ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Общая психология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Андреюк К.О., Соколова Е.Т. Клинико-психологические регуляторы макиавеллизма в норме и при расстройствах шизофренического спектра / Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 35–45

Актуальность (контекст) тематики статьи. Макиавеллизм рассматривается как манипулятивная установка личности, закономерно связанная с деформацией самосознания и деструкцией близких межличностных отношений, что находит косвенное подтверждение в ряде исследований макиавеллизма и других черт Темной триады в здоровой популяции. Однако роль макиавеллизма в регуляции многообразных форм социального поведения, характеризующихся разной степенью регламентированности, сложности, эмоциональной близости, недостаточно изучена. Макиавеллизм и другие формы манипулятивного поведения, рассматриваемые в качестве стратегий регуляции межличностных отношений в ситуации неопределенности, как ожидается, будут по-разному выражены в условно здоровой и клинической популяции в зависимости от эмоциональной вовлеченности, толерантности к неопределенности и ценностных приоритетов.

Цель и описание хода исследования. Целью исследования было выявление вклада в выраженность макиавеллизма, оцениваемого с использованием шкалы «Mach-IV», таких психологических особенностей, как эмпатия, отношение к неопределенности, ценностные ориентации и клинические черты шизотипического круга. В выборку вошли 80 пациентов с расстройствами шизофренического спектра (F 20.0, F 25.0, F 21.0) и 40 лиц контрольной группы без психиатрических диагнозов. Пациенты были разделены на две группы. Гендерное распределение: в группе пациентов с параноидной формой шизофрении – 50% мужчин, 50% женщин, в группе пациентов с шизотипическими расстройствами – 45% мужчин, 55% женщин, в контрольной группе – 37,5% мужчин и 62,5% женщин. Средний возраст участников исследования: 25–35 лет. Исследование проводилось в индивидуальном формате, пациенты на момент проведения исследования были госпитализированы в Научный центр психического здоровья г. Москвы.

Результаты исследования. С помощью регрессионного анализа обнаружено, что снижение «эмпатии» и отсутствие эмоциональной вовлеченности в процесс межличностного общения выступают одним из главных регуляторов макиавеллизма как в контрольной (р<0,05), так и в клинических (р<0,001) группах. В то же время, выраженные шизотипические черты, связанные с эмоционально-отношенческим аспектом клинической симптоматики («подозрительность», «ограниченный аффект», «социальная тревожность») характеризуют климат интерперсонального взаимодействия. Не будучи ведущими в детерминации макиавеллизма, они создают основу для усугубления манипулятивных тенденций. В контрольной группе «межличностная интолерантность к неопределенности» выступает дополнительным фактором макиавеллизма (р<0,05) – лица, которым сложно переносить неоднозначность отношений, склонны прибегать к манипуляции. Низкая «интолерантность к неопределенности» в клинических группах также способна влиять на увеличение «макиавеллизма» (р<0,01), что подтверждают обнаруженные связи с некоторыми аспектами морального самосознания, основанными на игнорировании традиционных этических норм, законов и порядков при принятии решений в ситуациях межличностного общения.

Выводы. Среди исследованных параметров регуляцию выраженности макиавеллизма как в клинических, так и в контрольной группах определяют «эмпатия» и «интолерантность к неопределенности». Ценностные приоритеты и клинические черты, будучи связанными с макиавеллизмом, тем не менее, не позволяют сделать вывод о величине влияния конкретного показателя на манипулятивное поведение. Выявленные констелляции психологических и клинических факторов макиавеллизма могут способствовать выработке индивидуализированных стратегий эффективного взаимодействия с пациентами с расстройствами шизофренического спектра в рамках психотерапевтических и реабилитационных программ.

Поступила: 29.10.2019
Принята к публикации: 06.11.2019
Страницы: 35-45
DOI: 10.11621/npj.2019.0404
Ключевые слова: макиавеллизм; эмпатия; толерантность к неопределенности; моральное самосознание; расстройства шизофренического спектра;
Автор(ы): Андреюк К.О.; Соколова Е. Т.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Шабельников В.К. Основные идеи П.Я. Гальперина о логике и механизмах формирования психических процессов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.56-61

В статье излагаются идеи П.Я. Гальперина о психологическом содержании процесса интериоризации. Представление ученого о психике как об ориентировочной деятельности субъекта позволяет выделить ее функциональную роль в предметной деятельности человека. Ориентировочная деятельность во внутреннем плане сохраняет структурное сходство с практической деятельностью. Внутренний план деятельности выступает в качестве «запасного поля», необходимого для опробования действий в определенных ситуациях и раскрытия условий их выполнения. Психический образ возникает как компонент деятельности, представляющий черты объектов, необходимые для ориентировки и построения действий. П.Я. Гальперин выделяет черты ситуаций двух типов: где психика не нужна и где психика необходима. И у животных, и у человека, например, процессы нормального дыхания или физиологической регуляции внутренних процессов организма обеспечиваются без участия психики. Но такой коррекции становится недостаточно, когда появляются новые ситуации, требующие опробования и отбора действий. Последние проводятся в сформированном «запасном поле действия», образованном посредством активного отражения ситуации в организме. В этом «запасном поле» субъект и производит опробование и отбор своих действий, приводя их в соответствие с отраженной ситуацией. Таким образом, П.Я Гальперин раскрывает функциональную природу психических образов.

В статье обсуждаются основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и метода управляемого формирования психических процессов как воссоздание логики формирования психических явлений. Показано как эти положения дают возможность раскрыть психологическое содержание процесса интериоризации. Автор обосновывает понятие «субъектная логика формируемых действий», которая объективно диктует логику организации не только умственных, но и других психических процессов.

Поступила: 14.07.2017
Принята к публикации: 31.07.2017
Страницы: 56-61
DOI: 10.11621/npj.2017.0307
Ключевые слова: интериоризация; ориентировочная деятельность; теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД); метод управляемого формирования; субъектная логика формируемых действий;
Автор(ы): Шабельников В.К.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Решетова З.А. Психика и деятельность. Психический механизм усвоения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.40-55

Статья посвящена значению проблемы механизмов усвоения для понимания природы психики человека. Усвоение рассматривается как особая деятельность, играющая определенную роль при формировании психики человека в конкретной культурно-исторической обстановке и опосредствованная деятельностью ее формирующей. В работе отражено авторское понимание значения идей, развиваемых психологической теорией деятельности, для установления законов становления и развития психики человека. Дается трактовка диалектических связей мозговых процессов, психики и предметной деятельности, их порождающих. С позиций деятельностной теории вскрываются причины психологических затруднений учащихся и низкой результативности процесса обучения при господстве репродуктивного метода или использования метода проб и ошибок. Предлагается новое понимание известных дидактических принципов научности, доступности, предметности, связи обучения с жизнью и других.

Показаны возможности психологической теории применительно к организации и управлению учебной деятельностью учащегося, повышению активности и сознательности учения, обеспечению роста ее внутренней мотивации. Особое внимание в работе уделено проблеме развития интеллектуальных и творческих возможностей. Автор отстаивает позицию, согласно которой творческие возможности учащегося связанны со способом его обучения. При этом разработчики и педагоги должны приложить усилия для формирования у них системной ориентировки в предмете, прежде всего, в овладении методом системного анализа. Будучи усвоенным, метод системного анализа превращается в общее интеллектуально-развивающее орудие, посредством которого организуется деятельность по решению любых учебных задач с разным содержанием и типом сложности. В обобщающей части работы делается заключение о том, что организация процесса усвоения учащихся как деятельности в ее социальной, сознательно-преобразовательной и смыслообразующей структурах, объяснение им условий его осуществления и значения для формирования их сознания и организации жизни открывают им возможности к самодвижению к вершине человеческого развития – становлению развивающейся личности.

Поступила: 12.07.2017
Принята к публикации: 28.07.2017
Страницы: 40-55
DOI: 10.11621/npj.2017.0306
Ключевые слова: психологическая теория деятельности; учебная деятельность; усвоение; дидактические принципы; системный анализ; развитие личности;
Автор(ы): Решетова З.А.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер