Актуальность тематики исследования. Широкое распространение Интернета за последние несколько десятилетий влечет за собой новые проблемы и вызовы. Излишняя поглощенность онлайн-активностью в ущерб личностному и социальному функционированию может приводить к развитию интернет-аддикции (ИА) — относительно нового феномена, варианта нехимической зависимости. Особенно высокий аддиктивный риск в этом отношении отмечается в популяции подростков и молодежи. Характеристики внутрисемейных отношений могут быть как протективным фактором, так и фактором, повышающим уязвимость к формированию интернет-зависимого поведения у подростков.
Цель исследования. Проанализировать особенности восприятия взаимоотношений с родителями у подростков с разным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения.
Описание хода исследования. В исследование было включено 1119 участников — пользователей Интерне- та — 565 девушек и 554 юношей в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Копейска, Челябинской области. Результаты исследования. Разделение по итоговому баллу шкалы интернет-аддикции Чена (CIAS) позволило разбить выборку на 3 подгруппы: минимальный (группа 1), умеренный (группа 2) и высокий риск/наличие ИА (группа 3). В сфере восприятия подростками отношений с родителями (шкала «Подростки о родителях», ПоР/ADOR) отмечаются значимые различия: участники с умеренным риском ИА чаще сообщали о враждебности (p < 0,001) и непоследовательности (p < 0,001) со стороны отца, также характеризовали свою мать как директивную (р = 0,001), враждебно настроенную (p < 0,001), непоследовательную (p < 0,001) и критикующую (р = 0,010). Наиболее благополучная группа минимального риска ИА отметила эмоционально близкие отношения с отцом (р = 0,024) и матерью (р = 0,005), по сравнению с этими участниками подростки с умеренным и высоким риском ИА отличались более высокими показателями непоследовательности (p < 0,001) и враждебности (p = 0,018) со стороны матери. По результатам корреляционного анализа были выделены следующие существенные взаимосвязи между выраженностью интернет-зависимого поведения и отношения со стороны родителей: «Враждебность» (отец), «Непоследовательность» (отец), «Фактор близости» (отец), «Директивность» (мать), «Враждебность» (мать), «Непоследовательность» (мать), «Фактор близости» (мать), «Фактор критики» (мать). При применении пошаговой линейной регрессии в модели остался только один фактор, вносящий наибольший вклад в развитие интернет-зависимого поведения — «Непоследовательность (со стороны матери)» (p < 0,001).
Заключение. Полученные в исследовании данные показывают наличие связи между семейными взаимоотношениями и признаками интернет-зависимого поведения у подростков. Наиболее важными факторами отношения со стороны родителей, связанными с риском ИА у подростков, оказались факторы непоследовательности и враждебности обоих родителей при более значительной роли взаимоотношений с матерью. Полученные данные могут быть использованы при проведении профилактических программ среди школьников и подростков, а также психологического просвещения родителей.
Поступила: 27.05.2021
Принята к публикации: 22.06.2021
Страницы: 76-87
DOI: 10.11621/npj.2021.0207
Авторам: Канашов Антон Евгеньевич ; Трусова Анна Владимировна
Доступно в on-line версии с 30.07.2021
Актуальность (контекст) тематики статьи. Пандемия COVID-19, наряду с угрозой соматическому здоровью и жизни людей, явилась вызовом их психическому здоровью. Поиск предикторов негативных последствий этого события в психической сфере является актуальной задачей психологического сообщества.
Цель: проверка предположения, что на людей с потенциально тяжелым течением заболевания и повышенной вероятностью летального исхода (представителей группы риска) психологическое влияние пандемии может быть более весомым, чем на основную часть населения, и сопровождаться выраженными психоэмоциональными нарушениями.
Описание хода исследования. В первые два месяца после введения ограничительных мер по поводу эпидемии COVID-19 в социальных сетях проведен онлайн-опрос населения с помощью валидных методик, подходящих для скрининговых исследований. Использовались специально разработанная анкета и включенные в нее психодиагностические методики в формате «Google-опросник». В исследовании приняли участие 449 человек в возрасте от 12 до 82 лет, средний возраст 30 лет, мода1 – 22 года. Выборка была разделена на основную и контрольную группы. Основную группу – группу риска составил 81 человек, численность контрольной группы или условно названной «группы здоровья» – 368 человек.
Результаты исследования. Выявлено, что приверженность к самоизоляции не связана с принадлежностью респондентов к группе риска. Несмотря на обнаруженную связь между принадлежностью к группе риска и страхом заразиться коронавирусной инфекцией, психоэмоциональные нарушения на статистически достоверном уровне значимости чаще диагностированы в «группе здоровья» (45%, а в группе риска – 26%). Среди членов группы риска реже встречается высокий уровень переживания одиночества (1% против 8% у «группы здоровья»).
Выводы. В целом результаты показали значительное негативное влияние новых условий на психическое состояние людей. Не подтверждена выдвинутая гипотеза, что лица из группы риска оказались более подвержены психоэмоциональному дистрессу в период самоизоляции. Наиболее уязвимой оказалась самая активная часть населения, для которой сложившаяся ситуация оказалась фрустрирующей привычные потребности.
Поступила: 08.09.2020
Принята к публикации: 18.09.2020
Страницы: 66-74
DOI: 10.11621/npj.2020.0308
Авторам: Карпова Эльвира Борисовна; Николаева Екатерина Андреевна
Доступно в on-line версии с 30.10.2020
Актуальность (контекст) тематики статьи. Семья больного шизофрений является важным источником, определяющим его реабилитационный потенциал. С другой стороны, по многочисленным данным, неблагоприятные семейные отношения взаимосвязаны с увеличением числа рецидивов. Заболевание члена семьи выступает мощным стрессовым фактором, оказывающим влияние на всю семейную систему, однако семьи больных различаются по степени возникающих дисфункций. При этом механизмы, лежащие в основе нарушений взаимодействия в данных семьях, остаются не до конца изученными.
Цель. Комплексное исследование выраженности психопатологических симптомов (PANSS), характеристик семейного взаимодействия, описанных в параметрах адаптации и сплоченности (FACES-3), эмоциональной и коммуникативной компетентности (ЭмИн Люсин Д.В), а также жизненной удовлетворенности опекуна (индекс жизненной удовлетворенности Н.В. Панина) в социально-психологической адаптации пациентов (шкала PSP, опросник ВОЗ-КЖ СМ).
Описание хода исследования. Выборку составили 122 человека, объединенные в диады – больной шизофренией и его опекун, который в ходе совместного интервью определялся как лицо, взявшее на себя основные обязанности по уходу за пациентом. Гендерное распределение пациентов: 33 женщины и 28 мужчин, средний возраст 32,5±9,44 года (M±SD), общее число госпитализаций в стационар 5,44 ±5,27, с разбросом 1–20 раз, средняя давность заболевания 9,93±6,85. Средний возраст опекуна 53±11,91 года. Распределение опекунов по гендерным признакам – 12 мужчин и 49 женщин.
Результаты исследования. По результатам моделирования структурными уравнениями получена модель, свидетельствующая об отрицательном влиянии выраженности негативных и общесоматических симптомов на социальное функционирование пациентов (p<0,001), в то время как более сбалансированные характеристики семейного взаимодействия оказывают суппортивный эффект (p<0,001). Показано, что коммуникативная компетентность опекуна увеличивает сбалансированность семейного взаимодействия (p<0,001).
Выводы. Возможности социальной адаптации пациентов с шизофренией определяются как объективными факторами (выраженность психопатологических симптомов), так и характером семейных дисфункций, которые, в свою очередь, тесно связаны с эмоциональной и коммуникативной компетентностью лиц, взявших на себя обязанности по уходу за пациентами. Поэтому развитие навыков межличностного общения опекунов пациентов может являться одним из направлений комплексных психосоциальных интервенций в семьи больных шизофренией. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на оценку эффективности указанных интервенций и на усовершенствование используемого инструментария, в частности, с использованием экспериментальных методов оценки характера семейного взаимодействия и эмоциональной и коммуникативной компетентности, а также на расширение числа измеряемых параметров (например, когнитивный дефицит пациентов).
Поступила: 02.07.2019
Принята к публикации: 06.09.2019
Страницы: 101-112
DOI: 10.11621/npj.2019.0311
Ключевые слова: шизофрения; семейные интервенции; эмоциональная экспрессивность; качество жизни; нагрузка на семью
Авторам: Трусова Анна Владимировна
Доступно в on-line версии с 20.10.2019
Актуальность (контекст) тематики статьи.Нарушение способности к регуляции эмоционального состояния значимо как в возникновении алкогольной зависимости, так и в ее течении. Несмотря на то, что общепринятым является рассмотрение алкоголизма с точки зрения биопсихосоциальной парадигмы, кросскультурные исследования индивидуально-психологических свойств больных алкоголизмом крайне немногочисленны.
Цель. Целью данного исследования являлся анализ стратегий и способов эмоциональной регуляции при алкоголизме у жителей г. Санкт-Петербург (Группа 1) и Республики Саха (Якутия) (Группа 2). Гипотезы исследования: существуют региональные, а также национальные различия в используемых стратегиях эмоциональной регуляции; стратегии эмоциональной регуляции могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие пациенты, находившиеся на лечении в наркологических клиниках при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева (СПб НИПНИ им. Бехтерева) и ГБУ РС (Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер». Критерии включения в выборку: лица в возрасте от 18 до 70 лет, установленный диагноз «Синдром зависимости от алкоголя» (F10.2) в соответствии МКБ-10; свободное владение русским языком. Всего в исследовании приняли участие 60 человек, 30 из которых являлись жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (группа 1), 30 – проживали на территории Республики Саха (Якутия) (группа 2).
Результаты исследования.
Обнаружены значимые региональные различия в использовании когнитивной стратегии регуляции эмоций «позитивная переоценка» (p=0,01) жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области и жителями Якутии. Базовая стратегия эмоциональной регуляции «подавление экспрессии» (р=0,02), а также такие трудности эмоционального регулирования как «непринятие эмоциональных реакций» (р=0,002), «трудности сдерживания импульсивных реакций» (р=0,007), «ограниченность спектра стратегий эмоциональной регуляции» (р=0,003) характерны для жителей Республики Саха (Якутия). Они отражают культурно-специфические особенности северных народов, выражающиеся в эмоциональной сдержанности, склонности к подавлению эмоций, чувств.
Выводы. Изучение эмоциональной регуляции при алкогольной патологии с учетом национальной и региональной принадлежности индивидов имеет принципиально важное значение для решения вопросов в области этнической психологии и психиатрии. Для эффективного оказания медицинской, психологической и психотерапевтической помощи пациентам с алкогольной зависимостью, а также с другими формами аддиктивных расстройств, необходим учет национальных и региональных особенностей, способных выступить в качестве внутреннего ресурса успешности оказываемой помощи.
Поступила: 27.11.2018
Принята к публикации: 15.01.2019
Страницы: 78-87
DOI: 10.11621/npj.2019.0108
Ключевые слова: эмоциональная регуляция; зависимость от алкоголя; кросскультурное исследование; этнопсихология
Авторам: Игнатьев Павел Дмитриевич; Трусова Анна Владимировна; Климанова Светлана Г.; Балашова Юлия И.; Замятина Надежда Н.; Шестакова Матрена В.
Доступно в on-line версии с 30.04.2019
Актуальность. Психологические особенности геймеров (игроков в компьютерные игры) – тема чрезвычайно актуальная сегодня, поскольку распространенность геймерства очень широка и продолжает расти, охватывая все поколения людей.
Цель исследования: описание картины мотивации повседневной жизни геймеров для того, чтобы понять, почему они предпочитают эту форму проведения свободного времени другим формам.
Описание хода исследования. В исследовании, проведенном с помощью онлайн-опросов приняли участие 10916 русскоговорящих мужчин-игроков из России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. Рассматривались основные эксплицитные мотивы повседневной жизни игроков в онлайн-игры, среди которых обнаружены наиболее выраженные: мотивы познания и достижения. Методом дискриминантного анализа выявлены и описаны три группы игроков: с мотивацией познания и достижения рационального типа, мотивацией познания и достижения эмоционального типа и мотивацией неопределенного типа. Проведено сравнение играющих и не играющих мужчин по степени выраженности мотивов в повседневной жизни. Более высокие средние значения по шкале Лайкерта отмечаются у не играющих мужчин в мотивах, связанных с общением и взаимодействием с другими людьми, (критерий Уилкоксона, p≤0,01) и в мотивах, направленных на восприятие красоты, масштабности и грандиозности (критерий Уилкоксона, p≤0,001). У игроков выше оценки ситуаций, связанных с понятностью задач, и значимо меньше выражен интерес к ситуациям, в которых они могут влиять на что-то (критерий Уилкоксона, p≤0,01).
Результаты исследования. Сформирована шкала для оценки мотивов повседневной жизни, произведена оценка выраженности эмпирически выявленных мотивов у геймеров по шкалам множественного выбора и затем по пятибалльной шкале Лайкерта. Впервые выделены и описаны три группы игроков с мотивацией разного типа, проведено сравнение выраженности этих мотивов у играющих и не играющих мужчин.
Выводы. Познавательные мотивы и мотивы достижения у играющих и не играющих мужчин оказались выраженными в равной степени высоко, что может быть обусловлено универсальностью и значимостью ценностей познания и достижения в современном обществе. Возможно, компьютерные игры наиболее полно из всех доступных игрокам форм проведения времени удовлетворяют их потребности в познании и достижении. Дальнейшая задача – проверить эти предположения с помощью других методов (например, глубинного интервью).
Поступила: 31.08.2018
Принята к публикации: 02.11.2018
Страницы: 16-26
DOI: 10.11621/npj.2018.0402
Ключевые слова: гейминг; мужчины-геймеры; мотивация; эксплицитные мотивы
Авторам: Иванова Надежда Александровна
Доступно в on-line версии с 30.12.2018
В состоянии стресса животные ведут себя по-разному. Одни затаиваются и пережидают опасность, другие – убегают, дерутся или пытаются активно повлиять на ситуацию. Каждая из этих стратегий поведения адаптивна к определенным условиям среды и имеет свои нейрофизиологические особенности. Во время длительного стресса лидеры оказываются подвержены действию сердечнососудистых и язвенных заболеваний, но кратковременный стресс мобилизует их силы, повышая эффективность нервной и иммунной системы в большей степени, чем у неактивных животных.
Не только животные, но и люди по-разному реагируют на кратковременные или длительные стрессорные воздействия. Эти реакции получили названия «поведенческие стратегии». В статье разбираются модели поведенческих типов, типичные для животных, а также приводятся особенности поведения и наследования характерных черт людьми в зависимости от пола, социального статуса и возраста. Показано, как тревожность влияет на социальное поведение отдельных людей. Проведено их сопоставление по типологическими реакциями.
Знакомство с данными закономерностями может быть полезно людям в неконтролируемой ситуации стресса для организации активных действий по предотвращению развития заболеваний и депрессивных расстройств путем сознательной переделки своего типа реагирования на более эффективный. Кроме того, знание особенностей поведенческих типов личности поможет педагогам. Они должны иметь в виду, что в состоянии стресса (экзамены, курсовые, проверочные работы) не все ученики будут эффективно воспринимать и представлять полученный материал и, напротив, некоторых активных студентов кратковременное стрессорное раздражение может подстегнуть. Необходимо уделять особое персональное внимание ученикам с низким социально- экономическим статусом, имеющим активный тип стрессорной реакции, так как по статистике данные проблемные ученики часто становятся агрессорами и совершают асоциальные и, порой, криминальные поступки.
Исследованные поведенческие типы не являются полярными, поскольку не существует четких границ личности. Кроме того, в реализации поведенческой стратегии по активному/неактивному типу немалую роль играет привычное и унаследованное от родителей поведение.
Поступила: 14.10.2016
Принята к публикации: 04.04.2017
Страницы: 59-72
DOI: 10.11621/npj.2017.0207
Ключевые слова: стресс; стратегии поведения; социальный стресс; неконтролируемый стресс; иерархия; депрессия; сердечные заболевания; кортизол; тревожность
Авторам: Немец Всеволод Владимирович; Виноградова Екатерина Павловна
Доступно в on-line версии с 28.06.2017
Делается попытка подвести итоги взаимодействия двух самых крупных психологических школ в России – психологических школ Москвы и Санкт- Петербурга. Это всего лишь зарисовка, посвященная 50-летнему юбилею психологических факультетов Москвы и Петербурга, а не исторический труд. Сложные отношения между психологическими школами, берущие начало в далеком прошлом, прошли через разные исторические этапы. Противостояние славянофильской и западнической традиций сказалось на исходном различии этих школ. Возникла оппозиция: или мы изучаем человека во всей его полноте, со всем богатством его субъективного опыта, но теряем в надежности наших высказываний (московский акцент), или мы изучаем человека точно, объективными методами, но теряем в целостности наших представлений (акцент петербургский). Обе психологические школы, пережив подъемы и спады, сохранили свою самобытность и свой акцент в исследованиях. Москвичи в своих исследованиях чаще ориентируются на более крупные проблемы и до сих пор опираются на масштабные идеи Выготского-Леонтьева. Петербуржцы более конкретны, более эмпиричны, но все-таки продолжают с тоской и надеждой думать о создании общей концепции человека, к чему их призывал Ананьев. Сегодня между двумя школами нет никакого противостояния, а лишь одна взаимная любовь.
Поступила: 16.09.2016
Принята к публикации: 27.09.2016
Страницы: 36-44
DOI: 10.11621/npj.2016.0305
Ключевые слова: история психологии; психологические школы; психологические организации; личности в российской психологии
Авторам: Аллахвердов Виктор Михайлович
Доступно в on-line версии с 30.10.2016
В качестве системообразующего фактора научного обеспечения спорта определяются психологические основы. Главной причиной функционального и психологического травматизма называется функционирование психики в ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Формулируются задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов: индивидуализация приемов управления спортивной деятельностью; психологический контроль переносимости тренировочных нагрузок и готовности к соревнованию; восстановление психической свежести и функциональной работоспособности; индивидуальное и групповое консультирование; оптимизация социально-психологического климата в спортивном коллективе.
"Страницы: 71-74
Ключевые слова: психология спорта; спортивная деятельность; спортивный психолог; психологическая подготовка спортсменов; психологическое обеспечение спорта; спорт высших достижений
Авторам: Сафонов Владимир Константинович
Доступно в on-line версии с 04.02.2014
Дорогие друзья!
Представляем вашему вниманию новое информационноаналитическое издание – «Национальный психологический журнал».
Первый номер журнала выходит в свет в дни празднования юбилеев факультетов психологии Московского и Санкт-Петербургского университетов.
Страницы: 3
Ключевые слова: Национальный психологический журнал
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Цветкова Лариса Александровна
В статье анализируются результаты проведенного авторами исследования синдрома профессионального выгорания. Рассмотрены личностные и социально-демографические причины развития данного синдрома. Названы профессии, представители которых наиболее часто подвержены выгоранию. Представлены некоторые программы «анти-выгорания», разработанные российскими специалистами.
Страницы: 126-130
Ключевые слова: профессиональное выгорание; психологическая помощь при профессиональном выгорании
Авторам: Водопьянова Наталия Евгеньевна ; Старченкова Елена Станиславовна
Освещены предмет и задачи психологии спорта, как комплексного прикладного направления психологической науки. Рассказывается о подготовке специалистов в этой отрасли В Санкт-Петербургском государственном университете.
Страницы: 114-115
Ключевые слова: психология спорта; подготовка специалистов в области спихологии спорта; СПбГУ
Авторам: Сафонов Владимир Константинович
Освещена история зарождения и развития экономической психологии. Рассмотрены ее сегодняшние цели и задачи. Рассказывается, как происходит обучение экономической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете. Намечены перспективы развития экономической психологии, показано ее место и роль в отечественной науке и образовании. Поднимается проблема эффективности подготовки специалистов-психологов в этой отрасли.
Страницы: 110-113
Ключевые слова: экономическая психология; подготовка специалистов в области экономической психологии; СПбГУ
Авторам: Дейнека Ольга Сергеевна
Автор анализирует современную систему подготовки практических психологов в нашей стране. Рассмотрено современное обучение студентов-психологов в вузе, показаны его сильные и слабые стороны. Значительное внимание уделяется подготовке будущих школьных психологов.
Страницы: 97-101
Ключевые слова: практическая психология; школьный психолог; психологи-практики; обучение студентов-психологов
Авторам: Ясюкова Людмила Аполлоновна
В статье сравнивается современная практика подготовки и проверки профессиональной пригодности психологов в США и в нашей стране. Анализируются результаты совместного сравнительного исследования практик американо-канадских и российских психологов. Приведены результаты изучения деятельности психологов в следующих понятиях: роли, обязанности, предметные области, специализированные знания.
Страницы: 88-96
Ключевые слова: профессиональная деятельность психологов; психологи США; российские психологи; подготовка психологов в России; подготовка психологов в США; оценка деятельности психолога
Авторам: Маничев Сергей Алексеевич; Милешкина Юлия Юрьевна
Авторы — ведущие сотрудники кафедры онтопсихологии факультета психологии СПбГУ. Они знакомят с историей возникновения понятия «онтопсихология», рассматривают предмет и задачи этой отрасли психологической науки. Рассказывается о сотрудничестве российских психологов с классиком онтопсихологии итальянским ученым А. Менегетти, о деятельности Славянской ассоциации онтопсихологии, о работе кафедру онтопсихологии СПбГУ. Показаны возможности практического применения онтопсихологии.
Страницы: 79-84
Ключевые слова: онтопсихология; А. Менегетти
Авторам: Дмитриева Виктория Александровна ; Гришина Н. В.
Автор рассуждает о природе и сущности сознания, об отношении к сознанию в отечественной и зарубежной психологии. Рассматриваются взгляды на сознание, имевшие место на разных этапах развития общества и государства и влияние на самосознание человека государственной идеологии. Показаны основные тенденции в изучении сознания современной психологической наукой.
Страницы: 10-19
Ключевые слова: природа сознания; сознание; сознание и идеология; манипулирование сознанием; самосознание и самооценка
Авторам: Аллахвердов Виктор Михайлович
Интервью с Ларисой Александровной Цветковой, доктором психологических наук, деканом факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Описывается авторская методика оценки руководителей – «Матрица лидерства», предназначенная для использования в тренинге и коучинге с целью самопознания и саморазвития. Приведены результаты нескольких тренингов «Развитие личности», проведенных с ее помощью. Продемонстрировано, что «Матрица лидерства» позволяет сделать первый шаг в осознании задач развития лидерского потенциала.
Страницы: 128-131
Ключевые слова: лидер; лидерство; тренинг лидерства; коучинг; самопознание; саморазвитие
Авторам: Сидоренко Елена Васильевна
В статье исследуются причины неграмотности современных школьников, анализируются недостатки учебных программ, не обеспечивающих качество обучения детей в начальных классах. Рассмотрены возможные пути оказания психологической помощи ученикам, не справляющимся со школьной программой.
Страницы: 112-116
Ключевые слова: обучение в начальных классах; школьные трудности детей; психологическая помощь отстающим детям
Авторам: Ясюкова Людмила Аполлоновна
Излагаются результаты эмпирических исследований, затрагивающих две стороны взаимодействия с природой. Одно акцентирует внимание на «бесправии Природы», второе – на «бесправии самого человека как части этой природы». Целью первого исследования было выявление возможных направлений и механизмов осуществления экологической политики в области экологического сознания и развития экологической культуры. Второе исследование было посвящено активности потребителя и его ожиданиям и установкам в отношении государства как института, способного обеспечить экологическую защиту и контроль.
Страницы: 81-86
Ключевые слова: экология; экономическая психология; экологическая политика; экологическое сознание; сознание потребителя
Авторам: Дейнека Ольга Сергеевна