ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Профессиональное самоопределение личности

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Бехоева А.А. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 108-114.

В статье описано эмпирическое исследование уровней и видов профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических специальностей с первого по пятый курсы обучения, а также взаимосвязи данных параметров с академической успеваемостью.

Анализируются основные походы к проблематике профессионально-педагогической направленности, сложившиеся в отечественной педагогике и психологии. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, нацеленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский государственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. На основании результатов эмпирического исследования показано, что имеются существенные различия в уровне профессионально- педагогической направленности студентов – будущих учителей: наиболее низкие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик ее развития приходится на третий-четвертый курсы. Аналогичным образом меняются и показатели, характеризующие преобладающие виды профессионально- педагогической направленности: максимальная выраженность собственно педагогической направленности также свойственна студентам третьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного профессионально значимого качества.

Доказывается, что существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости студентов – будущих учителей: высокий уровень профессиональной направленности коррелирует с высокими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.

Поступила: 15.04.2015
Принята к публикации: 07.05.2015
Страницы: 108-114
DOI: 10.11621/npj.2015.0211
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность; академическая успеваемость; педагогическое образование; профессиональное образование;
Автор(ы): Бехоева Асия А.;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Миронова М.Н. Очерк исследования смысловых структур личности педагога. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 95-107.

В статье описываются смысловые структуры личности педагога в русле целостной уровневой теории личности Б.С. Братуся, которая имеет и более поэтичное называние – «смысловая вертикаль». В данном подходе личность педагога как профессионала – это особенный случай организации личности в общепсихологическом ее понимании, где главной задачей является выделение того, что относится собственно к личности – не к личности учителя, ученого или врача, а к личности как совершенно особому психологическому образованию.

В системной модели смысловой сферы личности педагога, разработанной на основе общепсихологического подхода, кроме общего смысла деятельности («ради чего?») на каждом из смысловых уровней рассматриваются:

  • отношение педагога к ученику как к Другому (Двойнику, Собеседнику и Лицу); 
  • личностный смысл, презентируемый в сознании педагога через трансформированный образ ученика; 
  • доминанта и «каналы» активности присвоения и отдачи, по которым осуществляется распределение энергии активности в общности педагог – ученик; 
  • личностная негэнтропия, позволяющая говорить о том, чему будет способствовать педагог: разрушению или созиданию личности ученика.

Описываются результаты эмпирических исследований, проведенных на группе учителей, в которых использовались «Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога» и психологические портреты учителей, выполненные экспертами-психологами, работающими в образовательных учреждениях. 

Представлена разработанная типология смысловых структур личности педагога: «развивающая – воспроизводящая – деструктивная».

Поступила: 23.06.2015
Принята к публикации: 05.06.2015
Страницы: 95-107
DOI: 10.11621/npj.2015.0210
Ключевые слова: смысловые уровни в структуре личности педагога; образ Другого; образ ученика в сознании педагога; деструктивная смысловая структура;
Автор(ы): Миронова Марина Николаевна;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Бехоева А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов – будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 105-110.

Формирование профессиональной рефлексии будущих учителей приобретает особое значение в контексте модернизации российского образования. Однако, несмотря на глубокую разработанность проблемы рефлексии в отечественной педагогической науке, характеристика уровней развития педагогической рефлексии у будущих педагогов во многом остается фрагментарной.

В статье рассматривается профессионально-педагогическая рефлексия как процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогического труда, кратко охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к ее изучению. Автором описано исследование, целью которого являлось выявление и содержательное описание уровней развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов. Исследование строилось в несколько этапов: этап теоретического выделения содержательных компонентов профессионально-педагогической рефлексии, этап формирование исследовательского инструментария, констатирующий и формирующий этапы. Концептуальной основой исследования явилось выявление основных компонентов, определяющих специфику развития профессионально-педагогической рефлексии: мотивационно-целевого, креативно-процессуального, эмоционально-волевого, коммуникативно- технологического и контрольно-оценочного.

На основании эмпирических результатов выделены и охарактеризованы уровни развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов – будущих учителей. Показано, что для первого уровня свойственна слабая выраженность профессиональной рефлексии и недифференцированная направленность самосознания, самоанализа и самооценки в процессе деятельности, переход на второй уровень связан с определенностью и организованностью рефлексивной деятельности и характеризуется устойчивой потребностью в профессионально-личностном самосовершенствовании, а показателем третьего уровня является высокая развитость всех компонентов профессиональной рефлексии.

Поступила: 17.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 105-110
DOI: 10.11621/npj.2015.0112
Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; профессиональное становление;
Автор(ы): Бехоева Асия А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.84-89.

Психологические исследования профессиональной составляющей жизненного пути личности обычно посвящены профессиональному выбору и профессиональному становлению человека. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определением ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучение психологических особенностей и закономерности профессиональной самореализации личности.

Цель исследования - раскрыть психологические характеристики профессиональной самореализации личности в периоды взрослости.

Выборка исследования включала 100 человек, возрастные особенности выборки – 25-45 лет (период взрослости), представители различных профессий (учитель, продавец, коммерческий директор, грузчик, психолог, журналист и т.д.). В ходе исследования было установлено, что у его участников преобладает средний уровень профессиональной самореализации у респондентов выборки (63%). Высокий уровень профессиональной самореализации отмечен у 7% респондентов выборки. Низкий и очень низкий уровень профессиональной самореализации характерен для 30% респондентов выборки.

Сравнение результатов у групп с разными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармоничный, адаптивный и инертный/иррациональный), определяет ее основные показатели и позволяют выделить факторы успешной профессиональной самореализации личности – деятельностный и эмоционально-личностный. Отсутствуют значимые различия в содержании профессиональной самореализации у мужчин и женщин. Значимые различия были получены в разных возрастных группах по показателям: личностные барьеры, интернальность и социоцентризм. Также статистический анализ определил, что работники профессиональной сферы «человек-знак» отличаются более выраженными активностью, энергичностью, интернальностью в профессиональной сфере.

Поступила: 14.11.2014
Принята к публикации: 24.11.2014
Страницы: 84-89
DOI: 10.11621/npj.2014.0310
Ключевые слова: самореализация личности; виды самореализации личности; профессиональная самореализация личности;
Автор(ы): Костакова И.В.; Белоусова (Григорьева) С.С.;

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.74-83.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования личностных особенностей студентов-актеров, которое осуществляется на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. Исследование проводится с 2010 года по настоящее время и продолжает цикл исследований авторов, начатый в 1976 году. Представлены результаты, полученные с помощью опросника Р. Кеттела 16 PF. Общее количество обследованных составило 312 человек.

Обсуждается влияние гендерного фактора на особенности отбора и обучения студентов в театральном колледже, проводится сравнение средних профилей по тесту Кеттелла для поступивших и не поступивших абитуриентов, сделанное отдельно для мальчиков и девочек. Сопоставляются особенности личностных характеристик мальчиков и девочек, зачисленных в театральный колледж. С помощью кластерного анализа рассматривается своеобразие личностных типов студентов-актеров, обучающихся на первом курсе. Полученные материалы показывают, что при отборе мальчиков оценки педагогов более тонко дифференцированы относительно таких параметров как непосредственность и естественность поведения. Вместе с тем, критерии педагогического отбора девочек в большей степени связаны с внешними данными. Сопоставление личностных профилей набранных в театральный колледж мальчиков и девочек свидетельствует о выраженной среди экспертов (преподавателей актерского мастерства) тенденции к инверсии гендерных стереотипов. Кластерный анализ личностных профилей по тесту Кеттелла 16 PF мальчиков-студентов первых курсов колледжа позволил выявить 7 кластерных групп, отличающихся по параметрам, фиксирующим эмоциональные, поведенческие и групповые ориентации студентов-актеров.

Поступила: 29.01.2014
Принята к публикации: 12.03.2014
Страницы: 74-83
DOI: 10.11621/npj.2014.0309
Ключевые слова: актерская одаренность; личностные характеристики ; гендерные различия; типы личности; профессиональный отбор;
Автор(ы): Собкин В.С.; Лыкова Т.А.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер