Поступила: 03.05.2024
Принята к публикации: 16.12.2024
Дата публикации в журнале: 12.02.2025
Ключевые слова: профессиональная «Я-концепция»; карьерные ориентации; профессиональная идентичность; ценностные ориентации; курсанты военного вуза; студенты гражданского вуза
Страницы: 65-74
DOI: 10.11621/npj.2025.0106
Доступно в on-line версии с: 12.02.2025
Михно, О.С. (2025). Особенности профессиональной «Я-концепции» курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза, обучающихся по направлению «Психология». Национальный психологический журнал, 20(1) , 65-74. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0106
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. В современном обществе повышается требовательность к профессионализму психологов, что отражается в инновационных тенденциях реформ высшего профессионального образования. В настоящее время в молодежной среде наблюдается сложная и противоречивая динамика. С одной стороны, происходят положительные сдвиги в области формирования профессиональной «Я-концепции» молодых специалистов. С другой стороны, наблюдается возрастание негативных социальных процессов: распространение иждивенческой позиции, потребительского отношения к жизни, раздвоение моральных норм и др. Соответственно, актуальными являются исследования, выявляющие предикторы профессиональной «Я-концепции» у будущих специалистов с целью совершенствования системы их профессиональной подготовки и воспитания.
Цель. Сравнение особенностей профессиональной «Я-концепции» у курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза, обучающихся по направлению «Психология».
Выборка. В исследовании приняли участие 59 студентов гражданского вуза и 50 курсантов военного вуза, обучающихся на третьем и четвертом курсах вуза по направлению «Психология» в возрасте от 20 до 26 лет.
Методы.Исследование проводилось с помощью методик: 1. «Якоря карьеры» Э. Шейна; 2. «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3. Методика изучения статуса профессиональной идентичности А.А. Азбель, адаптированной для студентов и курсантов вуза. Для выявления значимых различий между двумя группами применялся непараметрический критерий U-критерий Манна — Уитни (использовалась статистическая программа SPSS Statistics 26).
Результаты. В ходе эмпирического исследования были выявлены значимые статистические различия между группами по отдельным параметрам профессиональной «Я-концепции»: в выраженности отдельных карьерных ориентаций, в ценностных ориентациях и в статусе профессиональной идентичности.
Выводы. У студентов-психологов и курсантов-психологов особенности профессиональной «Я-концепции» различаются, что объясняется спецификой их обучения: у курсантов-психологов формируются карьерные ориентации и ценности, связанные с управлением, работой в коллективе, высокой активностью, мобильностью; у студентов-психологов карьерные ориентации часто направлены на предпринимательство.
Асмолов, А.Г. (2019). Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. Вестник образования, (3), 65–86.
Абдурасулов, Т.Д. (2011). Я-концепция как фактор профессионального самоопределения — студентов-психологов. Человек и образование, 3(28), 155–160.
Александрова, Ю.Ю., Камнева, Е.В., Полевая, М.В., Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. (2020). Парадоксы профессиональной идентичности у психологов. Организационная психология, 10(3), 225–245.
Барабанщикова, В.В., Кузнецова, А.С. (2022). Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде. Национальный психологический журнал, 4(48), 3–8.
Бернс, Р. (2014). Развитие «Я-концепции» и воспитание: Перевод с английского. Москва: Изд-во «Просвещение».
Благинин, А.А., Синельников, С.Н., Гридин, М.Ю., Сазонов, Ю.В., Жильцова, И.И. (2022). Влияние положительной «Я-концепции» на успешность в летной подготовке курсантов. Вестник Российской Военно-медицинской академии, 24(2), 315–321.
Грецов, А.Г., Азбель, А.А. (2006). Узнай себя. Психологические тесты для подростков. Санкт-Петербург: Изд. дом «Питер».
Джанерьян, С.Т. (2018). Системное исследование профессиональной «Я-концепции». Пятигорск: Изд-во ПГЛ У.
Деркач, А.А. (2004). Акмеологические основы развития профессионала. Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та.
Донцов, А.И., Белокрылова, Г.М. (2019). Профессиональные представления студентов. Вопросы психологии, (2), 42–49.
Дубровина, И.В. (2019). Этапы профессионального самоопределения педагога-психолога в процессе непрерывного образования. В кн.: Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход. Под ред. Л.М. Митиной. (С. 16–19). Москва:Изд-во "Перо".
Зимняя, И.А., Земцова, Е.В. (2018). Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. Высшее образование сегодня, (5), 14–19.
Иоаниди, А.Ф. (2019). Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза. Омск: Омское книжное издательство.
Колесников, М.В. (2022). Формирование военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров вооруженных сил российской федерации: дисс. канд. пед. наук. Челябинск.
Леньков, С.Л., Рубцова, Н.Е., Букинич, А.М. (2023). Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления. Национальный психологический журнал, 2(50), 103–118.
Лисовская, Н.Б., Иконникова, Г.Ю. (2018). Особенности формирования профессиональной «Я-концепции» студентов в период обучения в вузе. Научное мнение, (5), 26–29.
Лысуенко, Л.А. (2013). Способность самоуправления как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов колледжа. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, (5), 55–61.
Михайлова, Т.Н. (2020). «Я-концепция» как фактор самоактуализации и профессионального становления курсантов образовательных организаций МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах, 25(3), 307–314.
Мошкина, Л.Д., Швачко, Е.В., Кочегин, А.Г. (2022). Профессиональное самоопределение студентов профессиональных образовательных организаций: результаты исследования. Инновационное развитие профессионального образования, 1(33), 132–141.
Олпорт, Г. (2012). Становление личности. Избранные труды. Москва: Изд-во «Смысл».
Райгородский, Д.Я. (2001). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Изд-во «БАХ РАХ -М».
Реан, А.А. (2002). Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Изд-во «Прайм-Еврознак».
Рикель, А.М. (2012). Профессиональная я-концепция и организационная культура как факторы успешной карьеры: дисс. канд.психол. наук. Москва.
Солнцева, Г.Н. (2021). Условия и ситуации профессиональной деятельности — типы и перспективы изменений. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 44(2), 74–100.
Степанова, Л.Н. (2021). Психологические особенности развития личности студентов как предиктор их преадаптации к профессиональному будущему. Психология. Психофизиология, 14(2), 55–65.
Утлик, Э.П. (2022). К 125-летию со дня рождения Б.М. Теплова. Б.М. Теплов о практическом мышлении военного профессионала. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, (1), 23–38.
Чернобровкина, С.В. (2015). Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки взрослости.Вестник Омского университета. Серия: Психология, (2), 24–29.
Чикер, В.А. (2004). Психологическая диагностика организации и персонала. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Чудновский, В.Э., Бодалев, А.А., Вайзер, Г.А., Вахромов, Е.Е., Карпова, Н.Л., Суворов, А.В. (2008). Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты). Теоретическая и экспериментальная психология, 1(2), 50–59.
Шнейдер, Л.Б. (2004). Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та.
Шойгу, Ю.С. (2019). Психология экстремальных ситуаций. Санкт-Петербург: Изд-во Питер.
Шувалова, Е.В. (2010). Влияние внутригруппового взаимодействия на развитие профессиональной составляющей «Я-концепции» студентов-психологов: дисс. канд. психол. наук. Тамбов.
Михно, О.С.Особенности профессиональной «Я-концепции» курсантов военного вуза и студентов гражданского вуза, обучающихся по направлению «Психология». // Национальный психологический журнал. 2025. № 1. , 65-74. doi: 10.11621/npj.2025.0106
Скопировано в буфер обмена
Скопировать