Поступила: 19.02.2023
Принята к публикации: 05.06.2023
Дата публикации в журнале: 21.08.2023
Ключевые слова: эмоции; звуки окружающей среды; звуки окружающей среды; качественные методы; акустический сценарий
Страницы: 128-136
DOI: 10.11621/npj.2023.0312
Доступно в on-line версии с: 21.08.2023
Богословская (Выскочил) Н.А. Эмоциональная оценка звуков окружающей среды студентами творческих профессий. // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.128-136. doi: 10.11621/npj.2023.0312
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Изучение и анализ особенностей эмоциональной оценки звуков окружающей среды студентами творческих профессий.
Выборка. В пилотном исследовании приняли участие 69 студентов Российского института театрального искусства — ГИТИС (актерский факультет, балетмейстерский факультет и факультет музыкального театра), из них 26 (38%) юношей и 43 (62%) девушки. Проведено кодирование 710 вербальных единиц.
Методы. Участники исследования самостоятельно записывали звуки окружающей среды, которые вызывали у них различные базовые эмоции: вину, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, страх, стыд, удивление, в тот же аудиофайл участник записывал свои комментарии относительно времени, источника и причин возникновения эмоции. В дальнейшем вся полученная информация переводилась в текст и обрабатывалась в соответствии с принципами индуктивного и частотного анализа.
Результаты. Проведенный частотный анализ позволил выявить группы звуков окружающей среды, вызывающие базовые эмоции, с точки зрения студентов творческих профессий. Вина возникает от звуков, обозначающих претензии к вам со стороны других людей; гнев и презрение от звуков, произведенных человеком, намеренно нарушающим общественные правила поведения; интерес и печаль от звуков музыкальных инструментов, музыки и речи; отвращение от физиологических звуков других людей, а стыд от своих; страх от неожиданных и резких звуков; удивление от звуков, оповещающих о появлении новой информации.
Выводы. Результаты частотного анализа демонстрируют возможность моделирования эмоционального воздействия с помощью звуков окружающей среды.
Богословская (Выскочил) Н.А. Эмоциональная «звучащая» окружающая среда // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 1. С. 57–64. https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2022-11-1-57-64
Выскочил Н.А., Носуленко В.Н. Экспериментальное исследование восприятия эмоционально окрашенных событий / Естественно-научный подход в современной психологии / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
Выскочил Н.А., Носуленко В.Н. К вопросу конструирования эмоционально окрашенных акустических событий для экологически валидного эксперимента. Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4–5 декабря 2017, Москва) / Сост. М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Издательство «Перо», 2017.
Выскочил Н.А., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Два метода отбора эмоционально окрашенных акустических событий. Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
Выскочил Н.А., Носуленко В.Н., Старикова И.В. О некоторых вопросах изучения эмоционального отношения человека к акустическим событиям // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 2. С. 62–78.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Под общ. ред. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988.
Голдхаген С.У. Город как безумие: как архитектура влияет на наши эмоции, здоровье, жизнь. М.: АСТ, 2021.
Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПб.: «Геликон Плюс», 2007.
Ежов К.А. Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре: дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009.
Ефимова Н.Н. Звук в эфире: учеб. пособие. М.: Академия медиаиндустрии, 2015.
Зубрильчева В.В. Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 215–222.
Игнатов В.П. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2006.
Казакова С.В. Аудиальная культура: многообразие исследовательских дискурсов // Вестник МГУКИ. 2010. № 3. С. 77–82.
Коробова С.Ю. Социально-психологические факторы динамики переживания субъектов при воздействии культового кино: дисс. … канд. психол. наук. Челябинск, 2018.
Косолапов Н.А. Обзор актуальных исследований звука в городе // Urban Studies and Practices. 2017. Т. 2, № 4. С. 59–68. https://doi.org/10.17323/usp24201759-68
Логутов А.В. Звуковые практики и материальность городского пространства // Urban Studies and Practices. 2017. Т. 2, № 4. С. 39–50. https://doi.org/10.17323/usp24201739-50
Майорова К.С. Urban sound studies: новые горизонты городских исследований // Urban Studies and Practices. 2017. Т. 2, № 4. С. 11–19. https://doi.org/10.17323/usp24201711-19
Матвеева Л.В. Актуальные проблемы медиапсихологии. Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
Носуленко В.Н. Психологические характеристики человека и изменения окружающей среды. Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде / Под ред. К. Павлик, В.Н. Носуленко. М.: Начала-Пресс, 1992.
Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988.
Папенина А.Н. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художественного восприятия. СПб.: СПбГУП, 2008.
Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 141–144.
Северцев В.В. Эмансипация ужаса как феномен современной философской культуры // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 2. C. 110–115.
Bradley, M.M., & Lang, P.J. (2000). Affective reactions to acoustic stimuli. Psychophysiology, 37, 204–215.
Gaver, W.W. (1993а). How Do We Hear in the World? Explorations in Ecological Acoustics. Ecological Psychology, 5 (4), 285–313.
Gaver, W.W. (1993b). What in the World Do We Hear? An Ecological Approach to Auditory Event Perception. Ecological Psychology, 5 (1), 1–29.
Ma, W., Fiveash, A., & Thompson, W.F. (2019). Spontaneous emergence of language-like and music-like vocalizations from an artificial protolanguage. Semiotica, 229, 1–23. https://doi.org/10.1515/sem-2018-0139
Stevenson, R.A., & James, T.W. (2008). Affective auditory stimuli: Characterization of the international affective digitized sounds (IADS) by discrete emotional categories. Behavior research methods, 40 (1), 315–321.
Waitt, G., Buchanan, I., & Duffy, M. (2020). Lively cities made in sound: A study of the sonic sensibilities of listening and hearing in Wollongong, New South Wales. Urban Studies, 57 (10), 2131–2146. https://doi.org/10.1177/0042098019871170
Богословская (Выскочил) Н.А.Эмоциональная оценка звуков окружающей среды студентами творческих профессий. // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.128-136. doi: 10.11621/npj.2023.0312
Скопировано в буфер обмена
Скопировать