ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Юбилей

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

В.А. Иванников. О природе и происхождении психики. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 15-23.

В предлагаемой статье анализируется проблема происхождения психики. Вводится несколько допущений о природе психического, основным начальным элементом которой принимается чувственное субъективное переживание, выполняющее роль строительного материала для порождения образа предметных условий поведенческого пространства действующего субъекта и роль сенсорного чувственного языка, на котором субъект восприятия описывает окружающую его среду. Анализируются особенности физического, биологического и психического отражения и управления поведением на основе физических, биологических и психических процессов. Психическое отражение понимается как открытие субъектом отражения его поведенческого пространства (поля его приспособительного поведения). Показана невозможность построения образа предметных условий поля действий как результата трансформаций первичных следов взаимодействия внешней среды и воспринимающей системы (анализаторов) живого существа. Подчеркивается роль собственной активности субъекта восприятия в порождении образа объекта и чувства достоверности отражаемой среды. Анализируется содержание понятия «сознание».

Указывается на три наиболее часто встречающихся подхода к пониманию сознания. Сознание понимается как особая форма психики, присущая только человеку. Второе понимание чаще всего встречалось в советской психологии, когда сознание считали продуктом социального бытия человека. Третье понимание сознания связано с познавательной и преобразующей (конструктивной) деятельностью человека, создающей новые условия его жизни. Сознание выступает как особый высший уровень познания мира, а человек – как идеальный (т.е. совершенный) субъект познания и преобразующей деятельности. В этом случае сознание надо понимать не как особую форму психики, а как особую работу в субъективном пространстве психики. И результат этой познавательной работы – это не столько анализ психических явлений (рефлексия), сколько понимание мира и самого себя в этом мире, в соответствии с которым человек реализует себя как социальное, духовное существо.

Поступила: 26.05.2015
Принята к публикации: 02.06.2015
Страницы: 15-23
DOI: 10.11621/npj.2015.0302
Ключевые слова: чувственные субъективные переживания; психика; образ; сознание; объект; предмет; предметные условия поведенческого пространства (поля действия) субъекта.;
Автор(ы): Иванников В.А.;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Б.С. Братусь. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 4-14.

В статье впервые рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования нового научного направления в постсоветской России – христианской психологии. Показана преемственность этого направления с работами, которые велись в данной области до Октябрьской революции, и связь с трудами по психологии веры зарубежных ученых.

Исследуются причины возрождения интереса к психологическим проблемам духовного развития и религиозного мировоззрения. Несмотря на то, что определенные идеи, мысли относительно этих проблем появлялись и при советской власти, возможность же открытого движения в этом направлении возникла только после конца диктата советской идеологии. Появился и рос интерес к исследованиям личности, индивидуальности, к проблемам внутреннего мира человека, который немыслим без учета духовных и религиозных аспектов сознания.

Описываются главные вехи истории становления Московской школы христианской психологии: деятельность семинара по христианской психологии и антропологии на психологическом факультете МГУ (1990 г.), создание лаборатории философско-психологических основ развития человека (по сути лаборатории христианской психологии) при Психологическом институте РАН, возникновение направления специализации психологического факультета МГУ – «психологии религии» (начало 1990-х гг.), издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианской психологии» (1995 г.), организация «Челпановский чтений» в Психологическом институте РАО, проблематика которых затрагивала и христианскую тему.

Отмечена деятельность ряда подразделений Института педагогических инноваций РАО, начавших разработку практических вопросов христианской педагогики и психологии. Упоминаются международные конференции конца 1990-х – начала 2000-х годов по проблемам психологии религии и другие факты внедрения идей христианской психологии в научную, педагогическую и практическую деятельность в нашей стране.

Поступила: 06.02.2015
Принята к публикации: 24.02.2015
Страницы: 4-14
DOI: 10.11621/npj.2015.0301
Ключевые слова: психология веры; психология религии; духовная сфера личности; христианская психология; история постсоветской психологии; Московская школа христианской психологии;
Автор(ы): Братусь Б. С. ;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Зинченко Ю.П. Поздравляем юбиляров.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 3

Весной 2015 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова прошли торжественные заседания, посвященные юбилеям выдающихся отечественных ученых.

Поступила: 15.11.2015
Принята к публикации: 15.11.2015
Страницы: 3
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

И.Н. Семенов. Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан (Материалы к 80-летнему юбилею). // Национальный психологический журнал - 2014. - №4(16) - с. 3-12

В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно-исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в развитие преподавания истории психологии на кафедре общей психологии этого университета. Рассказывается о зарождении историко-психологических исследований в дореволюционной и советской психологии: в открытом при МГУ им. Ломоносова Психологическом институте (1914 год) и на факультете психологии Университета (созданном в 1966 году). Отмечена роль А.Н. Ждан в создании итоговых энциклопедических изданий, посвященных 250-летию Университета. Анализируется деятельность учителя Антонины Николаевны – Петра Яковлевича Гальперина, который первым разработал учебный курс по истории психологии, что составило основу для написания им хрестоматий и университетской программы по этой дисциплине. Показана конструктивная роль научно-педагогической деятельности А.Н. Ждан по разработке первого в стране университетского фундаментального учебника по истории психологии, которая изучается ею с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. Анализируются работы А.Н. Ждан, посвященные различным аспектам истории психологии и формулированию теоретических принципов ее изучения и развития. 

Показано значение трудов Ждан для развития методологии психологии, отмечается, что это направление исследований характеризует научную школу истории мировой и российской психологии, сформировавшуюся с ее участием.

Поступила: 08.11.2014
Принята к публикации: 26.11.2014
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2014.0401
Ключевые слова: история психологии; Ждан А.Н. ; П.Я.Гальперин; факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
Автор(ы): Семенов И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2014


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер