ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Возрастная психология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Рождественская Н.А. Деятельностный подход к психологическому сопровождению первокурсников. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.113-120

Статья посвящена апробации методики формирования приема когнитивной переработки негативных эмоциональных переживаний как основного компонента психологического сопровождения первокурсников, испытывающих трудности при адаптации к вузовской среде. Многие педагоги связывают планомерное формирование умственных действий и знаний с обучением школьным дисциплинам. Вместе с тем, в работах учеников и последователей П.Я. Гальперина (О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Ю.И. Фролов, Н.А. Рождественская) показано, что метод ученого носит универсальный характер и может использоваться для развития и совершенствования разных психических свойств и видов деятельности.

Показано, что использование в практике психологического консультирования методики «Совершенствование стратегий межличностного познания», разработанной на основе теории П.Я. Гальперина, способствует развитию у подростков рефлексивных механизмов понимания личностных особенностей людей, уменьшению их межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми, а также улучшению понимания учителями личностных особенностей учеников. Представлены условия, на основании которых достигается эффективность усвоения знаний и познавательных умений. На примере формирующего эксперимента в рамках исследования условий адаптации к вузовской среде выпускников сельских школ наглядно демонстрируется, что освоение приема когнитивной переработки негативных эмоциональных переживаний играет ведущую роль в психологической адаптации обучающихся. Данный прием выступает как независимая переменная по отношению к трем зависимым: психологической адаптации в целом, саморегуляции поведения и коммуникативной компетентности. Формирующий эксперимент, построенный в соответствии с требованиями теории П.Я. Гальперина, еще раз подтвердил высокую эффективность методики, разработанной ученым, и показал, что ее потенциальные возможности еще далеко не исчерпаны.

Поступила: 08.07.2017
Принята к публикации: 26.07.2017
Страницы: 113-120
DOI: 10.11621/npj.2017.0313
Ключевые слова: Гальперин П. Я. ; теория П.Я. Гальперина; теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий; процесс познания; адаптация к обучению; когнитивная переработка эмоциональных переживаний.;
Автор(ы): Рождественская Н.А.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Чеснокова О.Б., Мартиросова Ю.В. Эвристический потенциал теории П.Я. Гальперина для изучения социального познания в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.103-112

Статья посвящена возможностям использования потенциала теории П.Я. Гальперина о планомерно-поэтапном формировании умственных действий при изучении развития социального познания и социального интеллекта в детском возрасте.

Выделяются три основных направления исследований, которые могут применить положения теории П.Я. Гальперина. Первое опирается на использование этого метода в практике обучения. Второе посвящено изучению того, как социальное взаимодействие в процессе формирования умственных действий влияет на процесс планомерно-поэтапного формирования и на характеристики формируемых действий. В рамках третьего направления данный метод может быть использован для изучения развития социального познания в детском возрасте.

Эвристичным потенциалом в этом случае обладает предмет психологического исследования, под которым понимается изучение ориентировки ребенка в проблемной межличностной ситуации и формирование сложных коммуникативных навыков методом поэтапного формирования. Приводятся примеры экспериментального моделирования коммуникативных ситуаций как условия разворачивания процессов ориентировки в целях их изучения и последующего формирования социально-интеллектуальных стратегий разрешения проблемных коммуникативных ситуаций.

Делается вывод о том, что теория и метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий позволяет наметить новые пути исследования социального познания в детском возрасте по всем трем вышеназванным направлениям. Это такие пути, как изменение традиционных практик тренинга коммуникативных навыков применительно к детскому возрасту, формирование когнитивного компонента социо-эмоциональной и коммуникативной компетентности, описание и создание соответствующих возрасту условий развития способностей к ориентировке в сложных комммуникативных ситуациях и к планированию своих действий. Все это является необходимым условием развития социального интеллекта.

Поступила: 03.07.2017
Принята к публикации: 17.07.2017
Страницы: 103-112
DOI: 10.11621/npj.2017.0312
Ключевые слова: метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий; ориентировка в межличностной ситуации; социальное познание; социальный интеллект; Гальперин П. Я. ; теория П.Я. Гальперина;
Автор(ы): Чеснокова О. Б.; Мартиросова Ю. В. ;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.92-102

В работе обсуждается роль моральной атмосферы (Л. Кольберг) школы (МА школы) как условия формирования образа референтного сверстника у подростков с позиций концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. В рамках возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) моральная атмосфера школы рассматривается в качестве компонента социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте. Рассматривается конструкт «образ референтного сверстника» (ОРС) подростка. Выявлены значимые качества ОРС как Я-идеального современных подростков на основе предложенной авторами типологии качеств личности (умения, коммуникативные, деятельностные, моральные, внешние качества), отражающие важность самопрезентации подростков и их направленность на установление межличностных отношений и достижение высокого внутригруппового статуса. Отмечены сходство и различия ОРС подростков и их представлений об образе ОРС у сверстников, а также возрастные и гендерные особенности образа ОРС и ОРС «глазами сверстников». Обсуждаются результаты эмпирического изучения паттернов восприятия МА школы современными российскими подростками. Представлены различия структуры ОРС подростков с различным восприятием МА школы. Показано, что для подростков с восприятием МА школы как демократической наиболее важными являются коммуникативные и деятельностные качества личности при значимости моральных качеств. Подростки с восприятием МА школы как авторитарной или амбивалентной выше всего оценивают значение внешних качеств и умений и менее всего моральных качеств. Доказана ориентирующая роль МА школы как системы правил, норм и ценностей школьного сообщества для формирования образа ОРС современного подростка в контексте модели уровней ориентировочной деятельности А.И. Подольского.

Поступила: 28.06.2017
Принята к публикации: 06.07.2017
Страницы: 92-102
DOI: 10.11621/npj.2017.0311
Ключевые слова: подростковый возраст; образ референтного сверстника; ">; моральная атмосфера школы; нравственно-ценностные ориентации подростков;
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Садовникова Т.Ю. ;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Карабанова О.А., Молчанов С.В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 92-97.

Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребенка и достижению им личностной автономии. Представлены социальные, семейные и психологические факторы формирования родительских установок личности на этапе вхождения во взрослость. Проанализированы механизмы влияния родительской семьи на формирование родительских установок. Эмпирически установлено, что родительство и воспитание детей признается современной студенческой молодежью значимой семейной ценностью при приоритете профессиональной и социальной активности. Выявленные гендерные различия свидетельствуют о более высокой оценке значимости родительства и воспитания детей у молодых людей, чем у девушек, для которых характерно выраженное стремление к первоочередной реализации профессиональной карьеры, по сравнению с родительством, и ожидания трудностей в будущей семейной жизни, связанных с рождением и воспитанием детей. Установлено, что опыт эмоциональных отношений в собственной родительской семье обуславливает значимость родительства для молодых взрослых. Выявлены позитивные ожидания студенческой молодежи в отношении будущей семейной жизни и определенная недооценка трудностей переходных периодов жизненного цикла семьи. Наибольшие трудности прогнозируются в связи с периодом ожидания ребенка и первым годом жизни ребенка, т.е. с началом реализации родительской функции, воспитанием, реализацией хозяйственно-бытовой функции семьи и взаимной адаптацией супругов. Семейные факторы, определяющие ожидания в отношении трудностей и субъективной удовлетворенности семейной жизнью, включают гендерную принадлежность, наличие или отсутствие романтического партнера, воспитание в полной или неполной семьи, хронологический возраст.

Поступила: 16.03.2017
Принята к публикации: 23.03.2017
Страницы: 92-97
DOI: 10.11621/npj.2017.0210
Ключевые слова: родительские установки; родительская позиция; ожидаемые семейные трудности; жизненный цикл семьи; студенческая молодежь; семейные ценности; гендерные различия;
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Молчанов С. В.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Реан А.А. Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 85-91.

В статье рассматривается вопрос социально-перцептивных представлений детей о матери. Подчеркивается, что социально-перцептивный образ матери связан с определенной установкой, поэтому он влияет на готовность ребенка действовать определенным образом, а также на готовность реализовывать вполне конкретную стратегию взаимоотношений.

Приводятся результаты масштабного эмпирического исследования, в котором приняли участие 7000 старшеклассников. Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам, в ней были представлены респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей. Результаты исследования в общей выборке показали, что в совокупном социально-перцептивном портрете матери присутствуют только положительные качества, и нет ни одного негативного дескриптора. Кроме того, выявлен высокий уровень конкордации (согласованности, единодушия) в восприятии и оценке этого образа респондентами. Проведен сравнительный анализ образа матери в сознании юношей и девушек, в сознании респондентов из полных и неполных семей, из городских и сельских семей, из семей с одним-двумя детьми и из многодетных семей, из многодетных полных и многодетных неполных семей. Установлено, что социально-перцептивный портрет матери остается положительным во всех перечисленных группах. Однако обнаруживаются и определенные различия. Они имеют место в некоторых изменениях состава наиболее значимых качеств. Кроме того, различия также есть и в уровне конкордации выбора респондентов в конкретных группах, отличающихся по гендерному или социальным признакам.

Поступила: 16.02.2017
Принята к публикации: 03.03.2017
Страницы: 85-91
DOI: 10.11621/npj.2017.0209
Ключевые слова: менталитет; многодетные семьи; неполная семья; образ; представления; социализация; социальная перцепция; старшеклассник; установки;
Автор(ы): Реан А.А. ;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 91-96.

В статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.

Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.

Поступила: 17.01.2017
Принята к публикации: 04.02.2017
Страницы: 91-96
DOI: 10.11621/npj.2017.0111
Ключевые слова: уважение; уважение к родителям; детско-родительские отношения; воспитание; подростки;
Автор(ы): Коновалова А. М.; Захарова Е. И.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 84-90.

Исходя из положения о единстве свободы и ответственности, теоретически обосновывается связь личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. Личностная автономия рассматривается в единстве ценностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Представлены результаты эмпирического исследования связи личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. В исследовании приняли участие 368 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ г. Москва. Были использованы методики, направленные, во-первых, на выявление общего уровня автономии и уровней развития ее эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов, во- вторых, на выяснение особенностей проявления уровня ответственности в различных ситуациях.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о связи уровня развития личностной автономии и уровня ответственности подростков. Были выделены группы испытуемых с разным уровнем развития ответственности: высоко-автономные, интеллектуально- автономные, низко-автономные и дисгармоничным типом автономии. Показано, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности. Анализ особенностей оценки поведения героя, нарушившего моральную норму, обнаруживает, что тип и содержание моральной дилеммы являются значимыми факторами, определяющими степень принятия ответственности подростками с разными типами развития автономии. Выявлена гендерная специфика в развитии ответственности – более высокий уровень ответственности характерен для девушек.

Поступила: 07.02.2017
Принята к публикации: 24.02.2017
Страницы: 84-90
DOI: 10.11621/npj.2017.0110
Ключевые слова: ответственность; подростковый возраст; личностная автономия; морально-ценностная ориентация; эмоциональная автономия; когнитивная автономия; ценностная автономия; поведенческая автономия;
Автор(ы): Молчанов С. В.; Алмазова Ольга Викторовна; Поскребышева Н. Н.; Запуниди А.А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.

В статье представлены результаты исследования системы ценностных ориентаций (ранги 22 общечеловеческих и учебных ценностей) и параметров самоотношения на выборке (N=62) школьников г. Москва с учетом пола в зависимости от выраженности четырех типов эмоционального отношения к учебе. Данные типы в виде мотивационного профиля были получены посредством предварительной факторизации оценок семи ценностей школьной жизни по методике семантического дифференциала. Это позволило оценить выраженность позиционной или статусной мотивации, мотивации достижения, учебно- познавательной мотивации и мотивации аффилиации. Далее с помощью факторного и корреляционного анализов исследуемых параметров было показано, что системы ценностей существенно различаются для мальчиков и девочек одинакового возраста даже с выраженностью одной и той же мотивации. 

Выявлено, что мотивация, ценности и самоотношение образуют устойчивые системы. На данной выборке выделено четыре наиболее типичные системы – четыре фактора, специфичные для мальчиков и девочек. При этом обнаружены системы ценностей, зависимые от выраженности и сочетания мотивации определенного типа, и общие для любых видов мотивации. Как показали результаты нашего исследования, для девочек учебно-познавательная и позиционная (статусная) мотивация, с точки зрения связей с ценностями, оказались слиты в один фактор, а для мальчиков в один фактор объединяются мотивации достижения и с обратным знаком мотивация аффилиации. Если самореализация девочек в школе проходит через процесс познания (ценность «самосовершенствование в учебе»), а в будущем они видят возможность самореализации через ценность «счастливая семейная жизнь», то мальчики с данной мотивацией связывают возможность своей самореализации с другими ценностями: «здоровье», «признание в коллективе», «мой авторитет».

Поступила: 20.11.2016
Принята к публикации: 16.12.2016
Страницы: 115-121
DOI: 10.11621/npj.2016.0414
Ключевые слова: мотивация; ценностные ориентации (ЦО); самоотношение; старшеклассник;
Автор(ы): Вартанова Ирина Ивановна;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 108-114.

В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания – оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно- поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. 

Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную – для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско- родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.

Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Страницы: 108-114
DOI: 10.11621/npj.2016.0413
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями; детско-родительское взаимодействие; принятие-непринятие ребенка; эмпатия; ориентация на состояние ребенка; стремление к телесному контакту; эмоциональная поддержка;
Автор(ы): Реан А.А. ; Баранов Александр Аркадьевич; ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 84-93.

В данной статье представлены результаты проведенного крупномасштабного исследования ценностно-мотивационной направленности личности подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации, в связи с особенностями социальной ситуации их развития (семья, школа). Полученные в исследовании данные позволяют наметить наиболее оптимальные формирующие процедуры, направленные на развитие у подростков ориентации в ценностных аспектах общественных отношений. Такие понятия как нравственность, мораль, ценностные ориентации все чаще употребляются при описании тенденций развития общества, формирования мировоззрения подрастающего поколения. При этом актуальными являются вопросы: как происходит процесс формирования нравственных ценностей человека, какие факторы определяют направленность и динамику этого процесса? Ответы на эти вопросы и варианты их практической реализации заложены в комплексном подходе к построению программ развития социально-моральной компетентности школьников. Он предполагает максимальное вовлечение педагогов и родителей в совместную работу по формированию социально-моральной компетентности обучающихся, обеспечение их взаимодействия, проведение целенаправленной диагностики и мониторинга уровня развития социально-моральной компетентности, реализацию необходимых требований к проведению формирующей процедуры.

В проведенном исследовании приняли участие 2731 подросток (46,1% – юноши, 53,9% – девушки) из различных регионов Российской Федерации (всего 6 площадок); 937 родителей подростков; 125 учителей. В каждую площадку были включены 2 города, различающиеся по численности населения и по статусу (один из городов – областной).

В исследовании показано, что формирование социально-желательного комплекса ценностей у современного подростка предполагает целенаправленную, системную работу не только с самими подростками, но так же с учителями и родителями. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к девиантным траекториям развития личности подростка, что будет иметь крайне негативные последствия для общества в целом.

Поступила: 27.05.2016
Принята к публикации: 08.06.2016
Страницы: 84-93
DOI: 10.11621/npj.2016.0208
Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера личности подростка; психоэмоциональное напряжение; ценностные ориентации (ЦО);
Автор(ы): Подольский А. И. ; Идобаева О. А.;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Данина М.М., Кисельникова (Волкова) Н.В., Голзицкая А.А., Куминская Е.А., Маркова С.В., Карпинский К.В., Колышко А.М. Современное состояние исследований в области регуляции репродуктивного поведения супругов. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 73-83.

В статье представлен обзор социо-демографических, социо-экономических и психологических подходов к исследованию репродуктивного поведения супругов, сформировавшихся за последние тридцать лет. Большинство из них относится к одной из двух категорий концепций, объясняющих детерминацию решения о деторождении: рационально-прагматической и гедонистической. Тенденции развития данной области исследования заключаются в: 1) преодолении экономикоцентрической логики в объяснении факторов и детерминант, обусловливающих процесс принятия решений о рождении первого, второго и последующих детей; 2) дополнении традиционного социально-психологического анализа детерминации деторождения изучением индивидуально- психологических факторов, имеющих отношение к личности как субъекту репродуктивного поведения и целостной жизнедеятельности; 3) переходе от внеконтекстного изучения решений о деторождении к анализу их места и роли в контексте целостной биографии личности.

Анализ концепций и эмпирических исследований позволяет не только констатировать смещение фокуса внимания с экономических и демографических факторов на психологические, но и глубже понять социо-культурные и ценностно-психологические причины такого смещения. Принятие современным человеком/семьей решения о рождении детей все чаще осуществляется в режиме осознанного выбора в противоположность реализации биологической функции и следования традициям. Авторами подчеркивается, что адекватными для изучения субъектной позиции в принятии решения о деторождении выступают концепции психической регуляции репродуктивного поведения, которые развиваются на стыке психологии репродуктивного поведения, психологии родительства и психологии жизненного пути личности. В пользу этого говорит и значительный рост исследовательского интереса к таким субъектам принятия детородных решений как добровольно бездетные семьи, родители из групп риска, однополые семьи и т.п.

Поступила: 29.11.2014
Принята к публикации: 28.05.2016
Страницы: 73-83
DOI: 10.11621/npj.2016.0207
Ключевые слова: репродуктивное поведение; психология родительства; принятие решения о деторождении; регуляция репродуктивного поведения; жизненный путь личности;
Автор(ы): Данина М.М.; Кисельникова Н.В.; Голзицкая Алёна Александровна; Куминская Евгения Андреевна; Маркова Светлана Викторовна; Карпинский Константин Викторович; Колышко А. М.;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 70-77.

В статье представлен анализ данных отечественных и зарубежных исследований по проблеме оказания психологической помощи родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Рассматривается понятие «семья больного ребенка» как нестабильная система, на которую оказывает влияние сильный хронический семейный стрессор. Приведена типология семей по критерию уязвимости к стрессу: уязвимые семьи, регенеративные семьи. Анализируются отечественные исследования по изучению семейного стресса и способов его преодоления. Раскрывается содержание понятия «семейный стресс». Описываются нарушения психологической адаптации семьи больного ребенка в аспекте посттравматических стрессовых реакций. Объясняются причины неодинаковой устойчивости семей к жизненным сложностям.

Рассматривается понятие «семейный копинг», включающее в себя защитные факторы семьи, факторы восстановления, семейные ресурсы. Анализируются результаты исследования проблемы семейного копинга. Раскрывается роль семейных факторов в формировании личностных копинг-ресурсов и индивидуального копинг-стиля. Показано содержание психологической помощи родителям тяжелобольных детей, построенной на основе принципа системности с учетом тяжести состояния ребенка, индивидуальных особенностей родителей, уровня социально-психологической адаптации, а также микросоциальных и макросоциальных факторов воздействия. К ним относятся: психолого-педагогическая поддержка семьи на первом этапе принятия диагноза ребенка, психолого-педагогическая помощь родителям безнадежно больного ребенка, психолого-педагогическая помощь родителям с высоким уровнем социально-психологической адаптации, психолого-педагогическая помощь родителям детей с патологией центральной нервной системы.

Поступила: 18.01.2016
Принята к публикации: 02.02.2016
Страницы: 70-77
DOI: 10.11621/npj.2016.0109
Ключевые слова: психологическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья; семейный стресс; семейные ресурсы в преодолении трудной жизненной ситуации; уровень социально-психологической адаптации родителей;
Автор(ы): Подольская Т.А.; Мазурова Надежда Владимировна;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Капустин С.А. Влияние гиперопеки (сверхтребовательности) на возникновение супружеских проблем. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 62-69.

В одной из наших публикаций было показано, что в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам основными стилями родительского воспитания были гиперопека и сверхтребовательность. В другой нашей работе на основе работ Э. Фромма был описан новый так называемый экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности. Использование данного критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам показало, что их личность можно квалифицировать как аномальную. Исследование влияния гиперопеки и сверхтребовательности на развитие личности детей из этих семей, проводимое также с использованием экзистенциального критерия, показало, что эти стили воспитания способствуют формированию у детей определенных аномальных типов личности: ориентированного на внешнюю помощь, ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей и ориентированного на протест против такого соответствия.

В настоящем исследовании консультирования супружеских проблем в 80% случаев обнаружено прямое или косвенное наличие гиперопеки или сверхтребовательности. Прямое присутствие последних означает, что они явно наблюдаются во взаимоотношениях супругов. Косвенное присутствие указывает на то, что у супругов наблюдаются аномальные типы личности, сформировавшиеся у них в детстве под влиянием гиперопеки или сверхтребовательности. Разработана классификация этих случаев, основаниями которой являются различные варианты прямого или косвенного участия гиперопеки или сверхтребовательности в возникновении супружеских проблем. Показано, что многие проблемы супругов тесно связаны с аномальностью их собственной личности или личности людей из их ближайшего окружения, прежде всего, жен, мужей и родителей.

Поступила: 22.06.2015
Принята к публикации: 10.10.2015
Страницы: 62-69
DOI: 10.11621/npj.2016.0108
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; стили родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность; детско-родительские отношения; супружеские проблемы;
Автор(ы): Капустин С. А. ;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Капустин С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119-129.

В статье изложены результаты исследования семей, никогда не обращавшихся в психологическую консультацию. Для оценки нормальности и аномальности личности родителей и детей использовался экзистенциальный критерий. В этих семьях выявлен так называемый сбалансированный стиль родительского воспитания, свидетельствующий о компромиссной позиции родителей, занимаемой ими при воспитании своих детей по отношению к экзистенциальным дихотомиям помощи и самостоятельности, природы и культуры, самоактуализации и условных ценностей, детерминизма и самоопределения.

Результаты исследования позволяют предположить, что эта позиция вырабатывается ими в большей степени самостоятельно и на рациональной основе. В соответствии с экзистенциальным критерием указанные особенности воспитательной позиции родителей свидетельствует о нормальности их личности. Показано, что сбалансированный стиль воспитания способствует формированию у детей типа личности с двойственной, противоречивой ориентацией при решении жизненных задач – и на себя, и на родителей. Детям, обладающим этим типом личности, так же, как и их родителям, свойственна компромиссная позиции по отношению к тем же самым экзистенциальным дихотомиям помощи и самостоятельности, природы и культуры, самоактуализации и условных ценностей, детерминизма и самоопределения.

Благодаря сбалансированному стилю воспитания, у детей возникают благоприятные личностные предпосылки для формирования нормальной личности. Поскольку сбалансированный стиль воспитания способствует нормальному развитию личности детей, у них отсутствует личностные предпосылки для возникновения затруднений при социальной адаптации, и поэтому в семьях с данным стилем воспитания полностью отсутствуют детско-родительские проблемы, обусловленные этими трудностями.

Поступила: 22.12.2015
Принята к публикации: 07.09.2015
Страницы: 119-129
DOI: 10.11621/npj.2015.0412
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; экзистенциальные дихотомии; стили родительского воспитания; детско-родительские проблемы;
Автор(ы): Капустин С. А. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 111-118.

В статье рассматривается значимая и актуальная на сегодняшний день проблема – проблема становления автономии индивида. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Это период особенно благоприятен для формирования автономии из-за определенных изменений в психологической и социальной сфере ребенка. Показано значение межличностного ввзаимодействия в процессе формирования автономии в этом возрасте.

В работе анализируются подходы к понятию «взаимодействие». Выделяются четыре основных направления объяснения сущности этого понятия: символический интеракционизм (Дж. Мид), социальный обмен (Дж. Хоманс, Г. Блумер), социодраматический подход (Э. Гофман) трансактный анализ (Э. Берна). Освещены виды взаимодействия, показатели его эффективности.

Анализ проблемы межличностного взаимодействия продемонстрировал его связь с категориями «отношение», «общение» и «совместная деятельность» (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Раскрывается понятие системы межличностного взаимодействия, обусловливающей формирование автономии в подростковом возрасте. Она рассматривается как совокупность взаимодействий психолога с педагогами, детьми подросткового возраста и их родителями. Обосновано преимущество психолого-педагогической поддержки в рамках системы данного взаимодействия.

Показано значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии у подростков. Описаны механизмы этого взаимодействия, характер контактов в нем, компоненты складывающейся при этом социальной ситуации.

Поступила: 28.09.2015
Принята к публикации: 17.11.2015
Страницы: 111-118
DOI: 10.11621/npj.2015.0411
Ключевые слова: система межличностного взаимодействия; автономия; подростковый возраст; отношения; общение; деятельность; психолого-педагогическая поддержка;
Автор(ы): Доронцова Ольга Александровна;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105-110.

В статье с позиций теории отношений анализируются проблемы девиантного и делинквентного поведения. Социализаця рассматривается как процесс становления и целенаправленного формирования системы отношений личности. Деформации в системе социальных отношений личности могут быть обусловлены разными факторами. Важнейшими из них являются факторы, связанные с такими социальными институтами, как семья и школа. Подчеркивается, что в плане детерминации асоциального поведения несовершеннолетних приоритет принадлежит психосоциальной деформации семьи. Важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Так называемый безучастный или игнорирующий тип воспитания, наиболее сильно связан с последующей делинквентностью. Отмечается, что недостаточный надзор за ребенком является более важным фактором делинквентности, чем неблагоприятное социально-экономическое положение. Важнейшим механизмом негативного влияния семьи на развитие личности является социализация в семье по отклоняющемуся типу. Асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться посредством механизма научения и подражания, если такие ценности и нормы являются доминирующими в семье. Представление подростка об отрицательном отношении семьи, родителей, близких к поступку, побуждаемому негативными установками, снижает вероятность его осуществления. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает.

Показано, что центральное место в системе отношений детей и подростков принадлежит матери. Установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Поступила: 27.11.2015
Принята к публикации: 10.12.2015
Страницы: 105-110
DOI: 10.11621/npj.2015.0410
Ключевые слова: агрессия; асоциальное поведение; девиантность; делинквентность; деформации семьи; отношения личности; ошибка атрибуции; семья; социализация; социальные установки;
Автор(ы): Реан А.А. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Бурлакова Н.С., Быкова П.С. «Сказочная педагогика» и несказочные риски в эмоционально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 123-133.

В статье подчеркивается необходимость дифференцированного культурно-исторического анализа развития ребенка в условиях социальной и культурной стратификации современного российского общества. Это требует рассмотрения культурно-исторических сред существования различных социальных слоев, страт, субкультурных образований, внутри которых происходит развитие ребенка, и которые обуславливают специфику конкретной семьи.

Материалы статьи дают объективное представление о современной культурно-исторической социальной ситуации развития детей-дошкольников (5,5-7 лет) из высокоресурсных семей средне-высшей социальной страты мегаполиса. На основе эмпирических данных с учетом определенной структуры семьи обсуждается образ ребенка, выделяются его наиболее желательные для родителей и подчеркиваемые ими качества, связанные с ценностными приоритетами данной группы. Показано, что в соответствии с ними родители осуществляют выбор организации развития своего ребенка.

В фокусе обсуждения авторов находятся стратегии организации развития детей одного из престижных дошкольных образовательных учреждений: анализируются кредо центра, основная педагогическая стратегия с использованием «волшебных сказок», характер типичных взаимоотношений педагогов центра с ребенком. Обращение к нарративной продукции детей дает возможность выделить особенности восприятия детьми данной педагогической технологии. Результаты проведенного исследования позволяют обозначить серьезные области риска в эмоционально-личностном развитии детей данной группы, а также предоставляют возможность осмысления полученных результатов в более широкой культурно-исторической перспективе.

Поступила: 20.10.2014
Принята к публикации: 12.11.2014
Страницы: 123-133
DOI: 10.11621/npj.2015.0213
Ключевые слова: психологическое здоровье ребенка; культурно-исторический анализ; ">; дети старшего дошкольного возраста; дошкольное образование;
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ; Быкова Полина Сергеевна;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.

В настоящее время процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) получила широкое распространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, родительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. Появился и практический запрос на психологическое сопровождение пар, решивших принять участие в программе ЭКО. Формирование внутренней материнской позиции при ЭКО происходит в особых психологических условиях. Процедуре ЭКО предшествует период бесплодия, сама процедура нередко является последней возможностью самостоятельно родить ребенка. Участие в программе ЭКО предполагает постоянный контакт с врачами, доступ медицинского персонала к интимной сфере жизни пары. В статье анализируется отношение женщин, участниц программы ЭКО, к беременности, будущему ребенку и выполнению родительских функций – элементам, составляющим материнскую позицию. Исследование, в котором приняли участие 224 беременные женщины, 62 участницы программы ЭКО и 162 женщины с физиологической беременностью, проводилось на базе ФГБУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. При анализе полученных данных удалось выявить особенности внутренней позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. По сравнению с группой женщин с физиологической беременностью, участницы программы ЭКО склонны к большей идеализации родительства и ребенка. При выраженном стремлении к материнству участницы программы ЭКО демонстрируют неготовность принять на себя роль родителя. Основная мотивация матерей в группе ЭКО сосредоточена на самом факте беременности и рождения ребенка, собственно выполнение родительских функций, забота о ребенке и его поддержка не является привлекательными для женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО.

Важными условиями становления материнской позицией оказались опыт материнства и продолжительность ожидания беременности.

Поступила: 30.10.2014
Принята к публикации: 24.12.2014
Страницы: 96-104
DOI: 10.11621/npj.2015.0111
Ключевые слова: беременность; материнство; ЭКО; родительская позиция; стиль переживания беременности;
Автор(ы): Якупова Вера А.; Захарова Е. И.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.

Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими.

На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей.

Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом.

Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщение учебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.

Поступила: 11.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 88-95
DOI: 10.11621/npj.2015.0110
Ключевые слова: личность; юношеский возраст; характер; духовно-нравственное развитие личности; характерологическое развитие;
Автор(ы): Павлык Наталья В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Капустин С.А. Особенности личности детей в семьях клиентов психологической консультации. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 79-87.

В статье изложены результаты исследования влияния основных стилей родительского воспитания, встречающихся в семьях клиентов психологической консультации (гиперопеки и сверхтребовательности), на развитие личности детей и возникновение детско-родительских проблем. Показано, что важнейшим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в этих семьях, является аномальность личности родителей, установленная с помощью так называемого экзистенциального критерия, которая проявляется в используемых ими стилях воспитания своих детей. Эти стили воспитания способствуют формированию у детей аномальных типов личности, также установленных с помощью экзистенциального критерия, которые обозначены как «ориентированный на внешнюю помощь», «ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей» и «ориентированный на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей».

Дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения, обычно рассчитанными на детей с нормальным уровнем личностного развития, и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать проблемы. Поскольку эти проблемы связаны с трудностями приспособления детей к требованиям социального окружения, их можно отнести к категории проблем социальной адаптации. Выявлено сходство типа личности, «ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей, с теоретическими представлениями об аномальной личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, содержащимися в работах Э. Фромма, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла. Этот факт свидетельствует о том, что личность данного типа можно рассматривать как классический тип личности, с которым в разное время сталкивались в своей психотерапевтической практике все эти авторы.

Поступила: 20.11.2014
Принята к публикации: 29.11.2014
Страницы: 79-87
DOI: 10.11621/npj.2015.0109
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; экзистенциальные дихотомии; стили родительского воспитания; детско-родительские проблемы;
Автор(ы): Капустин С. А. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015


1 - 20 из 27
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер