ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Практика

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Горлова Е.Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.134-141.

В последние годы, школьный стресс и страх школы у детей – довольно частые поводы для обращения родителей младших школьников за психологической помощью. Ребенок не справляется с возрастающими год от года требованиями к интеллектуальному потенциалу, произвольности поведения. Родители связывают неуспех ребенка с психологической незрелостью, инфантильностью и занимают выжидательную позицию – ребенок сам повзрослеет и все трудности сами закончатся. Однако, приняв такую позицию, родители часто усугубляют неуспешность ребенка, считая нарастание жалоб учителя и усиление поведенческих нарушений у ребенка признаками своей собственной родительской несостоятельности. Другая причина дисфункции родительской позиции – это отсутствие общепризнанных приоритетов возрастного развития ребенка. Родители испытывают значительные сложности в самостоятельном определении узловых критериев возрастного развития.

Наиболее яркие феномены младшего школьного возраста (теоретическое мышление, интеллектуальная рефлексия, субъект учебной деятельности, произвольность психических функций) связаны с овладением учебной деятельностью. Родители оказываются исключенными из этой сферы по объективным обстоятельствам. Существует целый ряд ограничений в реализации компетентной родительской позиции при создании индивидуальной социальной ситуации развития ребенка на начальном этапе обучения.

На основе анализа литературных источников и собственной практики психологической помощи мы связываем данные ограничения с отсутствием у современных родителей согласованных ориентирующих образов в отношении значимых (приоритетных) задач возрастного развития ребенка. В основе нашего исследования лежит гипотеза о том, что психологический возраст ребенка и этапы развития возрастного психологического новообразования являются регуляторами родительской позиции.

В работе представлены результаты констатирующего этапа исследования психологического возраста детей на начальном этапе обучения, раскрыты основания для выделения детей трех психологических возрастов – вошедших в кризис семи лет («кризисных»), посткризисных и стабильных. Описано содержание формирующей программы развития родительского взаимодействия, соразмерного психологическому возрасту детей и этапам преемственности в развитии возрастных психологических новообразований. На основе повторной диагностики детей сделаны выводы о результативности предложенной стратегии развития родительской компетентности.

Наше исследование показало, что критерии психологического возраста детей можно рассматривать в качестве оснований для формирования компетентного выбора взрослыми стратегий родительско-детского взаимодействия.

Поступила: 22.10.2013
Принята к публикации: 19.01.2014
Страницы: 134-141
DOI: 10.11621/npj.2013.0217
Ключевые слова: индивидуальная социальная ситуация развития; психологический возраст; возрастное психологическое новообразование; кризис семи лет; младший школьный возраст; произвольное структурирование; родительская позиция;
Автор(ы): Горлова Е.Л.;

Вартанова И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.127-133.

Исследовалась специфика временной перспективы и ценностно-смысловых ориентаций (с учетом согласованности соответствующих ценностей и их доступности) старших школьников в зависимости от типа доминирующей мотивации.

Показано, что временная перспектива стремлений и желаний школьников отличается глубиной, протяженностью и позитивной ориентацией на будущее. Эти представления имеют качественную специфику в зависимости от типа доминирующей мотивации.

Для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией ценности учебной деятельности достаточно хорошо согласованы и рассматриваются как средство реализации долгосрочных целей будущей взрослой жизни. Для группы учащихся с мотивацией аффилиации, престижа и конкуренции ценности учебной деятельности чаще сопровождаются внутренними конфликтами и вакуумами. У старшеклассников с преобладающей познавательной мотивацией ближайшее будущее связано с ценностями свободы, уверенности в себе, самосовершенствования в учебе, преодоления препятствий, друзьями. Их стремления в отдаленном будущем связаны с саморазвитием, самосовершенствованием, достижением успеха и уверенностью в себе. Учащиеся с конкурентной мотивацией характеризуются большим количеством целей в отдаленном будущем без привязки к конкретному времени их реализации, т.е. у них наблюдается снижение мотивации настоящей школьной жизни. Стремления школьников с самоутверждающей учебной мотивацией в ближайшем будущем чаще всего направлены на учебную деятельность, но связаны они с желанием получить конкретные результаты экзаменов.

Отдаленное будущее в их представлении ассоциировано с преодолением препятствий и статусно-конкурентными ценностями. Учащиеся с мотивацией аффилиации связывают свое отдаленное будущее с профессиональной деятельностью, а также со статусно-конкурентными ценностями: «авторитет», «быть лучше других». У них также наблюдается снижение мотивации, связанной с настоящим и ближайшим будущим периодом школьной жизни.

Поступила: 04.04.2013
Принята к публикации: 16.05.2013
Страницы: 127-133
DOI: 10.11621/npj.2013.0216
Ключевые слова: учебная деятельность; перспектива будущего; мотивация; эмоциональная регуляция; ценности; внутренний психологический конфликт;
Автор(ы): Вартанова Ирина Ивановна;

Захаров В.М., Королев А.Д., Черноризов А.М. Новый подход к борьбе с курением: психофизиологический анализ // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.91-99.

В статье излагаются результаты пилотного психофизиологического исследования изменений активности мозга и вегетативной нервной системы (ВНС) человека, бросающего курить табак по методу, предложенному отечественным исследователем В.М. Захаровым. Метод базируется на теории поэтапного формирования высших психических функций П.Я. Гальперина.

В экспериментах приняли участие 16 человек (8 мужчин и 8 женщин). Анализировался спектральный состав электроэнцефалограммы (ЭЭГ), где в расчет принимались абсолютные значения мощностей альфа-ритма (в отведениях O2-A2, O1-A1, P4-A2, P-A1) и бета-ритма (в отведениях F4-A2, F3-A1). Активность вегетативной нервной системы (ВНС) оценивалась по результатам анализа электрокардиограммы (ЭКГ). Данные о субъективной оценке испытуемыми своего наличного функционального состояния получались посредством их психологического тестирования по методике «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). По результатам пилотного исследования было установлено, что функциональное состояния нервной системы (оценки по параметрам ЭЭГ и ЭКГ) и субъективное (психологическое) состояния (оценки по данным САН) человека во время курения и попытки бросить курить зависят не только от стажа потребления табака, но и от отношения курящего к процессу табакокурения. Когнитивная активность хронического курильщика в процессе курения (осуществление контроля количества выкуриваемого табака) как бы возвращает его в исходное до формирования зависимости от табака состояние «некурящего» и тем самым облегчает ему решение задачи «бросить курить». Полученные данные носят предварительный характер и требуют дальнейшего уточнения. В перспективе они могут быть использованы при разработке «психологических стратегий» для помощи курящему в его борьбе с зависимостью от табака.

Поступила: 19.12.2013
Принята к публикации: 26.12.2013
Страницы: 91-99
DOI: 10.11621/npj.2013.0212
Ключевые слова: теория поэтапного формированиявысших психических функций Гальперина; курение; отказ от курения по методу Захарова; мозг; электроэнцефалограмма; вегетативная нервная система;
Автор(ы): Захаров В.М.; Королев А.Д.; Черноризов А.М.;

Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.32-40.

В настоящей статье освещаются результаты кросскультурного исследования, направленного на выявление особенностей отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги. Наравне с этим анализируются и различные аспекты социальной активности подростков: их отношение к законодательным санкциям против экстремистских действий, склонность к выражению различных способов политического протеста, а также выявляются наиболее предпочитаемые школьниками формы выражения собственной политической позиции. Отдельное внимание уделяется роли социокультурных факторов, определяющих специфику отношения подростков к экстремизму. В частности, речь идет о таких факторах, как характер микросоциального окружения школьника, степень его социальной дистанции от экстремистских организаций, принадлежность к национальному большинству или меньшинству и т.д. Освещается взаимосвязь между принятием подростками экстремистского поведения и их склонностью к агрессии в различных социальных ситуациях, в частности, в ситуации буллинга.

Помимо результатов социологического исследования, приводятся результаты факторного анализа, проведенного с целью выявления сводного комплекса характеристик, определяющих не только отношение подростка к экстремизму, но и его позицию в отношении насилия и агрессивного поведения как способов решения собственных конфликтов. На основании выделенных факторов приводятся усредненные профили подростков Москвы и Риги, причисляющих себя к экстремистским организациям. В качестве основных выводов, представленных в статье, можно коротко выделить ряд моментов. В целом среди школьников доминирует негативное отношение к проявлениям экстремизма. Оно выражается в их личностном непринятии. Микросоциальное окружение подростка влияет на оценку различного рода экстремистских проявлений. Исследование выявило существенные различия в отношении к экстремизму, зависящие от принадлежности к национальному меньшинству или титульной нации. Результаты факторного анализа показали, что само отношение к экстремизму в подростковой среде – это сложное многофакторное явление, включающее в себя различные модальности оценок и форм поведения.

Поступила: 03.05.2013
Принята к публикации: 16.05.2013
Страницы: 32-40
DOI: 10.11621/npj.2013.0204
Ключевые слова: экстремизм; агрессия; легитимизация агрессии; подростковый возраст; буллинг; политический протест; национальное большинство/меньшинство;
Автор(ы): Собкин В.С.; Мкртычян А.А.;

Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.25-31.

В современном мире доминирующую роль в повседневной жизни играют медийные каналы – телевидение, видео и Интернет. Восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями этого мира, по сути, визуальность является формообразующим принципом культуры. «Визуальный поворот» выражается в смещении современных способов восприятия от вербальных в сторону визуальных, образных. Образы конструируют и формируют наше постижение мира. Визуальная восприимчивость заменяет и дополняет восприимчивость текстовую. Актуальные вопросы визуализации требуют модернизации методов исследования медийных образов, которые должны быть вписаны в широкий контекст междисциплинарных исследований.

Интернет-пространство приобретает самостоятельное значение, в него переносится все больший набор социальных взаимодействий и контактов. С развитием Интернета линейная организация нарративов заменяется гипертекстовой и визуальной. Интернет сегодня можно рассматривать в духе «постмодернистской ситуации» не только как место глобальной автономизации, но и как бесконечную полифоническую коммуникацию различных самостоятельных сегментов когда- то единого культурного и информационного пространства. Самой активной аудиторией Интернета является молодежь, именно здесь происходит формирование различных субкультур и сообществ, возникает новая система структурирования культуры.

В современном потребительском обществе реклама наряду с другой медийной продукцией становится источником все большей визуальной дифференциации и зрелищности. Визуальное воздействие интернет-рекламы определяется тем, что она репрезентирует стиль жизни, ценности молодежной субкультуры, конструирует восприятие и формирует новую структуру сознания и видения мира молодых людей.

Поступила: 07.10.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 25-31
DOI: 10.11621/npj.2013.0203
Ключевые слова: визуальность; повседневность; самоидентификация; интернет-реклама; субкультура; нарративный подход;
Автор(ы): Донцов А.И.; Дроздова Алла Владимировна;

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России. // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.126-130.

В статье анализируются результаты проведенного авторами исследования синдрома профессионального выгорания. Рассмотрены личностные и социально-демографические причины развития данного синдрома. Названы профессии, представители которых наиболее часто подвержены выгоранию. Представлены некоторые программы «анти-выгорания», разработанные российскими специалистами.

Страницы: 126-130
Ключевые слова: профессиональное выгорание; психологическая помощь при профессиональном выгорании;
Автор(ы): Водопьянова Н.Е.; Старченкова Е.С.;

Ценев В. Между жизнью и смертью // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.123-125.

Анализируются чувства, которые вызывает мысль о смерти возможной, скорой смерти и др. Автор рассматривает мысли о смерти, как стимул, вызывающий жажду жизни, как силу, мотивирующую жить. Показана роль телевидения, показывающего сцены насилия и смерти, в удовлетворении возникшей в обществе потребности в переживании трагических событий.

Страницы: 123-125
Ключевые слова: эмоции; мотивация; мотивация к жизни; смерть;
Автор(ы): Ценёв В.;

Базаров Т. Ю. Импровизация как основа совместного творчества в управлении // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.120-122.

Объясняется, что понимают под импровизацией в организационной психологии. Выделены условия эффективности коллективной импровизации в управленческой команде. Дана характеристика основных компетенций менеджера-импровизатора.

Страницы: 120-122
Ключевые слова: организационная психология; командная работа; импровизация в командной работе; компетенции менеджера;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович;

Шмидт В. Р. Возможности интерпретации в социальной работе // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.116-119.

Освещены возможности использования мультипликационных фильмов в рефлексивной социальной работе. Рассматривается язык как средство понимания или отчуждения между людьми. Уделено внимание черному юмору, который автор представляет в качестве одного из приемов рефлексивной социальной работы.

Страницы: 116-119
Ключевые слова: социальная рефлексивная работа ; мультипликационный фильм как средство социальной работы;
Автор(ы): Шмидт В. Р. ;

Лебедева Л.Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.132-136.

Рассматривается изобразительный рисунок как профессиональный инструмент, помогающий психологу выявить индивидуально-психологические особенности автора и оказать ему психотерапевтическую помощь. Предлагаются арт-техники с использованием рисунка, разработанные и апробированные автором на базе педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета.

Страницы: 132-136
Ключевые слова: психодиагностика; рисунок как психодиагностическое средство; рисунок в арт-терапии;
Автор(ы): Лебедева Л. Д.;

Сидоренко Е.В. Матрица лидерства // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.128-131.

Описывается авторская методика оценки руководителей – «Матрица лидерства», предназначенная для использования в тренинге и коучинге с целью самопознания и саморазвития. Приведены результаты нескольких тренингов «Развитие личности», проведенных с ее помощью. Продемонстрировано, что «Матрица лидерства» позволяет сделать первый шаг в осознании задач развития лидерского потенциала.

Страницы: 128-131
Ключевые слова: лидер; лидерство; тренинг лидерства ; коучинг; самопознание; саморазвитие;
Автор(ы): Сидоренко Е.В.;

Базаров Т.Ю., Базарова К.Т. Возможно ли распределенное лидерство? // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.123-127.

В статье поднимается проблема соотношения руководства и лидерства. Разбираются различные определения лидерства, которые дают отечественные и зарубежные психологи. Показано, каким должен быть высокоэффективный лидер, сочетающий в себе черты, как лидера, так и руководителя. Значительное внимание уделяется вопросам использования теории лидерства в практической деятельности. Авторы пишут о путях развития лидерского потенциала внутри организаций, одним из которых является распределенное лидерство, и объясняют, в чем его особенности.

Страницы: 123-127
Ключевые слова: лидер; лидерство; руководство; распределенное лидерство;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович; Базарова Камилла Тахировна;

Битянова М.Р. Антропологический подход в определении понятия и критериев качества образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.117-122.

В статье рассматриваются основные показатели качества образования. Освещены общие положения антропологического подхода к образованию, который автор рассматривает в качестве основы для разработки показателей качества образования. Выделены задачи развития человека как основы образовательного процесса. Рассмотрены принципы проектирования антропологически ориентированной системы школы.

Страницы: 117-122
Ключевые слова: качество образования; антропологический подход к системе образования; развитие личности; роль образования в развитии; антропологически ориентированная система образования;
Автор(ы): Битянова М.Р;

Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.112-116.

В статье исследуются причины неграмотности современных школьников, анализируются недостатки учебных программ, не обеспечивающих качество обучения детей в начальных классах. Рассмотрены возможные пути оказания психологической помощи ученикам, не справляющимся со школьной программой.

Страницы: 112-116
Ключевые слова: обучение в начальных классах; школьные трудности детей; психологическая помощь отстающим детям;
Автор(ы): Ясюкова Л.А.;

Стрижова Е. А., Гусев А. Н. Диагностика трудовой мотивации: опыт разработки методики // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.128-133.

В статье показана возможность диагностики трудовой мотивации методом выявления субъективных различий между мотивационными объектами (мотивами трудовой деятельности) в пространстве оценочных шкал. Описан опыт разработки методики, представлены результаты исследования, направленного на выявление мотивов трудовой деятельности (мотивационные объекты) и шкал для их оценки.

Страницы: 128-133
Ключевые слова: психодиагностика; мотивация; мотивы трудовой деятельности;
Автор(ы): Стрижова Е. А.; Гусев А.Н.;

Величковский Б. Б., Козловский С. А., Вартанов А. В. Тренировка когнитивных функций: перспективные исследования в России // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.122-127.

В работе рассматривается проблема использования методов когнитивной тренировки в целях коррекции когнитивных нарушений. Дается определение когнитивной тренировки, обсуждаются вопросы ее эффективности. Дается обзор актуальных исследований когнитивной тренировки, проводимых на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Института когнитивных исследований РНЦ «Курчатовский институт». Приводятся результаты вычислительных экспериментов, обосновывающих эффективность специальных режимов адаптивной тренировки и новых методов регистрации слабых мозговых изменений в результате тренировки.

Страницы: 122-127
Ключевые слова: когнитивные нарушения; когнитивная тренировка; мозговые изменения; вычислительное моделирование; фМРТ; МРС;
Автор(ы): Козловский С.А.; Вартанов А.В.; Величковский Б. Б.;

Барабанщикова В. В., Кузьмина Н. В. Анализ профессионального стресса банковских служащих // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.118-121.

В статье представлено исследование особенностей профессионального стресса банковских служащих в период адаптации к организационным изменениям, связанным как с экономической нестабильностью банковского сектора, так и с изменениями в системе управления банком. Даны рекомендации по предотвращению последствий воздействия организационных изменений на состояние банковских служащих.

Страницы: 118-121
Ключевые слова: профессиональный стресс; организационные изменения; адаптация;
Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Кузьмина Н. В.;

Фоломеева Т. В. Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.111-117.

Показана актуальность изучения потребительского поведения на современном этапе экономического развития общества; дан краткий обзор исследований потребителей и их предпочтений; представлена новая дисциплина — социальная психология потребительского поведения, объединившая знания нескольких наук: психологии, социологии, экономики и др.; приведены результаты авторского исследования потребительских социальных установок или аттитюдов по отношению к сотовой связи и интернет-услугам в условиях социально-экономических изменений, проведенного ею в московском регионе.

Страницы: 111-117
Ключевые слова: потребительское поведение; потребительские предпочтения; социальная психология потребительского поведения; теории потребления;
Автор(ы): Фоломеева Т.В. ;

Бакланова Н. К., Потапов Д. А. Теория планомерного формирования умственных действий и развитие креативности ребенка // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.108-110.

Статья посвящена проблеме развития креативности личности ребенка в процессе сочинения им музыки. Представлены оригинальная педагогическая технология обучения сочинению музыки, разработанная на основе теории планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и авторская методика оценки креативности по результатам музыкального творчества на основе концепции креативности Р. Стернберга.

Страницы: 108-110
Ключевые слова: креативность; педагогическая технология; теория планомерного формирования умственных действий; сочинение музыки; методика диагностики креативности;
Автор(ы): Бакланова Н. К.; Потапов Д. А.;

Карабанова О. А. Семейное психологическое консультирование — теория, практика, образование // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.104-107.

В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования. Определены основные задачи семейного консультирования и направления совершенствования системы психологической помощи семье.

Страницы: 104-107
Ключевые слова: семья; семейное консультирование; психологическая помощь; дисфункциональная семья; детско-родительские отношения;
Автор(ы): Карабанова О.А. ;


1 - 20 из 29
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер