ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Психология коммуникации

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Малыгина Л.Е. Образные формы выражения в текстах телевизионных анонсов. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 102-109.

Статья посвящена изучению особенностей использования в текстах телевизионных анонсов образных форм выражения, основанных на употреблении слов в переносном значении и служащих усилению изобразительности и выразительности речи.

Сегодня телевизионная журналистика переживает глубокие изменения. В этих условиях представляется актуальным научное описание лингвостилистических особенностей проможанров, в частности, образных форм выражения, ставших популярным механизмом создания в текстах телевизионных анонсов языковой игры, которая может оказывать серьезное воздействие на сознание массового адресата.

В статье дан глубокий анализ различных случаев использования образных форм выражения (окказионализмов и фразеологических оборотов) в текстах телевизионных анонсов с позиций коммуникативной стилистики публицистической речи. Это новое научное направление тесно связано с психологическими основами речевой деятельности журналиста. Выбор определенных средств выражения для решения своего коммуникативного задания автор-журналист производит осознанно, используя ресурсы русского языка и учитывая психологию своего адресата. Поэтому феномен языковой игры можно считать психолингвистическим феноменом.

Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя образные формы выражения в текстах телевизионных анонсов, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, коммуникативной стилистики и медиастилистики. Междисциплинарный подход помогает решить сложные вопросы взаимодействия психических процессов и их языковых коррелятов в творческой деятельности журналистов.

Статья открывает широкие перспективы для изучения современных телевизионных жанров, входящих в так называемый промодискурс, представляющий интерес с точки зрения теории воздействия на массовое сознание аудитории СМИ.

Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования, могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как язык телевидения, культура речи, медиалингвистика, медиапсихология и других.

Поступила: 09.12.2014
Принята к публикации: 20.12.2014
Страницы: 102-109
DOI: 10.11621/npj.2014.0411
Ключевые слова: телевизионный анонс; образность; языковая игра; тропы; фразеологизмы; окказионализмы;
Автор(ы): Малыгина Л. Е.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Доренская С.В., Рикель А.М. Социально-психологические модели трансформации ценностей сотрудников различных организаций. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 93-101.

В статье описывается исследование, направленное на изучение взаимосвязи между воспринимаемой организационной культурой и ценностями сотрудников с различным стажем работы. При взаимодействии организационной культуры и ценностей сотрудника возможно некоторое изменение поведения, ведущее к постепенной трансформации приоритетов, потребностей и мотивов человека. Данный процесс обуславливается временем, необходимым для пересмотра представлений о профессиональной деятельности.

В рамках исследования была выдвинута гипотеза о том, что стаж сотрудников компаний в различных организационных культурах может являться фактором формирования некоторой динамики ценностей сотрудников. Исследование базируется на типологической модели К. Камерона и Р. Куинна, названной «Рамочная конструкция рыночных ценностей», которая позволяет выявить выраженность того или иного типа культуры для определенной компании. Стоит отметить, что трансформация ценностей также может быть связана с возрастными изменениями в убеждениях человека, однако в нашем исследовании внимание было сфокусировано именно на стаже работы сотрудника в определенной компании, так как некоторая динамика в ценностно-смысловой сфере индивида происходит по происшествию достаточно длительного промежутка времени. Более того, данные изменения, по нашему мнению, связаны с процессом интеграции тех ценностей, которые декларирует компания, а это, в свою очередь, отражается и на ценностях персонала. Для изучения ценностей сотрудников был использован метод полуструктурированного интервью, что позволило более детально изучить иерархию ценностей каждого отдельного испытуемого. Также с помощью комплекса методик была выявлена некоторая «трансформация» общих и профессиональных ценностей сотрудников при сравнении ценностей персонала с большим и малым стажем работы. Кроме того, в качестве дополнительной задачи была проверена взаимосвязь между профессиональными и общими ценностями персонала, а также воспринимаемой ими организационной культурой и полом испытуемых. В результате были созданы гипотетические модели, отражающие основные тенденции «изменения» ценностей сотрудников различного стажа работы во взаимосвязи с преобладающим типом организационной культуры компании. Подобные исследования позволяют в дальнейшем выдвинуть гипотезу об изменении личностных структур индивида под воздействием внешних условий.

Поступила: 07.10.2014
Принята к публикации: 20.11.2014
Страницы: 93-101
DOI: 10.11621/npj.2014.0410
Ключевые слова: организационная культура; профессиональные ценности; профессиональные ценности; общие ценности; профессиональный опыт ;
Автор(ы): Доренская Светлана В. ; Рикель Александр Маркович;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.

Поступила: 03.04.2013
Принята к публикации: 20.08.2013
Страницы: 20-30
DOI: 10.11621/npj.2013.0403
Ключевые слова: общение; обмен эмоциями; базовые эмоции; базовые запахи; эмпатия; бессознательное;
Автор(ы): Березина Татьяна Н.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 96-102.

В статье анализируются взаимоотношения взрослых сиблингов, их специфика и многообразие, приведены примеры типологий отношений взрослых братьев и сестер, разработанных американскими и индийскими психологами. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность к матери у взрослых людей и условия, необходимые для установления близких, доверительных межличностных отношений. Дан сжатый обзор современных зарубежных исследований в указанных областях. На отечественной выборке (N=277) выделено и описано четыре типа взаимоотношений взрослых братьев и сестер: эмоционально-позитивные (сердечные, гармоничные) – 39% выборки; амбивалентные (сердечные, конфликтно-конкурирующие – 32%; отстраненные (не близкие, не конфликтно-конкурирующие) – 18%; конфликтные (не близкие, конфликтно-конкурирующие, вплоть до враждебных) – 11%.

Произведено сравнение трех типологий взрослых сиблинговых отношений (отечественной, американской и индийской). При помощи внутрипарного сравнения показана взаимность сиблинговых отношений во взрослом возрасте. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с характером взаимоотношений между сиблингами во взрослом возрасте. Показано, что есть взрослые люди с надежным типом привязанности к матери, имеющие при этом отстраненные или даже конфликтные отношения со взрослыми братьями или сестрами, то есть, взрослые сиблинговые отношения не тотально детерминируются характером ранних эмоциональных отношений с матерью, а зависят еще и от личностных черт сиблингов и личной истории отношений. Влияние типа привязанности к матери, сформированного в детском возрасте, прослеживается на взаимоотношениях между взрослыми братьями и сестрами.

Поступила: 20.11.2013
Принята к публикации: 29.11.2013
Страницы: 54-60
DOI: 10.11621/npj.2013.0307
Ключевые слова: взрослые сиблинги; типология сиблинговых взаимоотношений; привязанность к матери;
Автор(ы): Алмазова Ольга Викторовна;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Кутковой Н.А. Удивление как предмет социально-психологического исследования. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 47-53.

В статье проводится теоретический анализ эмоции удивления с позиции социальной психологии. Удивление представляет собой эмоцию, возникающую в ответ на неожиданное событие. В статье анализируются компоненты, составляющие удивление, а именно: события, вызывающего удивление, экспрессии удивления, переживания удивления. 

Рассматриваются различные подходы к пониманию события, вызывающего удивление, выделяется, насколько это событие связано с поступающей информацией или с активностью субъектов, а также насколько оно включено в контекст. Описывается паравербальная и лицевая экспрессия удивления, освещено влияние условий, в которых находится удивляющийся человек, на выраженность и репертуар его экспрессии. Приводятся основные подходы к пониманию переживания удивления: описательный, психосемантический, дискурсивный. Несмотря на то, что удивление причисляют в основном к базовым эмоциям, исследования выявили, что оно играет значительную роль в социальном познании ситуаций, противоречащих ожиданиям. Представлены модели, объясняющие роль удивления в этом процессе. Во-первых, это атрибутивная модель удивления Б. Вайнера и коллег, которые считают, что удивление является проявлением атрибуции удачи. Во-вторых, это процессуальная модель удивления В. Мейера и его коллег. Согласно ей, удивление входит в более широкий контекст социального познания, являясь общей эмоциональной реакцией на неожиданное событие и включая различные процессы анализа этого события. Однако данные модели анализируют удивление изолированного субъекта, без учета его окружения и особенностей общения. В заключении обозначается возможность исследования удивления как механизма усвоения и модификации социальной информации, сохраняющейся в прототипах, скриптах и схемах.

Поступила: 20.11.2013
Принята к публикации: 29.11.2013
Страницы: 47-53
DOI: 10.11621/npj.2013.0306
Ключевые слова: удивление; компоненты эмоции; экспрессия; атрибутивная модель удивления; переживание; процессуальная модель удивления;
Автор(ы): Кутковой Николай А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Жукова Е.В., Нестик Т.А. Психологические типы управленческого видения будущего. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.66-73.

Статья посвящена анализу содержательных и формально-динамических характеристик управленческого видения, их связи с личностными особенностями руководителя, а также описанию типов управленческого видения руководителей, выявленных в ходе эмпирического исследования российских менеджеров среднего и высшего звена.

Под управленческим видением в статье понимается отношение руководителя к будущему организации, которое включает в себя антиципирующий образ ее грядущего состояния и готовность доводить его до сотрудников. Эмпирическое исследование опирается на разработанную нами концептуальную схему изучения управленческого видения в организации как социально-психологического феномена, в которой мы выделили его характеристики и факторы-детерминанты. Согласно концептуальной схеме исследования, под характеристиками управленческого видения мы подразумеваем его содержательные (структура видения) и формально-динамические характеристики.

В статье рассмотрены психологические типы управленческого видения: ориентированные на бизнес-стратегию, ориентированные на внешнее окружение, ориентированные на опыт, ориентированные на персонал, ориентированные на формирование командного видения. При их описании и анализе учитывалось несколько параметров в качестве основания типологии: показатели значимости компонентов содержания видения, его формально-динамические характеристики (отчетливость видения, видение собственной роли руководителем в будущем организации, оптимизм в отношении образа будущего, создание командного видения и протяженность проспективы), особенности отношения руководителей ко времени (характер временной ориентации), ценностные ориентации руководителей, уровень внутриорганизационного доверия.

Поступила: 18.01.2014
Принята к публикации: 06.02.2014
Страницы: 66-73
DOI: 10.11621/npj.2014.0308
Ключевые слова: управленческое видение будущего; концептуальная схема изучения управленческого видения; типы управленческого видения; временная перспектива; ценностные ориентации (ЦО);
Автор(ы): Жукова Е.В. ; Нестик Т.А.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер