ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал
Национальный психологический журнал

Ivan Petrovsky Bryansk State University / Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 111-118.

В статье рассматривается значимая и актуальная на сегодняшний день проблема – проблема становления автономии индивида. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Это период особенно благоприятен для формирования автономии из-за определенных изменений в психологической и социальной сфере ребенка. Показано значение межличностного ввзаимодействия в процессе формирования автономии в этом возрасте.

В работе анализируются подходы к понятию «взаимодействие». Выделяются четыре основных направления объяснения сущности этого понятия: символический интеракционизм (Дж. Мид), социальный обмен (Дж. Хоманс, Г. Блумер), социодраматический подход (Э. Гофман) трансактный анализ (Э. Берна). Освещены виды взаимодействия, показатели его эффективности.

Анализ проблемы межличностного взаимодействия продемонстрировал его связь с категориями «отношение», «общение» и «совместная деятельность» (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Раскрывается понятие системы межличностного взаимодействия, обусловливающей формирование автономии в подростковом возрасте. Она рассматривается как совокупность взаимодействий психолога с педагогами, детьми подросткового возраста и их родителями. Обосновано преимущество психолого-педагогической поддержки в рамках системы данного взаимодействия.

Показано значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии у подростков. Описаны механизмы этого взаимодействия, характер контактов в нем, компоненты складывающейся при этом социальной ситуации.

Поступила: 28.09.2015

Принята к публикации: 17.11.2015

Страницы: 111-118

DOI: 10.11621/npj.2015.0411

Ключевые слова: система межличностного взаимодействия; автономия; подростковый возраст; отношения; общение; деятельность; психолого-педагогическая поддержка

Авторам: Доронцова Ольга Александровна

Доступно в on-line версии с 31.12.2015