ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Научное наследие Л.С. Выготского

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Глозман Ж.М., Подольский А.И., Кричивец А.Н., Веракса А.Н., Карпова Н.Л., Конина С.М. III Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии. // Национальный психологический журнал - 2014. - №1(13) - с.34-36.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1033:"<p>
    «Исторический смысл школы Л.С. Выготского – задавать зону ближайшего развития психологической науки, образования и практики»1 . Это сейчас понимают и соотечественники Льва Семеновича Выготского и зарубежные психологи. Последние не только принимают активное участие в конференциях, и чтениях памяти ученого в Москве и Гомеле, но и за рубежом организуют посвященные ему международные конференции. 
</p>
<p>
    Ведущая роль в подготовке таких конференций принадлежит профессору Жоакиму Кинтино-Айресу – президенту Общества Выготского и Института Выготского в Португалии. Они проводятся с 2010 года каждые два года в Эшториле – красивом пригороде Лиссабона на берегу Атлантического океана. III Международная конференция, посвященная Л.С. Выготскому, проходила с 16 по 18 июня 2014 года. В ней приняли участие психологи из России, Португалии, Бразилии, Израиля и Анголы. Всех участников в центре конгрессов г. Эшторила встречал большой портрет Л.С. Выготского и на фронтоне здания, и на сцене просторного конференц-зала.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 21.09.2014
Принята к публикации: 28.09.2014
Страницы: 34-36
DOI: 10.11621/npj.2014.0103
Ключевые слова: история психологии; история отечественной психологии ; Выготский Л.С.;
Автор(ы): Глозман Ж.М. ; Подольский А. И. ; Веракса А.Н.; Карпова Н.Л.; Конина С.М.;

Собкин В.С., Мазанова В.С. Опыт комментариев к одной театральной рецензии Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.37-48.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2471:"<p>В статье представлены подробные комментарии к рецензии Л.С. Выготского на концертную программу известной русской балерины Е.В. Гельцер во время ее
гастролей в Гомеле осенью 1922 года. Осуществлена реконструкция того культурного контекста, который необходим для понимания ряда содержательных
линий, затрагиваемых в рецензии Выготского.</p><p>
При анализе текста рецензии подчеркивается значимость вводимого Л.С. Выготским различения искусственного и естественного движения при рассмотрении
своеобразия выразительного движения в хореографии. Показывается, что своеобразие катарсического переживания, которое стало центральной темой
исследования в монографии Выготского «Психология искусства» (1925), в данной рецензии рассматривается на материале анализа особенностей восприятия
классического танца. При этом фиксируется методологическая важность (для анализа Выготского) учета существующей оппозиции между классическим
и «так называемым натуральным, естественным танцем» (А. Дункан, М. Фокин), что, в свою очередь, позволяет обозначить принципиальные различия между
«духовным» и «душевным» переживанием. В комментариях к рецензии даются подробные отсылки к теоретическим работам классиков русского театра
(А. Таиров, Вс. Мейерхольд), где проблеме выразительного движения и жеста также уделяется особое внимание.</p><p>
Анализ представления Л.С. Выготского о том, что именно «равнодушие» балета к естественному движению ставит его на особый уровень, когда отрешение от
обыденного выводит зрителя на переживание большого психологического смысла («не душевного, а духовного»), позволяет установить связь его ранних работ
с теми идеями, которые развивались позднее в монографии «Психология искусства». Там, ссылаясь на работы С. Франка, он говорит о природе художественного
переживания, восполняющего «неполноту и несовершенство» конкретной жизненной ситуации. Именно в этом контексте в комментариях к рецензии
фиксируется, что вводимое Выготским противопоставление «душевного» и «духовного» имеет принципиальное значение для понимания психологических
особенностей катарсического переживания при восприятии художественного произведения.</p><p>
Помимо этого в комментариях проводится сопоставление содержания данной рецензии с рядом идей, касающихся особенностей использования знаковых
средств в процессах понимания, которые развивались Выготским в других его монографиях: «История развития высших психических функций» (1930),
«Мышление и речь» (1934).</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 19.07.2013
Принята к публикации: 20.09.2013
Страницы: 37-48
DOI: 10.11621/npj.2014.0104
Ключевые слова: Л.С. Выготский; история психологии; психология творчества; танец; искусственное и естественное движение; «душевное» и «духовное»; пафос; катарсис;
Автор(ы): Собкин В.С.; Мазанова В.С.;

Беспалов Б.И. Логико-семантический анализ и развитие представлений Л.С. Выготского о «единицах» и «элементах» психологических систем // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.20-33.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1914:"<p>На основании анализа представлений Л.С. Выготского о «единицах» и «элементах» психологических систем в статье выделено пять их признаков.
Показано, что данные признаки являются логически симметричными, поскольку их формулировки преобразуются друг в друга путем отрицания или
замены некоторых слов на противоположные. Это свидетельствует о том, что понятия «единица» и «элемент» системы являются разными полюсами одного
теоретического конструкта деятельностной психологии человека. В связи с этим методы изучения психологических систем путем разложения их на элементы или
путем выделения в них единиц могут рассматриваться как дополняющие друг друга.</p><p>
Проведены различия между понятиями «единица», «минимальная единица» и «клеточка» психологической системы. Рассмотрен ряд задач, решаемых с
помощью «метода единиц», а также некоторые понятия теории психологических систем, под которыми понимаются целостные, осмысленные и активные
процессы и/или результаты взаимодействия человека с миром. Примерами таких систем являются «системы психологических функций» (по Л.С. Выготскому),
а также отдельные деятельности (по А.Н. Леонтьеву), действия и операции человека (его взаимодействия с миром на уровне предметов и средств). Определено
понятие «компонент» психологической системы, как любое «нечто», которое в каком-либо смысле принадлежит или включено во взаимодействие человека
с миром. Компонент принадлежащий системе называется ее элементом, а компонент, включенный в функционирование и развитие системы, называется ее
частью. Дано математическое и психологическое обоснование этих определений. Выделены и рассмотрены субстанциальные (самостоятельно существующие)
компоненты психологических систем и их атрибутивные компоненты (свойства и состояния). Описаны отношения между ними биполярными теоретическими
конструктами «часть – элемент» и «субстанциальный – атрибутивный» компонент системы.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 31.08.2014
Принята к публикации: 12.09.2014
Страницы: 20-33
DOI: 10.11621/npj.2014.0102
Ключевые слова: элемент; единица и «клеточка» психологической системы; отношение единства компонентов системы; «метод единиц» в деятельностной психологии;
Автор(ы): Беспалов Б.И. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер