Произошедшая в последние несколько десятилетий модернизация инвентаря и экипировки, а также расширение программы и календаря соревнований существенно отразились на профессиональной деятельности лыжников. В частности, чрезвычайно возросла острота соревновательной конкуренции, поэтому крайне весомая, а иногда и решающая роль стала отводиться психологической готовности спортсмена.
Сегодня лыжные гонки – один из наиболее трудозатратных видов спорта, сопряженный с циклически повторяющимися взрывными сокращениями всех основных мышечных групп и предельными аэробными нагрузками. Характерная двигательная активность отличается значительным однообразием и автоматичностью, потенциально ведущими к негативным психологическим состояниям, на фоне которых падает эффективность выполняемой деятельности. Противостоять данному явлению, в первую очередь, позволяет высокий уровень мотивации спортсмена. Среди параметров сократительной активности наибольшее значение имеет скорость произвольного расслабления (СПР) мышц. СПР определяется функцией тормозных систем центральной нервной системы (ЦНС) и падает на фоне эмоционального стресса, борьба с которым является задачей психологической подготовки (ПП). Обнаруживаются системные связи между различными видами спортивной подготовки, что подводит нас к проблеме наиболее рациональной интеграции ПП в данную систему. Опыт других исследователей указывает на достаточную эффективность использования лыжниками внутреннего диалога и мысленного образа вне зависимости от уровня спортивного мастерства. На основе собственной интерпретации обобщенных данных автором сформулирована гипотеза, согласно которой одной из функций визуализации является трансформация автоматически выполняемых компонентов деятельности в сознательно контролируемые. Ее эффективность может быть увеличена установкой на целенаправленный поиск таких компонентов.
Поступила: 26.10.2013
Принята к публикации: 12.11.2013
Страницы: 117-126
DOI: 10.11621/npj.2013.0215
Ключевые слова: внутренний диалог; лыжные гонки; психология спорта; психологическая подготовка спортсменов; саморегуляция; мысленный образ
Авторам: Каминский Игорь Владиславович
В статье рассмотрены вопросы авторско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых и используемых в такой области психологии как психодиагностика.
Приступая к рассмотрению объектов авторского права в психодиагностике, автор считает необходимым остановиться на самом понятии объекта авторского права и его видах; затем, основываясь на этих знаниях, перейти к анализу результатов интеллектуальной деятельности, используемых в психодиагностике. Значительное внимание в статье уделяется рассмотрению и анализу понятия объекта авторского права на примере результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в психодиагностике, классификации объектов авторского права и порядку их использования в научной, образовательной и правоприменительной деятельности ученых и специалистов-психологов. Достаточное внимание отводится вопросам правовой охраны произведений зарубежных ученых и служебных разработок психологов. Дается представление об основных авторских правах и механизме их соблюдения при использовании тестов, анкет, методик, компьютерных программ и т.п. Перечислены случаи свободного использования произведения применительно к психодиагностике.
Анализируется непростая проблема защиты творчества. С этой позиции рассматриваются различные аспекты этого понятия. В зависимости от того, основано или нет вновь созданное произведение на произведениях существовавших ранее, можно различать оригинальное, производное и составное произведение. Оригинальным является такое произведение, в котором все его элементы формы созданы определенным лицом или лицами самостоятельно без заимствования.
Поступила: 27.12.2012
Принята к публикации: 18.01.2013
Страницы: 100-104
DOI: 10.11621/npj.2013.0213
Ключевые слова: служебное произведение; психодиагностика; объект авторского права; методики; авторские права
Авторам: Моргунова Елена Алексеевна
В статье излагаются результаты пилотного психофизиологического исследования изменений активности мозга и вегетативной нервной системы (ВНС) человека, бросающего курить табак по методу, предложенному отечественным исследователем В.М. Захаровым. Метод базируется на теории поэтапного формирования высших психических функций П.Я. Гальперина.
В экспериментах приняли участие 16 человек (8 мужчин и 8 женщин). Анализировался спектральный состав электроэнцефалограммы (ЭЭГ), где в расчет принимались абсолютные значения мощностей альфа-ритма (в отведениях O2-A2, O1-A1, P4-A2, P-A1) и бета-ритма (в отведениях F4-A2, F3-A1). Активность вегетативной нервной системы (ВНС) оценивалась по результатам анализа электрокардиограммы (ЭКГ). Данные о субъективной оценке испытуемыми своего наличного функционального состояния получались посредством их психологического тестирования по методике «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). По результатам пилотного исследования было установлено, что функциональное состояния нервной системы (оценки по параметрам ЭЭГ и ЭКГ) и субъективное (психологическое) состояния (оценки по данным САН) человека во время курения и попытки бросить курить зависят не только от стажа потребления табака, но и от отношения курящего к процессу табакокурения. Когнитивная активность хронического курильщика в процессе курения (осуществление контроля количества выкуриваемого табака) как бы возвращает его в исходное до формирования зависимости от табака состояние «некурящего» и тем самым облегчает ему решение задачи «бросить курить». Полученные данные носят предварительный характер и требуют дальнейшего уточнения. В перспективе они могут быть использованы при разработке «психологических стратегий» для помощи курящему в его борьбе с зависимостью от табака.
Поступила: 19.12.2013
Принята к публикации: 26.12.2013
Страницы: 91-99
DOI: 10.11621/npj.2013.0212
Ключевые слова: теория поэтапного формированиявысших психических функций Гальперина; курение; отказ от курения по методу Захарова; мозг; электроэнцефалограмма; вегетативная нервная система
Авторам: Захаров Вячеслав Михайлович ; Королев А.Д.; Черноризов Александр Михайлович
Предложен новый эффективный метод автоматического распознавания эмоций по речевому сигналу, основанный на четырехмерной сферической модели эмоций и принципах кодирования информации в нервной системе. В результате разработан и экспериментально протестирован принцип относительного кросс-частотного амплитудно-вариабельного кодирования эмоций в речевом сигнале. Проверялась гипотеза о том, что речь является многоканальным (разнесенным по частотам) сигналом, в каждой полосе которого возможны независимые быстрые микро-изменения амплитуды. Показано соответствие выделенных параметров речевого сигнала и субъективного восприятия тех же образцов (коротких слов «да» и «нет») в системе формализованных параметров четырехмерной психофизиологической модели эмоций. Полученные параметры (факторы) можно охарактеризовать как бимодальные спектральные фильтры. Фактор 1 определяет изменение звукового сигнала по оси знака эмоций – чем больше вклад данного компонента по сравнению с другими, тем положительнее (лучше, полезнее) оценивается объект высказывания. Фактор 2 показывает степень информационной неопределенности ситуации – удивление в противоположность уверенности (спокойствию). Фактор 3 характеризует притяжение (любовь), при этом для набора слов «нет» он сопровождается отсутствием активного отвержения, а для набора «да» – положительной оценкой (знаком). Фактор 4 соответствует характеру отвержения, определяет, будет ли агрессивная (активная) или пассивная (страх, бегство) реакция. Полученные результаты в целом подтверждают продуктивность предлагаемого антропоморфного подхода к разработке технических систем, в частности, к методам обработки речевого сигнала и представления данных. Обнаруженное совпадение подтверждает и выделенные ранее параметры психофизиологической модели, дополнительно обосновывая предпочтительность (по сравнению с другими известными в литературе) именно такой системы классификации эмоций, как с точки зрения размерности, так и в отношении ориентации осей пространства модели.
Поступила: 18.02.2013
Принята к публикации: 03.03.2013
Страницы: 69-79
DOI: 10.11621/npj.2013.0210
Ключевые слова: эмоции; речевой сигнал; антропоморфный метод
Авторам: Вартанов Александр Валентинович
Современный мир предъявляет крайне жесткие требования к организации профессиональной деятельности. Различные компании, пытаясь сократить свои расходы, обращаются к созданию проектных групп, работающих в виртуальной среде. Основной проблемой такого решения является необходимость полностью полагаться на способности к самоорганизации членов такой группы. При этом одной из самых распространенных причин срывов саморегуляции деятельности членов проектных групп становится феномен прокрастинации. В среднем от 15 до 20 % людей когда-либо в своей жизни сталкивались с проявлениями этого феномена на личном опыте. Прокрастинация может быть представлена как неадекватная копинг-стратегия, коррелирующая с переживанием высокого уровня стресса.
Основной целью нашего исследования является анализ особенностей прокрастинации у членов виртуальных проектных групп с различным уровнем профессионального стресса. Были собраны данные с использованием следующих методик: анкета объективных сведений о респондентах, опросник для оценки переживания острого и хронического стресса А.Б. Леоновой, шкала общей прокрастинации К. Лей, опросник потенциальной мотивации трудовой деятельности Р. Хакмана и Дж. Олдхэма, шкала контроля за действием Ю. Куля. В исследовании приняло участие 52 человека, продемонстрировавших достаточно выраженный уровень переживания профессионального стресса и прокрастинации. Проведенный регрессионнный анализ показал, что надежными предикторами прокрастинации в исследуемой группе является астенизация, как один из симптомов развития хронического стресса, и продолжительность рабочего стажа. Проведенное исследование позволяет дать организациям, использующим работу таких проектных групп, ряд рекомендаций, способствующих предотвращению срывов сроков сдачи проектов.
Поступила: 06.08.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 43-51
DOI: 10.11621/npj.2013.0207
Ключевые слова: прокрастинация; профессиональный стресс; стратегии преодоления стресса; потенциальная мотивация
Авторам: Барабанщикова Валентина Владимировна; Каминская Екатерина Олеговна
В современном мире доминирующую роль в повседневной жизни играют медийные каналы – телевидение, видео и Интернет. Восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями этого мира, по сути, визуальность является формообразующим принципом культуры. «Визуальный поворот» выражается в смещении современных способов восприятия от вербальных в сторону визуальных, образных. Образы конструируют и формируют наше постижение мира. Визуальная восприимчивость заменяет и дополняет восприимчивость текстовую. Актуальные вопросы визуализации требуют модернизации методов исследования медийных образов, которые должны быть вписаны в широкий контекст междисциплинарных исследований.
Интернет-пространство приобретает самостоятельное значение, в него переносится все больший набор социальных взаимодействий и контактов. С развитием Интернета линейная организация нарративов заменяется гипертекстовой и визуальной. Интернет сегодня можно рассматривать в духе «постмодернистской ситуации» не только как место глобальной автономизации, но и как бесконечную полифоническую коммуникацию различных самостоятельных сегментов когда- то единого культурного и информационного пространства. Самой активной аудиторией Интернета является молодежь, именно здесь происходит формирование различных субкультур и сообществ, возникает новая система структурирования культуры.
В современном потребительском обществе реклама наряду с другой медийной продукцией становится источником все большей визуальной дифференциации и зрелищности. Визуальное воздействие интернет-рекламы определяется тем, что она репрезентирует стиль жизни, ценности молодежной субкультуры, конструирует восприятие и формирует новую структуру сознания и видения мира молодых людей.
Поступила: 07.10.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 25-31
DOI: 10.11621/npj.2013.0203
Ключевые слова: визуальность; повседневность; самоидентификация; интернет-реклама; субкультура; нарративный подход
Авторам: Донцов Александр Иванович; Дроздова Алла Владимировна
Показано, что одним из основополагающих факторов эмиграционных намерений является чувство опасности, которое служит пусковым механизмом при принятии решения о смене места жительства. Эмиграционное намерение связано с принятием решения в ситуации выбора и во многом определяется представлениями человека о собственной безопасности. Безопасность человека является результатом его собственных усилий, т.е. безопасность выступает одним из ведущих факторов ориентации и детерминации процесса познания человеком окружающего мира.
В исследовании приняли участие 263 человека в возрасте от 20 до 40 лет. На основании двух критериев: эмиграционных намерений и ощущения себя в безопасности/ опасности были сформированы четыре группы респондентов (респонденты с эмиграционными намерениями и ощущением себя в безопасности; с отсутствием эмиграционных намерений и ощущением себя в безопасности; с эмиграционными намерениями и ощущением себя в опасности; с отсутствием эмиграционных намерений и ощущением себя в опасности). Было выявлено, что наиболее значимыми мотивами возможной эмиграции для всех групп является стремление к повышению жизненного уровня и поиск комфорта. Ряд респондентов недоволен социально-экономической ситуацией в России, низким уровнем доходов.
Выделенные группы различаются социально-психологическими характеристиками: степенью удовлетворенности жизнью, ощущением счастья, ощущением безопасности, мотивами возможной эмиграции, представлением об эмиграции. Также, выявлено противоречие между декларируемым позитивным отношением к тем, кто эмигрирует («каждый живет там, где хочет жить») и смысловым содержанием понятия «эмиграция» («трусость», «ослабление страны», «бегство», «крысы, бегущие с тонущего корабля») во всех группах респондентов.
Поступила: 07.10.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 17-24
DOI: 10.11621/npj.2013.0202
Ключевые слова: эмиграционные намерения; безопасность; представления; эмиграция; адаптация
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Зотова Ольга Юрьевна
В статье анализируются основные достижения и тенденции развития отечественной психологии мышления второй половины ХХ века, разрабатываемой с позиций деятельностного подхода. Этот подход реализуется в разных формах (первая – С.Л. Рубинштейном и его последователями, вторая – А.Н. Леонтьевым и его последователями). Обобщаются и сопоставляются результаты многолетних циклов теоретических и экспериментальных исследований и обосновывается продуктивность синтеза представлений о мышлении как процессе и как деятельности, полученных в указанных научных школах.
Базируясь на принципе единства сознания и деятельности, авторы указывают на необходимость исследования мышления в контексте различных видов деятельности и утверждают, что развитое мышление должно изучаться как особая, самостоятельная деятельность личности, имеющая многоуровневую психологическую детерминацию – целевую, мотивационно-эмоциональную, смысловую, рефлексивную. Подчеркивается возрастающая роль изучения субъекта мыслительной, и более широко, познавательной деятельности в контексте анализа психического развития (в истории, онтогенезе и актуалгенезе). Это предполагает выявление как общих, так и специфических закономерностей микро- и макрогенеза мышления.
Обосновывается принципиальная ограниченность активно развивающегося информационного подхода, разрабатываемого когнитивными науками, несводимость психологической реальности к моделям, заложенным в системы искусственного интеллекта. Утверждается, что основная особенность мышления как процесса – это его непрерывность, которая является концептуально генетической (недизъюнктивной, недихотомической) в отличие от раздельных циклов функционирования любой компьютерной программы: все стадии мыслительного процесса непрерывно вырастают одна из другой и потому, оставаясь объективно различными, они не отделены друг от друга, а определяются динамикой взаимопереходов интеллектуально-эмоциональных процессов и их продуктов, относимых к разным уровням осознанности и произвольности. Вместе с тем подчеркивается, что в современных условиях мыслительная деятельность, опосредствованная компьютерными технологиями и преобразованная ими, выступает новым значимым объектом психологического исследования – прогресс общества требует существенного прогресса в изучении мышления. Отмечая быстрое распространение естественно-научного редукционизма (физиологического, логико-математического, кибернетического, социологического), авторы призывают к переориентации исследований в области психологии мышления – в первую очередь, предлагая изучать творческие, неалгоритмические, неформализуемые его составляющие (то есть анализировать личностный аспект мышления, определяющий закономерности порождения и функционирования новых потребностей, мотивов, эмоций, оценок, смыслов, целей и способов мыслительной деятельности).
В статье доказывается существенное преимущество методологии деятельностного подхода, его эвристичность и перспективность для раскрытия собственно психологической специфики сложных форм человеческого мышления.
Поступила: 12.08.2014
Принята к публикации: 14.08.2014
Страницы: 10-16
DOI: 10.11621/npj.2013.0201
Ключевые слова: теория деятельности; структурирующая функция мотивов; эвристические функции эмоций; целеобразование; операциональные смыслы; смысловая теория мышления
Авторам: Тихомиров Олег Константинович (1933-2001) ; Брушлинский Андрей Владимирович (1933–2002)
Статья посвящена возможностям применения технологий регистрации движений глаз (айтрекинга) в психологической подготовке спортсменов. Описаны преимущества использования систем айтрекинга в психологии спорта: возможность «увидеть глазами спортсмена» текущую тренировочную и/или соревновательную задачу, возможность совмещения процедуры регистрации движений глаз с другими аппаратурными методами (методами измерения ЭЭГ, КГР, БОС-технологиями, виртуальной реальностью и др.), высокая экологическая валидность проведения экспериментов с использованием мобильных систем трекинга глаз, возможность применения систем трекинга глаз не только в целях диагностики, но и обучения спортсменов. В хронологическом порядке представлены примеры практического внедрения систем айтрекинга в спорте в зарубежной и отечественной психологии: описаны результаты применения систем трекинга глаз в игровых и сложно-координационных видах спорта, единоборствах и других видах спорта.
Приведены результаты экспериментального применения систем регистрации движений глаз в скалолазании. В частности, в работе обсуждается возможность применения технологий айтрекинга в обучении спортсменов эффективным стратегиям зрительного поиска при предварительном просмотре скалолазного маршрута. Приведены результаты экспресс-опроса спортсменов-скалолазов и альпинистов (N=120) о важности предварительного просмотра и анализа скалолазных трасс до их непосредственного прохождения. Эксперимент с применением технологий айтрекинга проводился в условиях тренировки на искусственном рельефе, в исследовании приняли участие 23 спортсмена-скалолаза. В работе использовалась мобильная система трекинга глаз – «Eye-tracking glasses SMI». В результате были выявлены и описаны зрительные стратегии, свойственные спортсменам-скалолазам при предварительном просмотре трасс: «восходящая», «зигзагообразная», «фрагментарная», «последовательная стратегия с проработкой блоков».
Поступила: 10.12.2013
Принята к публикации: 23.12.2013
Страницы: 106-116
DOI: 10.11621/npj.2013.0214
Ключевые слова: регистрация движений глаз; айтрекинг; зрительная стратегия; саккады; фиксации; психология спорта; психология скалолазания и альпинизма
Авторам: Грушко Алена Игоревна; Леонов Сергей Владимирович
Дорогие друзья!
Представляем вашему вниманию новое информационноаналитическое издание – «Национальный психологический журнал».
Первый номер журнала выходит в свет в дни празднования юбилеев факультетов психологии Московского и Санкт-Петербургского университетов.
Страницы: 3
Ключевые слова: Национальный психологический журнал
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Цветкова Лариса Александровна
С 8 по 15 октября в Москве под девизом «Прикоснись к науке» прошел V Фестиваль науки.
На центральных площадках Фестиваля: Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова, Первом учебном корпусе Университета и Центральной выставочной площадке – Экспоцентре работали более 80 площадок организацийучастников Фестиваля.
Психология, несмотря на объективные и субъективные трудности, постепенно начинает занимать ключевые позиции в общественном и государственном сознании. Прошедший в середине октября V Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ «Инновационное и гуманитарное партнерство – основа динамичного развития стран СНГ» стал, на мой взгляд, знаковым событием для психологов. На нем впервые прошли два круглых стола, где «главным действующим лицом» стала психология: «Детство сегодня: вызовы и возможности» и «Психологическая наука обществу и практике».
Примечательно, что о значимости психологии в современном мире говорили не столько сами специалисты, но и руководители самого высокого уровня.
Дорогие коллеги! Вашему вниманию предлагается завершающий номер нашего журнала за 2010 год. Для российского психологического сообщества прошедший год был очень непростым, но в то же время интересным и насыщенным.
Вот только некоторые его итоги. В системе высшего психологического образования удалось не только сохранить существующие специальности подготовки психологов, но и добавить новые. Это важно для гармонизации образовательного стандарта с европейским психологическим сертификатом EuroPsy.
Объясняется, что понимают под импровизацией в организационной психологии. Выделены условия эффективности коллективной импровизации в управленческой команде. Дана характеристика основных компетенций менеджера-импровизатора.
Страницы: 120-122
Ключевые слова: организационная психология; командная работа; импровизация в командной работе; компетенции менеджера
Авторам: Базаров Тахир Юсупович
Рассматриваются цели и задачи инновационного обучения в высшей школе. Излагаются результаты эмпирического исследования связи интеллектуально-личностного потенциала и креативности студентов в процессе инновационного обучения, проводимого в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Страницы: 107-109
Ключевые слова: инновационное обучение в педагогическом образовании; развитие интеллектуально-личностного потенциала студентов; развитие креативности студентов
Авторам: Корнилова Татьяна Васильевна
Автор — заведующая кафедрой социальной психологии рассказывает об учебно-педагогической и научной работе, проводимой на кафедре. Знакомит с особенностями учебного плана. Приводит сведения о публикациях сотрудников.
Страницы: 102-104
Ключевые слова: кафедра социальной психологии; подготовка студентов-психологов в МГУ
Авторам: Стефаненко Татьяна Гавриловна
Автор — заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова рассказывает о деятельности этой недавно созданной кафедры. Освещено значение работ Б.М. Теплова — основателя школы дифференциальной психологии и психофизиологии, задачи которой в определенной степени связаны с задачами психогенетики. Представлены основные достижения научной деятельности кафедры и особенности преподавательской работы.
Страницы: 63-65
Ключевые слова: Теплов Б.М.; дифференциальная психология; психофизиология; психогенетика
Авторам: Егорова Марина Сергеевна
По решению Президиума РПО 14–18 февраля 2012 года в Москве состоится V Съезд Российского психологического общества.
Страницы: 40-41
Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Юревич Андрей Владиславович; Карабанова Ольга Александровна
Страницы: 3
Ключевые слова: Первый Всероссийский фестиваль науки; наука
Авторам: Зинченко Юрий Петрович
Дорогие коллеги! Этот год начался с активной подготовки к V Съезду РПО – событию, значимому для всего нашего психологического сообщества. За время, прошедшее после окончания IV Съезда Российского психологического общества, проводилась серьезная работа по совершенствованию и разработке его основополагающих документов, которая будет продолжена на V Съезде.
Прежде всего, решения предстоящего съезда должны привести в соответствие с существующим законодательством Устав Российского психологического общества. С помощью юристов нам удалось сформулировать его основные положения так, чтобы они еще конкретнее «чувствовали» себя в рамках правового поля. Кроме того, новая редакция Устава ориентирована на гармоничное вхождение российских психологов в нормативное общеевропейское психологическое пространство.
Страницы: 1-2
Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества
Авторам: Зинченко Юрий Петрович