ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска

Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска

Скачать в формате PDF

Поступила: 13.02.2023

Принята к публикации: 31.10.2023

Дата публикации в журнале: 07.12.2023

Ключевые слова: педагоги; агрессия; факторы риска; младший подростковый возраст; старший подростковый возраст; социальная перцепция; риски социализации

Страницы: 25-37

DOI: 10.11621/npj.2023.0403

Доступно в on-line версии с: 07.12.2023

Для цитирования статьи:

Реан А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г., Линьков А.Л. Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.25-37. doi: 10.11621/npj.2023.0403

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Реан Артур Александрович Московский педагогический государственный университет, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Коновалов Иван Александрович Московский педагогический государственный университет, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Кузьмин Роман Геннадьевич Московский педагогический государственный университет, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Линьков Антон Львович Московский педагогический государственный университет

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена оценке представлений педагогов о различных факторах риска агрессивного поведения подростков. Представления педагогов о факторах, влияющих на агрессивное поведение подростков, позволяют понять, как оно концептуализируется, что вносит вклад в изучение феноменологии агрессивного поведения подростков разных возрастов и важно для формирования современных программ его профилактики.

Целью данной статьи является теоретико-эмпирическое рассмотрение и выявление оценки педагогами факторов риска агрессивного поведения подростков.

Методы. В рамках статьи анализируются ответы на вопросы «Какие внешние и внутренние факторы, на Ваш взгляд, относятся к причинам агрессивного поведения у подростков?». Вопросы были заданы отдельно про старших (15–19 лет) и младших (11–14 лет) подростков. Для оценки связи показателей, касающихся оценок внешних и внутренних факторов риска, были использованы корреляционный анализ по Спирмену и непараметрический критерий Уилкоксона.

Выборка. Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие педагоги из пяти федеральных округов РФ. Подавляющее число респондентов женского пола (94%). Средний возраст респондентов 44,5 (SD = 11,7). Для анализа была использована подвыборка из 5728 педагогов, полностью ответивших на все вопросы анкеты.

Результаты. В ходе анализа выявлено, что педагоги выше оценивают значимость как внешних, так и внутренних факторов в отношении старших подростков по сравнению с младшими. Выявлена обратная корреляция возраста педагога и оценки значимости риска различных факторов.

Выводы. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о специфике оценки значимости факторов риска агрессивного поведения подростков в представлении педагогов. Внешние и внутренние факторы воспринимаются педагогами разного возраста неоднородно, что может быть обусловлено как индивидуальными особенностями педагогов, так и социальной ситуацией развития современных подростков. Это вносит вклад в изучение феноменологии агрессии в подростковом возрасте, полученные результаты могут помочь разработать программы повышения квалификации, направленные на корректную идентификацию факторов риска со стороны педагогов, сформировать стратегии воспитательной работы с младшими и старшими подростками.

Литература

Амбалова С.А., Калабекова М.Р. Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков // Проблемы научной мысли. 2017. Т. 1, № 1. С. 133–141.

Аринин А.Н. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение у подростков // Развитие образования. 2019. № 4(6). С. 87–92.

Глебов В.В., Щавырёва Е.В. Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 3. С. 32–39.

Иванова И.П., Патеева О.В. Факторы агрессивного поведения подростков // Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: проблемы, опыт, перспективы. 2016. С. 42–48.

Ивашиненко Д.М. Агрессия в подростковой среде: факторы риска, предикторы, особенности эмоционально-личностной сферы и социального функционирования (литературный обзор) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016. № 3(92). С. 98–103.

Касимова Л.Н., Святогор М.В., Сычугов Е.М., Зайцев О.С. Социальные, психологические и клинические факторы агрессивного поведения у подростков и лиц молодого возраста // Психиатрия. 2023. Т. 21, № 2. С. 89–103.

Кузьмишина Т.Л., Мелентьева Е.В. Проблема детско-родительского взаимодействия в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 3. С. 16–26.

Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2. С. 106–115.

Проничева М.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов (возрастной аспект) // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 6. С. 109–118.

Проничева М.М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Психология и право. 2019. Т. 9, № 3. С. 232–244. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090317

Психология подростка: Учеб. пособие. Психология — лучшее: проект / Под ред. А.А. Реана, Ж.К. Дандаровой. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология». М.: Аспект Пресс, 2000.

Реан А.А. Свобода: ответственность, негативизм, забота // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №3. С. 83–101. https://doi.org/1010.11621/vsp.2021.03.05

Реан А.А. и др. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта. СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2021.

Реан А.А. и др. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / Под ред. А.А. Реана. М.: ЮНИТИДАНА, 2016.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Реан А.А., Коновалов И.А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292–301. https://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10500

Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 305–312. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: МПГУ, 2022.

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999. № 3. С. 6–7.

Реан А.А., Ставцев А.А., Кузьмин Р.Г. Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 4. С. 461–473. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473

Смирнов О.Г. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков. Пути предупреждения и коррекции агрессивного поведения подростков. В сборнике информационно-методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Под ред. И.Е. Шишакова, О.Г. Смирнова. Ярославль, 2019. С. 11–16.

Собкин В.С., Фомиченко А.С. О ситуациях агрессивного поведения между учениками (по материалам контент-анализа учительских сочинений) // Социология образования. Труды по социологии образования. 2011. С. 177–204.

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 2(16). С. 50–71. https://doi.org/10.11621/TEP-23-12

Солдатова Г.У., Ртищева М.А., Серёгина В.В. Онлайн-риски и проблема психологического здоровья детей и подростков // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3. С. 29–37.

Челышева Ю.В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков с асоциальным поведением // Системная психология и социология. 2015. № 4(16). С. 23–29.

Cohen, D.A., Rice, J. (1997). Parenting styles, adolescent substance use, and academic achievement. Journal of drug education, 27(2), 199–211. https://doi.org/10.2190/QPQQ-6Q1G-UF7D-5UTJ

Espelage, D.L., et al. (2014). Family violence, bullying, fighting, and substance use among adolescents: A longitudinal mediational model. Journal of Research on Adolescence, 24(2), 337–349. https://doi.org/10.1111/jora.12060

Kim, H.S., Kim, H.S. (1997). The characteristics of their family environment and character trait among delinquent adolescents in Korea. Journal of the Korean Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 8(1), 57–69.

Для цитирования статьи:

Реан А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г., Линьков А.Л.Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.25-37. doi: 10.11621/npj.2023.0403

Скопировано в буфер обмена

Скопировать