ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Сравнение ценностных ориентаций предпринимателей и наемных работников в регионах России

Сравнение ценностных ориентаций предпринимателей и наемных работников в регионах России

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.10.2022

Принята к публикации: 13.04.2023

Дата публикации в журнале: 17.06.2023

Ключевые слова: ценностные ориентации личности; предпринимательские ориентации; терминальные ценности; жизненные сферы; сравнительное исследование; владельцы малого бизнеса; предприниматели; наемные работники

Страницы: 91–102

DOI: 10.11621/npj.2023.0207

Доступно в on-line версии с: 17.06.2023

Для цитирования статьи:

Мурзина Ю.С., Сенин И.Г. Сравнение ценностных ориентаций предпринимателей и наемных работников в регионах России. // Национальный психологический журнал 2023. № 2. c.91–102. doi: 10.11621/npj.2023.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2023

Мурзина Юлия Сергеевна Тюменский государственный университет

Сенин Иван Геннадьевич Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

Аннотация

Актуальность. Согласно стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ, сектор малого и среднего бизнеса является одним из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. В современных условиях внешнеполитических санкций и финансовой нестабильности, укрепление и развитие малого бизнеса может стать таким же «национальным достоянием», как и сырьевые отрасли экономики. По мнению многих исследователей, именно особенности ценностных ориентаций личности являются наиболее важными психологическими факторами предпринимательской и управленческой деятельности. 

Цель. Сравнение ценностных ориентаций (далее ЦО) предпринимателей и наемных работников. 

Методы. Исследование проводилось с помощью методики «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина. Выборку составили 198 человек (предприниматели 98 чел., наемные работники 100 чел.). 

Результаты. Для предпринимателей в отличие от наемных работников характерен более высокий уровень выраженности таких терминальных ценностей как Креативность, Активные социальные контакты, Развитие себя, Достижения и Сохранение собственной индивидуальности (p ≤ 0,05). Значимые различия по Шкале второго порядка «Внутренние терминальные ценности» показывают, что главной целью у предпринимателей является самореализация, стремление быть в гармонии с самим собой и нежелание подстраиваться под доминирующие общественные стереотипы (р = 0,01). Различий не было обнаружено по «Внешним терминальным ценностям»: предприниматели и наемные работники одинаково воспринимают значимость ценностей социального признания (Социальный престиж и Высокое материальное положение). Что касается шкал жизненных сфер, то здесь отмечается преобладание значимости всех жизненных сфер для выборки предпринимателей по сравнению с выборкой наемных работников (p ≤ 0,05). Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение: мы обнаружили различия по пяти шкалам терминальных ценностей и пяти жизненным сферам между выборками предпринимателей и наемных работников. 

Выводы. Наше исследование позволило констатировать большую концентрацию смыслов в разных сферах жизни для предпринимателей. Жизнь предпринимателей описывается нами как более яркая, многогранная и наполненная. Результаты исследования позволяют нам сделать предложения в адрес вузов, инвестиционных и консалтинговых организаций для повышения эффективности их работы с предпринимателями. 


Литература

Айбятова Р.Р. Малый бизнес — основа экономической безопасности в период финансовой нестабильности // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. Т. 6, № 2 (20). С. 11–13. 

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2017. 

Более 500 тыс. человек обучились на курсах для предпринимателей (20.06.2022). Портал МОЙБИЗНЕС.РФ [Электронный ресурс] // https://Более 500 тыс. человек обучились на курсах для предпринимателей (https://xn‑90aifddrld7a.xn — p1ai) (дата обращения 11.04.2023). 

Виватенко С.В., Сиволап Т.Е. Благотворительность и меценатство как специфический феномен и экономическое явление в истории России // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 161–167. 

Воронина Н.Д., Попов Д.С. Востребованность образовании взрослых и факторы, связанные с участием в нём: Россия на фоне стран ОЭСР // Экономическая социология. 2019. № 2. С. 122–153. 

Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 

Журавлева Н.А. Психологические аспекты исследования динамики экономического сознания предпринимателей в российском обществе. Социальная и экономическая психология. Часть 1: Состояние и перспективы исследований / Отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 

Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. Индекс Опоры RSBI. Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». [Электронный ресурс] // https://opora.ru/projects/indeks-­opory-rsbi/ (дата обращения 11.04.2023). 

Индекс предпринимательской активности: второй этап (05.08.2022). Сайт Индекс предпринимательской активности: второй этап. [Электронный ресурс] // https://news.tpprf.ru/ru/news/3396891/ (дата обращения 11.04.2023). 

Мурзина Ю.С. Ценностные ориентации владельцев семейного бизнеса как ресурс адаптации к ограничительным мерам в условиях пандемии // Психология управления персоналом и экосистема наставничества в условиях изменения технологического уклада. Вторая международная научно-­практическая конференция. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. 

Мурзина Ю.С., Позняков В.П. Разработка и апробация авторского подхода к изучению ценностных ориентаций владельцев семейного бизнеса // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4. С. 128–139. 

Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Распоряжение от 2 июня 2016 года № 1083‑р. Сайт Правительства России. [Электронный ресурс] // http://government.ru/docs/23354 (дата обращения 11.04.2023). 

Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей‑2. Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2007. 

Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Геранюшкина Г.П. Исследование ценностей предпринимателей разных социально-демографических групп // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 69– 88. https://doi.org/10.26516/2304–1226.2020.33.69 

Шорохова Е.В. Психологические особенности российского предпринимательства: исторический аспект. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 

Abdelnaeim, S.M., El-­Bassiouny, N. (2021). The relationship between entrepreneurial cognitions and sustainability orientation: the case of an emerging market. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies, 13 (5), 1033–1056. doi: 10.1108/JEEE‑03–2020– 0069 

Ardichvili, A., Gasparishvili, A. (2003). Russian and Georgian entrepreneurs and non-entrepreneurs: A study of value differences. Organization Studies, 24 (1), 29–46. 

Lindsay, N.J., Kropp, F. (2015). Values and Entrepreneurial Orientation of Early Stage Entrepreneurs. In C.L. Campbell (Eds.), Marketing in Transition: Scarcity, Globalism, & Sustainability (pp. 101–105). Oslo: Springer. doi: 10.1007/978–3–319–18687–0_45 

McGrath, R.G., MacMillan, I.C., Scheinberg, S. (1992). Elitists, risk-takers, and rugged individualists? An exploratory analysis of cultural differences between entrepreneurs and non-entrepreneurs. Journal of Business Venturing, 7 (2), 115–135. doi: 10.1016/0883– 9026(92)90008-F 

Robinson, P.B., Keith Hunt, H. (1992). Entrepreneurship and birth order: Fact or folklore. Entrepreneurship & Regional Development, 4 (3), 287–298. 

Spicka, J. (2020). Socio-demographic drivers of the risk-taking propensity of micro farmers: Evidence from the Czech Republic. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies, 12 (4), 569–590. doi: 10.1108/JEEE‑09–2019–0143.


Для цитирования статьи:

Мурзина Ю.С., Сенин И.Г.Сравнение ценностных ориентаций предпринимателей и наемных работников в регионах России. // Национальный психологический журнал. 2023. № 2. c.91–102. doi: 10.11621/npj.2023.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать