В статье подробно рассмотрены действующие на сегодня положения российского законодательства, направленные на охрану имеющей ценность информации.
Автор знакомит с основными инструментами, которые использует для этого право, раскрывает механизмы их действия, особенности и преимущества применения, а также имеющиеся риски использования.
Основное внимание уделяется конструкции секрета производства (ноу-хау), как инструменту для защиты информации. Использование этого механизма позволяет получить почти не ограниченную во времени охрану имеющей ценность информации, причем вариант, реализованный в российском законодательстве, дает возможность охранять практически любую информацию.
Дается определение понятия «секрет информации», которое включает в себя не только сведения об определенных технических решениях, но и любую иную информацию, имеющая ценность, что позволяет применять указанную конструкцию и в области психологии. Объясняется, что подразумевается под данным инструментом, каковы его плюсы и минусы, каким требованиям, в соответствии с законом, он должен соответствовать.
Представлены режимы его осуществления: режим коммерческой тайны, требование запрета свободного доступа третьих лиц к секрету производства и др.
Показано, как может осуществляться использование информации за пределами указанных режимов. Автор отмечает, что правовое регулирование динамично, а мы находимся на этапе, когда регулирование секретов производства может претерпеть серьезные изменения. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что коммерческая тайна становится лишь одним из возможных вариантов охраны секрета производства, а выбор мер охраны отдается на усмотрение обладателю информации.
Поступила: 27.12.2012
Принята к публикации: 18.01.2013
Страницы: 77-82
DOI: 2079-6617/2013.0110
Ключевые слова: охрана имеющей ценность информации; секрет производства; право на информацию; коммерческая тайна; охраняемая информация; закон об охране информации
Авторам: Калятин Виталий Олегович