение хронических за­болеваний, функциональный травма­тизм, возникновение чувства усталости, потеря интереса. В тоже время, органи­зация психологического обеспечения в группах инвалидов, занимающихся ре­креационной физкультурой, свидетель­ствует об обратном - возникает заинтересованность в занятиях; повышаются функциональные возможности; форми­руется положительная мотивация на за­нятия; появляется желание участвовать в соревнованиях.

Организация психологической служ­бы на всех уровнях занятия спортом - одно из условий предупреждения фун­кционального и психического трав­матизма при подготовке спортсменов. Необходимо отметить, что решение кон­кретных вопросов научного обеспече­ния подготовки спортсменов обязатель­но включает, в большей или меньшей степени, проработку абсолютно всех проблем психологии спорта. Этого тре­бует их системная взаимосвязь, посколь­ку объектом изучения и воздействия в спорте является организм и личность спортсмена. Научно-практический опыт (Сафонов, 1995) позволяет выделить ряд направлений психологического обеспе­чения подготовки спортсменов с учетом современных тенденций профессионализации спорта высших достижений.

Особое место в психологическом обеспечении тренировок занимают ра­боты по психологическому контролю переносимости спортсменом трениро­вочных нагрузок, готовности к сорев­нованию. Зная индивидуальные осо­бенности психического состояния спортсмена и осуществляя диагностику оперативных компонентов его состоя­ния непосредственно перед трениров­кой и даже в ходе нее (это относится к нагрузочным и предсоревновательным циклам), возможно оперативно го­товить заключения: о функциональной работоспособности спортсмена «здесь и сейчас»; о степени соответствия осо­бенностей психофизиологической ре­гуляции (в данный момент) характеру выполняемой тренировочной работы; о проявлениях регуляторных тенденций к максимализации или экономизации трат энергетических ресурсов организ­ма (Сафонов, 1995, 1998).

В совокупности с данными первого на­правления это позволяет вносить изме­нения в характер тренировочной работы, а в ходе тренировки в дозировку нагруз­ки по объему, интенсивности и содержа­нию. Достаточно продолжительный (до одного сезона) опыт работы с конкрет­ным спортсменом позволяет устанавли­вать индивидуальные психологические и психофизиологические корреляты со­ревновательной успешности, определять параметры оптимального психического состояния для тренировочной работы, параметры состояния боевой готовно­сти, предстартовой лихорадки и апатии в соревновательной деятельности. Индивидуализация подготовки спортсмена и контроль переносимости тренировоч­ных нагрузок являются условиями опти­мизации внешних и внутренних факто­ров спортивной деятельности с целью повышения продуктивности трениро­вочной работы.

Немаловажным в подготовке спор­тсмена являются психологические приемы восстановления психической свежести и функциональной работо­способности, настройки на предстоя­щую, особенно соревновательную, дея­тельность. Это комплекс мероприятий, в котором существенную роль играют формализованные и неформализован­ные методы воздействия на психиче­ское состояние спортсмена со стороны тренера и психолога, приемы психи­ческой саморегуляции его состояния. Весьма перспективными являются спо­собы, основанные на глубинном мы­шечном расслаблении, сосредоточении (концентрации) внимания, использовании психотехнических приемов. Опыт обучения спортсменов указанным при­емам показывает определенную избирательность в овладении ими. Это пос­тоянно ставит перед психологом задачу поиска индивидуальных форм ведения такой работы со спортсменами. Важно подчеркнуть, что повышение продуктив­ности использования психологических приемов восстановления функциональ­ной и психической работоспособно­сти предполагает формирование уже у начинающих спортсменов навыков са­моконтроля и психорегуляции своего состояния (воспитание культуры управ­ления своими эмоциями).

Оптимизация социально-психоло­гического климата спортивной дея­тельности. Психологический климат в спортивном коллективе одинаково ва­жен как в командных, так и индивиду­альных видах спорта. Взаимоотношения в коллективе имеют особую значимость в связи со спецификой цели спортив­ной деятельности, подразумевающей максимальную реализацию возможно­стей спортсмена/ов. Взаимоотношения в спортивном коллективе могут быть мобилизующим фактором, а могут ока­заться демобилизующим. Эти вопросы органически включены в спортивную деятельность.

Психологическое консультирова­ние спортсменов. Как уже было отме­чено, практика работы в сфере спор­та высших достижений свидетельствует о наличии достаточно высокого про­цента спортсменов, имеющих устойчи­вые психогенные нарушения, вызванные особенностями спортивной деятель­ности. Часто это обусловлено: влияни­ем чрезмерных тренировочных нагрузок, при которых развивается состояние психического пресыщения; чрезвычай­ной значимостью для спортсмена уча­стия в конкретном соревновании; до­стигнутым результатом - как высоким, так и провальным; неудовлетворенно­стью какой-либо из сфер жизнедеятель­ности - спортивной, учебной, трудовой, семейной и т.д.

Психологическое обеспечение спор­тивной деятельности предполагает учет психологических факторов в многогран­ной подготовке спортсмена. Все направ­ления психологического обеспечения в конечном итоге нацелены на психиче­ское состояние спортсмена. На основе собственного профессионального опыта я сделал заключение: практическая рабо­та психолога начинается с психического состояния спортсмена и заканчивается его психическим состоянием!

Литература:

Зациорский В.М. Основы спортивной психологии. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

Ильин Е.П., Киселев Ю.Я., Сафонов В.К. Психология спорта: Актуальные направления психологической науки. // Л.: изд-во ЛГУ, 1989.

Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. // М.: Физкультура и спорт, 1983.

Сафонов В.К. Актуальные проблемы психологического обеспечения спорта // Актуальные проблемы психологической теории и практики ; под ред. А.А.Крылова. - СПб, 1995.

Сафонов В.К. Диалектическая функция психического состояния: теоретико-методологический аспект // Вестник СПбГУ Сер. 6. - 1998. - Вып.4. - № 27.

Сафонов В.К., Шаболтас А.В. Проблема психологического травматизма в спорте // Материалы науч. конференции «Ананьевские чтения». - СПбГУ, 2004.

Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте // автореферат дисс. канд. псих. наук. - СПбГУ, 1998.
Для цитирования статьи:

Сафонов В.К.Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности.. // Национальный психологический журнал. 2012. № 2. c.71-74. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать