ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Социальная психология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Марчук Н.Ю. Половозрастные особенности образа «я» пенсионера. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 116-123.

В настоящее время, когда Минфин РФ прорабатывает вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста, различными специалистами активно обсуждаются все достоинства и недостатки такого преобразования. Вопрос об определении особенностей трудовых ресурсов пожилых людей, их участии в жизни общества сложен и многогранен. Активность и деятельные возможности пенсионеров, их готовность реализовать себя в обществе существенно различаются в зависимости от состояния здоровья, психологического самочувствия человека, его отношения к самому себе.

В качестве центрального компонента самосознания и саморегуляции пенсионера в данной статье рассматривается образ «Я» как обобщенная совокупность представлений о собственных физических, психологических и социальных особенностях. Результаты представленного в статье исследования раскрывают пенсионный возраст как период онтогенеза человека, в течение которого его образ «Я» претерпевает многочисленные изменения. На основании теоретического анализа и результатов эмпирического исследования, предложена периодизация развития личности в этом возрасте: раннепенсионный, среднепенсионный, позднепенсионный период. Каждый из периодов описан через возрастные особенности самосознания и образа «Я». Показан кризисный характер развития образа «Я» у людей пенсионного возраста, выделены нормативные возрастные кризисы данного периода: кризис выхода на пенсию, кризис состоятельности, кризис целостности. А также выделены гендерные особенности образа «Я» пенсионеров.

Исследование проводилось на выборке из 120 неработающих пенсионеров Екатеринбурга и Свердловской области. Были использованы следующие методики: «Кто я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой (на предмет содержания образа «Я»), тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (для анализа самоотношения пенсионеров), методика личностного дифференциала (на предмет самооценки своей привлекательности, силы и активности).

Поступила: 19.05.2016
Принята к публикации: 05.05.2017
Страницы: 116-123
DOI: 10.11621/npj.2017.0213
Ключевые слова: Я-концепция; самосознание; кризис развития; самоотношение; самооценка; пенсионный возраст; генеративность; мудрость; состоятельность;
Автор(ы): Марчук Н.Ю.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 106-115.

В статье представлены результаты исследования жизненных ценностей научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. По специально разработанной анкете, включающей 72 вопроса (закрытых, шкальных и открытых), был опрошен 721 респондент. В выборку вошли сотрудники с разным уровнем научной квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались как сотрудники НИИ, так и ВУЗов из разных регионов Российской Федерации. В статье основное внимание уделено анализу влияния социально-демографических характеристик (возраст, пол), социальных индикаторов профессиональной деятельности (наличие ученой степени и научного звания, занимаемая должность, публикационная активность) и показателей социально-психологического благополучия на жизненные ценности научных сотрудников. Рассмотрено влияние эмоциональной оценки своих жизненных перспектив, социального статуса в научном коллективе и эмиграционных планов на оценку значимости тех или иных жизненных ценностей. В результате исследования была выявлена иерархия жизненных ценностей научных сотрудников. Показано место традиционалистских гендерных различий в ценностных ориентациях научных сотрудников. Были выявлены два возрастных этапа, на которых происходит существенная трансформация их жизненных ориентаций. Охарактеризованы особенности влияния уровня научного статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность) на ценностные ориентации и профессиональное самочувствие научного сотрудника. Получены данные, характеризующие роль социально-психологических факторов (оценка успешности своих жизненных перспектив, социальный статус в коллективе, эмиграционные планы) в определении значимости тех или иных жизненных ценностей. Выявленные тенденции интерпретируются относительно проблематики, касающейся профессионального становления научного сотрудника.

Поступила: 04.04.2017
Принята к публикации: 19.04.2017
Страницы: 106-115
DOI: 10.11621/npj.2017.0212
Ключевые слова: научный сотрудник; ценностные ориентации (ЦО); характеристики профессионального статуса; демографические факторы; психологическое благополучие; социальное благополучие;
Автор(ы): Собкин В.С.; Андреева А.И.; Рзаева Ф.Р.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 98-105.

В статье представлены результаты исследования социальной поддержки молодых людей и девушек и ее связи с уровнем толерантности к неопределенности. С помощью ряда психодиагностических инструментов исследованы гендерные детерминанты социальной поддержки, толерантность к неопределенности и межличностная интолерантность у молодых людей с разным уровнем эмоциональной и инструментальной поддержки. Выявлено, что молодые люди и девушки в возрасте 18–22 лет с высоким уровнем толерантности к неопределенности являются чувствительными к различным формам социальной поддержки. Способность принимать неопределенность, функционировать в системе неясных межличностных коммуникаций и действовать в условиях меняющихся обстоятельств определяет и уровень удовлетворенности социальной поддержкой среди участников исследования. Проведенное исследование, участниками которого стали 165 молодых респондентов, подтвердило предположения о том, что, во-первых, социальная поддержка как коммуникативный феномен имеет различия в восприятии ее эмоциональных форм молодыми людьми и девушками, во-вторых, особенности функционирования человека в системе поддерживающих действий социального окружения связаны, в том числе и с уровнем развития у него толерантности к неопределенности и, в-третьих, социальная поддержка может редуцировать у человека состояние неопределенности и, тем самым, нивелировать негативные влияния стрессовых событий. Способность человека «видеть и обнаруживать» социальную поддержку, быть чувствительным и внимательным к поддерживающим актам социальной среды имеет тесную взаимосвязь с уровнем развития у него способности принимать неопределенность и сохранять устойчивость в состоянии дискомфорта при ее наличии.

Поступила: 27.11.2016
Принята к публикации: 14.01.2017
Страницы: 98-105
DOI: 10.11621/npj.2017.0211
Ключевые слова: социальная поддержка; социальная интеграция; толерантность; толерантность к неопределенности; молодые люди;
Автор(ы): Лифинцев Дмитрий Валентинович; Серых Анна Борисовна; Лифинцева Алла Александровна;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Заикин В.А. Моральное функционирование: социально-психологический подход. Социально-интуитивистская теория Дж. Хайдта. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 32-38.

В статье исследуется методологический аспект становления социально-интуиционистского подхода в психологии морали. Раскрывается возможность приложения данного подхода к изучению морали и морального функционирования сегодня, акцентируется представленность проблематики психологии морали в методологических истоках социальной психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Подробно описываются социально-психологические основания социально-интуиционистского подхода. Приводятся данные исследований показывающие, что усвоение ребенком понятия справедливости является как культурно детерминированным, так и вариативным в рамках конкретной группы членства. Предметом специального рассмотрения является теория американского социального психолога Дж. Хайдта. Системно представлены результаты трудов его и коллег, описана концепция культурно-вариативных моральных интуиций, резюмированы выводы эмпирических работ, выполненных в рамках данного подхода. Раскрываются фундаментальные положения социально-интуиционистской теории. Проводится сравнительный анализ социально-интуиционистского и когнитивного подходов в психологии морали. Обоснован вывод о том, что релятивистское понимание морали не является преградой для ее изучения, а наличие различных детерминант морального функционирования должно стать основой эмпирических исследований в будущем.

Авторами концептуализировано современное состояние социально-интуиционистской теории морального функционирования, описаны теоретико- методологические источники данного направления (Ролз, 2010; Фрейд, 2005; Юм, 1996; Hare, 1981). Как обоснование данного подхода рассматриваются феномены, исследованные в психологии социального познания и указывающие на возможность разработки данного направления, а именно: аффективная мотивация (Zajonc, 1980), вера в справедливый мир (Lerner, 1965), иллюзия объективности (Perkins, Allen, & Hafner, 1983), феномен «наивного реализма» (Griffin, & Ross, 1991), групповое взаимодействие в ситуации нормативной неопределенности (Зимбардо, Ляйппе, 2011).

Поступила: 01.09.2015
Принята к публикации: 17.06.2016
Страницы: 32-38
DOI: 10.11621/npj.2017.0104
Ключевые слова: психология нравственности ; социальная психология; моральное функционирование; социально-интуиционистская теория;
Автор(ы): Заикин В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 25-31.

В статье представлены результаты теоретического анализа категории «информационно-психологическое воздействие». Исследование направлено на определение роли и места воздействий такого рода в воспитательном процессе и в образовании в целом. Дается сравнительный анализ существующих в науке подходов к пониманию сущности и психологического содержания понятия «информационно-психологическое воздействие». На основе этого делается вывод о том, что психологическое воздействие представляет собой влияние на человека элементов окружающей его физической и социальной среды, изменяющих протекание у него психических процессов, его психические состояния, психологические структуры сознания и поведение. Выявлено, что целенаправленное психологическое воздействие, осуществляемое индивидуальным или коллективным субъектом, может быть прямым (директивным) или косвенным (информационно-психологическим). На основании проведенного анализа установлено также, что информационно-психологическое воздействие, в зависимости от целей и характера влияния, может быть манипулятивным (субъект-объектным) или развивающим (субъект-субъектным). Манипулятивное воздействие формирует временные, нестойкие психические образования, развивающее – устойчивые личностные образования. Оба этих вида информационно- психологического воздействия присутствуют в образовательном процессе. Выбор вида воздействия педагог осуществляет, основываясь на своей педагогической квалификации и выборе педагогических целей: развитие личности ученика или формирование поведенческих стереотипов

Поступила: 29.01.2017
Принята к публикации: 07.02.2017
Страницы: 25-31
DOI: 10.11621/npj.2017.0103
Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие; воспитательный процесс; субъект-субъектное влияние; образование; манипулятивное воздействие; развивающее воздействие;
Автор(ы): Баранов Евгений Геннадьевич;

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Базаров Т.Ю., Аксеновская Л.Н. Социально-психологическая технология формирования предпринимательской культуры населения региона. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 87-97.

В статье представлена концепция междисциплинарного проекта по разработке и внедрению социально-психологической технологии формирования предпринимательской культуры населения региона. Назначение данной технологии состоит в стимулировании предпринимательской активности трудоспособного населения конкретного российского региона, обладающего собственной культурно-исторической, экономической и социально-психологической спецификой. Проект, инициированный профессором Т.Ю. Базаровым, получил название «Столыпинская реформа: версия 2.0» и реализуется в Саратовском регионе, исторически связанным с именем выдающегося реформатора П.А. Столыпина. Старт реализации проекта был дан в Саратовском национальном исследовательском государственном университете в ходе проведения VII Научно-практической конференции «Организационная психология: люди и риски» (19–20 октября 2016 г.). Тематика конференции была посвящена междисциплинарному анализу практики реформирования российской экономики во временной трансспективе «прошлое – настоящее – будущее», лидерству в условиях реформ и оценке потенциала (социально-психологического, культурного, экономического) Саратовского региона в контексте возможностей более активного развития предпринимательства на основе формирования предпринимательской культуры.

В статье описываются инновационная коммуникативная технология организации и стимулирования ценностно- и целеориентированной дискуссии ученых, управленцев и студенческой молодежи (авторы – Т.Ю. Базаров и Т.А. Нестик). Обсуждаются результаты социально-психологических исследований имиджа города Саратова, имиджа работающих в нем предпринимателей, представлений саратовцев об образе (идеальном и реальном) саратовских предпринимателей и отношения саратовцев к предпринимателям, а также результаты анализа самооценки предпринимателями своего образа в глазах горожан, представлений о личности успешного реформатора и о лидерстве в условиях реформ. Представлены итоги рассмотрения кризисных ситуаций начала ХХ и ХХI веков и изучения ценностей и уровня морального развития саратовских предпринимателей. На основе полученных результатов предложена концепция разработки и внедрения социально-психологической технологии формирования предпринимательской культуры населения российского региона.

Поступила: 20.11.2016
Принята к публикации: 16.12.2016
Страницы: 87-97
DOI: 10.11621/npj.2016.0411
Ключевые слова: организационная психология; лидерство; фасилитационная коммуникативная технология; имидж; предпринимательство; этика и ценности; Саратовский регион;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович; Аксеновская Людмила Николаевна ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Сравнительный анализ особенностей отношения двух поколений мальчиков-старшеклассников к политическим лидерам России (по материалам психосемантическиx исследований 2004 и 2014 гг.). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 79-86.

Статья посвящена динамике содержательных особенностей отношения московских школьников к политическим лидерам в течение последних 10 лет. Приводятся результаты исследований 2004 и 2014 гг., проведенных с помощью метода семантического дифференциал. В исследованиях приняли участие учащиеся 10–11 классов московских школ (80 человек в 2004 г. и 110 человек в 2014 г.), которым предлагался список политических лидеров, каждого из которых необходимо было оценить по ряду семантических признаков (шкал). В обоих исследованиях использовался одинаковый набор из 33 признаков, описывающих различные личностные особенности. Список политических лидеров в 2004 г. состоял из руководителей советского государства, а также из популярных политических лидеров того времени. В исследовании 2014 г. список политиков был частично сохранен и дополнен в связи с изменившейся политической ситуацией в стране. Кроме того, в список были включены некоторые зарубежные политики. Гипотеза исследования предполагает, что у старшеклассников поколения 2014 года по сравнению со старшеклассниками 2004 происходит упрощение психосемантической структуры восприятия политических лидеров. По результатам сравнительного анализа факторов, описывающих специфику восприятия политиков, сделаны следующие выводы: об упрощении психосемантической структуры свидетельствует уменьшение количества выделенных факторов с пяти в 2004 году до четырех в 2004 г. Показано, что у подростков в 2014 году отсутствует установка на негативную моральную оценку интолерантных проявлений личности. Отмечена возросшая значимость морально-нравственных характеристик при оценке деятельности и самопрезентации политического лидера. По сравнению с 2004 годом усилилась роль силовых и интеллектуальных характеристик при оценке политика, при этом особое место в иерархии различных интеллектуальных качеств имеют характеристики, связанные с социальной тактикой поведения.

Поступила: 27.11.2016
Принята к публикации: 03.12.2016
Страницы: 79-86
DOI: 10.11621/npj.2016.0410
Ключевые слова: политическая психология; политическая социализация; семантический дифференциал; отношение к политическим лидерам; поколения;
Автор(ы): Собкин В.С.; Мнацаканян Милена Артуровна;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 71-78.

Представлено обзорно-аналитическое исследование особенностей социальной поддержки детей и подростков. Обсуждаются проблемы социального развития детей и подростков с точки зрения концепции У. Бронфенбреннера и «модели конвоя» Р. Кана и Т. Антонуччи. Анализируются источники, формы и виды социальной поддержки детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Указывается на то, что детско-родительские отношения и особенности социальной поддержки в раннем детстве могут влиять на развитие структуры и качества сети социальных связей человека в течение всей его жизни. Подробно анализируются сети социальных связей и организация социальной поддержки у подростков. Рассматриваются паттерны социальной поддержки, подростков, которые могут влиять на их психосоциальное благополучие. Описываются системы социальной поддержки, используемые современными подростками. Поднимаются также дискуссионные вопросы поиска социальной поддержки как ведущей копинг-стратегии. Проводится анализ различных путей реализации стратегии поиска социальной поддержки в подростковом возрасте. Показано значение родителей, педагогов и сверстников в организации поддерживающей среды детей и подростков. Представлен авторский взгляд на социальную поддержку как один из ресурсов развития автономии ребенка, которая может формироваться только в определенных отношениях, где существует уважение к личностным границам и признание права на различия индивидуальных ценностей и потребностей, где стремление самостоятельности поддерживается уважением и интересом, а не наказывается стыдом и угрозой отвержения.

Поступила: 20.11.2016
Принята к публикации: 16.12.2016
Страницы: 71-78
DOI: 10.11621/npj.2016.0409
Ключевые слова: социальная поддержка; социальная сеть; психосоциальное благополучие; дети; подростки; детско-родительские отношения;
Автор(ы): Лифинцева Алла Александровна; Серых Анна Борисовна; Лифинцев Дмитрий Валентинович;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 86-97.

Рассматриваются технологии симуляции и виртуализации в контексте трансформации высших психических функций в информационном обществе. В качестве ключевой категории для теоретического анализа специфики виртуальной реальности используется категория «симулякр», рассматриваемая в рамках репрезентативной модели (Платон) и нерепрезентативной модели (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Виртуальная реальность понимается как пространство симулякров – особых знаков, которые, в отличие от знаков-копий, фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью, порождая ряды симуляций. Выделяется проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуальной реальности субъекта и симулякра, при котором, физически, телесно оставаясь в действительном мире, субъект ментально переходит в мир виртуальный, где наделяется новым, виртуальным телом, не имеющем ничего общего с его телесностью. 

Обсуждаются ловушки технологических симулякров, связанные с созданием фантомной реальности и возможностями смешения виртуальной и действительной реальности. Сегодня технологии становятся силой, делающей невозможным различение означающего и означаемого. В информационном пространстве господствуют «виртуальные» события, порождающие, тем не менее, реальные следствия, вновь обретающие реальные отражения и создающие, в свою очередь, бесконечную цепь смены реальных и виртуальных событий. В качестве примера деструктивной симуляции приводится использование виртуальных технологий при ведении военных действий, при создании и раскрутке новостных событий в масс-медиа. Обсуждается также проникновение симулякров в науку. Симулякры стали неотъемлемой частью культурно-исторической реальности информационного общества. Именно в неразличимости виртуального и реального усматривается причина трансформации не только идентичности, но и самих высших психических функций.

Поступила: 12.09.2016
Принята к публикации: 26.09.2016
Страницы: 86-97
DOI: 10.11621/npj.2016.0312
Ключевые слова: симулякр; симуляция; виртуальная реальность; гиперреальность; киберпространство; высшие психические функции (ВПФ);
Автор(ы): Емелин В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Хорошилов Д.А. От социального познания – к эпистемологии общества (памяти Г.М. Андреевой). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 76-85.

Cтатья представляет собой опыт прочтения научного и литературного наследия Г.М. Андреевой. В ней анализируется методология социального познания (social cognition) на протяжении полувека разрабатываемая ученой как инструмент анализа общества и характеризующих его социальных проблем.

В контексте идей В. Тернера, З. Баумана и М.К. Мамардашвили определяется, что есть «социальность» познания, разворачиваемая в ракурсах ментализации, межличностного взаимодействия и массового сознания. На основе теоретических исследований Г.М. Андреевой доказывается смежность микропроцессов индивидуального конструирования знания и социальных макропроцессов в пространстве общения, диалога и дискурса.

Трудность определения эпистемологического статуса группового, массового и общественного сознания рассматривается как следствие тенденции к антропоморфизации коллективного субъекта познания, которая оборачивается старой проблемой соотношения личности и общества в психологии – «действия» и «структуры» в социологии. Последние их них разрешаются Г.М. Андреевой через гармоничное объединение разноликих идей когнитивной психологии, социального конструкционизма, отечественной культурно-деятельностной теории Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева. Формулируются следующие характеристики социального познания как процесса конструирования образа социального мира: презумпция повседневности, активно-конструктивный характер, категориальность, дискурсивность, эмоциональность, критичность, перспектива клинического анализа социокультурных реалий.

Исходя из сказанного, делается вывод об эвристичности идей научной школы Г.М. Андреевой в дискуссиях по проблемам гуманитарного знания, что позволяет говорить о новом статусе социальной психологии как эпистемологии современного общества и культуры. Ключевые слова: социальное познание, социальная эпистемология, массовое сознание, личность и общество, язык и дискурс, социальная категоризация и классификация.

Поступила: 02.09.2016
Принята к публикации: 10.09.2016
Страницы: 76-85
DOI: 10.11621/npj.2016.0311
Ключевые слова: социальное познание; социальная эпистемология; массовое сознание; личность и общество; язык и дискурс; социальная категоризация и классификация;
Автор(ы): Хорошилов Д.А.;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Гудзовская А.А. Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 105-113.

В первой части данной статьи приводится описание подхода к пониманию социальной зрелости и операциональных критериев ее оценки. В самом общем виде социальная зрелость определяется готовностью личности принять на себя ответственность за развитие тех общностей, в которые личность включена. Социальная идентичность с широкими социальными общностями является неотъемлемым компонентом социальной зрелости. В статье приводятся результаты анализа возраста (интрасубъектный фактор) и психолого-педагогических условий (интерсубъектный фактор) появления в метальной репрезентации себя социальной идентичности «Я-человек». Межиндивидуальная траектория становления социальной зрелости проходит через несколько «точек». В возрасте 7 лет типичным является позиция «Я», к подростковому возрасту в представления себя как человека появляется образ «Человека», чьи свойства не соотнесены с собственными качествами. В последующие годы к 25 годам у больше чем трети молодых людей в Я-концепции возникает устойчивая идентичность «Я-человек». Создание психолого-педагогических условий в начальной школе, основанных на развитии детской кооперации, развитии способностей детей к диалоговому общению с разными участниками образовательного процесса, актуализации разноуровневых социальных идентчиностей, позволяет интериоризовать идентичность «Я-человек» двум третям участников эксперимента. Результаты оказываются устойчивыми по времени (18-летний период).

Во второй части публикации приводятся результаты анализа специфики влияния ментальной репрезентации себя на последующее социально-психологическое развитие. Корреляционный анализ между показателями категориальной структуры текстов на одну тему, написанных авторами в возрасте 7 и 25 лет позволил выявить эмпирические типы путей становления социальной зрелости. Среди которых: «Я для Общества», «Я для Других», «Я для Семьи», «Я для Дела» и «Я для Себя». Приводятся основания выявленных путей, эмпирическое описание, интерпретация с точки зрения полноты социальной зрелости представителей каждого типа.

Поступила: 18.12.2015
Принята к публикации: 23.01.2016
Страницы: 105-113
DOI: 10.11621/npj.2016.0210
Ключевые слова: социальная зрелость; социальная идентичность; социализация; сензитивный период; интерсубъектные факторы становления социальной зрелости; индивидуальные пути становления социальной зрелости; ментальная репрезентация; педагогический эксперимент; лонгитюдное исследование ; контент-анализ;
Автор(ы): Гудзовская Алла Анатольевна;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Заварцева М. М. Структура и функции организационного доверия в представлениях сотрудников. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 94-104.

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению структуры и функций организационного доверия при помощи использования прямых и непрямых (качественных) методов – семантического дифференциала и метода контент-анализа. Феномен организационного доверия представлен через анализ субъективных представлений о нем и его роли в функционировании организации у сотрудников организаций различного типа. В качестве основной гипотезы выступало предположение о том, что представления о структуре и функциях организационного доверия будут различаться у людей, работающих в организациях с его низким и с высоким уровнем. На выборке из 378 сотрудников организаций различного типа (коммерческих, государственных, образовательных, медицинских и др.) установлены различия в субъективных образах организации, являющейся актуальным местом работы, у респондентов в группах с противоположной (низкой и высокой) оценкой уровня организационного доверия. Показана нелинейность структурных компонентов организационного доверия: были выделены две различные по своей структуре группы признаков или индикаторов уровня доверия в организации. Выявлены две основные функции высокого уровня организационного доверия: функция идеализации организации и функция положительной эмоциональной оценки организации, являющейся актуальным местом работы. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования методов повышения организационного доверия как предиктора организационной приверженности и развития трудовой мотивации персонала. Кроме того, полученные результаты позволяют приблизиться к разработке методов экспресс-диагностики уровня организационного доверия.

Поступила: 11.05.2016
Принята к публикации: 20.06.2016
Страницы: 94-104
DOI: 10.11621/npj.2016.0209
Ключевые слова: психология труда; организационное доверие; представления; психосемантика; контент-анализ;
Автор(ы): Заварцева Марина Михайловна;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Гудзовская А.А. Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 88-95

Представленное в статье лонгитюдное исследование ориентировано на выявление интер- и интрасубъектных факторов, задающих динамику социального становления в период взросления от начального школьного возраста к возрасту ранней зрелости. В качестве интерсубъектных факторов рассмотрены условия образовательной среды, созданной в ходе педагогического эксперимента. В качестве интрасубъектных факторов – особенности ментальной репрезентации себя и мира. Лонгитюдное исследование продолжительностью 18 лет проведено по нескольким направлениям: сравнение данных двух этапов исследования; анализ интраиндивидуальной динамики социального развития участников эксперимента, выявление устойчивости представлений о себе во времени.

В первой части исследования представлены выявленные типичные для возрастной группы «точки» социального развития, в частности, развития идентичности с человечеством («я человек»). В 7-9 лет типичным в представлениях о себе является отсутствие данной идентичности, к подростковому возрасту в ментальном представлении себя сосуществуют два образа «Я» и «Человек», к 25 годам идентичность «я человек» формируется примерно у 40% молодых людей. Специально организованные педагогические условия способствуют актуализации идентификации с человеческой общностью, эта идентичность при определенных условиях может быть актуализирована в младшем школьном возрасте. Возраст 7-8 лет рассматривается как сензитивный для формирования социальной идентичности. Сформированная идентичность является устойчивой во времени, сохраняется у большинства обучающихся в последующие десятилетия.

Во второй части рассмотрены результаты анализа специфики влияния ментальной репрезентации себя на последующее социально-психологическое развитие. Этот подход позволил сделать попытку решения проблемы типизации путей становления социальной зрелости и предложить описание пяти эмпирических интраиндивидуальных путей становления социальной зрелости в период от 7 до 25 лет.

Результаты данного исследования имеют теоретическую значимость для психологии развития, возрастной и педагогической психологии, Они ставят задачу создания периодизации социального развития человека, с определением сензитивных периодов для появления в ментальной репрезентации социальных идентичностей, способствующих социальной и личностной зрелости, психологическому здоровью. Выявленные закономерности могут быть использованы при проектировании социального развития в начальной школе, основанном на учете интерсубъектных факторов становления социальной зрелости. Дальнейших исследований требует полученная типология интраиндивидуальных путей становления социальной зрелости.

Поступила: 18.12.2015
Принята к публикации: 23.01.2016
Страницы: 88-95
DOI: 10.11621/npj.2016.0111
Ключевые слова: социальная зрелость; социальная идентичность; социализация; сензитивный период; интерсубъектные факторы становления социальной зрелости; индивидуальные пути становления социальной зрелости; ментальная репрезентация; педагогический эксперимент; лонгитюдное исследование ; контент-анализ;
Автор(ы): Гудзовская Алла Анатольевна;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Когель Д.Д., Рикель А.М. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 111-118.

В статье представлены результаты исследования представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. Раскрывается общая структура представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений у мужчин и женщин, полученная в результате проведения глубинных интервью. Установлено, что в представлении респондентов романтические отношения влияют на карьеру в значительно большей степени, чем карьера на романтические отношения. Выделены как положительные аспекты этого влияния, которые заключаются в возникновении моральной поддержки, вдохновения, уверенности и т.п., так и отрицательные – появление дефицита времени, внимания и энергетических ресурсов. Выявлены различия в оценке силы взаимосвязи между успешностью карьеры и романтическими отношениями у мужчин и женщин.

Определены особенности восприятия и оценки успешности собственной карьеры у людей, состоящих в отношениях и тех, кто не имеет романтического партнера. Была обнаружена взаимосвязь между успешностью карьеры и отношением романтического партнера к карьере респондента. Также были получены дополнительные результаты относительно факторов романтических отношений, которые могут способствовать построению более успешной карьеры.

Поступила: 23.12.2014
Принята к публикации: 20.01.2015
Страницы: 111-118
DOI: 10.11621/npj.2015.0113
Ключевые слова: карьера; успешность карьеры; факторы успешности карьеры; романтические отношения; карьера и отношения; карьера и семья;
Автор(ы): Рикель Александр Маркович; Когель Д. Д.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Кириллина С.А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 36-43.

В статье сделана попытка нового подхода к рассмотрению феномена тревоги, а именно, выделение социально-психологических детерминант переживания тревоги подростками. Сопоставляются позиции самих учащихся, их педагогов и родителей по отношению к тому, какие ситуации являются для подростков наиболее тревогогенными.

Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Дана трактовка феномена тревоги, показано различие понятий тревога и страх, рассмотрены некоторые причины тревоги, выделяемые авторами. Рассматриваются различные виды тревоги: ситуативная и личностная, адекватная и неадекватная. Тревога, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности человека, и, в частности, школьная тревожность.

В статье представлены также результаты эмпирического исследования коммуникативных ситуаций, в которых подростки испытывают тревогу. Приведены оценки этих ситуаций педагогами и родителями.

Исследование состояло из нескольких этапов: осуществление фокусированных интервью с учителями, а затем с родителями подростков. Проведение фокус- групп с подростками (вопросы, предлагаемые всем категориям испытуемых, представлены в соответствующих разделах). В исследовании приняли участие 6 учителей, 6 родителей и 15 подростков в возрасте 12-14 лет. На основе полученных данных был определен набор ситуаций, которые вызывают тревогу у подростков, а также проанализировано восприятие этих ситуаций родителями и учителями. Раскрываются сходства и различия в восприятии коммуникативной тревоги у вышеуказанных трех категорий испытуемых.

На основании результатов исследования показано, что к ситуациям межличностного взаимодействия, вызывающим тревогу у подростков, относятся, прежде всего, ситуации, связанные с социальной оценкой подростка сверстниками и взрослыми.

Поступила: 20.10.2013
Принята к публикации: 02.11.2013
Страницы: 36-43
DOI: 10.11621/npj.2013.0405
Ключевые слова: тревога; учителя; подростковый возраст; восприятие тревоги взрослыми; родители;
Автор(ы): Кириллина С. А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер