Поступила: 20.05.2024
Принята к публикации: 29.07.2024
Дата публикации в журнале: 06.09.2024
Ключевые слова: практическая социальная психология; консультирование; коучинг; психологическое консультирование; социально-психологическое консультирование; социально-психологический коучинг
Страницы: 91-103
DOI: 10.11621/npj.2024.0307
Доступно в on-line версии с: 06.09.2024
Зубова Ю.К., Иванов М.А. Психологическое консультирование и коучинг как виды социально-психологической помощи. // Национальный психологический журнал 2024. № 3. c.91-103. doi: 10.11621/npj.2024.0307
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. В последние десятилетия в стране бурно развивается практическая психология. На рынке предлагают самые разнообразные психологические услуги, при этом особенно актуальной становится проблема психологической безопасности, различения научно обоснованных практик от пагубного влияния. Данная статья посвящена научному обоснованию консультирования и коучинга как видов социально-психологической помощи.
Цель.Проанализировать и соотнести теоретические основы и практику психологического консультирования и коучинга. Изучить истоки этих направлений практики и выявить предмет, цели и особенности технологий социально-психологического консультирования и социально-психологического коучинга.
Результаты. Социально-психологическое консультирование и коучинг определяются как профессиональная деятельность, направленная на помощь клиенту в решении его личностных, межличностных, групповых и организационных проблем с опорой на его личностные и социальные ресурсы. Целью социально-психологического консультирования является повышение эффективности взаимодействия клиента с собой, со своим окружением и организациями. Целью социально-психологического коучинга является создание эффективных способов разрешения субъективно значимых ситуаций социального взаимодействия, которые ведут к позитивным изменениям в жизни клиента и в нем самом. Социально-психологического консультирование и коучинг позволяют помочь клиенту за счет развития его социально-психологической компетентности.
Выводы. Социально-психологическое консультирование и социально-психологический коучинг имеют свой предмет, теоретическую и методологическую базу и представляют собой виды психологической практики. Развиваясь и заимствуя методы и сферы применения друг у друга, консультирование и коучинг все более сближаются, иногда до полного размывания различий. На рынке психологических услуг консультирование и коучинг существуют как отдельные профессии и для клиентов выступают как разные услуги.
Алешина, Ю.Е. (1999). Консультативная беседа. В кн.: Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. (С. 230–247). Москва: Изд-во «Смысл».
Андреева, Г.М. (2024). Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. (2009). Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Антонова, Н.В. (2024). Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для вузов. Под ред.Н.В. Антоновой, Н.Л. Ивановой. Москва: Изд-во «Юрайт».
Антонова, Н.В., Казинцева, Л.В., Сизова, Н.А. (2023). Коучинг в бизнесе: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Юрайт».
Антонова, Н.В., Наумцева, Е.А. (2022). Проблема эффективности коучинга: исследования в рамках психологии коучинга (coaching psychology). Современная зарубежная психология, 11(1), 94–103. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110109
Архангельская, В.В. (2010). Консультативная психология: на пути к научной специальности. Консультативная психология и психотерапия, 18(1), 158–179.
Базаров, Т.Ю., Шевченко, Ю.С. (2010). Кооперативные стратегии поведения в конкурентной среде. Национальный психологический журнал, (1), 80–85.
Бек, А., Фримен, А. (2002). Когнитивная психотерапия расстройств личности. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Белинская, Е.П. (2023). Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, (4), 16–31. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2023-4-16-31
Белинская, Е.П. (2018). Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(1), 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu16.2018.101
Бернс, Р. (1986). Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Изд-во «Прогресс».
Бохан Т.Г., Стоянова, И.Я., Ульянич, А.Л., Шабаловская, М.В., Скавинская, Е.Н., Кузин, А.Ю., Терехина, О.В., Боженкова, К.А. (2017). Психологическое консультирование: учебно-методическое. Ч. 1: Методологические и методические основы психологического консультирования. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета.
Быков, А.К. (2005). Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. Москва: Изд-во «Творческий Центр Сфера».
Варга, А.Я. (2001). Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Вачков, И.В. (2007). Психология тренинговой работы. Москва: Изд-во «Эксмо».
Глэддинг, С. (2002). Психологическое консультирование. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Гринберг, Л.Е., Сор, Д.А., Табак, Д.Е. (2007). Введение в работы Биона. Москва: Изд-во «Когито-Центр».
Евченко, Н.А. (2012). Подходы к определению понятия «внутренний диалог» в психологической литературе. Вестник Самарского государственного университета, 2(1), 156–159.
Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Соловьева, О.В. (ред.). (1999). Введение в практическую социальную психологию. 3-е изд. Москва: Изд-во «Смысл».
Жуков, Ю.М. (2004). Методы практической социальной психологии. Диагностика, консультирование, тренинг: учебное пособие. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Жуков, Ю.М. (2015). Научная теория и наукоемкая практика. Организационная психология, 5(4), 29–38.
Журавлев, А.Л. (2022). Психология совместной деятельности. Москва: Изд-во «Литрес».
Журавлев, А.Л., Ушаков, Д.В. (2012). Теоретико-экспериментальная и практическая психологии: две разные парадигмы? В кн.: Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. Под ред. А.В. Юревича, Т.В. Корниловой, А.Л. Журавлева. (С. 158–177). Москва: Изд-во Института психологии РАН.
Иванов, М.А. (2006). Социально-психологическое консультирование. В кн.: Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой. (С. 449–478). Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Клаттербак, Д. (2008). Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. Мо- сква: Изд-во «Эксмо».
Ковпак, Д.В., Ежиков, А.Ю. (2021). Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии. Сб. науч. ст. 7-го Междунар. съезда Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM (21 мая, 2021 г.). (С. 117–148). Санкт-Петербург: Изд-во «СИНЭЛ».
Кочюнас, Р. (2022). Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Академический Проект».
Кузовкин, В.В. (2012). Психотехнический подход: история становления, тенденции развития, критическое осмысление (к 20-летию выхода в печать статьи Ф.Е. Василюка «От психологической практики к психотехнической теории»). Психология и психотехника, (12), 79–89.
Лапыгин, Ю.Н. (2004). Основы управленческого консультирования. 3-е изд. Москва: Изд-во «КноРус».
Левин, К. (2023). Теория поля в социальных науках. Москва: Изд-во «Академический проект».
Мазилов, В.А. (2015). Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы. Психологический журнал, 36(3), 81–90.
Маслоу, А. (2019). Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Мертон, Р.К. (2016). Продолжение анализа теории референтных групп и социальной структуры. В кн.: Референтная группа и социальная структура. Под ред. С.А. Белановского. (С. 106–256). Москва: Изд-во Института молодежи.
Петровская, Л.А. (2007). Общение-компетентность-тренинг: избранные труды. Под ред. О.В. Соловьева. Москва: Изд-во «Смысл».
Петровская, Л.А. (1982). Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Роджерс, К. (2016). Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы к психологической практике. Москва: Изд-во «ИОИ».
Селигман, М. (2006). Новая позитивная психология. Москва: Изд-во «София».
Серкин, В.П. (2006). Пять определений понятия и схема функционирования образа мира. Вестник Московского универ- ситета. Серия 14. Психология, (1), 11–19.
Соснина, Т.В. (2013). История возникновения и развития консалтинга. Управление образованием: теория и практика, 2(10), 129–143.
Суслова, Н.A. (2019). Коучинговый подход в позитивном родительстве. В кн.: Сборник докладов 14-й Межвузовской конф. молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. Под ред. Т.Н. Сахаровой. (С. 123–127). Москва: Изд-во МПГУ.
Тейлор, Ф.У. (1991). Принципы научного менеджмента. Москва: Изд-во «Контроллинг».
Уитмор, Дж. (2022). Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства. Москва: Изд-во «Альпина Пабли- шер».
Улановский, А.М. (2012). Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни. Психология. Журнал высшей школы экономики, 9(4), 59–80.
Файоль, А. (2024). Общее и промышленное управление. Москва: Изд-во «Субъект».
Шейн, Э. (2008). Процесс консалтинга. Построение взаимовыгодных отношений «клиент-консультант». Санкт-Петер- бург: Изд-во «Питер».
Эллис, А. (1999). Психотренинг по методу Альберта Эллиса. Санкт-Петербург: «Питер Ком».
Юревич, А.В. (2012). Исследовательская и практическая психология: еще раз о схизисе. Психологический журнал, 33(1), 90–104.
Ярошевский, М.Г. (1983). Оппонентный круг и научное открытие. Вопросы философии, (10), 49–61.
American Psychological Association. (1990). Ethical Principles of Psychologists. American Psychologist, (45), 390–395.
Bachkirova, T., Baker, S. (2018). Revisiting the issue of boundaries between coaching and counselling. In: S. Palmer, A. Whybrow, (eds.). Handbook of Coaching Psychology: A Guide for Practitioners. (pp. 487–499). Abingdon: Routeledge Publ.
Bachkirova, T., Clutterbuck, D., Cox, E. (2023). The Complete Handbook of Coaching. London: SAGE Publ.
Bachkirova, T., Cox, E. (2005). A Bridge Over Troubled Water. Counselling at Work, 48(1), 2–9.
Bates, R.A. (2002). Human resource development objectives. New York: United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization Publ.
Bates, R.A., Chen, H.-C. (2004). Human Resource Development Value Orientations. Human Resource Development International, (7), 351–371.
Brinkert, R. (2002). Conflict Coaching. Conflict Management in Higher Education Report, 2(2). URL: https://www.creducation.net/resources/cmher_vol_2_2_brinkert.pdf (accessed: 11.07.2024).
Brock, V.G. (2012). Sourcebook of Coaching History. Scotts Valley: CreateSpace Independent Publishing Platform Publ.
Brockbank, A., McGill, I. (2012). Facilitating reflective learning: Coaching, mentoring and supervision. London: Kogan Page Publishers.
Burks, H., Stefflre, B. (1979). A summing up. Theories of counseling (3rd ed.). (pp. 317–335). New York: McGraw-Hill Publ.
De Haan, E. (2021). What works in executive coaching: Understanding outcomes through quantitative research and practicebased evidence. Abingdon: Routledge Publ.
Edgerton, N., Palmer, S. (2022). SPACE: A psychological model for use within cognitive behavioral coaching, therapy and stress management. In: D. Tee, J. Passmore, (eds.). Coaching Practiced. (pp. 1–18). Hoboken: Wiley Publ.
Erford, B.T. (2014). Orientation to the counseling profession: Advocacy, ethics, and essential professional foundations (2nd ed.). New York: Pearson Publ.
Gallwey, W.T. (1997). The Inner Game of Tennis. New York: Random House Publ.
Grant, A.M., Palmer, S. (2013). Coaching Psychology. In: S.J. Lopez, (ed.). The Encyclopedia of Positive Psychology. (pp. 182–190). Oxford: Blackwell Publishing.
Hardy, S. (2021). Conflict coaching fundamentals: Working with conflict stories. Abingdon: Routledge Publ.
Hawkins, P. (2021). Leadership team coaching: Developing collective transformational leadership. London: Kogan Page Publishers. Lai, L.-Y., Palmer, S. (2019). Psychology in Executive Coaching: an Integrated
Literature Review. Journal of Work-Applied Management,11(2), 143–164.
Leonard, T.J. (1998). The portable coach: 28 sure fire strategies for business and personal success. New York: Simon and Schuster Publ. Mcleod, J. (2013). An Introduction to Counselling (5th ed.). New York: Open University Press.
Sackett, D.L. (1997). Evidence-Based Medicine. Seminars in Perinatology, 21(1), 3–5.
Steglitz, J., Warnick, J.L., Hoffman, S.A., Johnston, W., Spring, B. (2015). Evidence-Based Practice. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, (8), 332–338.
Stober, D.R., Wildflower, L., Drake, D. (2006). Evidence-Based Practice: A Potential Approach for Effective Coaching. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, 4(1), 1-8.
Straus, S.E., Glasziou, P., Richardson, W.S., Haynes, R.B. (2018). Evidence-Based Medicine: How to Practice and Teach EBM. Amsterdam: Elsevier Health Sciences Publ.
Winslade, J., Pangborn, A. (2015). Narrative Conflict Coaching. Narrative and Conflict: Explorations in Theory and Practice, 2(1), 90–118.
Зубова Ю.К., Иванов М.А.Психологическое консультирование и коучинг как виды социально-психологической помощи. // Национальный психологический журнал. 2024. № 3. c.91-103. doi: 10.11621/npj.2024.0307
Скопировано в буфер обмена
Скопировать