ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Психологические проблемы разработки и внедрения VR-технологий в системе медицинского образования

Психологические проблемы разработки и внедрения VR-технологий в системе медицинского образования

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.02.2023

Принята к публикации: 03.05.2024

Дата публикации в журнале: 24.06.2024

Ключевые слова: образовательные VR-программы; средства виртуальной реальности; технология учебного процесса; эффективность и безопасность образовательных программ

Страницы: 47-59

DOI: 10.11621/npj.2024.0204

Доступно в on-line версии с: 24.06.2024

Для цитирования статьи:

Бузина Т.С., Котельникова А.В., Шалина О.С., Денисов А.А., Колосов Ю.А., Горбунова Ю.В., Куркин Д.В., Мурсалов И.Д. Психологические проблемы разработки и внедрения VR-технологий в системе медицинского образования. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.47-59. doi: 10.11621/npj.2024.0204

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2024

Бузина Татьяна Сергеевна Российский университет медицины Минздрава России

Котельникова Анастасия Владимировна Российский университет медицины Минздрава России, Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины им. С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения города Москвы

Шалина Ольга Сергеевна Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)

Денисов Александр Анатольевич Российский университет медицины Минздрава России

Колосов Юрий Анатольевич Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина Российского университета медицины Минздрава России, Российский университет медицины Минздрава России

Горбунова Юлия Васильевна Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина Российского университета медицины Минздрава России

Куркин Денис Владимирович Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина Российского университета медицины Минздрава России

Мурсалов Игорь Джамалович Российский университет медицины Минздрава России

Аннотация

Актуальность. В связи с ярко выраженной тенденцией постоянной интенсификации общемирового информационного пространства включение иммерсивных технологий в образовательный процесс и подготовку специалистов здравоохранения в последние годы значительно активизировалось. От традиционных образовательных технологий их отличают обеспечивающие развивающий эффект погружение, присутствие и интерактивность (Тишков, 2020). Однако активное внедрение подобных программ требует осмысления их места в системе образования и возможных рисков применения, не только с точки зрения эффективности овладения необходимыми профессиональными компетенциями, так и со стороны субъективных переживаний участников образовательного процесса и их психологического самочувствия.

Цель. Анализ психологических аспектов применения VR-технологий в системе медицинского образования и постановка проблемы разработки комплексной системы оценки безопасности и эффективности образовательных VR-программ.

Методы. Систематический обзор и теоретический анализ проблемы использования VR-технологий в системе медицинского образования.

Результаты. Было показано, что внедрение образовательных VR-программ и использование средств виртуальной реальности не получило методологического и методического обоснования. Несмотря на распространенность и умозрительную эффективность VR-технологий, до сих пор отсутствуют достоверные данные об их обучающем потенциале в учебном процессе. Использование средств виртуальной реальности в системе медицинского образования требует системного междисциплинарного анализа и обсуждения сообществом специалистов.

Выводы. Внедрение VR-технологий в образовательную систему требует комплексного психологического, педагогического и медицинского анализа. Обсуждение новых технологий и средств учебного процесса должно затрагивать ряд психологических аспектов, как-то: определение зоны и фокуса применения виртуальной реальности в медицинском образовании; анализ социальных компонентов учебной деятельности; формирование экспертного сообщества для разработки, контроля реализации, оценки эффективности и безопасности образовательных VRпрограмм; разработка методологических, дидактических и методических принципов формирования образовательных программ с использованием VR-технологий.

Литература

Андреенко, А.А. (2020). Высокореалистичная симуляция в анестезиологии и реаниматологии — теория и практика. Руководство. Москва: РОСОМЕД.

Авербух, Н.В. (2010). Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде. Вопросы психологии, (5), 105–113.

Бузин, В.Н., Бузина, Т.С. (2007). Социальная реклама: быть или не быть? Реклама. Теория и практика, 19(1), 16–28.

Войскунский, А.Е. (2015). Концепции зависимости и присутствия применительно к положению в Интернете. Медицинская психология в России, 33(4).

Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. (2020). Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция. Психологический журнал, 41(1), 56–64.

Гасимов, А.Ф., Маслова, К.Е., Ковалёв, А.И. (2022). Эмоциональный интеллект и пространственные способности как предикторы успешности взаимодействия с цифровыми аватарами в среде виртуальной реальности. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(2), 136–147.

Гречкина, А.А., Кныш, О.И., Скребцова, Н.А., Егорова, А.О. (2019). Освоение общепрофессиональных и специальных профессиональных умений и навыков ординаторами по специальности «Управление и экономика фармации». Университетская медицина Урала, 5(1), 105–106.

Давыдов, В.В. (1996). Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР.

Денисова, Н.Г., Курилова, О.О. (2018). Об опыте формирования педагогической системы подготовки провизоров на базе контекстного подхода. Балтийский гуманитарный журнал, 22(1), 223–226.

Додонов, Б.И. (1987). В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины.

Дроздова, И.Л., Зубкова, И.В., Удалова, С.Н., Басарева, О.И. (2017). Роль учебной аптеки в практико-ориентированном обучении студентов при реализации ФГОС BO. Инновационные технологии в образовательном процессе: Сборник научных статей 15-й Междунар. науч.-метод. конф. Под ред. Л.А. Дремовой (С. 81–85). Курск: Университетская книга.

Зелинский, С.С., Удуд, Е.А., Петракова, А.С. (2019). Virtual reality в медицине: возможности и средства. Фундаментальные основы науки. Сборник научных трудов по материалам X Междунар. науч.-практич. конф. (С. 21–25). Анапа.

Зинченко, Ю.П., Меньшикова, Г.Я., Баяковский, Ю.М., Черноризов, А.М., Войскунский, А.Е. (2010). Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы. Национальный психологический журнал, 3(1), 54–62.

Кардонов, Ю.С. (2020). Эффективность использования виртуальной реальности в образовательном процессе на примере запоминания скрипта продаж. Научно-практический электронный журнал Оригинальные исследования (ОРИС), (5), 69–74.

Карабанова, О.А. (2005). Возрастная психология: Конспект лекций. Москва: Айрис-Пресс.

Ковалев, А.И., Климова, О.А. (2017). Диагностика устойчивости вестибулярной функции спортсменов с применением технологии виртуальной реальности. Спортивный психолог, 46(3), 4–9.

Ковалев, А.И., Роголева, Ю.А., Егоров, С.Ю. (2019). Сравнение эффективности применения технологий виртуальной реальности с традиционными образовательными средствами. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 42(4), 44–58.

Корнилов, Ю.В. (2019). Иммерсивный подход в образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(1), 174–178.

Краюшкин, Н. (2020). Виртуальная реальность в образовании. URL: https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-vobrazovanii/ (дата обращения 20.10.2022).

Кукшина, А.А., Котельникова, А.В., Разумов, А.Н., Погонченкова И.В., Турова, Е.А., Рассулова, М.А., Лямина, Н.П. (2021).

Сравнительное когортное исследование применения иммерсивных технологий в комплексной психологической реабилитации пациентов с нарушениями двигательных функций. Вестник Российской академии медицинских наук, S5(76), 544–553.

Леонгард, К. (2000). Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феникс.

Леонтьев, А.Н. (2004). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, Издательский центр «Академия».

Марьенко, И.П., Лихачев, С.А., Можейко, М.П., Юрченко, М.В., Суша, Н.А., Иваницкий, Е.С., Качановский, А.В., Чарыкова, И.А., Филипович, Л.В., Марьенко, И.П. (2019). Возможности технологии виртуальной реальности в диагностике и восстановлении функции равновесия: анализ собственных наблюдений. Неврология и нейрохирургия. Восточная Европа, 9(1), 28–35.

Меньшикова, Г.Я., Ковалев, А.И. (2015). Векция в виртуальных средах: психологические и психофизиологические механизмы формирования. Национальный психологический журнал, 10(4), 91–104.

Мясищев, В.Н. (2004). Психология отношений: Избранные психологические труды. Москва: МОДЭК МПСИ.

Олпорт, Г. (2002). Становление личности. Москва: Смысл.

Петухов, В.В. (2001). Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов. Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 1: Введение. Москва: УМК «Психология», Генезис.

Полевода, И.И., Иваницкий, А.Г., Миканович, А.С., Пастухов, С.М., Грачулин, А.В., Рябцев, В.Н., Навроцкий, О.Д., Лихоманов, А.О., Винярский, Г.В., Гусаров, И.С. (2022). Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 6(1), 119–142.

Потапов, М.П. (2019). Роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей. Высшее образование в России, 28(8-9), 138–148.

Самойлова, Н.В., Костяев, Г.А. (2022). Современные трансформации зависимостей студентов медицинских вузов. Крымский терапевтический журнал, (1), 65–71.

Селиванов, В.В. (2021). Психические состояния личности в дидактической VR-среде. Экспериментальная психология, 14(1), 20–28.

Селиванов, В.В., Селиванова, Л.Н. (2014). Виртуальная среда как метод и средство обучения. Образовательные технологии и общество, 17(3), 378–391.

Селиванов, В.В., Селиванова, Л.Н. (2015). Познание и личность в виртуальной реальности. Психология когнитивных процессов, (5), 107–121.

Селиванов, В.В., Селиванова, Л.Н. (2015). Эффективность использования виртуальной реальности в обучении в юношеском и взрослом возрастах. Непрерывное образование: XXI век, 9(1).

Сиврикова, Н.В., Шевченко, А.А. (2022). Взаимосвязь киберлафинга и особенностей медиапотребления у подростков. Психология. Психофизиология, 15(1), 16–25.

Сидякина, И.В., Воронова, М.В., Иванов, В.В., Снопков, П.С., Епифанов, В.А. (2020). Вопросы нейрореабилитации. Инновационные технологии нейрореабилитации. Физиотерапевт, (4), 61–65.

Смыслова, О.В., Войскунский, А.Е. (2019). Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: феноменология и методы измерения. Психологический журнал, 40(4), 85–94.

Тишков, Д.С. (2020). Систематический обзор интерактивных приложений компьютерной модели реальности для высшего медицинского образования. Балтийский гуманитарный журнал, 9(4), 182–184.

Уваров, А.Ю. (2018). Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ.

Федотов, И.А., Кукушкин, С.В., Доровская, В.А., Антошкин, Я.А. (2015). I-Disorders — новые виды психических расстройств, связанные с использованием современных информационных технологий. Омский психиатрический журнал, 6(4), 16–19.

Хозе, Е.Г. (2021). Виртуальная реальность и образование. Современная зарубежная психология, 10(3), 68–78.

Холмогорова, Г.Т., Бузина, Т.С., Бузин, В.Н. (2001). Исследование восприятия видеоклипов по тематике антиникотиновой пропаганды. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 6(4), 25–28.

Холодная, М.А. (2004). Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Санкт-Петербург: Питер.

Чиркова, В.М. (2020). Современные технологии в медицинском образовании как средство обучения студентов нового поколения. Карельский научный журнал, 9(1), 40–42.

Шаляпин, А.А., Данина, М.М. (2020). Исследования эффекта присутствия в виртуальной реальности: современное состояние и перспективы. Психологические исследования, 71(13), 6–19.

Ясюкова, Л.А. (2020). Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы. Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/8560/ (дата обращения: 20.10.2020).

Blum, R.H., Boulet, J.R., Cooper, J.B., Muret-Wagstaff, S.L. (2014). Harvard Assessment of Anesthesia Resident Performance Research Group. Simulation-based assessment to identify critical gaps in safe anesthesia resident performance. Anesthesiology, 120(1), 129–141.

Lin, H.T., Li, Y.I., Hu, W.P., Huang, C.C., Du, Y.C. (2019). A Scoping Review of The Efficacy of Virtual Reality and Exergaming on Patients of Musculoskeletal System Disorder. Journal of Clinical Medicine, 8(6), 791. https://doi.org/10.3390/jcm8060791

Iskenderova, A., Weidner, F., Broll, W. (2017). Drunk Virtual Reality Gaming: Exploring the Influence of Alcohol on Cybersickness. Proceedings of the Annual Symposium on Computer-Human Interaction in Play (Amsterdam, October 15–18, 2017) (pp. 561–572).

Mischel, W. (1996). Personality and Assessment. New Jersey: Lawrence Erlbaum, Associates, Publishers Mahwah.

Saritepeci, М. (2020). Predictors of cyberloafing among high school students: unauthorized access to school network, metacognitive awareness and smartphone addiction. Education and Information Technologies, 25(3), 2201–2219. https://doi.org/10.1007/s10639-019-10042-0

Sinitski, E.H., Thompson, A.A., Godsell, P., Honey, J., Besemann, M. (2018). Postural stability and simulator sickness after walking on a treadmill in a virtual environment with a curved display. Displays, (52), 1–7.

Tanriverdi, O., Karaca, F. (2018). Investigating the Relationships between Adolescents’ Levels of Cognitive Absorption and Cyberloafing Activities according to Demographic Characteristics. Addicta: The Turkish Journal on Addictions, 5(2), 285–315. https://doi.org/10.15805/addicta.2018.5.2.0052

Turnbull, P.R.K., Phillips, J.R. Ocular effects of virtual reality headset wear in young adults. Scientific report, 7(1), 16172.

Ventura, S., Rosa, M., Baños, R., Botella, C. (2018). Virtual and Augmented Reality: New Frontiers for Clinical Psychology. URL: https://www.intechopen.com/books/state-of-the-art-virtual-reality-and-augmented-reality-knowhow/virtual-and-augmented-reality-new-frontiers-for-clinical-psychology (access date: 20.10.2022).

Для цитирования статьи:

Бузина Т.С., Котельникова А.В., Шалина О.С., Денисов А.А., Колосов Ю.А., Горбунова Ю.В., Куркин Д.В., Мурсалов И.Д.Психологические проблемы разработки и внедрения VR-технологий в системе медицинского образования. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.47-59. doi: 10.11621/npj.2024.0204

Скопировано в буфер обмена

Скопировать