ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Методология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Емелин В.А. 1968 vs 2018. Пятьдесят лет спустя // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 50–61.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Главная проблема, с которой столкнулся мир сегодня – это нарастающий кризис личностной идентичности. Начало ему положили события, произошедшие в 1968 году, считающимся точкой отсчета становления постмодернистского мировоззрения, которое привело к значительным социокультурным последствиям.

Цель статьи – обсуждение этих последствий, анализ того, как идеи плюрализма, толерантности и максимальной реализации свободы личности, положенные в основу постмодерного общества, в ходе своего развития порождают формы радикализма, фанатизма и ханжества.

Описание хода исследования. Автор рассматривает происходящие в обществе тектонические по своим масштабам процессы социальной дезинтеграции и дезадаптации, связанные с распадом привычных ценностей и устоев, государственных образований, возникновением радикалистских сообществ и миграционными процессами, последствия которых пугающе не предсказуемы. Он показывает, что описанный Э. Фроммом феномен «бегства от свободы» нашел воплощение в возникших в технологизированном информационном обществе рудиментарных формах гиперидентичности.

Выводы. Постмодернизм сегодня становится зеркалом перманентного кризиса – экономического, политического, межкультурного, межнационального, межконфессионального, межпоколенческого. Итогом надежд 1968 года стало дезадаптированное постнормальное общество, утратившее способность создавать смыслы и конструктивные модели самоидентификации, на смену которым пришли ригидные и рудиментарные формы идентичности.

Поступила: 14.09.2018
Принята к публикации: 09.10.2018
Страницы: 50-61
DOI: 10.11621/npj.2018.0405
Ключевые слова: 1968 год; постмодернизм; радикализм; гиперидентичность; постнормальное общество; идентичность; самоидентификация;
Автор(ы): Емелин В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2018

Корниенко А.Ф. Природа психики и психической формы отражения. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 104-116

Актуальность (контекст) тематики статьи. Вопрос о том, какова природа и сама сущность того, что в психологии называется «психикой» и «психической формой отражения», несмотря на усилия многих ученых, до сих пор остается открытым. В силу этого проблема научного определения психики и ее природы является одной из фундаментальных проблем психологии.

Цель проведенного нами теоретического исследования состоит в том, чтобы показать: а) в чем состоит сложность решения проблемы психики; б) каковы логические основания вариантов решения проблемы, предлагаемых в отечественной психологии в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой, и почему их следует признать несостоятельными; в) как можно решить проблему психики и психической формы отражения на основе базовых положений теории отражения и понятия об адекватности поведения организма в постоянно изменяющихся условиях действительности.

Описание хода исследования. Излагается изначальное понимание термина «psyche» как теоретического понятия, введенного для объяснения способности живого тела, в отличие от неживого, реагировать на внешние воздействия различными формами активности. Представлен критический анализ логических оснований попыток естественнонаучного определения психики в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой. Показана их противоречивость и недостаточная научная обоснованность. Формулируются основные положения теории отражения, на основе которых даются определения особенностей допсихических форм отражения (биохимической, физиологической, нейрофизиологической), а также сущности психики и специфики психических форм отражения. Представлена схема, отражающая представление автора о динамике эволюционного развития психики и психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), благодаря которым реализуется психическая форма отражения и соответствующие психические формы регуляции поведения субъекта.

Результаты исследования. Проведенный анализ логических оснований естественнонаучных определений психики и психической формы отражения показал их противоречивость и научную несостоятельность. Представлен авторский вариант решения проблемы психики и определения специфики психической формы отражения на основе базовых положений теории отражения и необходимости обеспечения адекватности поведения субъекта.

Выводы. Для определения сущности психики, специфики психической формы отражения и особенностей психических процессов необходимо четкое разграничение различных форм отражения, выделение их функциональных возможностей и ограничений. Формы отражения, которые можно отнести к допсихическим (биохимическая, физиологическая, нейрофизиологическая), не позволяют обеспечить адекватность поведения организма в условиях быстро изменяющейся действительности. Устранение этого недостатка обеспечивается появлением у организма мозга и его особого свойства, именуемого «психикой», благодаря которому реализуется психическая форма отражения.

Поступила: 27.02.2018
Принята к публикации: 18.03.2018
Страницы: 104-116
DOI: 10.11621/npj.2018.0310
Ключевые слова: психика; природа психики; теория отражения; допсихические формы отражения; психическая форма отражения; психические процессы;
Автор(ы): Корниенко А.Ф.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Иванников В.А. Представления о природе и происхождении психики в ранних работах А.Н. Леонтьева. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 98-103

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема природы и происхождения психики как мировая загадка не имеет окончательного решения и на сегодняшний день. Поэтому идеи о проблеме предмета психологии, о проблеме природы и происхождения психики, высказанные А.Н. Леонтьевым, не потеряли своего значения для современной психологии.

Цель исследования: познакомить с оригинальными предположениями А.Н. Леонтьева, которые он делает, рассуждая о вопросах природы психики и ее зарождении в ходе эволюции живых существ.

Описание хода исследования. Этапы (если есть) и методы исследования. Описание выборки. В работе анализируются ранние представления А.Н. Леонтьева о природе и происхождении психики. Рассматривается в качестве эвристичного предположение А.Н. Леонтьева о наличии у некоторых живых существ способности реагировать на внешнее воздействие изменением своего состояния в виде переживания или первичного ощущения (чувствования) различной модальности, которое можно считать до-психическим (биологическим) отражением, которое затем посредством включения их в деятельность живых существ переходит в психическое отражение. Внешняя предметная деятельность живых существ меняет их чувствования как состояния организма. Деятельность позволяет не только создавать двигательный (моторный) образ пространства поведения, но и использовать первичные переживания (чувствования) для создания представлений о предметах поля деятельности.

Результаты исследования. Эти предположения позволяют рассматривать психику как представление субъекта деятельности и восприятия о предметных условиях и целостных объектах поведенческого пространства, создающих у него иллюзию открытия для себя пространства своего поведения. Такая иллюзия возникает, благодаря реальному физическому взаимодействию субъекта поведения с реальными объектами внешнего мира.

Выводы. Изложенная позиция А.Н. Леонтьева о природе и происхождении психики позволяет сформулировать ряд важных положений по этой проблеме, которые, несомненно, будут интересны современным психологам и займут достойное место в теории психологической науки.

Поступила: 30.05.2018
Принята к публикации: 14.06.2018
Страницы: 98-103
DOI: 10.11621/npj.2018.0309
Ключевые слова: образ; деятельность; переживание; до-психическое отражение;
Автор(ы): Иванников В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Емелин В.А. Кризис постмодернизма и потеря устойчивой идентичности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 5-15.

В статье обосновывается положение о том, что, выступая в качестве мировоззрения информационного общества, постмодернизм одновременно является отражением его проблем, в качестве основной из которых выделяется размытие идентичности человека. Наиболее уязвимое место идеологии постмодернизма – имплицитная неспособность создавать устойчивые модели идентификации. Этому препятствуют специфические идеи, связанные с основополагающим принципом постмодернизма – плюрализмом, приводящим к релятивизму и утрате устойчивых ориентиров. Радикальная реализация принципа плюрализма и, как следствие, культивирования неограниченного выбора, является не достижением информационного общества и постмодерной культуры, а его основной проблемой. Обсуждаются социально-политические следствия идей толерантности и равнозначности мнений, позиций и ценностей. 

Отсутствие предпочтительных векторов самоидентификации снижают мотивацию формирования индивидом устойчивой личностной идентичности. Если ни одна парадигма, с точки зрения истинности, не может претендовать на выделенный статус, то споры по поводу притязаний на значимость превращаются в споры по поводу власти, тем самым порождая социал-дарвинизм. Принцип плюрализма фактически легитимирует и радикальные идеологии, предельной из которых является современный терроризм, оказывающийся в мозаичном и мультикультурном постмодерном мире одной из множества социокультурных парадигм. 

Именно в кризисе идентичности в условиях массового распространения и военных, и информационных технологий усматривается главная причина радикализма как результата обретения патологических форм когнитивно-личностной идентичности. Социокультурные и мировоззренческие кризисы информационного общества становятся основной причиной формирования ригидных и диффузных моделей идентификации личности.

Поступила: 30.03.2017
Принята к публикации: 12.04.2017
Страницы: 5-15
DOI: 10.11621/npj.2017.0202
Ключевые слова: идентичность; информационное общество; постмодернистское мировоззрение; постмодерная культура; плюрализм; радикализм; формирование идентичности;
Автор(ы): Емелин В.А.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Е.И. Первичко. Культурно-деятельностный подход к проблеме регуляции эмоций: теоретическое обоснование и эмпирическая верификация концептуальной модели. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 03-17.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1874:"<p>
     Статья посвящена теоретическому обоснованию и эмпирической верификации концептуальной модели регуляции эмоций, разработанной в теоретико- методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы. Выдвигается и получает эмпирическое подтверждение общая гипотеза о том, что регуляция эмоций может быть представлена в качестве системы, включающей психологический и физиологический уровни. При этом в структуре психологического уровня, в свою очередь, могут быть выделены мотивационно-смысловой и операционально-технический уровни, слаженная работа которых обеспечивается такими психологическими механизмами, как рефлексия и знаково-символическое опосредствование. Установлено, что особенности мотивационно-потребностной сферы (наличие и способ презентации конфликта мотивов достижения и избегания неудачи) определяют проявление остальных анализируемых компонентов системы регуляции эмоций как у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (пролапсом митрального клапана – ПМК), так и у здоровых лиц. Показан вклад рефлексии и знаково-символического опосредствования, выделяемых в культурно-деятельностной парадигме в качестве важнейших механизмов функционирования психики, в обеспечение работы системы регуляции эмоций. Доказано, что регуляция эмоций пациентов с ПМК отличается от таковой у здоровых лиц наличием выраженного конфликта мотивов достижения и избегания неудачи, дефицитом личностной рефлексии и искажениями в знаково-символическом опосредствовании эмоций, а также ограничениями в использовании ресурса имеющихся стратегий регуляции эмоций. Показано, что пациенты с ПМК отличаются от контрольной группы достоверно более частым возникновением состояния эмоциональной напряжённости при эмоциональной нагрузке, что негативно влияет на возможность эффективного использования ресурса стратегий регуляции эмоций в эмоционально значимых ситуациях.
</p>
<br>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 14.06.2016
Принята к публикации: 27.06.2016
Страницы: 03-17
DOI: 10.11621/npj.2016.0201
Ключевые слова: высшие психические функции (ВПФ); регуляция эмоций; стратегии регуляции эмоций; пролапс митрального клапана; эмоциональная напряженность; культурно-деятельностная парадигма; подавление экспрессии эмоций;
Автор(ы): Первичко Е. И. ;

Доступно в on-line версии с 30.08.2016

Корякина Ю.М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциальных мотиваций. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 49-65.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2275:"<p>
    В статье представлен взгляд на проблему движущих сил личности с позиции экзистенциального анализа. Ученик В. Франкла А. Лэнгле развил концепцию воли к смыслу (мономотивационную теорию Франкла), выделив четыре аспекта экзистенциальных отношений личности – четыре фундаментальные мотивации. Экзистенциальные философы и вслед за ними психологи и психотерапевты определяют эти мотивации как основные темы человеческой жизни, а их воплощение – как условие проживания подлинной, глубокой жизни – экзистенции. Лэнгле выделяет четыре аспекта экзистенции: отношения с данностями существования (с миром), отношения с динамичной, витальной стороной бытия (с жизнью), отношения с самим собой и отношения с будущим. Эти аспекты названы первая, вторая, третья и четвертая экзистенциальные фундаментальные мотивации (ФМ). 
</p>
<p>
    В первой части статьи содержится описание содержания четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле, во второй – результаты собственного исследования автора, посвященного апробации на русскоязычной выборке Теста экзистенциальных мотиваций (ТЭМ) (А. Лэнгле, П. Экхардт), измеряющего субъективное переживание интегрального качества жизни как суммы составляющих его четырех вышеперечисленных аспектов. ТЭМ разработан в рамках экзистенциального анализа как психодиагностический инструмент для оказания психотерапевтической и консультативной помощи, он также может быть использован в исследовательских целях для изучения субъективной удовлетворенности жизнью через отношения к экзистенциально важным аспектам бытия. По мнению разработчиков, ТЭМ обращен к переживаниям человека и способен оценить полноту проживания им каждой из четырех фундаментальных мотиваций. Первая ФМ воплощает намерение активно быть в этом мире и стремится к принятию реальности. Вторая ФМ ищет возможности выстраивания отношений и проживания ценностей. Третья ФМ направлена на реализацию уважительного обращения к себе и другим, на встречу и проживание себя как имеющего ценность. Четвертая ФМ ищет смысл ситуации, способ внести себя со всеми своими возможностями в мир ради будущего. Изучение фундаментальных мотиваций позволяет не только приблизиться к жизненному миру человека, войти в пространство его переживаний, но и отвечает задачам психотерапевтической практики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 02.02.2015
Принята к публикации: 17.04.2015
Страницы: 49-65
DOI: 10.11621/npj.2015.0405
Ключевые слова: экзистенциальный анализ; экзистенция; фундаментальные мотивации; исполненность; «Тест экзистенциальных мотиваций»;
Автор(ы): Корякина Ю.М. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Н.А. Каминская, А.М. Айламазян. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 45-55

a:2:{s:4:"TEXT";s:1886:"<p>
    Настоящая статья направлена на исследование современного состояния и систематизацию существующих представлений об образе и схеме тела. Для анализа теоретических моделей были выделены следующие критерии: экспликация механизма, лежащего в основе формирования и перестройки образа тела, выявление аспектов образа тела, развитие которых объясняется представленными концепциями. Отдельно рассматривался вопрос о различии между схемой и образом тела, что представляется актуальным в связи с уточнением нейронных механизмов репрезентации своего тела субъектом. В рамках обсуждения феноменологического уровня телесного опыта рассматриваются предположения, согласно которым схема тела является фрагментарной, а не иерархической структурой. Показаны существенные различия в понимании базовых механизмов формирования образа тела, что обусловлено вниманием к разным телесным феноменам. Анализировались психодинамический, когнитивный, социокультурный, феминистский и междисциплинарные подходы. Были выделены механизмы интеграции-дифференциации, когнитивного обобщения и интроекции-интернализации. Высказывается предположение о необходимости рассматривания образа тела в контексте задач на присвоение своего тела личностью. При понимании личности как инструмента формирования и поддержания интегрированности психических процессов, паттерн взаимосвязанных и взаимообусловленных изменений в процессах, которые происходят при конструировании образа внешней ситуации или образа «Я», приобретает особый психологический смысл. Необходимым становится корректное выделение структуры интегративных задач, в решение которых вовлекается субъект в ходе нормального жизненного процесса и в исключительных ситуациях – при наличии физических дефектов, при резком изменении внешности и т.п. Встающие перед субъектом задачи развития определяют специфику формирования образа тела и его возможных искажений.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 08.04.2015
Принята к публикации: 26.04.2015
Страницы: 45-55
DOI: 10.11621/npj.2015.0305
Ключевые слова: телесность; искажения образа тела; психологическое «Я»; схема тела;
Автор(ы): Айламазян Аида Меликовна; Каминская Н. А.;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

И.Н. Погожина. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 35-44.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1885:"<p>
    В работе представлена постнеклассическая модель детерминации развития содержания познавательных процессов, где психические процессы рассматриваются как открытые самоорганизованные, саморазвивающиеся системы. Проанализированы и соотнесены между собой три типа систем (динамическая, статистическая, развивающаяся). Описаны механизмы функционирования открытых неравновесных нелинейных систем (диссипативных) и условия возникновения диссипативных структур. Модели детерминации формирования и развития психики и поведения, разрабатываемые в рамках разных теоретических подходов (ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психология интеллекта Пиаже, культурно-исторический подход Выготского, деятельностный подход и некоторые др.), сопоставлены между собой как модели, описывающие поведение трех выделенных типов систем. Показано, чем модели развития психики различаются между собой.
</p>
<p>
    Описана преемственность постнеклассических, классических и неклассических моделей детерминации развития психики. Показано, что психика человека
может быть понята как функционирование открытой развивающейся неравновесной нелинейной системы (диссипативной). Дано подробное описание психики
как самоорганизующейся системы. Сформулированы требования, предъявляемые к разработке постнеклассической детерминационной модели развития
познавательных структур. Сделан вывод о том, что постнеклассическая модель формирования и развития познавательных структур и ее приложение к
конкретному предметному материалу должны содержать описание трех групп факторов: 1) собственных тенденций развития познавательной структуры как
целостной системы; 2) способов и конфигурации воздействия на функционирование и развитие познавательной структуры извне (внешняя детерминация); 3)
механизмов направленного влияния внешних факторов на формирование и развитие содержания познавательной структуры.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 20.04.2015
Принята к публикации: 15.05.2015
Страницы: 35-44
DOI: 10.11621/npj.2015.0304
Ключевые слова: детерминизм ; самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы; модели детерминации в психологии; постнеклассическая детерминационная модель; развитие познавательных структур;
Автор(ы): Погожина И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Стрижова Е.А., Гусев А.Н. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод. // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2(14) - с. 52-59

a:2:{s:4:"TEXT";s:2102:"<p>
    В статье представлена новая методология и метод диагностики трудовой мотивации, в основу которых положено понятие мотивационной (проблемной) задачи. Мотивационная задача – это средство для последовательной самооценки человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его мотивационного пространства. Условия решения мотивационной задачи реализованы в методике Мотивационная карта. Процедура диагностики предполагает множественную визуальную сравнительную оценку испытуемым перечня мотивационных объектов (Ж. Нюттен) в двухмерном графическом пространстве оценочных шкал. Для обозначения геометрической структуры, отражающей взаимосвязи мотивационных объектов, использован термин субъективное мотивационное пространство, опираясь на определение субъективного психологического пространства в современных моделях многомерного шкалирования. Мотивационные объекты и шкалы методики были получены в серии эмпирических исследований. Условиями мотивационной задачи являются: ранжирование мотивационных объектов, определение субъективного центра мотивационного пространства, множественная сравнительная оценка мотивационных объектов, последовательное уточнение оценок мотивационных объектов, корректировка мотивационного пространства с учетом размещения высокоприоритетного мотивационного объекта. Апробация методики была проведена на выборке 206 человек (специалисты финансового сектора) и включала две серии – тест и ретест. Для вычисления показателя конструктной валидности были сопоставлены результаты, полученные с помощью апробируемой методики, с данными, полученными по внешнему критерию – шкалами стандартных методик диагностики трудовой мотивации при помощи регрессионного анализа. Для оценки ретестовой надежности и обоснования внутренней валидности методики был проведен корреляционный анализ факторов координат мотивационных объектов, полученных по результатам основной серии и ретеста. Разработанная процедура позволяет предположить, что получаемые психодиагностические оценки выраженности трудовой мотивации располагаются на интервальной шкале.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 14.05.2014
Принята к публикации: 03.06.2014
Страницы: 52-59
DOI: 10.11621/npj.2014.0207
Ключевые слова: методология; мотивационная задача; трудовая мотивация; психодиагностика;
Автор(ы): Стрижова Е. А.; Гусев А.Н.;

Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Бусыгина Н.П., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И. Критерии оценки качественных исследований. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 49-51

a:2:{s:4:"TEXT";s:1575:"<p>
    Формулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами. Критерии являются итогом исследовательской работы семинара по качественным методам на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством А.Н. Кричевца и О.Т. Мельниковой. Подробно описываются этапы и соответствующие им стандарты планирования исследования, формирования целевой и теоретической выборки, сбора и анализа качественных данных, интерпретации и презентации результатов. Особое внимание уделяется таким критериям оценки работы как прозрачность интерпретаций, их документированность, аргументированность, наличие рефлексивной позиции автора в тексте и ее разведение с суждениями и мнениями респондентов. Кроме того, показывается необходимость обоснования выбора того или иного метода анализа (в частности, тематического анализа, метода «обоснованной теории», герменевтической или дескриптивной феноменологии, нарративного и дискурс-анализа), их соответствия целям и задачам исследования, а также адекватности для изучения той или иной предметной сферы. Обсуждаются основные стратегии валидизации, включаемые «внутрь» исследовательского процесса (валидизация респондентами, анализ отклоняющихся случаев, триангуляция и ряд других), этические принципы и правила формирования выборки, диалога с респондентами, работы с их персональными данными. Разработка «стандарта качества» является важным фактором институализации качественных исследований в отечественной психологической науке.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 02.12.2014
Принята к публикации: 05.12.2014
Страницы: 49-51
DOI: 10.11621/npj.2014.0206
Ключевые слова: качественные исследования; валидность; критерии валидности; стратегии валидизации;
Автор(ы): Мельникова О.Т. ; Кричевец А.Н.; Гусев А.Н.; Хорошилов Д.А.; Барский Ф.И.; Бусыгина Н.П.;

Хасан Б.И. Конфликт как природа и функциональная необходимость образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.70-74.

a:2:{s:4:"TEXT";s:373:"<p>
    Рассматриваются проблемы места образования в обществе, условия совпадения или противостояния их интересов. Объясняются причины возможного возникновения конфликтов между образованием с его целями и общественными потребностями. Автор также пытается ответить на вопросы: как относятся взрослые к детству, и какие, исходя из этого, строят образовательные программы.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 70-74
Ключевые слова: система образования; конфликт между обществом и системой образования;
Автор(ы): Хасан Б. И.;

Баева И.А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.65-69.

a:2:{s:4:"TEXT";s:390:"<p>
    Обосновывается актуальность психологии безопасности в современном обществе. Дано определение понятия «психологическая безопасность», рассказывается об истории и современном состоянии исследований в данной области, освещены отечественные и зарубежные концепции обеспечения психологической безопасности личности. Намечены перспективные пути развития этой новой отрасли психологии.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 65-69
Ключевые слова: психологическая безопасность среды; психологические возможности человека; психологическая безопасность;
Автор(ы): Баева И. А.;

Шадриков В.Д. Эволюция взглядов и сущность способностей // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.58-64.

a:2:{s:4:"TEXT";s:388:"<p>
    Рассмотрена природа и сущность человеческих способностей. Представлена история вопроса, анализируется содержательное определение понятия «способность». Дана характеристика способностей, как индивидуально-психологических особенностей отличающей одного индивида от другого. Объясняются различия между задатками и способностями, определено место способностей в структуре психики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 58-64
Ключевые слова: способности; задатки; индивидуально-психологические особенности;
Автор(ы): Шадриков В.Д;

Зинченко Ю. П., Меньшикова Г. Я., Баяковский Ю. М., Черноризов А. М., Войскунский А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.54-62.

a:2:{s:4:"TEXT";s:493:"<p>
    Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии. Обсуждаются их отличительные особенности и преимущества перед традиционными методами, а также проблемы, возникающие при использовании. Освещены перспективные направления применения этих новых технологий для решения задач психотерапии и психологической реабилитации, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности, психофизиологии и нейронаук.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 54-62
Ключевые слова: психотехнологии; технология виртуальной реальности; экспериментальная психология; психотерапия; психология безопасности; психофизиология; психологическая реабилитация; коммуникация; восприятие;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Меньшикова Г.Я.; Баяковский Ю.М.; Черноризов А.М.; Войскунский А. Е.;

Зинченко Ю. П., Меньшикова Г. Я., Баяковский Ю. М., Черноризов А. М.,Войскунский А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы. // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.64-71

a:2:{s:4:"TEXT";s:493:"<p>
    Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии. Обсуждаются их отличительные особенности и преимущества перед традиционными методами, а также проблемы, возникающие при использовании. Освещены перспективные направления применения этих новых технологий для решения задач психотерапии и психологической реабилитации, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности, психофизиологии и нейронаук.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 64-71
Ключевые слова: психотехнологии; технология виртуальной реальности; экспериментальная психология; психотерапия; психология безопасности; психофизиология; психологическая реабилитация; организационная психология; инновационное образование; восприятие; коммуникация;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Меньшикова Г.Я.; Баяковский Ю.М.; Черноризов А.М.; Войскунский А. Е.;

Панов В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.50-54.

a:2:{s:4:"TEXT";s:290:"<p>
    Автор исследует вопрос: что изучает психология и действительно ли ее предметом является психика? Он рассуждает о том, что есть собственно психика, а что ее продукт ее деятельности. Рассмотрены разные взгляды на предмет научной психологии, на психику как таковую и ее проявления.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 50-54
Ключевые слова: предмет психологии; психика; психическая деятельность; психические процессы; психика как предмет и объект исследования; продукты психики; изучение психики;
Автор(ы): Панов В.И. ;

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.42-49.

a:2:{s:4:"TEXT";s:375:"<p>
    Рассматривается научно-исследовательская деятельность факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая представляет собой постоянное развитие новых подходов, базирующихся на классических теориях мировой и отечественной психологии. Анализируется развитие методологии психологических исследований как условие осмысления накопленных знаний и познания нового.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 42-49
Ключевые слова: методологические проблемы психологии; системная организация психологических исследований;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Агузумцян Р. В., Хачатрян Н. Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки // Национальный психологический журнал-2012.-№ 1(7)-с.74-80.

a:2:{s:4:"TEXT";s:493:"<p>Рассмотрены представления о духовности, которые сложились в рамках разных философских течений, а также в различных религиозных конфессиях: христианстве, буддизме, иудаизме и др. Дан сравнительный анализ отдельных религиозных традиций относительно духовных исканий и стремлений человека Показано сходство религиозного понимания
процесса духовного роста человека и психологических характеристик целостной, психологически зрелой и здоровой личности, сложившихся в разных теориях личности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 74-80
Ключевые слова: духовность; духовный рост; духовное развитие; моральное развитие; «Я-концепция»; развитие личности; религиозные представления; религиозные конфессии; христианство; иудаизм; суфизм; религиозная философия; психология личности;
Автор(ы): Агузумцян Р. В.; Хачатрян Н. Г.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер