Поступила: 08.08.2024
Принята к публикации: 30.10.2024
Дата публикации в журнале: 02.12.2024
Ключевые слова: дошкольный возраст; младший школьный возраст; чувство юмора; ирония; чувство комического; диагностика
Страницы: 40-57
DOI: 10.11621/npj.2024.0403
Доступно в on-line версии с: 02.12.2024
Шатская А.Н., Ощепкова Е.С., Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф., Ковязина М.С. Чувство юмора у дошкольников и младших школьников: обзор диагностического инструментария. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.40-57. doi: 10.11621/npj.2024.0403
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Чувство юмора является одной из наиболее продуктивных копинг-стратегий, позволяющих как взрослым, так и детям эффективно справляться со стрессом, регулировать эмоции, а также налаживать позитивные социальные взаимодействия с окружающими. Изучение адаптивных возможностей развитого чувства юмора, а также его взаимосвязи с различными аспектами психического развития ограничено ввиду различных методологических ограничений существующих методов диагностики чувства юмора и связных с ним конструктов.
Цель. Целью текущей работы является представление результатов обзора основных типов диагностического инструментария для оценки развития чувства юмора у дошкольников и младших школьников 4–10 лет в отечественных и зарубежных исследованиях за последние тридцать лет.
Выборка. В результате поиска литературы было найдено 966 публикаций (626 англоязычных и 340 русскоязычных). После применения критериев отбора исследований в конечный качественный анализ были включены 66 публикаций.
Методы. Диагностические инструменты, использованные в рассмотренных публикациях, были разделены на шесть типов в соответствии с основным содержанием используемого метода диагностики чувства юмора. Приведено описание процедур выделенных типов методик, а также условия применимости каждого из них.
Результаты. Результаты проведенного обзора позволяют разделить весь диагностический инструментарий для оценки чувства юмора дошкольников и младших школьников на методики оценки понимания и создания юмора. Приведены наиболее важные ограничения каждого типа методов, а также даны рекомендации по их использованию. Материалы настоящего обзора могут быть полезны при подборе инструментов диагностики в исследованиях чувства юмора у детей 4–10 лет, а также разработки новых диагностических методов с учетом ограничений имеющихся на сегодняшний день инструментов.
Выводы. Для выбора диагностических инструментов при планировании будущих исследований важно определить, будет ли оцениваться у детей понимание или создание юмора, учитывая комплексную структуру конструкта детского юмора и его возрастные особенности, а также ограничения используемых методов.
Артемьева, Т.В. (2021). Юмор детей: содержание конструкта и методика его оценки. Современное дошкольное образование, 3(105), 46–59.
Веракса, Н.Е., Баянова, Л.Ф., Артемьева, Т.В. (2023). Психология смеха в структурно-диалектическом подходе. Культурно-историческая психология, 19(3), 93–101.
Выготский, Л.С. (1996). История развития высших психических функций. Психологическая наука и образование, 1(2), 5–8.
Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Изд-во «Педагогика».
Домбровская, И.С. (2010). Теоретико-методологическое исследование психологической феноменологии юмора. Теоретическая и экспериментальная психология, 3(4), 31–43.
Захарова, Т.Г. (2017). Психологические особенности восприятия и понимания чувства юмора детьми младшего школьного возраста. Герценовские чтения. Начальное образование, 8(1), 51–56.
Котова, А.А. (2013). Чувство юмора у детей младшего школьного возраста. В кн.: Молодежь и наука. Сб. IХ Всеросс. науч.-технич. конф. студ., аспир. и молод. ученых с междунар. участием. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета.
Лавринец, И.А. (2016). Смеховая культура общества и развитие детского юмора. Символ науки, (3–2), 97–99.
Ощепкова, Е.С., Бухаленкова, Д.А., Якупова, В.А. (2020). Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 3(99), 32–39.
Первичко, Е.И. (2015). Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход часть II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмов регуляции эмоций. Национальный психологический журнал, 1(17), 39–51.
Попова, О.М. (2006). Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития: дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород.
Рокотянская, Л.О. (2018). Основные этапы развития чувства юмора у детей. Политехнический молодежный журнал, 5(22), 3–3.
Романова, А.Л. (2014). Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме. Культурно-историческая психология, 10(4), 47–56.
Фарапонова, Е.С., Квасова, В.В. (2021). Особенности проявления чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста. Научный редактор, 117.
Чеснокова, О.Б., Светова, Г.С. (2016). Понимание иронии детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В кн.: Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сб. Ежегод. междунар. науч.-практич. конф. (12–14 мая 2016 г.) (С. 95–98). Москва: Изд-во Мозаика-Синтез.
Щербакова, О.В., Осорина, М.В. (2009). Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д. Векслера). Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 1(1), 108–115.
Aguert, M., Le Vallois, C., Martel, K., Laval, V. (2018). “That’s really clever!” Ironic hyperbole understanding in children. Journal of Child Language, 45(1), 260–272.
Allen, L., Zigler, E. (1986). Psychological adjustment of seriously ill children. Journal of the American Academy of Child Psychiatry, 25(5), 708–712.
Angeleri, R., Airenti, G. (2014). The development of joke and irony understanding: a study with 3- to 6-year-old children. Canadian Journal of Experimental Psychology/Revue canadienne de psychologie expérimentale, 68(2), 133.
Arslan, D., Sak, U., Atesgoz, N.N. (2021). Are more humorous children more intelligent? A case from Turkish culture. Humor, 34(4), 567–588.
Banasik, N. (2013). Non-literal speech comprehension in preschool children—An example from a study on verbal irony. Psychology of Language and Communication, 17(3), 309–324.
Banasik-Jemielniak, N., Bokus, B. (2019). Children’s comprehension of irony: Studies on Polish-speaking preschoolers. Journal of psycholinguistic research, 48(5), 1217–1240.
Barnett, L.A. (1991). The playful child: Measurement of a disposition to play. Play and Culture, 4(1), 51–74.
Bergen, D. (1989). Characteristics of young children’s expression of humour in home settings as observed by parents. International Journal of Educology, 3(2), 124–135.
Bergen, D. (2009). Gifted children’s humor preferences, sense of humor, and Comprehension of riddles. Humor, 22(4), 419–436.
Bosacki, S.L. (2013). A longitudinal study of children’s theory of mind, self-concept, and perceptions of humor in self and other. Social Behavior and Personality: an international journal, 41(4), 663–673.
Boyle, G.J., Joss-Reid, J.M. (2004). Relationship of humour to health: A psychometric investigation. British Journal of Health Psychology, 9(1), 51–66.
Bressler, E.R., Balshine, S. (2006). The influence of humor on desirability. Evolution and Human Behavior, 27(1), 29–39.
Burnett, D.L. (2015). Exploring the role of conventionality in children’s interpretation of ironic remarks. Journal of child language, 42(6), 1267–1288.
Cameron, E.L., Kennedy, K.M., Cameron, C.A. (2008). “Let me show you a trick!”: a toddler’s use of humor to explore, interpret, and negotiate her familial environment during a day in the life. Journal of Research in Childhood Education, 23(1), 5–18.
Capelli, C.A., Nakagawa, N., Madden, C.M. (1990). How children understand sarcasm: The role of context and intonation. Child Development, 61(6), 1824–1841.
Carson, D.K., Skarpness, L.R., Schultz, N.W., McGhee, P.E. (1986). Temperament and communicative competence as predictors of young children’s humor. Merrill-Palmer Quarterly, 32(4), 415–426.
Cekaite, A., Andrén, M. (2019). Children’s laughter and emotion sharing with peers and adults in preschool. Frontiers in Psychology, (10), 852.
Chang, H.J., Wang, C.Y., Chen, H.C., Chang, K.E. (2014). The analysis of elementary and high school students’ natural and humorous responses patterns in coping with embarrassing situations. Humor, 27(2), 325–347.
Chik, M.P., Leung, C.S., Molloy, G.N. (2005). Development of a Measure of Humour Appreciation. Australian Journal of Educational Developmental Psychology, (5), 26–31.
Christensen, A.P., Silvia, P.J., Nusbaum, E.C., Beaty, R.E. (2018). Clever people: Intelligence and humor production ability. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 12(2), 136.
Clark, H.H., Gerrig, R.J. (1984). On the pretense theory of irony. Journal of Experimental Psychology: General, 113(1), 121–126.
Creusere, M.A. (2000). A developmental test of theoretical perspectives on the understanding of verbal irony: Children’s recognition of allusion and pragmatic insincerity. Metaphor and Symbol, 15(1–2), 29–45.
Dews, S., Winner, E. (1997). Attributing meaning to deliberately false utterances: The case of irony. Advances in Psychology, (122), 377–414.
Dews, S., Kaplan, J., Winner, E. (1995). Why not say it directly? The social functions of irony. Discourse processes, 19(3), 347–367.
Dews, S., Winner, E., Kaplan, J., Rosenblatt, E., Hunt, M., Lim, K., Smarsh, B. (1996). Children’s understanding of the meaning and functions of verbal irony. Child development, 67(6), 3071–3085.
Dowling, J.S. (2014). School-age children talking about humor: Data from focus groups. Humor, 27(1), 121–139.
Dowling, J.S., Fain, J.A. (1999). A multidimensional sense of humor scale for school-aged children: Issues of reliability and validity. Journal of Pediatric Nursing, 14(1), 38–43.
Downs, S.H., Black, N. (1998). The feasibility of creating a checklist for the assessment of the methodological quality both of randomised and non-randomised studies of health care interventions. Journal of epidemiology community health, 52(6), 377–384.
Feingold, A., Mazzella, R. (1993). Preliminary validation of a multidimensional model of wittiness. Journal of Personality, 61(3), 439–456.
Filippova, E., Astington, J.W. (2008). Further development in social reasoning revealed in discourse irony understanding. Child development, 79(1), 126–138.
Fox, C.L., Dean, S., Lyford, K. (2013). Development of a humor styles questionnaire for children. Humor, 26(2), 295–319.
Ger, E., Daum, M.M., Manfredi, M. (2024). Children’s recognition of slapstick humor is linked to their Theory of Mind. Frontiers in Cognition, (3), 1369638.
Glenwright, M.H., Pexman, P.M. (2007). Children’s perceptions of the social functions of verbal irony. Raymond W. Jr. Gibbs and Herbert L. Colston, editors, Irony in Language and Thought: A Cognitive Science Reader, 447–464.
Greengross, G., Miller, G. (2011). Humor ability reveals intelligence, predicts mating success, and is higher in males. Intelligence, 39(4), 188–192.
Halfpenny, C.C., James, L.A. (2020). Humor styles and empathy in junior-school children. Europe’s journal of psychology, 16(1), 148–166.
Hancock, J.T., Dunham, P.J., Purdy, K. (2000). Children’s comprehension of critical and complimentary forms of verbal irony. Journal of Cognition and Development, 1(2), 227–248.
Happé, F.G. (1993). Communicative competence and theory of mind in autism: A test of relevance theory. Cognition, 48(2), 101–119.
Hayashi, H., Ban, Y. (2021). Children’s understanding of unintended irony and unsuccessful irony. European Journal of Developmental Psychology, 18(2), 230–256.
Hoicka, E., Akhtar, N. (2012). Early humour production. British Journal of Developmental Psychology, 30(4), 586–603.
Hoicka, E., Gattis, M. (2008). Do the wrong thing: How toddlers tell a joke from a mistake. Cognitive Development, 23(1), 180–190.
James, L., Fox, C. (2016). The development of a humor styles questionnaire for younger children. Humor, 29(4), 555–582.
Keenan, T.R., Quigley, K. (1999). Do young children use echoic information in their comprehension of sarcastic speech? A test of echoic mention theory. British Journal of Developmental Psychology, 17(1), 83–96.
Köder, F., Falkum, I.L. (2021). Irony and perspective-taking in children: The roles of norm violations and tone of voice. Frontiers in Psychology, (12), 624604.
Kozbelt, A., Nishioka, K. (2010). Humor comprehension, humor production, and insight: An exploratory study. Humor, 23(3), 375–401.
Kruger, G. (2016). Executive Functions and Humor Styles: A Canonical Correlation Analysis. 24th Biennial Meeting of The International Society For The Study of Behavioural Development. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.33847.16806
Laval, V., Bert-Erboul, A. (2005). French-speaking children’s understanding of sarcasm: the role of intonation and context. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 48(3), 610–20.
Loizou, E. (2005). Infant humor: The theory of the absurd and the empowerment theory. International Journal of Early Years Education, 13(1), 43–53.
Loizou, E., Kyriakou, M. (2016). Young children’s appreciation and production of verbal and visual humor. Humor, 29(1), 99–124.Martin, R.A. (2004). Sense of humor and physical health: Theoretical issues, recent findings, and future directions. Humor, 17(1–2), 1–19.
Martin, R.A., Lefcourt, H.M. (1983). Sense of humor as a moderator of the relation between stressors and moods. Journal of personality and social psychology, 45(6), 1313–1324.
Martin, R.A., Puhlik-Doris, P., Larsen, G., Gray, J., Weir, K. (2003). Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire. Journal of research in personality, 37(1), 48–75.
McGhee, P.E. (1983). Humor Development: Toward a Life Span Approach. In: P.E. McGhee, J.H. Goldstein, (eds.). Handbook of Humor Research. (pp. 109–134). New York: Springer Publ.
Neely, M.N., Walter, E., Black, J.M., Reiss, A.L. (2012). Neural correlates of humor detection and appreciation in children. Journal of Neuroscience, 32(5), 1784–1790.
Nunberg, G. (2001). The Way We Talk Now: Commentaries on Language and Culture from NPR’s “Fresh Air”. Boston: Houghton Mifflin Harcourt Publ.
Nusbaum, E.C., Silvia, P.J., Beaty, R.E. (2017). Ha ha? Assessing individual differences in humor production ability. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 11(2), 231–241.
Paine, A.L., Hashmi, S., Howe, N., Johnson, N., Scott, M., Hay, D.F. (2022). “A pirate goes nee-nor-nee-nor!” humor with siblings in middle childhood: A window to social understanding? Developmental Psychology, 58(10), 1986–1998.
Paine, A.L., Howe, N., Gilmore, V., Karajian, G., DeHart, G. (2021). “Goosebump man. That’s funny!”: Humor with siblings and friends from early to middle childhood. Journal of Applied Developmental Psychology, (77), 101321.
Paine, A.L., Karajian, G., Hashmi, S., Persram, R.J., Howe, N. (2021). “Where’s your bum brain?” Humor, social understanding, and sibling relationship quality in early childhood. Social Development, 30(2), 592–611.
Pexman, P.M., Glenwright, M. (2007). How do typically developing children grasp the meaning of verbal irony? Journal of Neurolinguistics, 20(2), 178–196.
Pexman, P.M., Zdrazilova, L., McConnachie, D., Deater-Deckard, K., Petrill, S.A. (2009). “That was smooth, Mom”: Children’s production of verbal and gestural irony. Metaphor and Symbol, 24(4), 237–248.
Purser, H.R., Van Herwegen, J., Thomas, M.S. (2020). The development of children’s comprehension and appreciation of riddles. Journal of Experimental Child Psychology, (189), 104709.
Rebok, G., Riley, A., Forrest, C., Starfield, B., Green, B., Robertson, J., Tambor, E. (2001). Elementary school-aged children’s reports of their health: a cognitive interviewing study. Quality of Life Research, (10), 59–70.
Recchia, H.E., Howe, N., Ross, H.S., Alexander, S. (2010). Children’s understanding and production of verbal irony in family conversations. British Journal of Developmental Psychology, 28(2), 255–274.
Reddy, V. (2008). How infants know minds. Cambridge: Harvard University Press.
Rothermich, K., Caivano, O., Knoll, L.J., Talwar, V. (2020). Do they really mean it? Children’s inference of speaker intentions and the role of age and gender. Language and Speech, 63(4), 689–712.
Ruch, W. (1996). Measurement approaches to the sense of humor: Introduction and overview. Humor, 9(3-4), 239–250.
Seligman, M.E.P. Csikszentmihalyi, M. (Eds.) (2000). Happiness, excellence, and optimal human functioning (Special issue). American Psychologist, (55), 5–183.
Semrud-Clikeman, M., Glass, K. (2010). The relation of humor and child development: Social, adaptive, and emotional aspects. Journal of child neurology, 25(10), 1248–1260.
Stanley, J.T., Lohani, M., Isaacowitz, D.M. (2014). Age-related differences in judgments of inappropriate behavior are related to humor style preferences. Psychology and aging, 29(3), 528–541.
Stuber, M., Hilber, S.D., Mintzer, L.L., Castaneda, M., Glover, D., Zeltzer, L. (2009). Laughter, humor and pain perception in children: A pilot study. Evidence‐Based Complementary and Alternative Medicine, 6(2), 271–276.
Sullivan, K., Winner, E., Hopfield, N. (1995). How children tell a lie from a joke: The role of second‐order mental state attributions. British journal of developmental psychology, 13(2), 191–204.
Thorson, J.A., Powell, F.C. (1993). Development and validation of a multidimensional sense of humor scale. Journal of clinical psychology, 49(1), 13–23.
Vrticka, P., Black, J. M., Neely, M., Shelly, E.W., Reiss, A.L. (2013). Humor processing in children: Influence of temperament, age and IQ. Neuropsychologia, 51(13), 2799–2811.
Wilson, D., Sperber, D. (1992). On verbal irony. Lingua, 87(1), 53–76.
Winner, E., Leekam, S. (1991). Distinguishing irony from deception: Understanding the speaker’s second‐order intention. British journal of developmental psychology, 9(2), 257–270.
Yıldırım, O.G., Karaca, N., Şenol, F.B. (2024). Examining the Relationship between Humor Styles and Self-Perceptions in Turkish Children: A Validation of the HSQ-Y. International Electronic Journal of Elementary Education, 16(3), 311–324.
Yılmaz, B., Erden, F.T. (2022). Exploring humour within the early childhood period from children’s and teachers’ perspectives. Journal of Childhood, Education and Society, 3(2), 151–167.
Zajączkowska, M., Abbot-Smith, K. (2020). “Sure I’ll help—I’ve just been sitting around doing nothing at school all day”: Cognitive flexibility and child irony interpretation. Journal of Experimental Child Psychology, (199), 104942.
Шатская А.Н., Ощепкова Е.С., Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф., Ковязина М.С.Чувство юмора у дошкольников и младших школьников: обзор диагностического инструментария. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.40-57. doi: 10.11621/npj.2024.0403
Скопировано в буфер обмена
Скопировать