ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Образование

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Ямбург А. Е. Педагогика нон-фикшн. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 9-19.

В статье представлена находящаяся в печати книга «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы» (под ред. М. Майофис, П. Сафронова, И. Кукулина. – Москва : Новое литературное обозрение, 2014.). Эта коллективная монография – результат проведения научного проекта Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Работа посвящена относительно ограниченному по времени отрезку истории образования: 1940-1980-м годам, но по своему охвату она неизбежно выходит за эти рамки, заставляя задумываться о том, что происходило в советском образовании до этого периода и стало после – в образовании постсоветском. 

Автор определяет жанр рассматриваемой книги, как педагогика нон-фикшн. Работы в жанре нон-фикшн до выхода вышеупомянутой книги не имели аналогов среди историко-педагогических трудов.

Этот жанр, с одной стороны, предполагает точность, отказ от многих мифов, укоренившихся в нашем сознании. Но, с другой стороны, он допускает определенные вольности, открывая простор для многочисленных интерпретаций. Поэтому автор отмечает, что текст его статьи нельзя рассматривать как профессиональную рецензию с кратким обзором разноплановых глав коллективной академической монографии. Это именно размышление над книгой, открывающее читателю возможность вступить в напряженный содержательный диалог с ее создателями, дополнить работу параллельными сюжетами, которые проясняют и уточняют позиции авторов, а кое-где подталкивают к несогласию с ними.

Книга написана серьезными отечественными и зарубежными профессионалами. Она дает возможность трезво оценить пройденный нашей системой образования путь со всеми его взлетами и срывами.

Материалы книги убеждают в том, что, несмотря на то, что образование – сфера деятельности крайне зависимая от государственной политики и идеологии, в ней возможны прорывы, приводящие к возникновению относительную автономных педагогических утопий.

Обширный материал о реформировании образования в других странах, представленный в книге, показывает, что нигде в мире не найдено единственно правильное решение, устраивающее абсолютно всех игроков на образовательном поле: государство и педагогов, родителей и их детей.

Поступила: 20.06.2013
Принята к публикации: 12.07.2013
Страницы: 9-19
DOI: 0.11621/npj.2013.0302
Ключевые слова: история педагогики; советская школа; система образования в СССР; советская педагогика; образование за рубежом; зарубежные школы; коммуны; выдающиеся педагоги прошлого; Макаренко ; Сухомлинский; Корчак; Щацкий;
Автор(ы): Ямбург Евгений А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Сафонов В. К. Психология спорта на факультете психологии СПбГУ // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.114-115.

Освещены предмет и задачи психологии спорта, как комплексного прикладного направления психологической науки. Рассказывается о подготовке специалистов в этой отрасли В Санкт-Петербургском государственном университете.

Страницы: 114-115
Ключевые слова: психология спорта; подготовка специалистов в области спихологии спорта; СПбГУ;
Автор(ы): Сафонов В.К.;

Дейнека О. С. Экономическая психология (статус, развитие, образовательные перспективы) // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.110-113.

Освещена история зарождения и развития экономической психологии. Рассмотрены ее сегодняшние цели и задачи. Рассказывается, как происходит обучение экономической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете. Намечены перспективы развития экономической психологии, показано ее место и роль в отечественной науке и образовании. Поднимается проблема эффективности подготовки специалистов-психологов в этой отрасли.

Страницы: 110-113
Ключевые слова: экономическая психология; подготовка специалистов в области экономической психологии; СПбГУ;
Автор(ы): Дейнека О.С.;

Корнилова Т. В. Интеллект и творчество студентов в условиях инновационного обучения // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.107-109.

Рассматриваются цели и задачи инновационного обучения в высшей школе. Излагаются результаты эмпирического исследования связи интеллектуально-личностного потенциала и креативности студентов в процессе инновационного обучения, проводимого в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Страницы: 107-109
Ключевые слова: инновационное обучение в педагогическом образовании; развитие интеллектуально-личностного потенциала студентов; развитие креативности студентов;
Автор(ы): Корнилова Т.В.;

Шипицына Л.М. Где и как готовят специальных психологов: опыт негосударственного вуза. // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.105-106.

Автор — ректор Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга (Санкт-Петербург) — рассказывает о создании и функционировании этого негосударственного образовательного учреждения, в котором подготовка специалистов для работы с детьми-инвалидами сочетается с научными исследованиями и практическими разработками в этой области.

Страницы: 105-106
Ключевые слова: негосударственные вузы; подготовка специалистов для работы с детьми; специальная психология; специальная педагогика;
Автор(ы): Шипицына Л.М.;

Стефаненко Т.Г. Подготовка социальных психологов на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.102-104.

Автор — заведующая кафедрой социальной психологии рассказывает об учебно-педагогической и научной работе, проводимой на кафедре. Знакомит с особенностями учебного плана. Приводит сведения о публикациях сотрудников.

Страницы: 102-104
Ключевые слова: кафедра социальной психологии; подготовка студентов-психологов в МГУ;
Автор(ы): Стефаненко Т.Г.;

Ясюкова Л. А. Качество подготовки современных практических психологов.// Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.97-101.

Автор анализирует современную систему подготовки практических психологов в нашей стране. Рассмотрено современное обучение студентов-психологов в вузе, показаны его сильные и слабые стороны. Значительное внимание уделяется подготовке будущих школьных психологов.

Страницы: 97-101
Ключевые слова: практическая психология; школьный психолог; психологи-практики; обучение студентов-психологов;
Автор(ы): Ясюкова Л.А.;

Маничев С.А., Милешкина Ю.В. Российско-американское исследование деятельности психологов: на пути к созданию профессиональных стандартов деятельности и обучения // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.88-96.

В статье сравнивается современная практика подготовки и проверки профессиональной пригодности психологов в США и в нашей стране. Анализируются результаты совместного сравнительного исследования практик американо-канадских и российских психологов. Приведены результаты изучения деятельности психологов в следующих понятиях: роли, обязанности, предметные области, специализированные знания.

Страницы: 88-96
Ключевые слова: профессиональная деятельность психологов; психологи США; российские психологи; подготовка психологов в России; подготовка психологов в США; оценка деятельности психолога;
Автор(ы): Маничев С.А.; Милешкина Ю.В.;

Подольская Т.А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.107-111.

В статье обсуждается одна из важнейших, по мнению автора, проблем психологического обеспечения дополнительного профессионального образования государственных служащих – учет индивидуальных потребностей слушателей в содержании обучения при крайней неоднородности состава учебных групп по полу, возрасту, образованию, общему профессиональному опыту и стажу работы в данной должности. Приведены данные исследования этой проблемы, проведенного автором на материале одного из самых многочисленных отрядов госслужащих – работниках налоговых органов.

Страницы: 107-111
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование госслужащих; индивидуальные потребности слушателей курсов повышения квалификации; учет индивидуальных потребностей обучающихся; психология обучения взрослых;
Автор(ы): Подольская Т.А.;

Вачков И.В. Некоторые проблемы подготовки практических психологов // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.102-106.

Из множества проблем подготовки психологов-практиков автор выделил две и осветил их в своей статье. Он раскрывает значение методологии в деятельности практических психологов всех профилей и специализаций и анализирует состояние системы подготовки психологов к тренинговой работе. При этом отмечена слабость практической подготовки психологов в наших вузах и даются рекомендации организации послевузовского образования психологов-тренеров.

Страницы: 102-106
Ключевые слова: психологи-практики; подготовка психолога в вузе; тренинговая работа; послевузовское образование психологов; подготовка психологов-тренеров;
Автор(ы): Вачков И. В. ;

Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.97-102.

В статье представлен текст лекции, прочитанной автором студентам-психологам по теме «Воля» в курсе «Общая психология». Рассматривается история данной проблемы и ее современное состояние.

Страницы: 97-102
Ключевые слова: воля; волевая регуляция; смыслообразование; потребности; эмоции; мотивы; общественные ценности;
Автор(ы): Иванников В.А.;

Величковский Б. Б. Европейский психологический сертификат EuroPsy // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.94-96.

Рассматриваются предпосылки создания европейского психологического сертификата EuroPsy, его содержание и история разработки. Обсуждаются возможности внедрения EuroPsy в России.

Страницы: 94-96
Ключевые слова: психологические услуги; лицензирование; регулирование; сертификация; ЕвроПси;
Автор(ы): Величковский Б. Б.;

Зинченко Ю. П., Володарская И. А. Критерии рейтинга лучших вузов России // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.90-93.

Представлен проект объективных критериев для сравнительной оценки качества вузов России, ведущих подготовку психологов.

Страницы: 90-93
Ключевые слова: подготовка психологических кадров; общая характеристика вуза или факультета; качество абитуриентов; организация учебного процесса и научно-исследовательской работы;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Володарская И.А.;

Зинченко Ю. П. Новые возможности высшего психологического образования // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.86-89.

Интервью с Ю.П. Зинченко, доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО, деканом факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, председателем Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ, президентом Российского психологического общества.

Страницы: 86-89
Ключевые слова: интервью ; университетское психологическое образование;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Зинченко Ю. П., Плахтиенко Г. Н. Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естеcтвенным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации. Анализ. Итоги // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.118-120.

Рассказывается о проведении открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ. Описана его организация и особенности проведения. Дана характеристика конкурсных работ и проанализированы итоги.

Страницы: 118-120
Ключевые слова: конкуренция; студенческие научные работы;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Плахтиенко Г. Н.;

Чернышев А. С., Гайдар К. М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования// Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.112-117.

Изучается социально-психологическая зрелость и самоопределение индивидуальных и групповых субъектов. Показано, что в социально обогащенной среде развивается субъектность и группы в целом, и ее участников.

Страницы: 112-117
Ключевые слова: индивидуальный субъект; групповой субъект ; социально-психологическая зрелость; социальное самоопределение; социальный оазис ;
Автор(ы): Чернышев А. С.; Гайдар К. М. ;

Дубровина И. В. Послесловие к Году учителя // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.107-111.

Одна из актуальных задач практической психологии на современном этапе развития образования – найти и обосновать пути индивидуального подхода к любому ребенку в контексте реализации ресурса его творческого потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня.

Страницы: 107-111
Ключевые слова: ребенок; развитие ; возраст; индивидуальные особенности; индивидуальный подход; способности; «зона ближайшего развития»; «социальная ситуация развития»;
Автор(ы): Дубровина И. В.;

Асмолов А. Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.100-106.

Показана роль системы образования как социального института в жизни общества. Проанализированы задачи, стоящие пред отечественной системой образования на современном этапе бурных перемен в общественном сознании. Намечены пути модернизации отечественного образования с целью превращения его в ресурс уменьшения социальных рисков и общественных конфликтов на почве ксенофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости. Доказана необходимость внедрения в систему образования программ, обеспечивающих развитие у подрастающего поколения толерантности, веротерпимости, гражданского патриотизма и социальной идентичности.

Страницы: 100-106
Ключевые слова: система образования как социальный институт; модернизация образования; социальные риски; общественные конфликты; ксенофобия; мигрантофобия; социальная идентичность; толерантность; моральное развитие подрастающих поколений; формирование солидарности российского общества;
Автор(ы): Асмолов А.Г.;

Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.111-118.

Статья посвящена анализу отношения родителей детей дошкольного возраста к начальному школьному образованию. Особое внимание в ней уделено выбору оптимального возраста ребенка для поступления в школу. Кроме того рассмотрены критерии, на которые опираются родители при выборе школы для своего ребенка. Также исследуются мнения родителей относительно основных функций школьного образования и их требования к профессиональным и личностным качествам школьного учителя. Статья продолжает цикл работ по социологии дошкольного детства, проведенных сотрудниками Института социологии образования РАО, и основана на материалах, социологического опроса родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы.

Страницы: 111-118
Ключевые слова: дошкольный возраст; отношение родителей к школе; начальное общее образование; готовность к школе; профессиональные и личностные качества учителя;
Автор(ы): Собкин В.С.; Иванова А.И.; Скобельцина К.Н. ;

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.104-110.

В статье обсуждается теоретико-методологическая основа Программы развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей проекта федерального государственного стандарта общего образования для старшей ступени – учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и концепция развивающего обучения, созданная в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Выделены основные виды универсальных учебных действий, определены их характеристики и критерии сформированности для старшего подросткового и юношеского возраста.

Страницы: 104-110
Ключевые слова: системно-деятельностный подход; психологический возраст; универсальные учебные действия; самоопределение; коммуникативные действия; познавательные действия; регулятивные действия;
Автор(ы): Асмолов А.Г.; Бурменская Г. В.; Володарская И.А; Карабанова О.А. ; Молчанов С. В.; Салмина Н.Г. ;


1 - 20 из 25
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер